Основные этапы проведения аудита и их содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:49, реферат

Описание

Аудиторская деятельность в России за относительно короткий период времени прошла большой и успешный путь развития: создана и совершенствуется нормативно-правовая база аудита, сформировался рынок аудиторских услуг. Важным направлением в развитии технологий аудита является аудит оценочных значений.
Финансовая (бухгалтерская) отчетность содержит показатели, исчисленные экономическим субъектом, по которым правила бухгалтерского учета, не отражают порядок определения их точных значений из-за неопределенности или невозможности точной оценки. Такие значения, называются оценочными. Их специфичность представляют определенную сложность в процессе аудита.
Существующие методические разработки в области аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности не в полной мере учитывают специфику проверки оценочных значений при формировании мнения о достоверности отчетности. В этой связи важность разработки методического обеспечения аудита оценочных значений, обоснования и внедрения его в практику независимых аудиторских проверок финансово-хозяйственной деятельности очевидны.

Работа состоит из  1 файл

Аудит.docx

— 32.82 Кб (Скачать документ)

Введение

Аудиторская деятельность в  России за относительно короткий период времени прошла большой и успешный путь развития: создана и совершенствуется нормативно-правовая база аудита, сформировался  рынок аудиторских услуг. Важным направлением в развитии технологий аудита является аудит оценочных  значений.

Финансовая (бухгалтерская) отчетность содержит показатели, исчисленные  экономическим субъектом, по которым  правила бухгалтерского учета, не отражают порядок определения их точных значений из-за неопределенности или невозможности  точной оценки. Такие значения, называются оценочными. Их специфичность представляют определенную сложность в процессе аудита.

Существующие методические разработки в области аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности не в полной мере учитывают специфику проверки оценочных значений при формировании мнения о достоверности отчетности. В этой связи важность разработки методического обеспечения аудита оценочных значений, обоснования  и внедрения его в практику независимых аудиторских проверок финансово-хозяйственной деятельности очевидны.

Несмотря на то, что необходимость  создания научно обоснованной методики аудита оценочных значений не вызывает сомнений, публикации по предмету исследования весьма ограничены.

Цель данной работы - изучить основные этапы последовательности проведения аудита и содержание.

 

 

 

 

1. Заключение договора на проведение аудита и общее изучение деятельности предприятия

Аудит - особая, самостоятельная  и независимая организационная  форма финансового контроля. Аудиторство - неотъемлемая часть инфраструктуры рынка. Во всех странах мира с рыночной экономикой существует институт аудита со своей правовой и организационной инфраструктурой.

Аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую  деятельность аудиторов (аудиторских  фирм) по осуществлению вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, документов бухгалтерского учета, налоговых  деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских  услуг.

Аудитор (от лат. auditor — слушатель, ученик, последователь) — лицо, проверяющее состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период. Аудитор отличается от ревизора по своей сущности, по подходу к проверке документации, по взаимоотношениям с клиентом, по выводам, сделанным по результатам проверки, и т.д.

При проведении аудиторской проверки на предприятии аудитор должен руководствоваться следующими законодательно – нормативными актами:

- Законом РФ "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации"

- Законом РФ «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности»

- Кодексом РФ «О налогах и других обязательных платежах в бюджет»

- Международными  стандартами финансовой отчетности;

- Стандартами аудиторской  деятельности - Рабочим планом счетов  бухгалтерского учета, утвержденным  Инструкцией по разработке Рабочего  плана счетов для организаций,  составляющих финансовую отчетность  в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (приказ МФ РК от 22.12.2005г. №426).

Отношения между  аудиторскими организациями и аудируемыми субъектами строятся на основе договора в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Договор на проведение аудиторской проверки является основным документом, удостоверяющим факт достижения договоренности между клиентом и  аудиторской организацией. Поэтому  аудитору необходимо уделить очень  серьезное внимание условиям заключения договора.

Аудитору следует  обсудить с клиентом характер, объемы и временные условия работы с  позиции, как себе это видит клиент. Затем необходимо получить представление  о характере аудиторского отчета, что от него ожидает клиент. Не должно оставаться в стороне и то, что  собирается предпринимать клиент в  отношении необходимых, с точки  зрения аудитора, действий.

