Основы построения учета процесса реализации продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 07:55, курсовая работа

Описание

Основными задачами бухгалтерского учета готовой продукции являются:
правильный и своевременный учет наличия и движения готовой продукции на складах, холодильниках и других местах хранения продукции;
контроль за выполнением планов по объему, ассортименту, качеству выпущенной продукции и обязательств по ее поставкам;
контроль за сохранностью готовой продукции и соблюдением установленных лимитов;
контроль за выполнением плана по реализации продукции и своевременностью оплаты за реализованную продукцию;
выявление рентабельности всей продукции и ее отдельных видов.

Содержание

Введение 3
Учет реализации продукции и расчетов с покупателями 5
и заказчиками. 5
Учет готовой продукции. 5
Формирования себестоимости готовой продукции. 6
Учет готовой продукции на складе. 10
Учет реализации готовой продукции. 11
Организация управления и контроля выполнения договоров поставки 13
Взаимоотношение предприятия с комиссионным магазином 15
Взаимоотношения предприятия со специализированными магазинами 16
Виды договоров, регулирующих взаимоотношения предприятий при реализации продукции 16
Ответственность предприятия при продаже (поставке) некачественных товаров (продукции) 17
Учет товаров отгруженных 18
Заключение 20
Литература. 24

Работа состоит из  1 файл

Основы построения учета процесса реализации продукции.doc

— 122.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

Учет готовой продукции на складе.

 

Учет готовой продукции  на складе ведет материально ответственное  лицо, с которым заключается договор  о полной материальной ответственности. На каждый вид готовых изделий  бухгалтерской службой открывается  карточка количественного учета, которая  передается на склад для дальнейшего учета. Записи в карточках (поступление, выбытие) делаются на основании первичных документов (накладных, лимитно-заборных карт, требований-накладных и т.д.) После каждой записи в карточках выводится остаток готовых изделий, имеющихся на складе. Бухгалтерская служба обязана контролировать учет на складе путем периодических проверок правильности и полноты записей в карточках и выведения остатков. Одновременно необходимо проводить выборочную проверку соответствия фактического наличия готовых изделий данным оперативного складского учета, а также карточек складского учета, производственных и материальных отчетов на предмет соответствия данных аналитического и синтетического учета.[8]

Учет реализации готовой продукции.

 

«Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», утвержденное Постановлением Правительства РФ  от 5.08.92 г. №552 с последующими изменениями, в том числе внесенными Постановлением Правительства РФ от 01.07.95 г. №661 определяет, что для целей налогообложения (кроме акцизов) выручка от реализации продукции (работ, услуг) определяется либо по мере ее оплаты, либо по мере отгрузки товаров (выполнения работ, услуг) и предъявлению покупателю расчетных документов.[8]

Следует отметить, что  метод реализации продукции по отгрузке пока не получил широкого распространения  в нашей стране (кроме строительной промышленности), хотя он повсеместно  используется в международной практике. Основными причинами этого факта являются неплатежеспособность многих предприятий, недостаточность распространения вексельного обращения и страховых гарантий оплаты, несовершенство форм расчетов и банковского обслуживания, невозможность создания текущих резервов сомнительных долгов (разрешается указанный резерв создавать после окончания отчетного года) и др. В перспективе эти недостатки будут устранены и этот метод учета реализации продукции найдет широкое применение. Но на данный момент, использование этого метода многим организациям не кажется целесообразным. В последнее время широко применяется предварительная оплата намечаемой к поставке готовой продукции.

       Для учета реализации  продукции (работ, услуг) используется  счет 90 «Продажи». Этот счет предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним. На этом счете отражаются, в частности, выручка и себестоимость по:

  • готовой продукции и полуфабрикатам собственного производства;
  • работам и услугам промышленного характера;
  • работам и услугам непромышленного характера;
  • покупным изделиям (приобретенным для комплектации);
  • строительным, монтажным, проектно-изыскательским, геологоразведочным, научно-исследовательским и т.п. работам;
  • товарам;
  • услугам по перевозке грузов и пассажиров;
  • транспортно-экспедиционным и погрузочно-разгрузочным операциям;
  • предоставлению за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды (когда это является предметом деятельности организации);
  • предоставлению за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности (когда это является предметом деятельности организации);
  • участию в уставных капиталах других организаций (когда это является предметом деятельности организации) и т.п.

