Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 16:24, курсовая работа
Предметом исследования служит процесс формирования консолидированной бухгалтерской финансовой отчетности. Целью данной работы является изложение теоретических основ и практических аспектов формирования консолидированной бухгалтерской финансовой отчетности в современных условиях. Задачами курсовой работы являются: - раскрытие теоретических аспектов формирования консолидированной бухгалтерской отчетности; - рассмотрение практического примера составления сводной консолидированной бухгалтерской отчетности.
Введение
Глава 1. Сущность консолидированной финансовой отчетности
1.1 Основные понятия
1.2 Основные требования к консолидированной группе и головной организации при формировании консолидированной финансовой отчетности
Глава 2. Основные принципы и методика составления консолидированной финансовой отчетности
2.1 Принципы подготовки и порядок составления консолидированной финансовой отчетности
2.1.1 Принципы подготовки консолидированной финансовой отчетности
2.1.2 Принципы формирования консолидированной финансовой отчетности
2.2 Методы консолидации
2.3 Методика составления консолидированной финансовой отчетности
2.3.1 Основные составляющие процесса консолидирования организаций
2.3.2 Консолидированный баланс на материалах ООО «Альянс»
Заключение
Список использованной литературы
Метод
долевого участия. Если
контроль не является
определяющим, то связанная
организация является
зависимой. Отчетность
зависимых организаций
обычно консолидируют
методом долевого участия.
Принцип, который лежит
в основе такой консолидации
-- это изменение в консолидированной
отчетности инвестиций
в зависимые организации
на величину доли прибыли
или убытка, причитающуюся
инвестору за отчетный
период. При этом сами
показатели отчетности
зависимой организации
(активы, пассивы, доходы
и расходы) в консолидированную
отчетность не включаются,
так как считается, что
степень контроля для
этого недостаточна.
2.3
Методика составления
консолидированной
финансовой отчетности
2.3.1 Основные составляющие процесса консолидирования организаций
Как отмечено ранее, при консолидировании важно провести деление между дочерними, совместно контролируемыми (совместной деятельностью) и зависимыми компаниями. Первые подлежат полному консолидированию, вторые включаются в отчетность консолидированной группы при помощи метода пропорционального консолидирования или консолидирования квот (долей), третьи - при помощи консолидирования по методу Equity.
Основные составляющие процесса консолидирования дочерних и совместных компаний - составление консолидированного баланса и консолидированного отчета о финансовых результатах. При составлении консолидированного баланса происходит консолидирование капиталов и обязательств (т.е. дебиторской, кредиторской задолженности и резервов) и исключение "промежуточных" результатов. Составление консолидированного отчета прибылей и убытков достигается консолидированием доходов и расходов.
Включение зависимых компаний в консолидированную бухгалтерскую отчетность концерна происходит несколько иначе. При простом соединении отчетностей в баланс попадает доля участия материнской компании в капитале дочерней компании, и этот же капитал - в роли собственного капитала дочерней компании, и возникает ситуация так называемого двойного счета. Чтобы этого не происходило, необходимо проводить консолидирование капиталов. Оно может реализовываться одним из двух методов: методом покупки или методом слияния. При покупке, доля участия материнской компании в дочерней достигается традиционным (покупка акций) способом, и бывший владелец доли участия в дочерней компании получает взамен проданных акций определенную сумму денежных средств. При слиянии компаний, материнская и дочерняя компании являются совместными собственниками новой организации. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность)6.
В консолидированный отчет включается первоначальная (а не балансовая) стоимость приобретенной доли в капитале дочерней организации, которая включает в себя затраты материнской компании, связанные с его приобретением.
Балансовая стоимость приобретаемого имущества часто не совпадает со стоимостью приобретения. Возникающая в результате положительная разница отражается в активе консолидированного баланса по статье «Цена фирмы». Эта разница должна быть списана методом линейного списания в течение срока ее полезного использования. За рубежом принято таким сроком считать пять лет (в особом случае возможно использование более длительного срока, не превышающего, однако, 20 лет). Отрицательная разница возникает, когда стоимость приобретенной доли участия в дочерней организации ниже, чем приходящаяся на нее доля собственного капитала (определенная на основе рыночной цены). Эта разница должна быть списана с отражением ее на счете прибылей и убытков также пропорционально в течение пяти лет, если не возникает возможность использования более длительного срока, не превышающего, однако, те же 20 лет.