Договор между клиентом и аудиторской фирмой должен регулировать следующие нормы:

- своевременность  выполнения работ по договору;

- сохранность документации;

- права заказчика  во время выполнения работ;

- содействие заказчика;

- конфиденциальность  полученной сторонами информации;

- ответственность  аудиторской фирмы за ненадлежащее  качество;

- приемка заказчиком  работы;

- качество работы;

- пределы и условия  использования результатов работ;

- права на результаты  интеллектуального творчества.

Структура договора может быть различна, однако его  форма в целом должна соответствовать  типовому договору, рассмотренному в  стандартах аудиторской деятельности.

При составлении  договора в нем должны быть предусмотрены  предмет, сроки и место проведения проверки, размер и порядок оплаты, ответственность сторон. При этом условия договора и содержание поручения  не должны противоречить требованиям  Закона об аудиторской деятельности

В договоре должен быть предусмотрен размер дополнительной оплаты аудиторской работы. Бывают случаи, когда в процессе проверки аудитор сталкивается с необходимостью исследовать вопросы, которые не были предусмотрены двусторонним договором  между аудиторской организацией и заказчиком. В связи с этим он вправе обратиться к руководству  заказчика с просьбой увеличить  размер гонорара, но это может вызвать  конфликт, чего аудитору (аудиторской  организации) следует всячески избегать. Рекомендуется предусмотреть возникновение  дополнительной работы в двустороннем договоре.

Договор между аудитором (аудиторской организацией) и клиентом может быть по обоюдному согласию изменен, но при этом они должны договориться о новых условиях соглашения.

Договор между аудитором (аудиторской организацией) и клиентом может быть не только изменен, но и  расторгнут. Все зависит от того, кто именно расторгает договор. Если договор заключен годовым собранием  акционеров, а расторгает его администрация  предприятия, то это незаконно. Во избежание  конфликтов в договоре следует предусмотреть, что: условием начала работы является перевод заказчиком исполнителю  в качестве гарантии аванса в размере 30-50 % предварительно согласованной  суммы договора; в случае отказа заказчика от договора в односторонне порядке он обязуется оплатить фактически проделанную работу исполнителя.

Договор может расторгнуть  и аудитор (аудиторская организация) если, во-первых, он не может согласиться  на изменение обязательства и  ему не представляется возможность выполнить предыдущее обязательство, во-вторых, клиент не соблюдает договорные условия, не выполняет свои обязанности, определенные Законом об аудиторской деятельности. В этих случаях аудитору (аудиторской организации) следует отказаться от проведения проверки и рассмотреть вопрос, согласно договору о расторжении его, изложив при необходимости отказ и другим сторонам клиента, например, Совету директоров или акционерам. Аудитор не имеет права подписывать аудиторское заключение, сертификат или другой документ, требующий подписи официального аудитора, проводящего в соответствии с законодательством аудиторскую проверку. Любой документ, подписанный им, считается недействительным.

Аудитор и клиент должны согласовывать условия обязательства  в форме договора и письма-соглашения, которому должно предшествовать официальное  предложение клиента.

Письмо-соглашение аудитора своему клиенту согласно международному стандарту аудита «Условия соглашений по аудиту» документально подтверждает его согласие с поставленной задачей  и масштабом аудита, степень его  ответственности перед клиентом и форму представления отчета. Письмо-соглашение должно быть передано аудируемому субъекту до начала аудиторской проверки во избежание неправильного понимания принимаемых обязательств. Договор может составляться на долгосрочное аудиторское обслуживание сроком на один-три года и разовое выполнение каких-то работ, в частности аудиторской проверки.

Форма и содержание писем-соглашений могут быть различными в зависимости от запросов клиентов, но они всегда должны включать ссылку на следующее: цель аудита финансовых отчетов; ответственность руководства  за достоверность представляемых данных; объем аудита, включая ссылку на действующее законодательство Республики Казахстан, положения или инструкции Палаты аудиторов Республики Казахстан, которых придерживается аудитор; вид  заключения, отчета или иного рода обобщений результатов аудиторской  деятельности; указание на то, что в связи с тестовым характером аудита, риска не выявления существенных неточностей или ошибок в учете, присущими любому бухгалтерскому учету и системе внутреннего контроля, существует неизбежный риск того, что некоторые неточности могут остаться необнаруженными; обеспечение свободного доступа ко всем записям, документации и любой другой информации, запрашиваемой в связи с аудитом.

