Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 10:50, курсовая работа
Переход России к рыночным отношениям выявил необходимость создания новых экономических институтов, регулирующих взаимоотношения различных субъектов предпринимательской деятельности, и среди них одно из ведущих мест должно принадлежать институту аудиторства, главная цель которого – обеспечить контроль за достоверностью информации, отражаемой в бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчётности. Данные по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций у юридических объектов могут быть объективно подтверждены независимым аудитом. Аудиторский контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы и службы.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1 Сущность аудита и аудиторской деятельности………………………5
1.1 Цели и задачи аудита и аудиторской деятельности…………………5
1.2 Внешний аудит…………………………………………………………9
1.3 Внутренний аудит……………………………………………………..12
Глава 2 Основные этапы аудиторской проверки……………………………..16
2.1 Определение стратегии аудиторской проверки……………………..16
2.2 Подготовка общего плана и программы аудита…………………….21
2.3 Проверка финансовой отчетности и составление заключения…….26
Заключение…………………………………………………………………………34
Список нормативно – правовых актов и использованной литературы…
- проверяется правильность отнесения на себестоимость косвенных расходов / расходов на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общецеховых и общезаводских расходов, потерь по бракам/;
- проверяется обоснованность сумм косвенных расходов и способов их распределения по объектам калькуляции;
- выясняется обоснованность начисленных сумм заработной платы и их включения в себестоимость производимой продукции;
- выясняется правомерность отнесения на себестоимость коммерческих расходов /по транспортировке готовой продукции на склады потребителей, погрузо-разгрузочные работы, тару и упаковку, на рекламу, расходов по командировкам, представительским расходам, оплате аудиторских услуг и т.п.
Проверка правильности организации бухгалтерского учета и его состояния.
Аудитор начинает проверку состояния учета на аудируемом предприятии с внимательного ознакомления с учредительными документами предприятия, его уставом, штатным расписанием, объемом производства, видов производимой продукции и другими организационными особенностями предприятия. Далее проверка проводится по следующему примерному плану :
- установление применяемой на аудируемом предприятии Формы бухгалтерского учета и соответствие ее организационным и технологическим особенностям предприятия;
- проверка организации документооборота с момента выписки документа до момента сдачи его в архив;
- проверка обеспеченности предприятия всеми необходимыми бухгалтерскими бланками, организационной техникой, средствами автоматизации обработки учетных данных;
- наличие плана инвентаризации имущества и фактического его выполнения;
- своевременность и полнота проведения инвентаризаций и ревизий, оформления их результатов, а также принятия мер по ликвидации обнаруженных при их проведении нарушений и недостатков;
- проверка правильности проведения документального оформления движения материальных ценностей ;
- проверка правильности ведения Главной Книги, а также регистров синтетического и аналитического учета;
- проверка соответствия данных аналитического учета данным учета синтетического;
- проверка соответствия метода учета затрат на производство продукции и калькулирования ее себестоимости особенностям технологии производства продукции;
- своевременность и правильность составления бухгалтерской отчетности;
- проверка состояния расчетно-кредитных операций, отношений с государственным бюджетом, поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, другими дебиторами и кредиторами;
- проверка состояния расчетов с работниками предприятия по оплате труда;
- проверка состояния расчетов по внебюджетным фондам;
- проверка выполнения штрафных санкций, выплат пени и неустоек;
- проверка уровня оплаты работников бухгалтерии по сравнению с заработной платой других категорий работников;
- составление акта аудиторской проверки и заключения аудитора о состоянии бухгалтерского учета на аудируемом предприятии;
- разработка рекомендаций по устранению обнаруженных нарушений;
- согласование с руководством предприятия времени, необходимого для устранения ошибок в учетных и отчетных данных (от I до 3 месяцев).
После исправления учетных и отчетных данных или при отсутствии замечаний аудитора по состоянию учета и отчетности , сразу после составления акта аудиторской проверки аудитор составляет заключение аудитора.
2.2 Подготовка общего плана и программы аудита
Начиная разработку общего плана и программы аудита, аудиторская организация должна, основываясь на предварительных знаниях об экономическом субъекте, а также на результатах проведенных аналитических процедур, выявить области, значимые для аудита.
Опасность, объем, и сроки проведения аналитических процедур следует варьировать в зависимости от объема и сложности данных бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
В процессе подготовки общего плана и программы аудита аудиторская организация оценивает эффективность системы внутреннего контроля, действующей у экономического субъекта, и производит оценку риска системы внутреннего контроля. Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации, а также выявляет недостоверную информацию. Оценивая эффективность системы внутреннего контроля, аудиторская организация должна собрать достаточное количество аудиторских доказательств. Если аудиторская организация считает возможным положиться на систему внутреннего контроля и систему бухгалтерского учета, как гарант достоверности отчетности, она должна соответствующим образом скорректировать объем предстоящего аудита.
При подготовке общего плана и программы аудита аудиторская организации следует установить приемлемые для нее уровень существенности и аудиторский риск, позволяющие считать бухгалтерскую отчетность достоверной. Планируя аудиторский риск, аудиторская организация определяет внутрихозяйственный риск бухгалтерской отчетности и риск контроля, которые присущи этой отчетности независимо от аудита экономического объекта.
