Организация бухгалтерского управленческого учёта в СПК «Центр»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 23:15, курсовая работа

Описание

Эффективная работа современного предприятия невозможна без хорошо налаженной системы управленческого учета и отчетности на всех уровнях управления.
Управленческий учет - это процесс определения, измерения и сопоставления информации, позволяющий менеджерам предприятия с помощью этой информации принимать компетентные решения и планировать деятельность предприятия. Если учетная информация не способствует принятию более компетентных решений, то ее сбор - это напрасная трата времени и денег.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Теоретические основы организации управленческого учёта. . . . . .5
1.1 Сущность, значение и основные понятия бухгалтерского управленческого учёта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.2 Принципы управленческого учета. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
1.3 Основные аспекты и варианты организации управленческого учёта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
1.4 Методические рекомендации по организации и ведению управленческого учета. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
2. Организация бухгалтерского управленческого учёта в СПК
«Центр». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
2.1 Краткая характеристика СПК «Центр». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
2.2 Организация ведения бухгалтерского управленческого учёта в СПК «Центр». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
2.3 Первичный учет в СПК «Центр». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33

Работа состоит из  1 файл

курсовая управленческий.doc

— 169.50 Кб (Скачать документ)

Информация должна быть представлена тогда, когда она необходима в этом заключается принцип своевременности. Его отлично иллюстрирует русская пословица «дорога ложка к обеду».Принцип сопоставимости в финансовом учете интерпретируется достаточно просто одинаковые показатели за разные периоды времени должны быть сформированы в соответствии с одними и теми же принципами. Если данные за период, предшествовавший отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации». В управленческом учете информация имеет гораздо более сложную структуру, и сравнения здесь используются несколько другие. Например, для того чтобы решить вопрос о начале выпуска какого-либо компонента продукции компании или его закупке на стороне, следует привести данные по этим двум вариантам действий в сопоставимый вид, найдя хотя бы один параметр, сравнением значений которого можно выделить лучший вариант. Для данной управленческой проблемы это может быть, например, себестоимость. Если же для одного варианта мы располагаем только техническими характеристиками, а для другого только стоимостными, такая информация не дает возможности для сравнения. Принимать решение на основании несопоставимой информации невозможно.

В соответствии с принципом понятности информация, представленная в любом учетном документе, должна быть понятна пользователю этого документа. В случае управленческого учета можно сказать, что информация, подготовленная для менеджера, который будет принимать по ней какие-либо решения, должна быть представлена в такой форме, чтобы менеджер понял, что же несет в себе этот документ. И разумеется, информация должна быть уместной относиться к интересующей менеджера проблеме и не быть перегружена излишними деталями.

Принцип периодичности кажется совершенно очевидным, хотя бухгалтеру, занимающемуся управленческим учетом, выдержать его труднее, чем при подготовке внешней финансовой отчетности там этот принцип поддерживается законодательным требованием представления периодической отчетности. Однако и внутренний оборот информации, и внутренние отчеты желательно также строить в соответствии с этим принципом.

В завершение обзора принципов, на которых строится система управленческого учета, отметим еще один принцип экономичности. Его никогда не обсуждают относительно финансового учета, поскольку в силу своей жесткой внешней регламентированности ведение финансового учета обязательно для организации. Финансовый учет следует вести так, как предписано, невзирая на то, что затраты на поддержание учетного процесса могут и не быть продуктивными. Для управленческого учета, который полностью регламентируется самой организацией и служит исключительно целям повышения внутренней эффективности деятельности, такой подход «во что бы то ни стало» не подходит. Затраты на поддержание системы управленческого учета должны быть существенно меньше выгод от ее функционирования. Информационный обмен учетно-управленческими данными должен приносить организации пользу в виде снижения трансакционных и прочих затрат. И польза эта должна быть заметна. К проявлению этого принципа в различных разделах управленческого учета мы будем неоднократно возвращаться в нашей книге. Соблюдение всех этих принципов позволяет построить систему управленческого учета такой, чтобы она максимально соответствовала главной цели этого вида деятельности.

 

   1.3 Основные аспекты и варианты организации управленческого учёта.  

 Для построения адекватной и действенной (эффективной) системы управленческого учёта на предприятии необходимо определить методологические и организационные основы организации учета.

