Основные средства в бухгалтерском учёте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:57, курсовая работа

Описание

Отличительной особенностью основных средств является их многократное использование в процессе производства, сохранение первоначального внешнего вида (формы) в течение длительного периода. Под воздействием производственного процесса и внешней среды они изнашиваются постепенно и переносят свою первоначальную стоимость на затраты производства в течение нормативного срока их службы путем начисления износа (амортизации) по установленным нормам.

Содержание

Введение……………………………………....................................................2
Глава 1. Понятие, классификация и оценка основных средств…………..4
Глава 2. Учёт наличия и движения основных средств…………….……...9
§ 2.1. Учёт поступления основных средств …………………..……...9
§ 2.2. Учёт выбытия основных средств………………………….……..11
§ 2.3. Документальное оформление движения основных средств.........13
Глава 3. Методы начисления амортизации основных средств…………16
§ 3.1. Методы начисления амортизации основных средств, для целей бухгалтерского учёта………………………………………….……………..16
§ 3.2. Методы начисления амортизации основных средств, для целей налогового учёта……………………………………………………………….18
Глава 4. Инвентаризация основных средств……………………………..22
Заключение………………………………………………………………...25
Список использованной литературы……………………………………..27
Приложение………………………………………………………………..29

Работа состоит из  1 файл

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.doc

— 209.00 Кб (Скачать документ)

     Первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями. 
Первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к учету.

     В бухгалтерском учете изменение первоначальной стоимости допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки основных средств.

     Остаточная стоимость - разница между первоначальной стоимостью и начисленной амортизацией. По остаточной стоимости основные средства отражаются в бухгалтерском балансе
         Восстановительная стоимость - стоимость основных средств в современных условиях, при современных ценах и технике, это стоимость, по которой оцениваются основные средства после проведения 
переоценки
 
       
 
 
 

       Глава 2. Учёт наличия и движения основных средств.

     § 2.1. Учёт  поступления  основных средств.

     Организация может получить основные средства одним  из следующих способов:

  1. Приобрести (купить) за плату;
  2. Изготовить (построить) своими либо привлечёнными силами;
  3. Получить в качестве вклада в уставной капитал;
  4. Получить безвозмездно;
  5. Выявить как излишки при проведении инвентаризации;
  6. Взять в аренду;
  7. Получить в оперативное ведение либо хозяйственное управление;
  8. Получить в безвозмездное пользование.

     Рассмотрим  некоторые из этих способов конкретнее.

     Приобретение объекта основных средств за плату. При приобретении основного средства за плату между продавцом объекта и его покупателем в соответствии со ст. 454 ГК РФ3 заключается договор купли продажи. Согласно ему на продаваемы объект передаётся право собственность в порядке и на условиях, установленных данным договором.

     Фактическими  затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств  являются:

    • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), а также суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования;
    • суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
    • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;
    • таможенные пошлины и таможенные сборы;
    • невозмещаемые налоги, государственная пошлина, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;
    • вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;
    • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.

     Не  включаются в фактические затраты  на приобретение, сооружение или изготовление основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением основных средств.

     Фактические затраты на приобретение объектов основных средств согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организации, утверждённой приказом Минфина России от 31.10.200 № 94н, полежат отражению на балансовом счёте 08 «Вложения во внеоборотные активы». (Приложение 1)

     Первичным документом , подтверждающим передачу объекта продавцом покупателю, может служить акт о приёме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма № ОС-1)

     Изготовление  объекта основных средств. Если в продаже нет необходимого объекта основных средств, то его можно изготовить (соорудить, возвести) своими силами либо заказать его изготовление другой организации. Кроме того, организация в ряде случаев имеет возможность перевести выпускаемую ею продукцию в ряд основных средств.

     Безвозмездное получение объекта основных средств. Гражданским кодексом Российской Федерации определён только один из договоров безвозмездной передачи имущества – договор дарения. По договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передаёт или обязуется передать другой стороне ( одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить его от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

     В регистрах бухгалтерского учёта  первоначальной стоимостью основного средства, полученной организацией безвозмездно, согласно п. 10 ПБУ 6/01 признаётся его текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учёту в качестве вложений во внеоборотные активы, т.е учёт на балансовом счёте 08 в корреспонденции с балансовым счётом 98 «Доходы будущих периодов». (Приложение 2)

     Аренда  объектов основных средств. Иногда бывает выгоднее взять в аренду на определённый срок объект основных средств, чем приобрести его. В договоре аренды в обязательном порядке согласно п. 3 ст. 307 ГК РФ4 должны быть указаны данные, позволяющие определённо установить имущество, подлежащее передачи арендатору. Срок аренды определяется договором. Первичным документом, подтверждающим передачу имущества арендодателем арендатору, может являться приёмопередаточный акт произвольной формы ( к акту должна быть приложена вся документация, относящееся к объекту).

     Арендованное  имущество, согласно Инструкции по применению Плана счетов и п. 21 Методических указаний по бух. Учёту основных средств, учитывается на балансе арендодателя с выделением в регистрах аналитического учёта и дополнительным отражением на забалансовом счёте 011 «Основные средства, сданные в аренду». (Приложение 3)

       У арендатора полученное основное  средство подлежит отражению  на забалансовом счёте 001 «Арендованные основные средства» в оценке, указанно в договоре аренды. (Приложение 4) 

     § 2.2. Учёт выбытия основных средств.

