Основные концепции бухгалтерского учета в мировой практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:54, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение регламентации бухгалтерского учета на международном уровне.
Задачи работы:
1. Изучить основные концепции бухгалтерского учета в мировой практике;
2. Рассмотреть необходимость и предпосылки гармонизации и международной стандартизации бухгалтерского учета;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
1. Теоретическая часть……………………………………………………………6
1.1.Основные концепции бухгалтерского учета в мировой практике……...…..6
1.2.Необходимость и предпосылки гармонизации и международной стандартизации бухгалтерского учета………………….………………………...9
1.3.Современное состояние бухгалтерского учета в России. Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО…………..…11
2. Практическая часть на примере предприятия.………………………………16
Заключение………………………………………………………………………….25
Список литературы…………………………………………………………………27
Приложения…………………………………………………………………………29

Работа состоит из  1 файл

МСФО курсовая!!!!!.doc

— 394.00 Кб (Скачать документ)

В ходе выполнения Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) были определенны три группы организаций, по-разному формирующих  бухгалтерскую отчетность в соответствии с российскими правилами бухгалтерского учета. Предусмотрено три варианта формирования составляющих частей бухгалтерской отчетности: упрощенный, стандартный и множественный. Имеется и четвертый вариант формирования бухгалтерской отчетности, когда организация составляет отчетность в полном соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и не формирует ее параллельно по российским правилам.

Необходимость выделения  указанных групп связана с  тем, что разные группы организаций  в зависимости от стоящих перед ними задач в разной степени детализации должны решать проблему прозрачности при раскрытии итоговой бухгалтерской информации.

В целом в настоящее время  отечественный бухгалтерский учет находится в стадии реформирования и унификации с международными стандартами. Это достаточно длительный и сложный процесс. [24, с.80-82]

 

Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО

 

Реформирование национальной системы  бухгалтерского учета начато после принятия в 1992 г. Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. В ходе реализации этой программы были приняты и введены в действие Федеральный закон «О бухгалтерском учете», Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, ряд положений по отдельным участкам бухгалтерского учета и другие документы. Но процесс трансформации национальной системы учета и отчетности отставал от экономических преобразований в стране. Поэтому общественными организациями (Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров России) в 1997 г. принимается Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России (как известно, концепция — это система взглядов, определяющих стратегию действий при осуществлении реформ). Концепция была ориентирована на действующую рыночную экономику и основана на опыте развитых стран.

Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России устанавливала базовые положения для построения системы бухгалтерского учета.

В Концепции были изложены требования к информации, формируемой в бухгалтерском учете: полезность, уместность, надежность, сравнимость, своевременность.

Названная Концепция, несомненно, внесла вклад в процесс реформирования бухгалтерского учета в России и послужила основой для принятой Правительством РФ в 1998 г. Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

Цель реформирования системы бухгалтерского учета – привести национальную систему бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и сблизить с международными стандартами финансовой отчетности.

Задачи реформы:

• сформировать национальную систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающую пользователей полезной информацией, в первую очередь инвесторов;

• обеспечить связь реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;

• оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.

Предусматривается проведение реформы  по таким основным направлениям: совершенствование правового обеспечения; продолжение формирования нормативной базы (разработка новых, уточнение ранее принятых положений по бухгалтерскому учету и внедрение их в практику); методическое обеспечение (методические указания, инструкции); подготовка и повышение квалификации бухгалтерских работников; широкое международное сотрудничество.

Система бухгалтерского учета – это не статичная система, она постоянно изменяется и развивается под влиянием все новых и новых требований к учетной информации, предъявляемых ее пользователями.

За годы, прошедшие со времени принятия Программы, произошли значительные изменения в отечественном бухгалтерском учете, возрос престиж бухгалтерской профессии, появился ряд профессиональных общественных объединений, многие из которых являются членами Международной федерации бухгалтеров.