Управленчeский учёт базируется на методиках, тесно связанных с функциональными процессами на предприятии. Несмотря на то, что на практике в организациях обычно используются отдельные элементы управленческого учёта, важно, чтобы эти элементы были объединены в единую систему, ориентированную на достижение главного результата – повышения качества управления организацией. 
Изначально, руководство фирмы должно определить круг вопросов, решаемых при условии внедрения управленческого учёта, и осознавать, что успешная деятельность фирмы зависит не только от общей системы управления, но и от достоверной информации, содержащейся в системе управленческого учёта. Каждое предприятие стремится стать более благополучным, чем его конкурент, поэтому тайны организации внутрифирменного управления стараются не раскрывать. В какой-то степени эта область учёта считается секретной.  
Можно отметить две главные особенности управленческого учёта: ориентация на пользователя информации и оперативность предоставления данных. Ориентация на пользователя информации – определённого менеджера организации – характеризует сущность управленческого учёта. Потребности менеджеров в информации для принятия решений и контроля будут зависeть, во–первых, от функциональной области, в которой они специализируются, во–вторых, от их положения в организационной структуре предприятия. В связи с этим система управленческого учета в конкретной организации может быть построена различными способами, учитывающими указанную специфику. 
Например, это может быть комплексная информационная система, которая обеспечивает менеджеров на всех уровнях управления необходимой информацией о состоянии каждой из основных функциональных областей: производства, продажи, финансов и т.д. Вместе с тем это может быть и локальная система, которая формирует данные для ограниченного круга менеджеров (например, система показателей деятельности службы главного инженера) или в пределах ограниченной функциональной области (например, оперативный учет производства или финансовых показателей деятельности). 
Вторая особенность управленческого учёта – оперативность – обусловлена тем, что информация, необходимая для принятия решений и контроля, будет полезна только в том случае, когда она своевременно передается пользователям. 
При построении сложных систем управленческого учета, охватывающих все уровни управления, требование оперативности диктует необходимость автоматизации учётных процедур, поскольку ручная обработка дaнных не позволяет обеспечить своевременность получения информации.  
Проанализировав зарубежный и отечественный опыт, можно выделить три основные цели организации систeмы управленческого учёта как части информационной системы учёта в современном бизнесе: 
 
-   реализация концепции контроллинга, который дает управленческую информацию для планирования, контроля, оценки и непрерывного усовершенствования организации; 
-    проведение финансово–экономических расчётов, формирования базы обоснования эффективных управленческих решений; 
-    калькулирование себестоимости услуг, продуктов и прочих объектов затрат для удовлетворения информационных нужд финансового менеджмента как системы управления прибылью предприятия через управление затратами. 
Каждoе предприятие, исходя из перечисленных целей, может выбрать для себя наиболее приоритетное направление и, приняв его за основу, строить свою модель системы управленческого учёта. 
 
Из задач, которые призвана решать система управленческого учёта, можно выделить наиболее важную – помочь управленческому персоналу предприятия в принятии тактических и стратегических решений в управлении бизнесом. 
Для успешной организации управленческого учета в зависимости от отраслевых особенностей производства и целевой установки, прежде всего, целесообразно разработать экономически обоснованную классификацию затрат. Это позволит определить и сформировать: 
 
-  места возникновения затрат; 
-   центры ответственности; 
-   носители затрат. 
 
Затем необходимо выбрать наиболее приемлемый вариант, по которому будет организован управленческий учет. 
Возмoжные варианты организации управленческого учета и взаимодействия его с системой финансового учета подробно рассматривались В.Ф. Палием и С.А. Николаевой. Речь идет о таких системах организации бухгалтерского учета как: 
1)  двухкруговая (вариант автономии), 
2) однокруговая (интегрированная, или монистическая).  
 