     Объекты основных средств могут быть списаны  с баланса организации в связи:

  1. с реализацией;
  2. списанием в случае морального либо физического износа;
  3. передачи в уставной капитал другой организации;
  4. недостачей, выявленной инвентаризации имущества;
  5. пропажей или авариях, хищениях, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях;
  6. безвозмездной передачей;
  7. в других ситуациях.

     Кроме того, организация имеет возможность  передать основные средства в аренду, безвозмездное пользование.

     Стоимость объекта основных средств, который  выбывает или не способен приносить  организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета.

     Списание  объекта в связи  с его моральным  и физическим износом, в любом случае не приносящий ощутимого эффекта, подлежит списанию. Согласно п. 77 Методических указаний по бухгалтерскому учёту основных средств решение о списании с баланса объекта основных средств принимает назначения приказом руководителя организации комиссия по основным средствам, которая должна:

  • произвести осмотр объекта
  • установить пригодность дальнейшего использования объекта
  • установить причины списания
  • составить акт на списание объекта.

     Передача в уставной капитал другой организации. Неиспользуемый объект основных средств можно передать во временное пользование другому лицу – сдать в аренду, получив от этого доход.

     Пропажа или авария, хищение, стихийные бедствия и другие чрезвычайные ситуации. Ни одна организация не защищена на 100% от аварий, стих. бедствий, хищений и других форс-мажорных событий. Согласно ПБУ 10/99 потеря имущества в результате вышеуказанных неординарных событий признаётся прочими (чрезвычайными) расходами организации.

     Безвозмездная передача основных средств. Согласно ст. 572 ГК РФ5 по договору дарения одна сторона передаёт другой вещь в собственность безвозмездно, не требуя в замен платы за неё в любой форме (в т.ч. встречной передачи вещей либо встречного обязательства). Дарение на сумму более пяти минимальных окладов запрещено между коммерческими организациями.

     Согласно  Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета выбытие основных средств организация отражает развернуто в составе прочих доходов и расходов.

     По  дебету счета 91 отражается списание остаточной стоимость и затраты, связанные  с выбытием, а по кредиту - сумма  износа, выручка от продажи, стоимость  оприходованных ценностей.

     Для списания основных средств к счету 01 открывают субсчет 01-В "Выбытие основных средств".

     Потери  и расходы в связи с чрезвычайными  обстоятельствами отражаются на счете 99 "Прибыли и убытки".

     Доходы  и расходы от списания отражаются в отчетном периоде, к которому они  относятся и подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве операционных доходов и расходов. 

     § 2.3. Документальное оформление движения основных средств.

     Унифицированные формы первичных документов, применяемых для оформления учета операций с основными средствами, утверждены Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств» 
 

Номер документа Наименование документа Цель составления
ОС-1, ОС-1а, ОС-1б Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений), здания (сооружения), групп объектов основных средств кроме зданий Составляется на каждый объект в отдельности. Документ применяется для учета ввода объектов в эксплуатацию, за исключением тех случаев, когда ввод объектов в действие должен в соответствии с действующим законодательством оформляться в особом порядке, для оформления внутреннего перемещения основных средств из одного структурного подразделения организации в другое, для оформления передачи основных средств со склада (из запаса) в эксплуатацию, а также для исключения из состава основных средств при передаче, продаже другой организации.
ОС-2 Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств Применяется для оформления и учета перемещения объектов основных средств внутри организации из одного структурного подразделения (цеха, отдела, участка и др.) в другой. Выписывается в 2-х экземплярах работником структурного подразделения организации - сдатчика. Первый экземпляр с распиской получателя и сдатчика передается в бухгалтерию, второй - структурному подразделению организации - сдатчика.
ОС-3 Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств Применяется для оформления и учета приема-сдачи объектов основных средств из ремонта, реконструкции, модернизации. Данные ремонта, реконструкции, модернизации вносятся в инвентарную карточку учета объекта основных средств (ф. ОС-6).
ОС-4, (Прил. 5 )

ОС-4а,

ОС-4б

Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств).

Акт о списании автотранспортных средств.

Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)

Акты составляются в двух экземплярах, подписываются членами комиссии, утверждаются руководителем организации или лицом, на то уполномоченным. Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй остается у лица, ответственного за сохранность основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации оставшихся в результате списания запчастей, материалов, металлолома и т.п. Акт о списании автотранспортных средств должен иметь отметку о снятии с учета в ГИБДД.
ОС-6,

ОС-6а,

ОС-6б

Инвентарная карточка

Учета объекта основных средств.

Инвентарная карточка

Группового учета объектов основных средств.

Инвентарная книга учета объектов основных средств.

Применяются для учета наличия объекта основных средств, а также учета движения его внутри организации. Ведутся в бухгалтерии в одном экземпляре: на каждый объект, на группу объектов или для объектов основных средств малых предприятий. Прием, перемещение объектов основных средств внутри организации, включая проведение реконструкции, модернизации, капитального ремонта, а также их выбытие или списание отражаются в инвентарной карточке (книге) на основании документов.
ОС-14, ОС-15, ОС-16 Акт о приеме (поступлении) оборудования

Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж

Акт о выявленных дефектах оборудования

ОС-14 применяется для оформления и учета поступившего на склад оборудования с целью последующего использования его в качестве объекта основных средств.

Передача оборудования в монтаж оформляется Актом о приеме-передаче оборудования в монтаж.

На дефекты оборудования, выявленные в процессе монтажа, наладки или испытания, а также по результатам контроля, составляется Акт о выявленных дефектах оборудования.

Информация о работе Основные средства в бухгалтерском учёте