Основы организации управленческого учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 12:43, курсовая работа

Описание

Современное состояние организации управленческого учета на ЗАО «Энгельское».

Работа состоит из  1 файл

для упра.doc

— 183.50 Кб (Скачать документ)


Введение

 

Управленческий учёт – это процесс определения, измерения и сопоставления информации, позволяющий менеджерам предприятия с помощью этой информации принимать компетентные решения и планировать деятельность предприятия.

Эффективная работа современного предприятия невозможна без хорошо налаженной системы управленческого учёта и отчётности на всех уровнях управления. Если учётная информация не способствует принятию более компетентных решений, то её сбор – это напрасная трата времени и денег. Менеджеры несут повседневную ответственность за руководство предприятием. Их действия и решения влияют на финансовую стабильность предприятия. Составление планов на будущее и оперативное управление предприятием требуют большого количества разнообразной учётной информации. Менеджеры должны принимать решения относительно распределения дефицитных экономических ресурсов предприятия. Для обоснования своих решений менеджерам необходимы данные управленческого учёта. Установив определенный курс развития бизнеса, менеджеры должны знать, развиваются ли события в соответствии с планом. С помощью управленческого учёта можно сравнить фактические результаты с запланированными и сопоставить реальную картину с ожидаемой. Принятие многих управленческих решений невозможно без учёта размеров затрат и выгод при следовании определенному курсу. Управленческий учёт позволяет сопоставить затраты с выгодами. За последние годы условия существования предприятий стали ещё более нестабильными. Возрастающая искушенность покупателей, развитие мировой экономики, быстрые изменения технологий, возросшая неустойчивость финансовых рынков – вот далеко не полный перечень возможных причин. Под воздействием этих изменений роль менеджеров в бизнесе стала более сложной и ответственной. Ради лидирующего положения предприятия должны находить способы снижения затрат. Это привело к созданию изощренных методов измерения и контроля затрат. Все чаще и чаще преуспевают те предприятия, которые способны создать и поддерживать конкурентные преимущества над своими соперниками.

Необходимость принятия управленческих решений, связанных с функционированием и развитием бизнеса, рано или поздно заставляет генерального директора задуматься о создании такой системы учета и отчетности, которая позволила бы ему без проблем и, желательно, не покидая кабинета, решать несколько задач:

– получать необходимую для принятия стратегических решений информацию о своём бизнесе в финансовых и натуральных показателях;

– следить за финансовыми последствиями управленческих решений;

– наблюдать за эффективностью деятельности как всего предприятия, так и каждого структурного подразделения, а в некоторых случаях оценивать и эффективность отдельных операций.

В отличие от финансового (бухгалтерского) учёта, который ведется на предприятиях в соответствии с законодательством, управленческий учёт служит исключительно для принятия управленческих решений. Преимущества системы управленческого учёта следующие: – она написана конкретно «под предприятие»; – система гибкая и при необходимости легко адаптируется к новым процессам, возникающим в рамках осуществления основной деятельности; – она включает в себя как натуральные, так и финансовые показатели; – при должном внедрении системы все принципы учёта понятны сотрудникам и руководителям структурных подразделений, а промежуточная отчётность используется ими для более эффективного решения повседневных задач.

Целью данной работы является: изучение организации бухгалтерского управленческого учёта.

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА

 

 

1.1. Сущность управленческого учета.

 

 

На сегодняшний день не существует однозначного определения управленческого учета. Какая-либо нормативная законодательная база по управленческому учету отсутствует. Иногда, для простоты, управленческий учет ограничивают только задачами сбора, агрегирования (группировки) информации и формирования управленческой отчетности, то есть формированием информационной среды для руководителей и менеджеров, принимающих управленческие решения. Некоторые рассматривают его как систему управления прибылью предприятия через управление затратами.

Управленческий учет в любой трактовке не является учетом в узком смысле этого слова, а включает также и планирование, и контроль, и анализ.

Управленческий учет - упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в натуральном и денежном выражении о деятельности предприятия в целях контроля и принятия верных и своевременных управленческих решений.

Управленческий учет - составная часть информационной системы предприятия. Эффективность управления деятельностью обеспечивается информацией о деятельности структурных подразделений, служб, отделов предприятия. Эту информацию управленческий учет формирует для руководителей разных уровней управления внутри предприятия в целях принятия ими правильных управленческих решений.

Содержание управленческого учета определяется целями управления: оно может быть изменено по решению администрации в зависимости от интересов и целей, поставленных перед руководителями внутренних подразделений.

Становление управленческого учета произошло на базе калькуляционного учета, поэтому основное его содержание составляет учет затрат на производство будущих и прошлых периодов.

Результаты постановки системы управленческого учета на предприятии:

Достоверная и своевременная информация о положении и результатах деятельности предприятия и их соответствии целям предприятия;

Эффективный контроль над имуществом, обязательствами и финансовыми потоками предприятия;

"Реальные" данные для планирования деятельности и анализа сильных и слабых сторон предприятия;

Прозрачная система управления финансами предприятия, позволяющая достигать поставленных целей.

В составе управленческого учета информация собирается, группируется, идентифицируется, изучается в целях наиболее четкого и достоверного отражения результатов деятельности структурных подразделений и определения доли участия в получении прибыли предприятия.

Установлению сущности управленческого учета способствует рассмотрение признаков, характеризующих его как целостную информационно-контрольную систему предприятия: непрерывность, целенаправленность, полнота информационного обеспечения, практическое отражение использования объективных экономических законов общества, воздействие на объекты управления при изменяющихся внешних и внутренних условиях.

Сущность управленческого учета - интегрированная система учета затрат и доходов, нормирования, планирования, контроля и анализа, систематизирующая информацию для оперативных управленческих решений и координации проблем будущего развития предприятия.