Однако, несмотря на эти успехи, в бухгалтерском учете и отчетности имеются серьезные проблемы: отсутствует инфраструктура применения МСФО и официальный статус бухгалтерской отчетности, составляемой по МСФО; слабая система аудиторского контроля качества бухгалтерской отчетности; хозяйствующие субъекты несут значительное административное бремя по представлению избыточной отчетности органам государственной власти, а также излишние затраты из-за необходимости параллельно с бухгалтерским вести налоговый учет; низкий уровень профессиональной подготовки бухгалтеров и аудиторов для использования МСФО и др.

Поэтому в июле 2004 г. приказом Минфина РФ была одобрена Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2004 – 2010 гг.). В этой Концепции отмечается, что сложившаяся система бухгалтерского учета и отчетности не обеспечивает в полной мере качество и надежность, а также ограничивает возможности полезного использования предоставляемой пользователями информации, хотя для этого имеются все предпосылки. Поэтому в дальнейшем развивать бухгалтерский учет и отчетность необходимо по следующим направлениям:

  • повышать качество информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;
  • создавать инфраструктуру применения МСФО. Основными элементами этой инфраструктуры являются: законодательное признание МСФО в Российской Федерации; процедура одобрения МСФО; механизм обобщения и распространения опыта применения МСФО; порядок официального перевода МСФО на русский язык; контроль качества бухгалтерской отчетности, подготовленной по МСФО; обучение МСФО;
  • изменять систему регулирования бухгалтерского учета и отчетности;
  • усиливать контроль за качеством бухгалтерской отчетности. Основой системы контроля качества должен быть институт независимого аудита, обладающий необходимой квалификацией и наделенный соответствующими полномочиями;
  • существенно повысить квалификацию специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

Как показывает отечественный и  мировой опыт, развитие бухгалтерского учета и отчетности должно происходить  в тесной связи с изменениями  экономической ситуации в стране и отвечать характеру и уровню развития хозяйственного механизма. При этом переход на МСФО должен происходить постепенно с учетом возможностей, потребностей и готовности профессиональной и другой заинтересованной общественности, а также органов государственной власти. [23, с.160-169]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Практическая часть  на примере предприятия

 

Одним из учредителей  ОАО «Альфа» является иностранная фирма. Она требует представлять ей бухгалтерскую отчётность, составленную в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

На практике выделяют два способа получения отчетности, соответствующей МСФО:

– параллельный учет;

– трансформация отчетности.

Параллельный учет для российского  предприятия – это ведение  двух баз данных финансовой отчетности – по российским стандартам и МСФО. Обычно такой учет ведется в специальной программе – при вводе проводки один раз, результат ее попадает как в базу российского учета, так и в базу МСФО.

Трансформация – это периодический  процесс подготовки отчетов по МСФО на заданную дату, получаемый путем реклассификации статей отчетности российских стандартов бухгалтерского учета (РСБУ) и внесения корректировок в эти статьи.

Организация ОАО «Альфа» трансформирует отчетность в конце года.

Методика трансформации включает основные этапы, отражающие суть перекладки отчётности организации ОАО «Альфа» в соответствии с МСФО.

Первый этап – это анализ счетов для составления бухгалтерского баланса, отчёта о прибылях и убытках, отчёта о движении денежных средств и др., а также состояния бухгалтерского учёта организации и учётной политики.

На втором этапе формируются  оборотно – сальдовые ведомости в российской системе счетов бухгалтерского учёта, подготавливаются рабочие документы (рабочие таблицы), в которых наиболее ёмко представляются 
различия в отражении хозяйственных операций по их экономическому содержанию в российских стандартах бухгалтерского учёта и МСФО.

Третий, наиболее значимый, этап заключается  в составлении корректирующих записей, позволяющих довести значение каждого  счета до уровня требований МСФО. По результатам осуществления корректирующих записей формируются новые пробные балансы и отчёты, как правило, по российскому плану счетов, но по экономическому содержанию и хозяйственному назначению в новой системе отчётности.

Четвертый этап трансформации  - это решение в значительной степени технической задачи, а именно реклассификации отечественных счетов в счета МСФО.

