Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:07, курсовая работа
Основные задачи бухгалтерского учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции – учет объема ассортимента и качества произведенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг и контроль за выполнением плана по этим показателям; учет фактических затрат на производство продукции и контроль за использованием сырья, материальных, трудовых и других ресурсов, за соблюдением установленных смет расходов по обслуживанию производства и управлению; калькулирование себестоимости продукции и контроль за выполнением плана по себестоимости; выявление результатов деятельности структурных хозрасчетных подразделений предприятия по снижению себестоимости продукции.
Введение……………………………………………………………………..…..3
1) Основные принципы организации учета затрат на производство
и калькулирование себестоимости продукции……………………….……5
2) Классификация производственных затрат……………………………..…..8
3) Учет расходов по элементам затрат………………………………..……...13
4) Учет затрат на производство продукции по статьям калькуляции……...16
4.1 Учет материальных затрат………………………………………..……16
4.2 Учет затрат на оплату труда……………………………………..….….20
4.3 Учет расходов на подготовку и освоения производства………...……22
4.4 Учет расходов по обслуживанию производства и управления..……..23
4.5 Учет и инвентаризация незавершенного производства………………26
5) Учет затрат на производство и калькулирование
себестоимости работ и услуг вспомогательных производств…………....30
6) Методы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости
продукции…………………………………………………………………....32
7) Заключение…………………………………………………………………...38
Список литературы…………………………………
В
некоторых организациях по статье 2
«Эксплуатация оборудования»
Для аналитического учета расходов по содержанию и эксплуатации оборудования используют ведомости учета затрат цехов, которые открывают на каждый цех в отдельности. Запись в ведомости производится на основании первичных документов и разработочных таблиц распределения материалов, заработной платы, услуг вспомогательных производств, расчета амортизации основных средств, износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов и листков – расшифровок по прочим денежным расходам, отраженных в журналах – ордерах.
По окончанию месяца расходы на содержание и эксплуатацию оборудования списывают на счет 20 «Основное производство» и 28 «Брак в производстве» и распределяют между отдельными видами продукции и незавершенным производством пропорционально сметным ставкам на содержание и эксплуатацию оборудования распределяют между видами продукции, пропорционально сумме основной заработной платы производственных рабочих.
Следует отметить, что распределение косвенных расходов между объектами калькуляции может осуществляться несколькими способами: пропорционально основной заработной плате, нормативным или плановым затратам, сметным ставкам на содержание и эксплуатацию оборудования, массе и объему продукции, количеству отработанных рабочих часов, количеству машино-часов оборудования и др.
При выборе распределения косвенных расходов предприятия необходимо учитывать специфику его работы, в том числе уровень механизации и автоматизации отдельных подразделений, уровень квалификации счетных работников и другие факторы.
На втором субсчете счета 25 «Общепроизводственные расходы» ведут учет расходов по обслуживанию, организации, управлением структурным подразделениям.
Аналитический учет второй части общепроизводственных расходов ведут по каждому цеху в отдельности также в ведомости учета затрат цехов.
Аналитический учет общехозяйственных расходов ведут в ведомости учета общехозяйственных расходов, расходов будущих периодов и внепроизводственных расходов. Ведомость составляют на основании первичных документов и разработочных таблиц распределения материалов, заработной платы, услуг вспомогательных производств, расчета амортизации основных средств, износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов и листков – расшифровок по прочим денежным расходам. По окончании месяца общехозяйственные расходы распределяют и списывают на основное, вспомогательное и непромышленные производства и хозяйства и другие счета затрат.
Для
распределения
Списание общехозяйственных расходов по назначению отражают при журнально-ордерной форме учета в журналах – ордерах № 10 и оформляют следующими записями:
Дебет счета 20 «Основное производство» (на сумму расходов, относящихся к основному производству);
Дебет счета 23 «Вспомогательные производства» (на сумму расходов, относящихся к вспомогательным производствам);
Дебет счета 63 «Расчеты по претензиям» (на сумму расходов, причитающихся к получению от поставщиков в возмещение потерь от простоев по внешним причинам);
Дебет счета 80 «доходы и убытки» (на сумму расходов, понесенных предприятиями в результате временной остановки производства);
Кредит счета 26 «Общехозяйственные расходы».
В
составе общехозяйственных и
общепроизводственных расходов многие
виды затрат ограничены утвержденными
в установленном порядке
Учет и инвентаризация незавершенного производства.
При исчислении себестоимости продукции затраты отчетного месяца корректируют на разницу в стоимости незавершенного производства на начало и конец месяца, т.е. к стоимости незавершенного производства на конец месяца.
