Организация системы управленческого учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 07:21, статья

Описание

Статья посвящена вопросам совершенствования системы управленческого учета и отчетности в торговых организациях. В ней выделены и структурированы классификационные признаки управленческой отчетности торговых организаций, предложены формы учетных регистров, которые могут служить базой для оперативного анализа хода продаж, выявления выгодных клиентов, определения перспективных видов продукции.
Залогом успешной деятельности предприятия торговли на современном рынке, характеризующемся жесткой конкурентной борьбой, является быстрое реагирование на изменение условий торговли, основанное на их своевременном анализе, прогнозировании и принятии адекватных управленческих решений.

Работа состоит из  1 файл

Тема Организация системы управленческого учета.doc

— 202.00 Кб (Скачать документ)

Центральное звено деятельности торгового предприятия - продажи товаров, определяющие успешность его функционирования. Поэтому обеспечение руководства предприятия и коммерческой службы необходимой информацией о состоянии и эффективности продаж товара в режиме реального времени является залогом его устойчивого роста и развития. В связи с этим нами разработан оперативный управленческий отчет "Продажи товара" (табл. 3). Данный отчет предоставляет в разрезе номенклатуры товара следующие данные: объемы продаж товара, себестоимость продаж, среднюю цену продаж, сумму выручки от продаж, валовой доход от продаж, рентабельность, а также удельный вес ассортиментной позиции в общем объеме продаж и в объеме продаж ассортиментной группы.

 

 

Таблица 3

 

Управленческий отчет по продажам в разрезе

ассортиментных позиций (с 01.04.2011 по 01.07.2011)

 

 
 
 Наименование  
ассортиментной 
    позиции  

 
 
 Объем  
продаж, 
   т  

 
 
 
Себестоимость, 
   тыс. руб. 

 
 
Средняя 
  цена  
продаж, 
  руб.

 
 
 
 Выручка,  
тыс. руб.

 
 
 Валовой  
  доход,  
тыс. руб.

 
 
 
Рентабельность, 
       %      

     Удельный  вес      
    ассортиментной     
      позиции, %     

в общем 
объеме 
продаж

   в объеме    
    продаж     
ассортиментной 
    группы   

     Хлеб    

               

Хлеб           
"Бородинский"

   7,3

     201,08  

12,10

   212,02

  10,94 

       5,4    

  10,2

     21,3    

Хлеб "Окский"

   3,4

      93,99  

11,15

   105,13

  11,13 

      11,8    

   4,7

     12,4    

...          

  ... 

      ...    

  ... 

    ...  

   ...  

      ...     

  ... 

    ...      

Итого        

  41,3

     400,16  

 

   430,21

  30,05 

 

  38,4

    100      

   Булочные    
    изделия  

               

Батон "Особый"

   0,9

      17,10  

  6,60

    20,17

   3,08 

      17,9    

   1,4

     11,8    

Батон          
"Нарезной"   

   1,1

      39,74  

13,20

    43,49

   3,75 

       9,4    

   3,2

     17,3    

...          

  ... 

      ...    

  ... 

    ...  

   ...  

      ...     

  ... 

    ...      

Итого        

  26,3

     288,17  

 

   301,39

  13,22 

 

  34,3

    100      

    Сдобные    
    изделия  

               

Булочка        
"Улыбка"     

   1,3

      89,29  

  7,90

    92,42

   3,13 

       3,5    

   1,1

      8,9    

Булочка        
"Сказка"     

   1,4

      82,66  

  6,60

    86,24

   3,58 

       4,3    

   1,2

      9,4    

...          

  ... 

      ...    

  ... 

    ...  

   ...  

      ...     

  ... 

    ...      

Итого        

  21,4

     218,39  

 

   233,12

  14,43 

 

  18,9

    100      

    Изделия    
  диетические

               

Хлеб           
"Целебный"   

   0,8

     193,23  

12,40

21 530   

   2,20 

      11,4    

   0,3

      5,9    

Хлеб "Фитнес"

   0,7

      46,27  

14,85

52 021   

   5,75 

      12,4    

   0,4

      6,7    

...          

  ... 

      ...    

  ... 

    ...  

   ...  

      ...     

  ... 

    ...      

Итого        

  17,4

     208,74  

   Х  

   225,06

  16,32 

       Х      

   8,4

    100      

Итого по       
организации  

106,2

   1 115,47  

   Х  

1 189,78

  74,31 

       Х      

100  

       Х     


 

Отчет формируется на основании группировки показателей  первичной учетной документации, а именно документа на отгрузку товара - унифицированной формы накладной N ТОРГ-12. Данные этого отчета абсолютно объективны, а их анализ достоверен.

