Основы постановки и ведения бухгалтерского финансового учета в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 02:18, курсовая работа

Описание

Бухгалтерский финансовый учет предоставляет необходимую информацию, которая используется не только для внутреннего управления, но и предназначена для сторонних пользователей (контрагентов) и, следовательно, жестко подчинена стандартным принципам.
Бухгалтерский финансовый учёт – это система сбора учётной информации, которая обеспечивает бухгалтерское оформление и регистрацию хозяйственных операций, а так же составление финансовой отчётности.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
1. Основные признаки, задачи и функции бухгалтерского финансового учёта…………………………………………………………………………….5
2. Учетная политика организации, принципы ее формирования и раскрытия……………………………………………………………………..10
3. Финансовый учет. Основы построения бухгалтерского финансового учета в организациях. Бухгалтерская отчетность……………………………..13
Заключение………………………………………………………………………26
Список использованной литературы…………………………………………...27

Работа состоит из  1 файл

дипломная работа.doc

— 613.00 Кб (Скачать документ)

      3) порядок проведения инвентаризации  активов и обязательств организации. 

      4) методы оценки активов и обязательств.

    Учетная политика должна включать в себя:

  • рабочий план счетов синтетического и аналитического учета, формируемый исходя из имеющихся на балансе организации активов и обязательств, совершаемых ею хозяйственных операций;
    • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которые не внесены в альбомы унифицированных типовых форм первичных учетных документов;
    • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации, предусматривающий указание сроков и периодичности проведения проверок, состав инвентаризационной комиссии, документальное оформление результатов инвентаризации, методику регулирования возникающих разниц;
    • правила документооборота, определяющие путь прохождения документа от его создания или поступления до сдачи в архив, сроки представления документов различными службами организации в бухгалтерию, ответственных за составление документации лиц;
    • технология обработки учетной информации (ручная, автоматизированная);
    • форма бухгалтерского учета;
    • состав и сроки представления внутренней отчетности, ее объем, характеристика показателей, формы;
    • порядок контроля за хозяйственными операциями;
    • организация бухгалтерской службы.

       Таким образом, при разработке и утверждении  учетной политики организации преследуются две основные цели:

  • закрепление выбранных способов ведения бухгалтерского учета;
  • регулирование (на уровне внутреннего нормативного акта) максимально возможного количества элементов организации бухгалтерского учета, включая организацию документооборота, организацию работы бухгалтерской службы, организацию горизонтального (с другими структурными подразделениями) и вертикального (с руководящими органами и персоналом) взаимодействия бухгалтерской службы.

       При этом достижение первой цели является обязательным. О выбранных способах бухгалтерского учета должны быть извещены все группы заинтересованных пользователей. Налоговые органы не являются самыми приоритетными пользователями бухгалтерской  отчетности, однако разногласия во взаимоотношениях именно с ними с  высокой степенью вероятности могут  повлечь за собой наложение финансовых санкций и, как следствие, ощутимые материальные потери. С введением  в действие отдельных глав части  второй НК РФ обязывает организации  также разрабатывать учетную  политику для целей налогообложения. Поэтому каждая организация обязана  утвердить распорядительным документом (как правило, приказом руководителя организации) учетную политику, в  которой закреплен обязательный минимум выбранных способов бухгалтерского учета, необходимый для однозначного определения активов и обязательств организации и исчисления налоговой  базы по всем уплачиваемым налогам.

       Вместе  с тем обращает внимание то обстоятельство, что документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета  исчерпывающее определение способов ведения бухгалтерского учета не приводится. Из этого следует, что учетная политика организации может представлять собой объемный документ, включающий несколько приложений и регулирующий практически все элементы учетного процесса. Столь тщательная проработка указанных элементов и закрепление их на уровне распорядительного документа позволяет обеспечить наиболее эффективное взаимодействие всех сторон, в той или иной степени участвующих в учетном процессе и минимизировать затраты (материальные, трудовые и затраты времени) по разрешению возникающих вопросов.

       Из  п.1 ПБУ 1/08 следует, что процесс составления учетной политики как внутреннего документа организации состоит из двух этапов: формирование (выбор и обоснование) и раскрытие (придание гласности) учетной политики.

       Первый  этап обязателен для всех организаций, имеющих статус юридического лица.

       Исключение  сделано только для кредитных  организаций (в силу специфики осуществления  ими предпринимательской деятельности), бюджетных и для филиалов и  представительств иностранных организаций, находящихся на территории Российской Федерации (которые могут формировать  учетную политику исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, при условии, что эти правила не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности).

       Раскрывать  учетную политику обязаны только организации, публикующие свою бухгалтерскую  отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.  

    3.Финансовый учет. Основы построения бухгалтерского

    финансового учета в организациях. Бухгалтерская отчетность

    Финансовый  учет обеспечивает объективное отражение имущественного и финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и их изменений, что определяет использование в его системе для оценки активов исторической и текущей (справедливой) стоимости, обязательств – ожидаемой суммы погашения. Движение объектов в системе финансового учета отражается по группам без дифференциации по отдельным наименованиям.