Отражение в консолидированном балансе дебиторской и кредиторской задолженностей и резервов. Как известно, организация не может показать в балансе дебиторскую или кредиторскую задолженность по отношению к самому себе. Поэтому и в консолидированный баланс концерна могут войти данные только по отношению к "третьим", не входящим в консолидированную группу организациям. Поэтому при составлении баланса консолидированной группы необходимо провести консолидирование обязательств. Из него должны быть исключены все данные, имеющие характер задолженности организаций группы по отношению друг к другу, и их последствия. Следует обратить внимание на то, что суммы взаимозачитываемых позиций не всегда совпадают. Причиной этого могут быть простые ошибки, а также различные временные периоды отражения операций. Например, одна организация группы отразила дебиторскую задолженность по поставке продукции, а другая не получила ее до отчетной даты, и, следовательно, задолженность по расчетам с поставщиком не может показать. Разница в отчетных данных может быть связана с использованием различных курсов валют, с продолжительностью банковского перевода. Подобные различия отражаются по статье "timing differences " («Отклонения, связанные с временным лагом»), но используются только для внутренних расчетов и не оказывают влияния на финансовый результат, представляемый в консолидированном отчете.
Исключение
из консолидированного
отчета "промежуточных
результатов. Если одна
организация группы
реализует свою продукцию
другой, то она получает
выручку от реализации,
а другая несет расходы
по приобретению. Однако,
с точки зрения консолидирования,
факта реализации в
этом случае нет, так
она может считаться
состоявшейся, только
если продукция реализована
"третьей стороне",
- организации, не входящей
в группу. Поэтому при
переносе данных в консолидированный
баланс необходимо в
полной сумме исключить
так называемые "промежуточные"
результаты от внутригрупповых
хозяйственных операций
- и нереализованные
прибыли и возможные
убытки. При этом необходимо
скорректировать стоимостную
оценку активов, приобретенных
одной организацией
группы у другой, так
как, с точки зрения
консолидированной
группы , она может быть
завышенной или заниженной
на сумму этого промежуточного
результата. Стоимость
активов должна быть
соответственно уменьшена
на сумму промежуточного
результата (в случае
получения промежуточной
прибыли) или увеличена
(в случае убытка) в корреспонденции
со счетом прибылей
и убытков консолидированной
группы.
2.3.2 Консолидированный баланс на материалах ООО «Альянс»
Консолидированный баланс по своей структуре практически ничем не отличается от исходных балансов материнской и дочерней организаций. А это значит, что последовательность и методика анализа консолидированного баланса такая же, как анализ обычного баланса. Особенностью анализа консолидированной отчетности является то, что добавляется аналитический этап, в ходе которого нужно пояснить, какой вид консолидации отчетности использовался, на каких условиях произошло объединение организаций в группу, охарактеризовать экономическую взаимосвязь и взаимодействие членов группы. Ну и, конечно же, необходим финансовый анализ не только консолидированной отчетности, но и исходных форм финансовых отчетов материнской и дочерней организаций.
Примером
составления одного
из вариантов консолидированного
баланса может служить
схема, представленная
в таблице. В ней рассматривается
случай, когда анализируемая
организация приобрела
70% обыкновенных акций
организации ООО «Альянс»;
инвестиции основного
общества в дочернее
составили 4725 тыс. руб.
Таблица 1.
|
1. Определяется балансовая стоимость собственного капитала дочерней организации ООО «Альянс» на дату приобретения акций материнской анализируемой организацией:
уставный капитал + добавочный
капитал + резервный
капитал + нераспределенная
прибыль прошлых лет
= 2915 + 940 + + 1720 + 1025 = 6600
тыс. руб.
2.
