Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 07:21, статья
Статья посвящена вопросам совершенствования системы управленческого учета и отчетности в торговых организациях. В ней выделены и структурированы классификационные признаки управленческой отчетности торговых организаций, предложены формы учетных регистров, которые могут служить базой для оперативного анализа хода продаж, выявления выгодных клиентов, определения перспективных видов продукции.
Залогом успешной деятельности предприятия торговли на современном рынке, характеризующемся жесткой конкурентной борьбой, является быстрое реагирование на изменение условий торговли, основанное на их своевременном анализе, прогнозировании и принятии адекватных управленческих решений.
Центральное звено деятельности торгового предприятия - продажи товаров, определяющие успешность его функционирования. Поэтому обеспечение руководства предприятия и коммерческой службы необходимой информацией о состоянии и эффективности продаж товара в режиме реального времени является залогом его устойчивого роста и развития. В связи с этим нами разработан оперативный управленческий отчет "Продажи товара" (табл. 3). Данный отчет предоставляет в разрезе номенклатуры товара следующие данные: объемы продаж товара, себестоимость продаж, среднюю цену продаж, сумму выручки от продаж, валовой доход от продаж, рентабельность, а также удельный вес ассортиментной позиции в общем объеме продаж и в объеме продаж ассортиментной группы.
Таблица 3
Управленческий отчет по продажам в разрезе
ассортиментных позиций (с 01.04.2011 по 01.07.2011)
|
|
|
|
|
|
|
Удельный
вес | |
в общем |
в объеме | |||||||
Хлеб |
||||||||
Хлеб |
7,3 |
201,08 |
12,10 |
212,02 |
10,94 |
5,4 |
10,2 |
21,3 |
Хлеб "Окский" |
3,4 |
93,99 |
11,15 |
105,13 |
11,13 |
11,8 |
4,7 |
12,4 |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
Итого |
41,3 |
400,16 |
430,21 |
30,05 |
38,4 |
100 | ||
Булочные |
||||||||
Батон "Особый" |
0,9 |
17,10 |
6,60 |
20,17 |
3,08 |
17,9 |
1,4 |
11,8 |
Батон |
1,1 |
39,74 |
13,20 |
43,49 |
3,75 |
9,4 |
3,2 |
17,3 |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
Итого |
26,3 |
288,17 |
301,39 |
13,22 |
34,3 |
100 | ||
Сдобные |
||||||||
Булочка |
1,3 |
89,29 |
7,90 |
92,42 |
3,13 |
3,5 |
1,1 |
8,9 |
Булочка |
1,4 |
82,66 |
6,60 |
86,24 |
3,58 |
4,3 |
1,2 |
9,4 |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
Итого |
21,4 |
218,39 |
233,12 |
14,43 |
18,9 |
100 | ||
Изделия |
||||||||
Хлеб |
0,8 |
193,23 |
12,40 |
21 530 |
2,20 |
11,4 |
0,3 |
5,9 |
Хлеб "Фитнес" |
0,7 |
46,27 |
14,85 |
52 021 |
5,75 |
12,4 |
0,4 |
6,7 |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
Итого |
17,4 |
208,74 |
Х |
225,06 |
16,32 |
Х |
8,4 |
100 |
Итого по |
106,2 |
1 115,47 |
Х |
1 189,78 |
74,31 |
Х |
100 |
Х |
Отчет формируется на
основании группировки
Учитывая, что формирование
отчета производится автоматически, он
может создаваться за любой отчетный
период в режиме реального времени,
что создает благоприятные
Кроме этого, современные информационные технологии позволяют формировать отчет "Продажи товара" как по предприятию в целом, так и по каждому менеджеру, а при определенных условиях - по территориям региона и контрагентам. Приведем пример отчета по продажам товара за период (табл. 4).
Таблица 4
Управленческий отчет по продажам в разрезе покупателей
(с 01.04.2010 по 01.07.2010)
|
|
|
|
|
Удельный вес | |
в общем |
в объеме | |||||
Региональная торговля | ||||||
ООО "Юлия" |
7,5 |
81,76 |
84,68 |
2,92 |
7 |
14 |
ИП Чернявский |
10,22 |
115,55 |
118,53 |
2,98 |
12 |
21 |
... |
... |
... |
... |
... |
||
Итого |
25,49 |
279,91 |
293,72 |
13,81 |
28 |
100 |
Городская торговля | ||||||
ООО "ВИСТА" |
5,97 |
50,40 |
52,75 |
2,35 |
2 |
6 |
ООО "Союз" |
3,77 |
41,99 |
43,38 |
1,40 |
6 |
9 |
... |
... |
... |
... |
... |
||
Итого |
38,40 |
391,65 |
409,19 |
17,54 |
52 |
100 |
Сетевые магазины | ||||||
ООО "Дела" |
1,24 |
14,56 |
15,02 |
0,46 |
1 |
11 |
ООО "Семь |
4,59 |
55,04 |
55,42 |
0,37 |
4 |
19 |
... |
... |
... |
... |
... |
||
Итого |
28,65 |
295,04 |
323,69 |
28,65 |
13 |
100 |
Общественное питание | ||||||
ООО "Арбат" |
0,7 |
7,38 |
10,18 |
1 |
20 | |
... |
... |
... |
... |
... |
||
Итого |
13,66 |
148,86 |
163,17 |
14,31 |
7 |
|
Итого по |
106,19 |
1115,47 |
1189,78 |
74,31 |
100 |
Х |
Это дает дополнительные
возможности для более
В структуре покупателей
авторы выделили различные группы с
разными условиями
Для обеспечения информацией о состоянии и эффективности продаж товара в вышеперечисленных сегментах рынка в практической деятельности может использоваться оперативный отчет "Продажи товара по направлениям".