Учитывая, что формирование отчета производится автоматически, он может создаваться за любой отчетный период в режиме реального времени, что создает благоприятные возможности  коммерческой службе предприятия для  анализа процесса продаж и принятия своевременных адекватных управленческих решений.

Кроме этого, современные  информационные технологии позволяют  формировать отчет "Продажи товара" как по предприятию в целом, так  и по каждому менеджеру, а при  определенных условиях - по территориям  региона и контрагентам. Приведем пример отчета по продажам товара за период (табл. 4).

 

Таблица 4

 

Управленческий отчет  по продажам в разрезе покупателей

(с 01.04.2010 по 01.07.2010)

 

 
 
  Покупатель 

 
 Объем  
продаж, 
   т  

 
 
Себестоимость, 
   тыс. руб. 

 
 
 Выручка, 
тыс. руб.

 
 Валовой  
  доход,  
тыс. руб.

    Удельный вес     
   контрагента, %  

в общем 
объеме 
продаж

  в объеме   
   продаж    
канала сбыта

                            Региональная торговля                           

ООО "Юлия"  

  7,5

      81,76  

   84,68

   2,92 

    7 

      14   

ИП Чернявский

  10,22

     115,55  

  118,53

   2,98 

   12 

      21   

...         

  ... 

      ...    

   ...  

   ...  

   

Итого       

  25,49

     279,91  

  293,72

  13,81 

   28 

     100   

                              Городская торговля                            

ООО "ВИСТА" 

   5,97

      50,40  

   52,75

   2,35 

    2 

       6   

ООО "Союз"  

   3,77

      41,99  

   43,38

   1,40 

    6 

       9   

...         

  ... 

      ...    

   ...  

   ...  

   

Итого       

  38,40

     391,65  

  409,19

  17,54 

   52 

     100   

                               Сетевые магазины                             

ООО "Дела"  

   1,24

      14,56  

   15,02

   0,46 

    1 

      11   

ООО "Семь     
хлебов"     

   4,59

      55,04  

   55,42

   0,37 

    4 

      19   

...         

  ... 

      ...    

   ...  

   ...  

   

Итого       

  28,65

     295,04  

  323,69

  28,65 

   13 

     100   

                             Общественное питание                           

ООО "Арбат" 

   0,7

       7,38  

   10,18

 

    1 

      20   

...         

  ... 

      ...    

   ...  

   ...  

   

Итого       

  13,66

     148,86  

  163,17

  14,31 

    7 

 

Итого по      
организации 

106,19

    1115,47  

1189,78

  74,31 

  100 

      Х    


 

Это дает дополнительные возможности для более углубленного и детального анализа процесса продаж товара, выявления тенденций и прогноза развития рынка сбыта.

В структуре покупателей  авторы выделили различные группы с  разными условиями взаимоотношений (ассортимент приобретаемого товара, условия взаиморасчетов, средняя  цена, доходность и т.п.), такие как: региональная торговля, городская торговля, сетевые магазины, общепит, в соответствии с которыми организации торговли могут осуществлять мониторинг процесса продажи товаров и организовать эффективную коммерческо-сбытовую политику.

Для обеспечения информацией  о состоянии и эффективности продаж товара в вышеперечисленных сегментах рынка в практической деятельности может использоваться оперативный отчет "Продажи товара по направлениям".

Этот отчет формируется  автоматически за выбранный промежуток времени и группирует данные об объемах продаж групп товаров, средней цене продаж, доходности в целом по предприятию и отдельно по каждому сегменту регионального рынка в разрезе номенклатурных групп товара (ассортименту) (табл. 5).

 

Таблица 5

 

Фрагмент отчета продажи  товара по направлениям

за февраль 2012 г.

 

 
  Группа   
  товаров

      Городская  торговля (до 1 т - 84 клиента)     

             Сетевые магазины (1 клиент)           

Средняя 
цена,  
руб/кг

Стоимость, 
   руб.  

 Вес,  
  кг 

Себестоимость, 
     руб.    

Доходность, 
     %    

Средняя 
цена,  
руб/кг

Стоимость, 
   руб.  

 Вес,  
  кг 

Себестоимость, 
     руб.    

