Организация бухгалтерского учета розничной продажи товаров на материалах "Кооппродукты" Карачевского райопа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 20:00, курсовая работа

Описание

Под розничным товарооборотом понимается продажа потребительских товаров населению за наличный расчёт, независимо от каналов их реализации, а именно:
- юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание, для которых торговая деятельность является основной;
- юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю, но для которых торговая деятельность не является основной;
- физическими лицами, осуществляющими продажу товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках.

Содержание

Введение
1. Правовое обоснование и теоретические основы организации бухгалтерского учёта розничной продажи товаров
1.1 Правовое обоснование
1.2 Теоретические основы организации бухгалтерского учёта розничной продажи товаров
2. Общая характеристика филиала «Кооппродукты» Карачевского райпо.
2.1 Экономическая характеристика филиала
2.2 Организация учета на филиале
3. Состояние и пути совершенствования бухгалтерского учета розничной продажи товаров
3.1 Организация розничной торговли в филиале «Кооппродукты» Карачевского райпо
3.2 Учётная политика оценки товарных запасов при отпуске их в продажу
3.3 Бухгалтерский учёт продажи товаров в розничной торговли
3.4 Документальное оформление и учёт продажи в комиссионной торговли
3.5 Совершенствование организации учёта на предприятии и учёта розничной продажи товаров
3.5.1 Совершенствование организации учёта на предприятии
3.5.2 Совершенствование учёта розничной продажи товаров
Выводы и предложения
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Курсач БУ.doc

— 522.00 Кб (Скачать документ)

Когда товар  поступает в райпо товаровед делает записи в карточки о

поступлении товара на основании каждого приходного документа. Затем товар выдается в отделы магазина, материально-ответственным лицам в подотчет для дальнейшей реализации товара и товаровед вносит записи в карточки о количестве и сумме отпущенного товара на основании расходного документа.

На первое число каждого месяца составляют оборотную ведомость по аналитическим счетам и счету 41 "товары", где по каждому наименованию товаров указывают в натуральном и денежном выражении остаток на начало месяца, приход и расход за месяц, а также остаток на конец месяца. Суммовые итоги этой ведомости должны быть равны оборотам и сальдо синтетического счета 41. Таким образом синтетический учет движения товаров ведется в сводной ведомости, составляемой на основании данных аналитического учета.

Синтетический учет реализации товаров на предприятиях розничной торговли ведется на счете 90 «Продажи». По кредиту данного счета отражается продажная стоимость реализованных товаров, а по дебету - расходы, связанные с реализацией товаров, и налоги. На основании кассовых документов на сумму выручки от реализации товаров формируется проводка: Д 50 «Касса» К 90-1 «Продажи», субсчет «Выручка». Одновременно начисляется сумма НДС: Д 90-3 «Продажи», субсчет «НДС» К 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет НДС.

Если товар учитывается на счете 41 по покупной стоимости, то его списание ограничивается проводкой: Д 90-2 «Себестоимость продаж» К 41-2 «Товары в розничной торговле». В этом случае валовой доход торговой организации определяется как разница между товарооборотом без вычитаемых налогов и себестоимостью проданных товаров. Этот показатель автоматически формируется на счете 90 «Продажи» и складывается из товарооборота, за минусом НДС, акцизов и покупной стоимости товара. В этом случае, кроме проводки: Д 90-2 «Себестоимость продаж» К 41-2 «Товары в розничной торговле», следует сделать проводку по отражению суммы реализованной торговой наценки.  Проводкой методом «красного сторно» корректируют отраженную по дебету счета 90 «Продажи» покупную стоимость реализованных товаров на разницу между продажной стоимостью реализованных товаров и торговой надбавкой, относящейся к проданным товарам.

При учете товаров  по продажным ценам применяется  счет 42 для учета торговой надбавки на поступающие и выбывающие товары.

Корректировка дебетового оборота счета 90 и списание со счета 42 торговой надбавки, относящейся к выбывшим товарам, оформляются, как правило, проводкой: Д 90 «Продажи» К 42 «Торговая наценка» - сторно. При этом суммы первой и второй проводок должны совпадать. [31]

 

 

3.4 Документальное оформление и учёт продажи в комиссионной торговли

 

Торговые организации  могут продавать не только свои собственные  товары, но и товары третьих лиц, выступая комиссионерами по договору комиссии.

В общепринятом понимании  под комиссионной торговлей понимается розничная торговля, предполагающая продажу товаров новых и бывших в употреблении, переданных для реализации торговой организации, населением. И хотя в настоящий момент комиссионные магазины, как таковые, встречаются не часто, тем не менее, такой бизнес существует, и сегодня. Как и любой другой хозяйствующий субъект, комиссионный магазин подтверждает все свои хозяйственные операции специальными первичными документами. О том, какие унифицированные формы документов применяются в комиссионной торговле, мы и расскажем далее.