Рассчитывается балансовая
стоимость доли собственного
капитала дочернего
общества «Альянс»:
0,70
х 6600 тыс. руб. = 4620 тыс.
руб.
3.
Сравнивается величина
инвестиций материнской
анализируемой организации
в дочернюю организацию
и балансовая стоимость
приобретенной доли
собственного капитала
дочерней организации;
рассчитывается денежная
оценка деловой репутации,
возникающей при консолидации:
4725
тыс. руб. - 4620 тыс. руб.
= 105 тыс. руб.
Эта величина отражается в активе консолидированного баланса.
4. Из консолидированного баланса группы полностью исключаются показатели по статье «Инвестиции в дочерние общества» в сумме 4725 тыс. руб. При этом 4620 тыс. руб. элиминируются с балансовой стоимостью доли собственного капитала дочернего общества, купленной материнской организацией. Поэтому эта часть собственного капитала дочернего общества «Альянс» в консолидированном балансе не отражается. Оставшиеся 105 тыс. руб. инвестиций в дочерней организации отражаются в статье «Деловая репутация организации» консолидированного баланса.
5.
Определяется доля меньшинства,
которая включает две
составляющие:
30%
балансовой стоимости
собственного капитала
дочерней организации,
т.е. 0,30 х 6600 тыс. руб.
= 1980 тыс. руб.;
30% от прибыли, полученной дочерней организацией после продажи его акций материнской анализируемой организации, т.е. «послепродажная» прибыль (отчетного периода) = 0,30 х 1130 = 339 тыс. руб.
Таким образом, доля меньшинства составляет 1980 тыс. руб.+ 339 тыс. руб. = 2319 тыс. руб. Эта сумма отражается в консолидированном балансе отдельной строкой пассива.
6.
Определяется нераспределенная
прибыль отчетного года
материнской организации:
0,70 х 1 130 тыс. руб. = 791
тыс. руб. В консолидированном
балансе чистая прибыль
отчетного периода суммируется
с чистой прибылью самой
материнской организации:
791
тыс. руб. + 15575 тыс. руб.
= 16366 тыс. руб.
7.
Все остальные статьи
балансов и материнской
анализируемой организации,
и ООО «Альянс» суммируются.
Заключение
Консолидированная бухгалтерская отчетность - это система показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимосвязанных организаций. Консолидированная отчетность не является отчетностью юридически самостоятельного организации. Ее целью является получение общего представления о результатах деятельности группы компаний. Она имеет явную информационную и аналитическую направленность. В состав консолидированной бухгалтерской отчетности включают показатели как головной организации, так и ее дочерних и зависимых обществ. При этом головная организация выступает как основное общество по отношению к дочернему и как преобладающее (участвующее) - по отношению к зависимому. Консолидированная отчетность включает показатели отчетов обществ как находящихся на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. Порядок ее составления устанавливается Министерством финансов РФ.
Перед составлением консолидированной бухгалтерской отчетности следует выверить все взаиморасчеты и другие финансовые взаимоотношения головной организации со своими дочерними и зависимыми обществами.В соответствии с международными стандартами сводная бухгалтерская отчетность должна отвечать принципам полноты, собственного капитала, справедливой и достоверной оценки, постоянства использования методов консолидации и оценки и принципы функционирующей организации, существенности, единой даты составления, достоверности, целостности, последовательности и сопоставимости, единого отчетного период.
В
конечном итоге, цель
финансовой отчетности
состоит в том, чтобы
ее пользователи получили
адекватное представление
о финансовом положении
и деятельности организации
и могли бы на этой основе
принимать обоснованные
управленческие решения.
В случае, когда одни
организации контролируют
другие, вряд ли целесообразно
анализировать отчетность
каждой из дочерних
структур по отдельности:
ведь с точки зрения
управления группа организаций
практически не отличается
от крупной корпорации,
имеющей разветвленную
организационную структуру.
Более логичным с точки
зрения поддержки принятия
решений является анализ
всей группы целиком,
независимо от количества
юридических лиц, входящих
в состав группы, и их
местоположения.
Информация о работе Основные принципы и методика составления консолидированной финансовой отчетности