При признании в бухгалтерском  учете сумма выручки от продажи  товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг и др. отражается  по кредиту счета 90 «Продажи» и  дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Одновременно себестоимость  проданных товаров, продукции, работ, услуг и др. списывается с кредита счетов 43 «Готовая продукция», 41 «Товары», 44 «расходы на продажу», 20 «основное производство» и др. в дебет счета 90 «Продажи».[7]

Организация управления и контроля выполнения договоров поставки

 

      Предприятие реализует готовую  продукцию на основании  заключенных   с покупателями и  заказчиками  договоров поставки.  Договоров предусматриваются: номенклатура поставляемой продукции,  сроки, цена, санкции за надлежащее исполнение договора.

     Четкое исполнение предприятием своих обязательств по заключенным до-говорам, имеет важное значение прежде всего для самого предприятия,  повышает его авторитет и заслуживает доверие клиента, содействует его устойчивой работе в условиях рынка, позволяет своевременно выполнить обязательства перед бюджетом по налоговым платежам и т.п.

      В соответствии  с заключенным  договором отдел сбыта своевременно передает на склад готовой продукции для исполнения "приказ-накладную" на отгрузку (отправку)  продукции потребителю.  Если  продукция отпускается со склада непосредственно представителю  покупателя,  то  у  него  заведующий складом требует доверенность на получение груза,  которую заведующий складом отбирает у представителя покупателя,  а, в свою очередь, представитель покупателя делает  в  приказе-накладной  расписку  о фактически полученном грузе. В первом и во втором случаях заведующий складом заполняет "Ведомость

расчетов с  покупателями", Которую закрывает  в конце каждого месяца.

      На основании ведомости  расчетов  с покупателями  заполняется журнал-ордер 06 "Реализация",  в который переносятся итоги ведомости расчетов с покупателями.

     Однако, как правило, продукция оправляется  покупателю без участия его

представителя автомобильным,  железнодорожным,  водным или авиационным транспортом. Тогда заведующий складом отпускает продукцию  экспедитору предприятия, в  должностные обязанности которого входит доставка полученной им продукции автотранспортом,  либо непосредственно  покупателю(заказчику) или на железнодорожную станцию (на пристань,  в аэропорт)отправления для ее  дальнейшего транспортирования.  В этом   случае транспортная организация оформляет провозные документы, которые экспедитор передает в  отдел  сбыта  для  отметки  об  исполнении  договора поставки и  выписки счета (или счет платежного требования) на имя покупателя. Если продукцию вывозит представитель покупателя,  то в счете указывают: дату и номер доверенности, фамилию, имя и отчество получателя, номер автомашины, на которой вывезена готовая продукция.

      При отправке  продукции  покупателю  транспортными организациями

или предприятиями  в счете отмечают: вид транспорта, которым отправлена

продукция, количество мест, вес, номер и дату транспортного  документа.

Затем вносят сведения об отправленных (реализованных) ценностях:  наименование продукции и тары; отдельными позициями - налоговые платежи с покупателя НДС и СН и общую сумму счета к уплате. Если оплаченный продавцом (поставщиком)  транспортный тариф подлежит возмещению покупателем, то в счете - платежном требовании  отдельной  строкой  показывают уплаченный транспортный тариф для взыскания с покупателя.

      Предприятие реализует изготовленную  продукцию (работы, услуги):

      - предприятиям  и организациям  согласно заключенным с ними договорам;

      - через  магазины комиссионной  торговли непродовольственными  то-

варами системы  Минторга и  Центросоюза  в  пределах  перечня  товаров,

установленного  правилами комиссионной торговли;

      - на рынках и в других  местах,  где  решениями  территориальных

исполнительных  органов разрешена реализация продукции;

      - через специальные магазины  по продаже  товаров,  изготовленных

малыми предприятиями, на основе заключенных с ними договоров;

      - непосредственно заказчикам.

     Разрешено продавать изделия не только в пределах города или района, где расположено предприятие, но и в других городах и районах РФ.

Цены на изделия, работы и услуги собственного производства предприятие

устанавливает само и при необходимости пересматривает их.

Взаимоотношение предприятия с  комиссионным магазином

 

      Порядок и условия продажи  товаров,  произведенных предприятиями,

регулируют  соответствующие территориальные  исполнительными органы.  От предприятия комиссионный магазин принимает товар по доверенности,  выданной представителю  предприятия,  с предъявлением паспорта.  По согласию с предприятием магазин  определяет:  цену  изделия,  размер  комиссионного вознаграждения,  сроки и размеры уценок изделия, принятого

на комиссию, условия выплаты денег за это изделие.