    В процессе деятельности организации  совершается большое количество простых и сложных хозяйственных  операций. Из приобретаемых разнообразных  предметов труда с помощью  средств труда производят продукцию, выполняют работы, оказывают услуги и реализуют их покупателям. При  этом на всех стадиях производственного  процесса возникают объекты бухгалтерского (финансового) учета. Их можно условно  разделить на несколько групп.

    По  составу и размещению имущество  делится на:

  • Основные средства;
  • НМА
  • Доходные вложения в материальные ценности (лизинговое имущество)
  • Вложения во внеоборотные активы;
  • Финансовые вложения;
  • Оборотные средства.

    По  источникам образования:

  • Собственные;
  • Заемные;

    Собственные образуют материальную базу организации  в денежном выражении: уставный капитал, добавочный капитал, прибыль, доходы будущих  периодов, финансовые вложения.

    Заемные источники поступают в распоряжение организации на определенный срок, по истечение которого должны быть возвращены: кредиты банков, займы, кредиторская задолженность, обязательства перед бюджетом и др. 

     Построение  бухгалтерского финансового учета  можно представить как систему  элементов, используемых в совокупности  для получения достоверной информации о хозяйственной деятельности организации.

       Построение бухгалтерского финансового  учета предусматривает наличие:

  1. Нормативного регулирования бухгалтерского учета – установление в законодательном порядке единых правил и методологических основ ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.
  2. Инициативы организаций по совершенствованию учета и его рационализации. Ведение учетного процесса разрабатывается самой организацией с учетом её отраслевой деятельности, технологических процессов.
  3. Использования в бухгалтерском учете общих принципов управления: системного подхода (единая учетная политика); программно-целевого управления; научной организации труда (распределение обязанностей между работниками учета).

         Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение

законодательства  при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации.

          Руководитель может в зависимости  от объема учетной работы:

      а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

     б) ввести в штат должность бухгалтера;

    в) передать на договорных началах  ведение бухгалтерского учета      централизованной бухгалтерии,  специализированной организации   или      бухгалтеру – специалисту

     г) вести бухгалтерский учет  лично.

     Главный бухгалтер несет ответственность  за соблюдение методологических основ  при ведении бухгалтерского учета, обеспечивает контроль и своевременное  отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, формирует  оперативную информацию и бухгалтерскую  отчетность для её предоставления в  установленные адреса и сроки.

     Общие принципы ведения учета для всех юридических лиц единые. Организационно-правовые особенности организаций влияют лишь на методику учета отдельных  объектов. Все имеющиеся особенности  в ведении учета рассматриваются  в конкретных темах финансового  учета.

     В соответствии с законодательством  бухгалтерский учет обязаны вести  все юридические лица, находящиеся  на территории страны.

     С 1 января 2000 г. годовая бухгалтерская отчетность российских организаций как единая система данных об их имущественном и финансовом положении и результатах хозяйственной деятельности формируется на основе данных бухгалтерского учета и состоит из следующих отчетных форм:

    • бухгалтерского баланса (форма №1);
    • отчета о прибылях и убытках (форма № 2);
    • отчета об изменении капитала (форма №3);
    • отчета о движении денежных средств (форма № 4);
    • приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
    • отчета о целевом использовании средств (форма № 6);
  •   пояснительной записки и аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

     Бухгалтерский баланс характеризует в денежной оценке финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату

     Баланс  позволяет получить представление  о материальных ценностях, величине запасов, состоянии счетов  и инвестициях. Данные баланса широко используются для последующего анализа руководством организации, налоговыми органами, банками, поставщиками и другими кредиторами.

     Данные  в балансе могут быть сгруппированы  по-разному. Главным критерием группировки  выступают участие средств в  обороте организации и выполняемые  ими функции. Активы и обязательства  представляются в зависимости от срока обращения (погашения) как  краткосрочные (запасы, дебиторы, денежные средства, кредиторы) и долгосрочные (долгосрочные инвестиции, основные средства, нематериальные активы, долгосрочные займы).

     Бухгалтерский баланс позволяет оценить оборачиваемость  имущества, его ликвидность, вычислить  собственные вложения в имущество  организации, выявить наличие собственных  оборотных средств, рассчитать коэффициенты оборачиваемости и ликвидности  и другие оценочные показатели.

     Отчет о прибылях и убытках вместе с балансом является важным источником информации для всестороннего анализа получения прибыли. Группировка его статей может помочь в проведении такого поэтапного анализа

     Финансовый  результат – прибыль или убыток за отчетный период – важнейший  показатель хозяйственной деятельности любой организации. Для коммерческих организаций существенным является не общий финансовый результат деятельности, а результат, характеризующийся  показателями чистой и нераспределенной прибыли, непокрытого убытка. Сведения о формировании и использовании  прибыли, содержащиеся в отчете о  прибылях и убытках, рассматриваются  пользователями в качестве важнейшей  части финансовой отчетности организации.

       Отчет об изменениях капитала показывает его увеличение или уменьшение за период в увязке с величиной капитала на начало и конец отчетного периода

     Этот  отчет связан с пассивом бухгалтерского баланса и дополняет информацию об остатках капитала на дату баланса  информацией о его движении в  течение отчетного периода. В  этом отчете постатейно показывают капитал  организации, его остатки на начало периода, поступление и использование  в отчетном году, а также остатки  на конец года.

Информация о работе Основы постановки и ведения бухгалтерского финансового учета в организации