Работа аудитора с клиентами начинается задолго  до выполнения собственно аудита. Если договор на аудиторское обслуживание заключается в начале отчетного  периода, то этап аудита приходится на его окончание и начало следующего периода.

За время, предшествующее этому этапу, аудитор начинает формировать  свое мнение о предприятии, изучает  такие сферы деловой активности, как:

- маркетинг;

- материально-техническое  обеспечение;

- исследовательская  деятельность;

- производство;

- реализация продукции  [

Аудитору также  необходимо иметь достоверную информацию о рыночных ценах на продукцию, производимую фирмой.

 Это вызвано тем, что оценка правильности сделок проводится по состоянию уровня цен того периода, в котором они были заключены, что связано с особенностями учета в условиях рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Основные  этапы проведения аудита

Аудиторская проверка строится в определенной последовательности. Наиболее часто употребляется подход «от общего к частному», то есть, начиная с аудита финансовой отчетности и заканчивая проверкой данных в  первичных документах. Каждый аудитор  самостоятельно выбирает последовательность своей работы исходя из особенностей аудируемого субъекта и условий договора, заключенного с клиентом.

Вообще  практика аудита различает следующие  основные этапы аудиторской проверки:

    • общее изучение (ознакомление с персоналом и клиентом, принятие решения о начале проверки и целях ее проведения);
    • предварительное ознакомление;
    • планирование и составление общей программы аудита;
    • системное изучение;
    • выполнение аудита (т.е. проведение аудиторских процедур по существу);
    • составление аудиторского заключения

При этом, аудитором может быть предусмотрена конкретизация каждого этапа аудита для более эффективного выполнения действий в отношении конкретных объектов аудита в соответствии с их особенностями.

Как уже было отмечено выше, аудит проводится на основании  договора между аудитором (аудиторской  организацией) и заказчиком. Таким  образом, на первоначальном этапе заключается  договор на проведение аудита. Следующим  этапом является общее изучение деятельности предприятия, методология которого также была описана выше.

Второй  этап аудита финансовой отчетности предусматривает получение (пополнение) информации о клиенте, оценку аудиторского риска. Полученное представление будет являться основой для разработки программы аудита на этапе планирования, а также принятия решения о целесообразности проведения четвертого этапа - дополнительных проверок средств контроля.

В существующей практике при проведении аудита аудитор получает (пополняет) свою информацию о клиенте, которая включает в себя: информацию о бизнесе и отрасли клиента; учетную политику клиента и бухгалтерские процедуры; методы обработки бухгалтерской информации.

Предварительное ознакомление предполагает посещение фирмы до начало работы с ее документацией. Аудитор  знакомится с ходом производства, персоналом, местами хранения товарно-материальных ценностей, оборудования и обеспечением их охраны, общей структурой организации, состоянием производственной дисциплины. Порядок проведения аудиторских  проверок зависит в значительной мере от степени осведомленности  аудитора о деятельности проверяемого предприятия, об уровне организации  и ведения бухгалтерского учета  на предприятии. Поэтому аудитору необходимо. приступить к сбору и изучению информации о хозяйственном субъекте. Ознакомление следует начинать с изучения основных документов: свидетельства о регистрации, учредительного договора, Устава, договоров на поставку продукции, лицензии на право осуществления внешнеэкономической деятельности и др.

Далее необходимо изучать  основные показатели и отчетность предприятия, характер его деятельности, масштабы его производства, наличие производственных ресурсов, результаты его деятельности за исследуемый период и перспективное  развитие предприятий.

При ознакомлении с  предприятием следует определить объем  хозяйственных операций и обусловленное  им количество выписываемых первичных  документов, в первую очередь по денежным и расчетным операциям, поскольку именно последние документы, как правило, подвергаются сплошной проверке.

Информация о работе Основные этапы проведения аудита и их содержание