Аудиторской организации следует учитывать степень автоматизации обработки учетной информации, что позволит точнее определить объем и характер аудиторских процедур.
Отдельные положения общего плана и программы аудита аудиторская организация, если сочтет это целесообразным, может согласовать с руководством проверяемого экономического объекта. При этом аудиторская организация независима в выборе приемом и методов аудита, отраженных в общем плане и программе, но несет полную ответственность за результаты своей работы в соответствии с данным общим планом и данной программой.
Результаты выполняемых аудиторской организацией процедур при подготовке общего плана и программы следует детально документировать, так кА они служат основанием для планирования аудита и могут использоваться в течение всего процесса аудита.
Общий план служит руководством в осуществлении программы аудита. В процессе аудита, у аудиторской организации могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана. Вносимые в план изменения, а также причины изменений аудитору следует подробно документировать.
В общем плане аудиторская организация должна предусмотреть сроки проведения аудита и составить график его проведения, подготовка отчета и аудиторского заключения. В процессе планирования затрат времени аудитору необходимо учесть[3]:
- реальные трудозатраты;
- расчет затрат времени в предыдущем периоде и его связь с текущим расчетом;
- уровень существенности;
- проведенные оценки рисков аудита.
В общем плане аудиторская организация определяет способ проведения аудита. В случае решения провести выборочный аудит аудитор формирует аудиторскую выборку.
Составной частью общего плана являются положения по планированию управления и контроля качества выполняемого аудита. В общем плане рекомендуется предусмотреть:
- формирование аудиторской группы, численность и квалификацию аудиторов, привлекаемых к проведению аудита;
- распределение аудиторов в соответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам аудита;
- инструктирование всех членов команды об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта, а также с положением общего плана аудита;
- контроль руководителя за выполнением плана и качеством работы ассистента аудитора, за ведением ими рабочей документации и надлежащим оформлением результатов аудита;
- разъяснение руководителем аудиторской группы методических вопросов, связанных с практической реализацией аудиторских процедур;
- документальное оформление особого мнения члена аудиторской группы при возникновении разногласий в оценке того или иного факта между аудиторской группы и ее рядовым членом.
Аудиторская организация определяет в общем плане роль внутреннего аудита, а также необходимость привлечения экспертов в процессе проведения аудита. Общая информация о предприятии необходима для того, чтобы в дальнейшем обоснованное заключение о достоверности отчетности. В частности, необходимо выяснить специфику деятельности и отраслевые особенности предприятия, понять его организационное устройство, определить производственные, финансовые и другие связи, познакомиться с юридическими обязательствами.
С первого дня работы аудитору следует ознакомиться с юридическими документами клиента: уставом, документами регистрации, протоколами заседаний совета директоров и собраний акционеров. В них может содержаться информация о распределении полученной прибыли, объявлении дивидендов, выплате вознаграждений, подписании контрактов и соглашений, решениях об участии в других предприятиях, о приобретении собственности, предоставление долгосрочных займов, предоставлении обеспечения и гарантии, определение круга лиц, имеющих право подписи. Кроме того, для выяснения обязательств клиента важно ознакомиться с контрактами, договорами и соглашениями.
Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно является для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы средством качества работы.
Аудитору следует документально оформить программу аудита, обозначить номером или кодом каждую аудиторскую процедуру, чтобы в процессе работы делать ссылки на них в своих рабочих документах.
Аудиторскую программу составляют в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу. Программа тестов средств контроля представляет собой перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Назначение этих тестов - выяснить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта.
Аудиторские процедуры по существу включают в себя детальную проверку отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Программа аудиторских процедур по существу представляет собой перечень действий аудитора, необходимых для таких детальных и конкретных проверок. Для процедур по существу аудитору следует определить, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и составить программу аудита по каждому разделу.
В зависимости от изменений условий проведения аудита и результатов аудиторских процедур программа может пересматриваться. Причины и результаты изменений следует документировать. Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
По окончании процесса планирования аудита общий план и программы аудита должны быть оформлены документально и завизированы в установленном порядке.
2.3 Проверка финансовой отчетности и составление заключения
Целью аудита финансовой отчетности является предоставление аудитору возможности выразить мнение о том, подготовлена ли финансовая отчетность во всех существенных аспектах в соответствии с установленными принципами финансовой отчетности.
В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» под достоверностью финансовой (бухгалтерской) отчетности понимается степень точности содержащихся в ней данных, которая позволяет пользователю этой отчетности на их основании делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
В соответствии с п. 6 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. При этом важно не только «формальное» соблюдение правил, но и подготовка бухгалтерской отчетности таким образом, чтобы она давала достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации и его изменении, финансовых результатах ее деятельности. Подготовка достоверной бухгалтерской отчетности — это задача руководства аудируемого лица. Наличие аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности не перекладывает ответственности за ее подготовку и ее достоверность на аудитора. Вместе с тем на аудитора возлагается ответственность за формирование объективного мнения о степени достоверности представленной аудируемым лицом отчетности и составления соответствующего заключения, которое должно служить ориентиром для пользователей бухгалтерской отчетности при определении степени объективности представленных в отчетности данных и предупреждать о существующих или вероятных отклонениях в этой отчетности.