Доходность, 
     %    

Паштеты  

  83,5

    51,5 

  0,6

      41,8   

    23,3  

  88,1

   321,5 

  3,6

     266,0   

    20,8  

Ветчины  

106,7

   109,4 

  1  

      87,4   

    25,2  

101,5

   416,9 

  4,1

     345,2   

    20,8  

Сосиски  

  96,6

   160,8 

  1,7

     129,7   

    24,0  

  92,1

   118,1 

11,1

     841,6   

    21,0  

Деликатесы

258,6

   310,1 

  1,2

     253,1   

    22,5  

248,1

  1608,2 

  6,5

    1319,6   

    21,9  

Фарш     

  51,9

     9,7 

  0,2

       7,9   

    22,2  

   0  

     0   

  0  

       0     

     0    

Консервы 

  56,6

    40,8 

  0,7

      34,7   

    17,7  

   0  

     0   

  0  

       0     

     0    

Итого    

140,0

   521,5 

  3,7

     424,8   

    22,7  

164,7

  2346,6 

14,2

    1930,8   

    21,5  


 

Появление на рынке клиентов, имеющих сеть магазинов, разбросанных по всему региону, потребовало наличия информации не только об объемах торговли в целом с клиентом, но и по каждому магазину в отдельности. Для решения этой проблемы может быть использован оперативный управленческий отчет "Отгрузка по местам доставки", который позволяет анализировать объемы и стоимость отгрузки товара по каждому магазину сетевого клиента (табл. 6).

 

 

Таблица 6

 

Отгрузка по местам доставки за период

с 01.11.2012 по 10.11.2012

(покупатель: закрытое  акционерное общество "Тандер")

 

  Место нахождения  магазина  
     (название магазина)   

 
 Вес, кг

  Сумма,  
   руб. 

   Налог на     
  добавленную  
стоимость, руб.

  Всего,  
   руб. 

г. Армавир, ул. Кирова,      
д. 29 (Николаевский)       

    36,9

    4 774

        434   

    4 774

г. Гулькевичи, ул. Красная,  
д. 2 (Гулькевичи)          

    78,5

   11 251

      1 023   

   11 251

г. Ессентуки,                
ул. Кисловодская, д. 20а     
(Прима)                    

   124,1

   12 956

      1 178   

   12 956

г. Железноводск, ул. Ленина, 
д. 106а (Бештау)           

   207,6

   26 778

      2 650   

   26 778

г. Кисловодск,               
ул. Ленинградская, д. 73     
(Сириус)                   

   119,1

   12 254

      1 114   

   12 254

г. Ставрополь,               
ул. Доваротцев, д. 39        
(Буран)                    

    99,5

    9 715

        927   

    9 715

г. Ипатово,                  
ул. Ленинградская, д. 82   

   127,9

   11 097

      1 023   

   11 097

г. Светлоград,               
ул. Тургенева, д. 24         
(Светлоград)               

   156,1

   12 987

      1 224   

   12 987

г. Элиста, 3-й микрорайон,   
д. 22 (Рушанов)            

    27,1

    3 831

        348   

    3 831

Итого                      

22 706,6

2 478 649

    231 453   

2 478 649


 

В отличие от бухгалтерской отчетности, разрабатываемой на базе данных финансового учета и ориентированной на внешних пользователей, управленческая отчетность формируется для внутренних пользователей - руководителей различных уровней управления организацией.

Данные формы являются основой внутренней управленческой отчетности и служат базой для оперативного анализа за ходом продаж, выявления выгодных клиентов, определения перспективных видов продукции.

Таким образом, авторы рассмотрели  особенности организации управленческого учета и отчетности в торговой организации. В заключение хотелось бы отметить, что организация эффективной системы управленческого учета предполагает ее построение с учетом особенностей функционирования хозяйствующих субъектов, что позволит создать в торговых организациях эффективную учетно-аналитическую систему, позволяющую принимать современные и экономически обоснованные управленческие решения и выявлять внутрихозяйственные резервы.

 

Список литературы

 

1. Костюкова Е.И. Организационно-методические основы функционирования системы управленческого учета // Международный бухгалтерский учет. 2011. N 36 (186). С. 12 - 18.

2. Костюкова Е.И. Управленческий  учет в различных отраслях: теория и практика: монография / Е.И. Костюкова, А.Н. Бобрышев, В.С. Яковенко и др. Ставрополь: СевКавГТУ, 2009. 305 с.

 

Т.А.Башкатова

К. э. н.,

ассистент

кафедры экономического анализа и  аудита

Ставропольский государственный

аграрный университет

 

И.А.Богатырев

Аспирант

кафедры экономики и управления

Северо-Кавказский государственный

технический университет

Подписано в печать

19.09.2012

 

 

 


Информация о работе Организация системы управленческого учета