Первый вариант – две базы данных: в управленческую базу данных информация вносится после отражения в базе бухгалтерского учёта, финансовая бухгалтерия работает в обычном режиме, предоставляя свою базу данных бухгалтеру-аналитику, для последующей трансформации консолидированными данными. Данный вариант привлекателен своей низкой ресурсоёмкостью, он может быть внедрён в кратчайшие сроки с минимальными затратами. Основное условие эффективного применения – детально разработанная методика переноса операций из бухгалтерской базы в управленческую. 
Второй вариaнт – одна база данных: все учётные документы поступают в бухгалтерию и по каждому первичному документу формируются бухгалтерские и управленческие проводки (или после формирования управленческих проводок бухгалтером-аналитиком, в финансовую бухгалтерию для формирования официальных бухгалтерских проводок). Преимущество варианта – наиболее точно соответствует основным принципам ведения учёта и позволяет полнее отразить деятельность предприятия. Недостаток – создание интегрированной бухгалтерской системы. 
При варианте автономии каждая из систем учета — финансового и управленческого — является замкнутой. В финансовой бухгалтерии затраты группируются по экономическим элементам, в управленческой — по статьям калькуляции. 
Управленческая информация в отличие от просто собранных данных не является избыточной, она более полезна и ориентирована на конкретного пользователя, способного воспринимать ценность этой информации. Организованная систeма управленческого учёта трансформирует обычные данные в управленческую информацию. 
Есть пять критериев, с помощью которых на практике можно всегда отличить управленческую информацию от обычной: 
 
-   форма подачи информации – сведения должны быть понятны конкретному получателю; 
-    периодичность – подача информации должна поставляться регулярно, но по мере необходимости; 
-     точность информации – приемлемый компромисс между надёжностью данных и своевременностью их представления; 
-    четкое определение ответственности конкретного сотрудника за подготовку управленческой информации в указанной форме с определенной точностью (достоверностью) и её передачу в положенное время получателю; 
-   рентабельность – польза от всей цепочки формирования управленческой отчётности (данные – сводки – отчеты – сводный отчет) должна превышать затраты на её осуществление. 
В управленческим учёте должен быть реализован не только системный, но и ситуационный подход. Основой ситуационного подхода является ситуация – конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное время. Конкретная специфика условий, в которой работает компания, накладывает отпечаток на выбор тех альтернатив, которые наилучшим образом позволяют достичь ей своих целей в сложившейся ситуации. 
Важнейшим фактором при создании системы управленческого учёта стоит признать ее экономическую эффективность. Это те выгоды, которые предприятие получает, как от наличия системы учёта за счет улучшения качества принимаемых решений, так и от оптимизации ее применения. Также стоит учитывать, что процедура внедрения учёта очень трудоёмкий и продолжительный процесс, в котором будут задействованы все структурные подразделения предприятия.

                 

                     1.4 Методические рекомендации по организации и ведению управленческого учета.

1) Основные компоненты системы  управленческого учета в организации.

Для организации и ведения управленческого учета на предприятии необходима классификация процессов и технологий в соответствии с систематикой управленческого учета. В соответствии с международной практикой базовыми компонентами системы управленческого учета и анализа на предприятиях являются:

  - учет и управление затратами;  

-  разработка оценочных и  сравнительных показателей деятельности;

-   планирование оперативной производственной, финансовой и инвестиционной деятельности (включая бюджетирование).

В систему управленческого учета и анализа включают также прогнозирование внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на деятельность предприятия, а также составление управленческой отчетности.

Система учета и управления затратами.

Система учета и управления затратами дает руководству организации:

-  информацию о том, где, когда  и в каких объемах расходуются  ресурсы организации;

-   прогноз изменения расходования ресурсов организации при изменении параметров и условий деятельности организации;

- возможность на основе полученной  информации обеспечить максимально  высокий уровень отдачи от  использования ограниченных ресурсов.

Система учета и управления затратами должна учитывать внешние требования в части налогового законодательства, согласоваться с корпоративными принципами, а также опираться на стандарты функциональной деятельности. Последнее особенно значимо для производственных предприятий, так как расчет производственной себестоимости связан с особенностями технологических процессов. Это справедливо и для операционной себестоимости в торговом бизнесе.

Система показателей деятельности.

Показатели деятельности лежат в основе планирования работы подразделений и делегирования ответственности на предприятии. Для реализации соответствующих управленческих функций менеджерами всех уровней, необходимы правила делегирования полномочий, правила распределения ответственности в структуре управления организаций. При этом важность рассматриваемой подсистемы не зависит от принятого похода к построению системы управления (иерархического, дивизионного или матричного). Чем сложнее управленческая структура, тем большее значение имеет правильный выбор системы показателей деятельности, правильное функционирование системы, то есть своевременное определение показателей и эффективность их с точки зрения отражения задач, стоящих перед каждым подразделением.

Классификация направлений управленческого учета в зависимости от функциональной принадлежности.