По сделке, совершенной  комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил  с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. В связи с тем, что гражданское законодательство не ограничивает состав сторон комиссионного соглашения, то сторонами данного договора могут выступать любые субъекты гражданского права - как юридические, так и физические лица. Если комитентом по договору комиссии выступает физическое лицо - гражданин, то помимо самой главы 51 ГК РФ, партнерские отношения строятся с учетом Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 1998 года N 569. Указанные правила определяют общий порядок продажи непродовольственных товаров на комиссионной основе, в то же время, особенности их продажи установлены другим документом - Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года N 55 (далее - Постановление N 55).

В пункте 9 Правил определено, что комиссионер самостоятельно выбирает тип документа, которым  оформляется приемка товара на комиссию. В качестве такового может применяться как договор комиссии, так и квитанция, накладная и иной документ, подписываемый обеими сторонами, главное, чтобы в нем содержались следующие сведения:

номер документа, дата его  составления;

наименование и реквизиты  сторон;

наименование товара;

степень износа и недостатки бывшего в употреблении товара;

цена товара;

размер и порядок  уплаты комиссионного вознаграждения;

условия принятия товара на комиссию;

порядок проведения и  размер уценки товара;

сроки реализации товара до и после его уценки;

условия и порядок возврата товара комитенту, не проданного комиссионером;

условия и порядок  расчетов между комиссионером и  комитентом;

размер оплаты расходов комиссионера по хранению товара, принятого  на комиссию, если по соглашению сторон эти расходы подлежат возмещению. 

Бухгалтерский учет товаров, принятых на комиссию, ведется  на забалансовом счете 004 «Товары, принятые на комиссию», реализация услуг отражается на счете 90 «Продажи», расчеты с комитентами - на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».     

Аналитический учет товаров ведется по материально  ответственным лицам, индивидуально по каждой вещи, а расчетов с комитентами - по каждому комитенту. Для аналитического учета товаров и расчетов с комитентами используются договоры комиссии, перечни товаров, принятых на комиссию, и учетные карточки.     

Для учета движения принятых на комиссию товаров и расчетов с комитентами  бухгалтерия на основании товарных и кассовых отчетов, а также договоров  и учетных карточек ведет оборотную  ведомость, которая составляется ежемесячно.     

Принятие  товаров по договору комиссии оформляется  следующей записью:      

Дт 004 «Товары, принятые на комиссию».     

Списание  реализованных, возвращенных товаров, а также уценка товаров отражается проводкой:     

Kт 004 «Товары, принятые на  комиссию».     

Поступление наличных денег в кассу oт реализации принятых на комиссию товаров (по продажным ценам) и за хранение фиксируется бухгалтерской проводкой:     

Дт 50 «Касса»     

Kт 76 «Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами», субсчет 10  «Расчеты с комитентами»- на сумму выручки за реализованные товары;      

Списание  издержек обращения фиксируется  записью:     

Дт 90 «Продажи», субсчет 7 «расходы на продажу»     

Kт 44 «Расходы на  продажу».     

Сумма комиссионного вознаграждения отражается:     

Дт 76 «Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами», субсчет 10  «Расчеты с комитентами»;     

Кт 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка»     

Выплата денег комитентам отражается по продажным ценам за вычетом комиссионного вознаграждения;     

Дт 76 «Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами»     

Kт 50 «Касса»     

Kт 51 «Расчетные счета».      

Сопоставлением  дебетового и кредитового оборотов по субсчетам счета 90 выявляется финансовый результат от реализации товаров, который  заключительными оборотами списывается  следующей проводкой:     

Дт 90 «Продажи», субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж»     

Kт 99 «Прибыли и убытки».      

Кроме того, комитентам уплачивается неустойка  за задержку выплаты средств и  поступления товара в торговый зал  для продажи (в сумме, предварительно определенной в договоре комиссии), которая относится к прочим убыткам:     

Дт 91 «Прочие доходы и  расходы»     

Kт 50 «Касса».     

В соответствии с Налоговым кодексом РФ с граждан должен удерживаться налог на доходы физических лиц по ставке 13%. Операция удержания налога оформляется записью:      

Дт 76 «Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами»     

Kт 68 «Расчеты по  налогам и сборам».    

Движение  по счетам бухгалтерского учета отражается в учетных регистрах по соответствующим  счетам.      

Аналитический учет ведется по  видам и каждой статье расходов, что отражается в соответствующих регистрах аналитического учета.       

Синтетический учет расходов ведется на активном счете 44 «Расходы на продажу». По дебету счета 44 «Расходы на продажу» собираются все производственные расходы, а по кредиту осуществляется их списание.      