Характеризуя сущность управленческого учета, следует отметить его важнейшую особенность: управленческий учет связывает процесс управления с учетным процессом.

Предметом управления является процесс воздействия на объект или процесс управления в целях организации и координирования деятельности людей для достижения максимальной эффективности производства. Управление воздействует на предмет управления с помощью планирования, организации, координирования, стимулирования и контроля. Именно эти функции выполняет управленческий учет, образуя свою систему, которая отвечает целям и задачам управления.

В настоящее время нет четких определений предмета управленческого учета. Между тем, изменяются система и методы управления деятельностью предприятия, соответственно меняются процедуры и содержание управленческого учета.

Наука об управлении формирует концепцию и о предмете управленческого учета.

Предметом управленческого учета является управленческая информация. Информация управленческого учета - финансовые и операционные данные о видах деятельности и процессах, осуществляемых в организации; функционировании ее структурных подразделений; выпускаемых ею продуктах и услугах; клиентах организации.

Итак, информация управленческого учета может быть:

"количественной" (то есть связанной с цифрами, как, например, документация по товарным запасам, управленческие отчеты и т.д.);

"качественной" (то есть информация нефинансового характера, которая дополняет картину, привлекая внимание руководства к соответствующим проблемам, не имеющим денежного выражения).

Нередко качественные факторы игнорируются руководителями. Это происходит, когда данные, подготовленные в качестве вспомогательного материала для принятия решения, указывают непосредственно на одно решение. Подобная практика не эффективна, так как качественные аспекты решений являются такими же важными, как и количественные, и самые квалифицированные решения могут быть приняты только при учете всей имеющейся в распоряжении информации.

Для того чтобы управленческую информацию можно было эффективно использовать, она должна отвечать некоторым определенным критериям:

Краткость - информация должна быть четкой, не содержать ничего лишнего;

Точность - пользователь должен быть уверен, что информация не содержит ошибок или пропусков. Информация должна быть свободна от любых подтасовок;

Оперативность - информация должна быть готова к тому времени, когда она необходима;

Сопоставимость - информация должна быть сопоставимой по времени и по отделам/подразделениям;

Целесообразность - информация должна подходить для той цели, для которой она приготовлена;

Рентабельность - подготовка информации не должна стоить больше, чем выгоды от ее использования;

Не тенденциозность - информация должна быть приготовлена и представлена таким образом, чтобы она была непредвзятой;

Адресность - информация должна быть доведена до ответственного исполнителя; при этом следует соблюдать конфиденциальность.

На практике получаемая информация не всегда соответствует вышеизложенным требованиям. В результате возникает множество противоречий и ошибок при принятии управленческих решений. Одну из основных проблем можно описать следующим образом: как учитывать факторы, информация по которым поступила с опозданием? Решение этой проблемы может быть следующим:

Информация, пришедшая с опозданием, фиксируется в бухгалтерском учете по дате ее возникновения (когда произошло событие, по дате документа); в управленческом учете информация фиксируется на дату ее поступления (когда информация была получена).

Это позволит решить обе задачи: проводить анализ финансовой деятельности (на основе бухгалтерского учета) и оперативно принимать решения (на основе управленческого учета). Нужно четко понимать, что управленческий учет направлен, прежде всего, на текущее управление, а правильно поставленный бухгалтерский учет позволяет проводить анализ деятельности в полном объеме.

Нередко руководители получают информацию, которая требует дополнительной обработки. Как следствие решения, принимаемые на основе данной информации, оказываются неточными либо принимаются с опозданием и теряют свою актуальность. Информация может быть обработана до попадания к руководителю, при этом используются определенные формы предоставления информации. Точность и краткость получаемой информации позволяет принимать решения оперативно и, как следствие, увеличивает скорость рабочих процессов. При этом важным моментом является квалификация руководителя. Поскольку система не может заменить личного опыта и суждения.

Любая система учета, организованная на предприятии, отвечает общепринятым принципам.

К принципам управленческого учета относятся: непрерывность деятельности предприятия; использование единых для планирования и учета (планово-учетных) единиц измерения; оценивание результатов деятельности подразделений предприятия; преемственность и многократное использование первичной и промежуточной информации в целях управления; формирование показателей внутренней отчетности как основы коммуникационных связей между уровнями управления; полнота и аналитичность, обеспечивающие исчерпывающую информацию об объектах учета. Совокупность перечисленных принципов обеспечивает действительность системы управленческого учета, но не унифицирует учетный процесс.

Непрерывность деятельности предприятия, которая выражается отсутствием намерений самоликвидироваться и сократить масштабы производства, означает, что предприятие будет развиваться в будущем. Этот принцип нацеливает бухгалтера на создание информационного обслуживания решений долгосрочных проблем: анализ конкурентоспособности производства продукции, поставок материалов, изменение ассортимента и т.д.

Использование единых планово-учетных единиц измерения в планировании и учете производства обеспечивает между ними прямую и обратную связь.

Планово-учетные единицы раскрывают сущность систем оперативно-производственного планирования на разных его уровнях; с их помощью возникает реальная возможность для разработки методологии системы учета, основанной на тесной взаимосвязи показателей управленческого учета производства и бухгалтерского учета затрат, определения результатов хозяйствования отдельных структурных подразделений.

Оценка результатов деятельности структурных подразделений предприятия - один из основополагающих принципов построения системы управленческого учета. Система должна отвечать принципам полноты и аналитичности информации. Показатели, содержащиеся в отчетах, должны быть представлены в удобном для анализа виде, не требовать дополнительной аналитической обработки, не предусматривать обратных синтезу процедур.

Информация о работе Основы организации управленческого учета