Этот отчет формируется автоматически за выбранный промежуток времени и группирует данные об объемах продаж групп товаров, средней цене продаж, доходности в целом по предприятию и отдельно по каждому сегменту регионального рынка в разрезе номенклатурных групп товара (ассортименту) (табл. 5).
Таблица 5
Фрагмент отчета продажи товара по направлениям
за февраль 2012 г.
|
Городская торговля (до 1 т - 84 клиента) |
Сетевые магазины (1 клиент) | ||||||||
Средняя |
Стоимость, |
Вес, |
Себестоимость, |
Доходность, |
Средняя |
Стоимость, |
Вес, |
Себестоимость, |
Доходность, | |
Паштеты |
83,5 |
51,5 |
0,6 |
41,8 |
23,3 |
88,1 |
321,5 |
3,6 |
266,0 |
20,8 |
Ветчины |
106,7 |
109,4 |
1 |
87,4 |
25,2 |
101,5 |
416,9 |
4,1 |
345,2 |
20,8 |
Сосиски |
96,6 |
160,8 |
1,7 |
129,7 |
24,0 |
92,1 |
118,1 |
11,1 |
841,6 |
21,0 |
Деликатесы |
258,6 |
310,1 |
1,2 |
253,1 |
22,5 |
248,1 |
1608,2 |
6,5 |
1319,6 |
21,9 |
Фарш |
51,9 |
9,7 |
0,2 |
7,9 |
22,2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Консервы |
56,6 |
40,8 |
0,7 |
34,7 |
17,7 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Итого |
140,0 |
521,5 |
3,7 |
424,8 |
22,7 |
164,7 |
2346,6 |
14,2 |
1930,8 |
21,5 |
Появление на рынке клиентов, имеющих сеть магазинов, разбросанных по всему региону, потребовало наличия информации не только об объемах торговли в целом с клиентом, но и по каждому магазину в отдельности. Для решения этой проблемы может быть использован оперативный управленческий отчет "Отгрузка по местам доставки", который позволяет анализировать объемы и стоимость отгрузки товара по каждому магазину сетевого клиента (табл. 6).
Таблица 6
Отгрузка по местам доставки за период
с 01.11.2012 по 10.11.2012
(покупатель: закрытое акционерное общество "Тандер")
Место нахождения
магазина |
|
Сумма, |
Налог на |
Всего, |
г. Армавир, ул. Кирова, |
36,9 |
4 774 |
434 |
4 774 |
г. Гулькевичи, ул. Красная, |
78,5 |
11 251 |
1 023 |
11 251 |
г. Ессентуки, |
124,1 |
12 956 |
1 178 |
12 956 |
г. Железноводск, ул. Ленина, |
207,6 |
26 778 |
2 650 |
26 778 |
г. Кисловодск, |
119,1 |
12 254 |
1 114 |
12 254 |
г. Ставрополь, |
99,5 |
9 715 |
927 |
9 715 |
г. Ипатово, |
127,9 |
11 097 |
1 023 |
11 097 |
г. Светлоград, |
156,1 |
12 987 |
1 224 |
12 987 |
г. Элиста, 3-й микрорайон, |
27,1 |
3 831 |
348 |
3 831 |
Итого |
22 706,6 |
2 478 649 |
231 453 |
2 478 649 |
В отличие от бухгалтерской отчетности, разрабатываемой на базе данных финансового учета и ориентированной на внешних пользователей, управленческая отчетность формируется для внутренних пользователей - руководителей различных уровней управления организацией.
Данные формы являются основой внутренней управленческой отчетности и служат базой для оперативного анализа за ходом продаж, выявления выгодных клиентов, определения перспективных видов продукции.
Таким образом, авторы рассмотрели
особенности организации
Список литературы
1. Костюкова Е.И. Организационно-
2. Костюкова Е.И. Управленческий учет в различных отраслях: теория и практика: монография / Е.И. Костюкова, А.Н. Бобрышев, В.С. Яковенко и др. Ставрополь: СевКавГТУ, 2009. 305 с.
Т.А.Башкатова
К. э. н.,
ассистент
кафедры экономического анализа и аудита
Ставропольский государственный
аграрный университет
И.А.Богатырев
Аспирант
кафедры экономики и управления
Северо-Кавказский государственный
технический университет
Подписано в печать
19.09.2012
Информация о работе Организация системы управленческого учета