Собранные на счете 44 расходы на продажу списываются  в части реализованных товаров  на счет учета реализации, что отражает проводка:     

Дт 90 «Продажи»      

Кт 44 «Расходы на продажу»      

Кроме того, данные расходы  могут быть списаны как недостающие - дебетуется счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», а также при  стихийных бедствиях отнесены на счет 99 «Прибыли и убытки».     

Таким образом, по дебету счета 44 «Расходы на продажу» постепенно накапливаются все производственные расходы предприятия.      

Финансовый  результат от продажи продукции (работ, услуг)  определяют по счету 90 «Продажи». Этот счет предназначен для  обобщения информации о доходах  и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а  также для определения финансового  результата по ним. Ежемесячно формируется отчет по счету 90 «Продажи».     

Сумма комиссионного  вознаграждения (выручки) в учете отражается по кредиту счета 90 «Продажи» субсчет 1 «Выручка» и дебету счета 76 субсчет 10 «Расчеты с комитентами». Одновременно себестоимость товаров, услуг списывается с кредита счета 44 «Расходы на продажу» в дебет счета 90 «Продажи» субсчет 7 «Расходы на продажу». В дебет счета 90 списывают фактическую себестоимость услуг с кредита счетов учета затрат.           

Таким образом организованный учет хозяйственных операций позволяет сформировать бухгалтерскую информацию для целей оперативного и управленческого учета, позволяет составить общее представление о финансовом состоянии организации. [34, 35, 31]

 

3.5 Совершенствование  организации учёта на предприятии  и учёта розничной продажи  товаров

 

3.5.1 Совершенствование  организации учёта на предприятии

 

Исследовав порядок  ведения бухгалтерского учета и  учета продажи товаров в розничном  торговом филиале «Коопродукты» Карачевского райпо, напрашивается вывод, что предприятие в целом соблюдает правила и форму ведения бухгалтерского учета, руководствуется учетной политикой и нормативными актами. Все операции, совершаемые на предприятии, находят правильное и полное отражение на счетах бухгалтерского учета, но имеют место и существенные недостатки, как учета в целом, так и по учету продажи товара. Недостатки в организации учета приводят к его запутанности, созданию условий для хищений материальных ценностей и других злоупотреблений, увеличению расходов на содержание учетного персонала. В целях совершенствования бухгалтерского учета, порекомендую следующие предложения. В процессе исследования выяснилось, что при проведении инвентаризации в инвентаризационную комиссию входят постоянно разные сотрудники предприятии. Поэтому, зачастую инвентаризационные комиссии действуют как временный орган. Проверяющие лица, плохо ознакомлены с нормативными актами и слабо знают свои права, обязанности и ответственность, отсутствует чёткая регламентация инвентаризаций, т.е. проведения, оформления, подведения итогов и принятия решений по результатам проверки. Отсутствует контроль за состоянием инвентаризационной работы. На предприятии нет утвержденной руководителем инвентаризационной комиссии и нет приказа или распоряжения на это. А ведь проведение инвентаризации и отражение ее результатов в бухгалтерском учете является одним из факторов, направленных на обеспечение требования достоверности бухгалтерской отчетности. Так как без подтверждения данных бухгалтерского учета результатами инвентаризации нельзя гарантировать достоверное и полное представление в бухгалтерской отчетности имущественного и финансового положения предприятия. И поэтому, для такого торгового предприятия, занимающегося розничной торговлей, имеющим помещения для хранения продуктовых изделий, руководству предприятия необходимо сформировать постоянную, компетентную инвентаризационную комиссию, утвержденную приказом руководителя предприятия и разработанный и утвержденный график проведения инвентаризации, с целью обеспечения сохранности товаров. Так же в процессе исследования было выявлено, что в торговом предприятии, не ведется график документооборота (прил. 9) и схемы распределения обязанностей (прил. 10), которые составляются в соответствии со спецификой деятельности предприятия, которые обеспечивали бы своевременное и доброкачественное создание документов, своевременную передачу их для отражения в бухгалтерском учете и отчетности. Поэтому, предлагаю разработать и использовать в работе график или схему документооборота и технологию обработки учетной информации по поступлению и реализации товара. Такой график просто необходим для бухгалтерских работников торговой организации. Что же касается предложений по устранению недостатков учета продажи товара и совершенствования учета товарных операций, то тут хочется порекомендовать торговому предприятию перейти на более современный этап развития бухгалтерских программ, объединяющих несколько предметных областей автоматизации. Бухгалтерский учет на предприятии ведется на базе программы «1С Бухгалтерия - 7.7». Это конечно очень эффективная и профессиональная программа, но существует и другая более прогрессивная и разносторонняя программа, основанная на системе штрихового кодирования, которая является просто необходимой в розничной торговле. Это программа - «1С: Торговля 8». [34, 29]

Информация о работе Организация бухгалтерского учета розничной продажи товаров на материалах "Кооппродукты" Карачевского райопа