Поскольку в каждой организации можно выделить несколько различных бизнес процессов, для каждого направления хозяйственной деятельности обычно формируются специальные, присущие только ему формы управленческой отчетности, управленческих данных и моделей, а, следовательно, и специализированная форма управленческого учета. При этом в каждой организации есть и общий управленческий учет, стандартная управленческая отчетность и показатели деятельности. В качестве примеров специализированных сфер применения управленческого учета в зависимости от бизнес-процессов можно привести следующие:

-   закупки, складирование;

-   производство;

-   продажи;

-   управление финансовыми инструментами;

-   управление инвестициями;

-   управление транспортными потоками;

-   холдинговое управление.

2) Основные процессы, обеспечивающие  формирование и функционирование системы управленческого учета.

Среди основных процессов, реализация которых лежит в сфере деятельности экономиста-специалиста по управленческому учету, формирующих базу системы управленческого учета и анализа, можно выделить следующие:

Идентификация, измерение и накопление данных.

Процесс идентификации заключается в определении, классификации и оценке хозяйственных операций и других экономически значимых событий с целью последующего отражения соответствующей информации в системе управленческого учета. Процесс измерения предусматривает представление данных о хозяйственных операциях, других произошедших или потенциально возможных экономически значимых событиях в количественном выражении. Такое представление может основываться и на оценочных расчетах. Под накоплением понимается упорядоченное и последовательное отражение и классификация хозяйственных операций и других экономически значимых событий в соответствующих учетных регистрах.

Анализ, подготовка и интерпретация информации.

Процесс анализа информации предполагает определение круга пользователей и задач для реализации отчетной деятельности, а также выявление взаимосвязи этой деятельности с другими экономически значимыми событиями и ситуациями. Цель процесса - предоставление более адекватной отчетной информации. Подготовка и интерпретация учетных и/или плановых данных сводятся к согласованию этих данных по определенным признакам. Цель - предоставление логически связанной и обоснованной информации, включающей, если это уместно, аналитические и прогнозные заключения.

Экономистам рекомендуется интерпретировать в разрезе различных аналитических систем все возможные виды внутренней и внешней информации об организации (например, ее клиентах и ресурсах) и ее деятельности (направлениях бизнеса); сообщать о влиянии, которое поступающая или планируемая информация может оказать на работу компании; делать заключение о значимости и достоверности данных.

Разработка и технологическое внедрение информационной системы.

В современном управленческом учете широко используются информационные технологии, что предполагает создание на предприятии информационной системы для целей управленческого учета, соответствующей запросам руководства предприятия, его владельцев и акционеров.

В ходе конструирования и разработки полноценной информационной системы управления необходимо реализовать следующие задачи:

-   определить результаты, которые пользователи должны получать из системы;

-  указать, какие данные необходимо вводить в систему для получения требуемых результатов;

-   разработать требования к системе обработки, преобразующей данные на входе в информацию на выходе;

-   обеспечить управление и безопасность на уровне баз данных.

Для обеспечения отбора, накопления, передачи, анализа и сохранности информации необходимо применять современные методики и оборудование. Поэтому экономисты- специалисты в области управленческого учета или члены команды по внедрению управленческого учета должны владеть современными информационными технологиями и автоматизированными методиками ведения учета для их применения в обработке и управлении информацией. Например:

-   программное обеспечение (приложения), реализующие основные учетные функции и управление базами данных, методы финансового планирования и принятия решений, такие как модели оптимизации использования активов и распределения ресурсов;

-   сетевые и коммуникационные системы.

3) Факторы, оказывающие влияние  на организацию системы управленческого  учета в организациях.

В зависимости от целей долгосрочного развития организации и стратегии по их достижению, а также информационных потребностей менеджеров различных уровней и направлений, построение системы управленческого учета в различных организациях имеет свои особенности.

Среди ключевых факторов, обуславливающих особенности построения системы управленческого учета в организациях, можно назвать следующие:

-   особенности нормативно-правового регулирования деятельности организации;

-   характер деятельности (производственная сфера, торговля, выполнение работ, оказание услуг);

-   масштаб деятельности (операций);

-   организационная структура (отдельное предприятие, консолидированная группа и т.д.);

-   внутренние стандарты деятельности (стандарты корпоративного управления, стандарты качества);

-   наличие и характеристики систем информационного обеспечения для целей управления (например, программное обеспечение, позволяющее создавать большие базы данных и управлять интегрированной базой данных)


  2. Организация бухгалтерского управленческого учёта в СПК «Центр».

Информация о работе Организация бухгалтерского управленческого учёта в СПК «Центр»