К незавершенному производству относится продукция, не прошедшая всех стадий производственного процесса, а также изделия неукомплектованные, не прошедшие испытаний и технической приемке. Объем незавершенного производства определяют следующими методами: фактическим взвешиванием, штучным учетом, объёмным измерением, условным пересчетом. Остатки незавершенного производства на конец отчетного периода в массовом и серийном производстве можно оценивать в балансе по нормативной или плановой производственной себестоимости, по прямым статьям расходов, а также по стоимости сырья, материалов, полуфабрикатов. При единичном производстве незавершенное производство отражают в балансе по фактическим производственным затратам.
Для уточнения незавершенных данных о незавершенном производстве в установленные сроки производят инвентаризацию незавершенного производства.
При инвентаризации незавершенного производства необходимо: определить фактическое наличие заделов (деталей, узлов, агрегатов) и не законченных изготовлением и сборкой изделий, находящихся в производстве, определить фактическую комплектность незавершенного производства (заделов), выявить остаток незавершенного производства по аннулированным заказам, а также по заказам, выполнение которых приостановлено.
В зависимости от специфики и особенностей производства перед началом инвентаризации необходимо сдать на склады все ненужные цехам материалы, покупные детали и полуфабрикаты, а также все детали, узлы и агрегаты, обработка которых на данном этапе закончена.
Проверка заделов
Описи составляют отдельно по каждому обособленному структурному подразделению с указанием наименований заделов, стадии или степени их готовности, количества или объема, а по строительно-монтажным работам - с указанием объема работ: по незаконченным объектам, их очередям, пусковым комплексам, конструктивным элементам и видам работ, расчеты по которым осуществляются после полного их окончания.
Сырье, материалы и покупные полуфабрикаты, находящиеся у рабочих мест, не подвергавшиеся обработке, в опись незавершенного производства не включают, а инвентаризируют и фиксируют в отдельных описях.
Забракованные детали в описи незавершенного производства не включают, по ним составляют отдельные описи.
По незавершенному производству, представляющему собой неоднородную массу или смесь сырья, в описях, а также в сличительных ведомостях приводят два количественных показателя: количество этой массы или смеси и количество сырья или материалов, входящих в ее состав. Количество сырья или материалов определяется техническими расчетами в порядке, установленном отраслевыми инструкциями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции.
При выявлении недостач или излишков инвентаризационная комиссия определяет причины и виновников и готовит предложения о порядке их списания.
По выявлении недостач или излишкам незавершенного производства производят следующие бухгалтерские записи:
на общую сумму выявленных недостач:
дебет счета 84 «Недостачи и потери от порчи ценностей»,
кредит счета 20 «Основное производство»,
кредит счета 23 «Вспомогательные производства»,
на сумму недостач по вине работников цехов:
дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»,
субсчет 3 «Расчеты по возмещению материального ущерба»,
кредит счета 84 «Недостачи и потери от порчи ценностей»,
на сумму излишков:
дебет счета 20 «Основное производство»,
кредит
счета 80 «Прибыли и убытки».
Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости работ и услуг вспомогательных производств.
Вспомогательные производства обслуживают основное производство, обеспечивая его водой, электроэнергией, паром и т. п.
К вспомогательным производствам промышленности относятся энергетические хозяйства, ремонтно-механические и ремонтно-строительные мастерские, жестяно-баночное производство, цех производства тары, транспортные хозяйства, холодильники и др.
Учет
вспомогательных производств
В
дебет счета 23 в течение месяца
относятся все затраты
По
окончании месяца затраты вспомогательных
производств распределяют пропорционально
количеству потребленных услуг или
произведенной продукции в
При журнально – ордерной форме учета учет затрат по каждому цеху вспомогательных производств осуществляют в ведомости учета затрат обслуживающих производств и хозяйств. В них затраты учитывают по отдельным видам продукции и статьям затрат. Месячные итоги ведомостей переносят в журнал – ордер № 10.
Фактическую себестоимость произведенной продукции выполненных работ и оказанных услуг списывают со счета 23 в дебет счетов:
20
«Основное производство» - при
отпуске продукции основному
производству или основному
46 «Реализация продукции» - при выполнении работ и услуг для сторонних предприятий;
29 «Обслуживающие производства и хозяйства» - при отпуске продукции обслуживающим производствам и хозяйствам.
Методы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции
Одним из основных показателей работы предприятия является себестоимость продукции. Исчисление себестоимости единицы отдельных видов продукции или работ и всей товарной продукции называется калькуляцией. Различают плановую сметную, нормативную и отчетную или фактическую калькуляции.
Плановые калькуляции определяют среднюю себестоимость продукции или выполненных работ на плановый период. Составляют их исходя из прогрессивных норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии и т. п. Эти нормы расходов являются средними для планируемого периода, Разновидностью плановой является сметные калькуляции, которые составляют на разовое изделие или работу для определения цены, расчетов с заказчиками и других целей.