Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 15:29, лекция
Понятие банкротства юридических лиц
Нормативное регулирование бухгалтерского учета операций, связанных с процедурами банкротства
Особенности бухгалтерского учета при досудебной санации
Особенности бухгалтерского учета хозяйственных операций должника в процедуре наблюдения
Особенности бухгалтерского учета хозяйственных операций должника в процедуре финансового оздоровления
Особенности бухгалтерского учета хозяйственных операций должника в процедуре внешнего управления
Особенности бухгалтерского учета и составления отчетности в процедуре конкурсного производства
Особенности бухгалтерского учета хозяйственных операций при заключении мирового соглашения
Банкротство организации, как правило, наступает в связи с кризисом в деятельности организации. В микроэкономике под кризисом понимается состояние хозяйствующего субъекта, характеризующееся слабой конкурентной позицией, финансовой неустойчивостью, ставящей под угрозу существование организации. Крайним проявлением микроэкономического кризиса является полная потеря платежеспособности, приводящая к несостоятельности (банкротству) организации, т.е. неспособности организации погасить (оплатить) свои долги в срок и в полном объеме.
Неплатежеспособность одного хозяйствующего субъекта может вызвать лавинообразный процесс несостоятельности ее коммерческих партнеров и привести к ухудшению макроэкономической ситуации в целом. Для регулирования правоотношений между неплатежеспособным должником, его учредителями (собственниками) и кредиторами государство вводит институт банкротства — систему правовых норм, направленных, с одной стороны, на финансовое оздоровление хозяйственной деятельности организации-должника, как производителя товаров, работ, услуг, с другой — на защиту законных требований ее кредиторов по погашению долгов.
Основу российского института банкротства составляет Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон «О несостоятельности (банкротстве)»), принятый в соответствии с ГК РФ [2]. Действие данного закона распространяется на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций. Закон «О несостоятельности (банкротстве)» также применяется при несостоятельности граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.
Данный закон устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок принятия мер по предупреждению банкротства, порядок и условия проведения процедур банкротства. Закон определяет используемые в институте банкротства понятия: несостоятельность (банкротство), денежные обязательства, обязательные платежи, должник, кредитор, конкурсный кредитор, уполномоченный орган, арбитражный управляющий, саморегулируемая организация, собрание кредиторов, реестр требований кредиторов, мораторий на удовлетворение требований кредиторов, конкурсная масса и т.д.
Согласно указанному закону несостоятельность (банкротство) — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. При этом признаками банкротства юридического лица являются неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с даты, когда обязательства должны были быть исполнены. В отношении должника — юридического лица дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 тыс. рублей. При этом требования к должнику по денежным обязательствам должны быть подтверждены вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда, третейского суда, а требования об уплате обязательных платежей должны быть подтверждены решением налогового или таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника.
Согласно Закону «О несостоятельности (банкротстве)» под денежным обязательством понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке или иному основанию, предусмотренному ГК РФ, а под обязательными платежами — налоги, сборы и иные обязательные взносы, установленные законодательством РФ, в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды. Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, заявленных до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, определяется на дату подачи в арбитражный суд заявления, заявленных же после принятия заявления, определяется на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства. Обязательства, выраженные в иностранной валюте, определяются в рублях по курсу Центрального банка России на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.
При определении
признаков банкротства денежные
обязательства принимаются в
сумме задолженности
Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор и уполномоченный орган. Должник имеет право подать в арбитражный суд заявление о признании его банкротом в случае предвидения банкротства, т.е. при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о невозможности исполнить денежные обязательства или уплатить обязательные платежи в установленный срок. Право на подачу заявления о признании должника банкротом у конкурсного кредитора (уполномоченного органа) по денежным обязательствам возникает по истечении 30 дней с даты направления исполнительного документа об истребовании задолженности за счет имущества должника в службу судебных приставов и его копии должнику. Право на обращение в арбитражный суд у уполномоченного органа по обязательным платежам возникает по истечении 30 дней с даты принятия решения о взыскании задолженности за счет имущества должника.
Закон «О несостоятельности
(банкротстве)» устанавливает
Неподача заявления должника в установленных случаях и в указанный законом срок влечет субсидиарную ответственность лиц, обязанных подать заявление должника, по обязательствам должника, возникшим после истечения установленного срока.