На последующих этапах составляются пробные балансы, а затем окончательные – бухгалтерский баланс, отчёт о прибылях и убытках, отчёт о 
движении денежных средств, отчёт об изменениях в капитале и пояснения 
к ним в соответствии с МСФО.

Перед составлением отчётности за 2010 год составим таблицу расхождений  между учётом по российским стандартам и МСФО.

 

Таблица 1. Журнал регистрации поправок

 

Операция

Сумма, млн. руб.

Причина поправки

1. Доначислена амортизация основных средств.

Амортизация распределяется между:

– стоимостью готовой продукции на складе

– себестоимостью реализованной продукции

– общехозяйственными расходами

 

10

 

 

3

 

6

 

1

Порядок начисления амортизации в российском учёте отличается от требований МСФО

2. Уменьшена стоимость готовой продукции на величину общехозяйственных расходов

 

5

Согласно МСФО в себестоимость продукции включаются только производственные затраты

3. Списан безнадёжный долг

2

В соответствии с МСФО порядок признания долгов безнадёжными отличается от аналогичных правил учёта по российским стандартам

4. Начислен резерв по сомнительным долгам

4

Различия в страховании будущих рисков неоплаты

5. Отражён убыток от обесценивания стоимости основных средств (сумма уценки основных средств минус величина накопленной амортизации)

 

3 (7-4)

Международные стандарты предусматривают обязательную оценку активов на предмет соответствия их стоимости балансовой


 

Этап осуществления корректирующих записей является наиболее сложным и трудоемким с точки зрения формирования верных профессиональных суждений на предмет ведения и корректировки счетов.

Для осуществления корректирующих записей на основе сравнительного анализа соответствия положений учётной политики отечественной организации положениям МСФО необходимо сформировать ряд рабочих документов (рабочих таблиц) по направлениям коррекции.

При составлении корректирующих записей  рекомендуется в действующем  российском плане счетов открыть два дополнительных счёта:

84.11 «Корректировки нераспределенной  прибыли (непокрытого убытка) отчётного периода» - для отражения хозяйственных процессов отчётного (текущего) периода;

84.12 «Корректировки нераспределенной  прибыли (непокрытого убытка) прошлых периодов» - для отражения событий прошлых лет.

После того, как корректирующие записи сделаны, формируется новый пробный  баланс с учётом коррекции, каждая статья которого реклассифицируется в счета, составленные в соответствии с МСФО.

Корректировочные проводки ОАО «Альфа» будут выглядеть так:

Дебет 84-11 Кредит 02 «Амортизация основных средств» – 10 000 000 руб. – доначислена амортизация;

Дебет 43 «Готовая продукция» Кредит 84-11 – 3 000 000 руб. – часть доначисленной амортизации включена в стоимость готовой продукции на складе;

Дебет 20 «Основное производство» Кредит 84-11 – 6 000 000 руб. – часть доначисленной амортизации учтена в себестоимости реализованной продукции;

Дебет 26 «Общехозяйственные расходы» Кредит 84-11 – 1 000 000 руб. – часть доначисленной амортизации включена в состав общехозяйственных расходов;

Дебет 84-11 Кредит 43 «Готовая продукция» – 5 000 000 руб. – уменьшена стоимость готовой продукции на величину общехозяйственных расходов;

Дебет 84-11 Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» – 2 000 000 руб. – списана безнадежная дебиторская задолженность;

Дебет 84-11 Кредит 63 «Резервы по сомнительным долгам» – 4 000 000 руб. – начислен резерв по сомнительным долгам;

Дебет 84-11 Кредит 01 «Основные средства» – 7 000 000 руб. – отражено обесценение стоимости основных средств;

Дебет 02 «Амортизация основных средств» Кредит 84-11 – 4 000 000 руб. – списана сумма амортизации, приходящаяся на стоимость обесценившихся основных средств;

После этого исходные отчётные данные и поправки обобщаются в трансформационной модели. При этом все вычитаемые показатели отражаются в круглых скобках.

Информация о работе Основные концепции бухгалтерского учета в мировой практике