     Прием  изделий на комиссию и условиях  их реализации оформляются комиссионным соглашением, составленным в двух экземплярах: первый вручается сдатчику изделия,  второй остается в магазине. Комиссионные магазины и секции,  специально выделенные в универмагах и крупных  магазинах, принимают от предприятий следующие изделия: одежду, обувь, головные уборы,  меховые,  галантерейные и швейные изделия, мебель, садовые инструменты, утварь и т.п.

Взаимоотношения предприятия со специализированными магазинами

 

      Взаимоотношения с торговыми  организациями, закупающими изделия  у

предприятий с  целью их последующей продажи,  регулируются заключаемыми договорами. В договоре устанавливаются условия поставки товаров,  объем, наименование,  количество,  цена,  маркировка,  сроки  и   порядок поставки, форма расчетов за продукцию и другие дополнительные условия.

      При уменьшении конъюнктуры спроса и предложения на товары,  принятые для реализации,  могут быть снижены по соглашению сторон. Товары в магазин предприятие доставляет за свой счет. Если изделия невозможно реализовать в  предусмотренный  договором  срок (например,  обнаружены скрытые дефекты), то предприятие вывозит их за свой счет, если иное не предусмотрено договором.

Виды договоров, регулирующих взаимоотношения предприятий при реализации продукции

 

      Юридическим основанием отношений,  устанавливаемых при реализации предприятием продукции ( работ,  услуг),  является гражданско-правовой договор купли-продажи и подряда. Суть договора купли-продажи состоит в том, что   продавец   (предприятие)  обязуется  передать  имущество  в собственность покупателю (гражданам,  предприятиям,  организациям), а покупатель - принять это имущество и уплатить за него определенную денежную сумму.  Для совершения большей части операций купли-продажи  не требуется письменное  оформление  договоренности.  По договору подряда подрядчик (предприятие) обязуется сделать определенную работу по заданию заказчика из его или своих материалов, а заказчик - принять и оплатить выполненную работу. Договор подряда всегда оформляется в письменной форме,   за   исключением  случаев,  когда  работа  выполняется  в присутствии заказчика.  Какой-либо специальной формы договора  подряда предприятий нет, поэтому предприятие само его разрабатывает ( например, наряд-заказ) или использует действующие отраслевые формы, которые применяются на муниципальных предприятиях.[8]

          Ответственность предприятия при продаже (поставке) некачественных товаров (продукции)

 

      При установлении ответственности предприятия за продажу (поставку) некачественной продукции следует руководствоваться соответствующими статьями Гражданского кодекса РСФСР.  Предприятие несет имущественную ответственность  и  возмещает  ущерб,  нанесенный потребителю,  за несоблюдение договорных обязательств. В соответствии с действующим законодательством покупатель-гражданин, которому продана вещь ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать:

      - замены признанной недоброкачественной  вещи;

      - соразмерного уменьшения покупной цены;

      - безвозмездное устранение недостатков вещи продавцом или возмещение расходов покупателя на их устранение;

      - расторжение договора с возмещением  убытков.

      Если предприятие реализует свою продукцию через  розничную  сеть государственной и кооперативной торговли населению,  государственным и кооперативным предприятиям и организациям,  то оно  несет  ответственность за  выполнение своих обязательств по заключенным договорам в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством.

Учет товаров отгруженных

 

      Счет 45 [7] используют предприятия согласно учетной политике,  которая была разработана на предстоящий год,  реализованной считается продукция по уже оплаченным счетам.  В этом случае отгруженная покупателю продукция Дт45  Кт 40,  числится на счете 45 до оплаты покупателем.  С момента оплаты Дт50,51,52 Кт46 эту продукцию считают  реализованной  и списывают с кредита счета 45. При этих условиях синтетический учет от- груженных товаров ведут в зависимости от принятой учетной политики  по нормативной себестоимости  или  фактической производственной себестоимости, а аналитический учет в продажных (отпускных) ценах.  Традиционным для  нас  является организация синтетического учета на счете 45 по фактической производственной себестоимости.

      Предприятие вносит  на  счет 45 и расходы,  произведенные им  при отгрузке продукции,  когда такие расходы в зависимости от их характера по условиям договора подлежат возмещению покупателями, потребителями и заказчиками (Дт45 Кт10,43,50,55,60,71,76 и др.). Расходы, подтвержденные документами,  включают в счет для оплаты сверх стоимости отгруженной продукции. Суммы возмещенных расходов списывают при оплате на счет покупателя. При выписке счета отдельными позициями отражают НДС и СН в установленном размере к отпускной цене.

Информация о работе Основы построения учета процесса реализации продукции