В соответствии с нормами ГК РФ признание организации-должника банкротом влечет его прекращение (ликвидацию). Однако институт банкротства не направлен только на прекращение юридического лица. Ликвидация должника является крайней мерой, использованию которой обычно предшествует проведение предупредительных мероприятий. В целях предупреждения банкротства организации до возбуждения судебного производства по делу о банкротстве учредители (участники) должника, собственник имущества должника — унитарного предприятия обязаны принимать меры, направленные на восстановление платежеспособности должника. Важную роль в предотвращении банкротства и определении возможных путей восстановления платежеспособности играет мониторинг финансового состояния должника. Меры, направленные на восстановление платежеспособности должника, могут быть приняты также кредиторами или иными лицами на основании соглашения с должником. К числу таких мер относится досудебная санация. Она состоит в оказании должнику финансовой помощи с целью восстановления его платежеспособности и погашения его денежных обязательств и обязательных платежей. Если меры досудебной стабилизации деятельности должника не приводят к восстановлению его платежеспособности или по каким-либо причинам не осуществляются;, то в отношении организации-должника в установленном законом порядке открывается дело о бднкротстве и вводится одна из процедур банкротства.
Закон «О несостоятельности (банкротстве)» определяет следующие процедуры банкротства:
В отношении ликвидируемого должника и отсутствующего должника Закон «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает упрощенные процедуры без применения наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления.
Важную роль в институте банкротства играет арбитражный управляющий как специалист по антикризисному управлению. Арбитражный управляющий утверждается арбитражным судом для каждой процедуры банкротства, в целях разумного и добросовестного соблюдения интересов кредиторов, должника и общества. В процедуре наблюдения действует временный управляющий, при финансовом оздоровлении — административный управляющий, в процедуре внешнего управления — внешний управляющий, в конкурсном производстве — конкурсный управляющий. Закон «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает требования к кандидатурам арбитражных управляющих (в частности, быть зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя и являться членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих), определяет права, обязанности, ответственность (в том числе финансовую) арбитражных управляющий, а также порядок их выбора и утверждения в процедуре банкротства. Круг обязанностей и действий арбитражного управляющего обширен и зависит от процедуры банкротства, в которой он действует. В частности, арбитражный управляющий обязан: принимать меры по защите имущества должника, проводить финансовый анализ с целью поиска путей восстановления платежеспособности должника, вести реестр требований кредиторов, предоставлять отчеты о состоянии дел должника собранию (комитету) кредиторов и арбитражному суду, а в процедурах внешнего управления и конкурсного производства осуществлять руководство организацией-должником и т.д.
Хозяйственная деятельность должника (за исключением отсутствующего должника) в процедурах банкротства продолжается, однако имеет ряд особенностей, ограничений и запретов, определяемых нормами Закона «О несостоятельности (банкротстве)» конкретно для каждой процедуры банкротства, что приводит, в свою очередь, к особенностям организации и ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. Конкретные особенности учета в различных организациях при банкротстве (как и в обычной деятельности) индивидуальны и могут существенно различаться. Поэтому рассмотрим наиболее общие особенности учета и отчетности в процедурах банкротства.
Согласно Федеральному закону от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юрвдического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Нормами ГК РФ установлено, что ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. В соответствии с Законом «О несостоятельности (банкротстве)» предприятие-должник считается ликвидированным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника на основании вынесенного арбитражным судом определения о завершении конкурсного производства. Таким образом, юридическое лицо в процедурах банкротства до момента ликвидации обязано вести бухгалтерский учет в соответствии с требованиями законов и иных правовых актов, устанавливающих единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации. В частности, ведение должником учета хозяйственных операций, составление и представление бухгалтерской отчетности должно соответствовать правилам и способам, установленным существующими положениями по бухгалтерскому учету, а записи на счетах бухгалтерского учета должны осуществляться согласно Плану счетов бухгалтерского учета. При проведении инвентаризации имущества и обязательств должника (обязательной в процедурах внешнего управления и конкурсного производства) следует руководствоваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств [26], которые устанавливают порядок проведения и оформления результатов инвентаризации.
Информация о работе Особенности бухгалтерского учета в процедурах банкротства