Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 08:53, курсовая работа
Понимание принципов функционирования международной системы финансового учета приобретает особенное значение в современных условиях, когда российские предприятия активно пытаются проникнуть на международные фондовый и финансовый рынки. Равноправное сотрудничество с партнерами непременно потребует способности понимать предоставляемую ими отчетность, и в свою очередь предоставлять отчетность в формате, принятом на международном рынке. К сожалению, до сих пор не для всех очевидна разница между российской и международной учетной моделью.
Введение
1 Нормативное регулирование бухгалтерского учета
2 Национальные и международные стандарты финансовой отчетности
3 Концепция реформирования национальной системы бухгалтерского учета
Заключение
Список использованных источников
Подводя итог, можно сказать, что в России документооборот является основанием для контроля деятельности предприятия со стороны налоговых органов. Соответственно, эта сфера деятельности жестко контролируется со стороны государства. На западе документооборот фирмы является внутренним делом самой фирмы, а количество предъявляемых требований минимально.
2) Учетная политика
И в России, и на Западе определение учетной политики есть прерогатива менеджмента. Раскрытие примененной учетной политики есть непременная составляющая годовой бухгалтерской отчетности. Но уровень свободы управленческого аппарата в процессе определения этой политики принципиально разный. Западная система предусматривает существенно большее число возможных альтернатив учета. В российской системе выбор учетной политики часто сводится к порядку использования учетных регистров (корреспонденции счетов), не изменяя результата, показываемого в отчетности. Это, конечно, важно в случае проверки налоговой инспекцией, но это не составляет сути учетной политики в широком смысле этого слова.
На западе фирма обязана раскрывать только те методы учета, которые существенно влияют на финансовые результаты, представленные в отчетности, и могут повлиять на решения пользователей, принимаемые на основе этой информации. Сам порядок ведения учета не важен, если он устойчиво приводит к правильным результатам в отчетности и поддается проверке. В России предприятие обязано раскрывать все свои решения по учету, если оно имело выбор различных учетных методов, даже если это не влияет или влияет незначительно на представляемую отчетность. Также, хотя и декларируется возможность отклонения от принципов (допущений и требований), зафиксированных в законодательстве о бухгалтерском учете (при условии их раскрытия), но реальное применение такой возможности практически отсутствует из-за необходимости согласования таких отклонений с государственными органами, порядок которого не определен четко до сих пор.
Изменение используемой учетной политики допускается в России в следующих случаях: реорганизации предприятия (слияния, разделения, присоединения); смены собственников; изменений законодательства Российской Федерации или в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации; разработки новых способов бухгалтерского учета. На западе просто утверждается, что применяемый принцип можно изменить при необходимости. Естественно, что такое изменение должно быть обоснованным. Можно также отметить, что понятие изменения в учете (accounting change) на западе шире, чем в России и состоит собственно из изменения в учетной политике (principle change), изменение в оценочных показателях (change of estimate) и изменение в составе хозяйственной единицы (change of entity).
Раскрытие изменений требуется в момент предоставления отчетности, в том числе и текущей и разрешается не раскрывать учетную политику в текущей отчетности, если эта политика не изменялась с момента предоставления годовой отчетности.
3) Национальные особенности: язык, числовая нотация, терминология
Отличие российской бухгалтерии от западной начинается с языка. Конечные потребители отчетов, выполненных по стандартам МСФО, не всегда владеют русским или другим национальным языком. Официальным рабочим языком при подготовке Международных стандартов финансовой отчетности является английский язык. В 1997-1998 гг. издательством «Аскери» был издан официальный перевод Международных стандартов финансовой отчетности, который не совсем адекватно отражает их суть. Это происходит из-за того, что определенная терминология несет сложную смысловую нагрузку, сильно различающуюся в разных странах. Например, английский термин «cash» обычно переводится на русский язык как «наличные деньги», хотя в бухгалтерском учете понятие слова «cash» более широкое – это все денежные средства, включая счета в банках, пластиковые карточки и т. п.
С другой стороны, определенные словосочетания, применяемые в международных стандартах, могут не иметь адекватного выражения в русском языке, например, перевод словосочетания «fair value» – «справедливая стоимость» может быть непонятным для русскоязычного читателя.
Существует немало различий, вызванных культурными традициями западных стран. Например, в англо-американской отчетности используется другая система обозначения чисел: запятой отделяются тысячи, а точкой – дробная часть от целой, например: 1,234,567.89. В России применяется германская нотация и для отделения копеек от рублей используется запятая (1 234 567,89). В западной отчетности не используется знак «-» (минус). Число, которое будет вычитаться при подсчете итога приводится в скобках.
4) Валюта
Обычно компании ведут учет и составляют отчетность в валюте той страны, где они размещаются. Согласно Положению о бухгалтерском учете вся российская бухгалтерская отчетность представляется в национальной валюте Российской Федерации – в рублях. При составлении отчетности согласно международным стандартам предприятие имеет право самостоятельно выбрать валюту для составления отчетности, используя не только рубль, но и другие денежные единицы, например доллары США.
Компании, работающие в условиях гиперинфляции, в соответствии с международными стандартами должны корректировать свою финансовую отчетность с учетом изменения покупательной способности денег, поскольку финансовая отчетность без учета инфляции может вводить пользователя в заблуждение. Кроме того, инфляция затрудняет сравнение показателей финансовой отчетности за разные отчетные периоды. В российском же учете практически не применяются поправки на инфляцию, что значительно затрудняет возможность получения достоверной отчетности.
5) Отчетный период
«Международные стандарты разрешают предприятиям самостоятельно устанавливать сроки начала финансового периода, поэтому российские компании не обязательно должны составлять отчетность по МСФО с 1 января.
Более того, некоторые корпорации используют финансовые периоды, не равные календарным месяцам. Например, многие западные торговые компании используют для ведения учета так называемую систему «4-4-5» (т. е. финансовый месяц равен ровно четырем или пяти неделям)».
6) Различия во времени отражения хозяйственных операций
В некоторых случаях даты проведения проводок в МСФО и российской отчетности могут быть разными по следующим причинам:
- в МСФО принят принцип соответствия, согласно которому затраты относятся на период, когда они были совершены;
- правила отражения некоторых операций различны.
В России банковский перевод записывается на дату получения банковской выписки, а на Западе – в момент подготовки чека или поручения на перевод (все возникающие расхождения снимаются в конце месяца операцией «выверки»).
7) План счетов
В отличие от российских стандартов, международные стандарты финансовой отчетности не регламентируют, каким должен быть план счетов. Такая практика традиционна для США и Великобритании, где каждая компания может использовать свой собственный план счетов. В других странах, например во Франции, как и в России, план счетов стандартизирован и его применение обязательно для всех предприятий. Интересно, что в отличие от российского плана счетов, французский план счетов имеет переменное число цифр в номере счета. Например, счет 2 – «Основные средства», а счет 281 – «Накопленный износ основных средств».
При переходе к международным стандартам некоторые страны СНГ (Украина, Молдова, Казахстан и др.), а с 2001 г. и Россия изменили план счетов таким образом, чтобы упростить бухгалтерам сбор информации и построение финансовой отчетности в рамках МСФО.
8) Профессиональное суждение
«Согласно принципам МСФО информацию, представляемую в финансовой отчетности, делают полезной для пользователей качественные характеристики, такие как понятность, уместность, надежность и сопоставимость. Определение относительной важности характеристик в каждом конкретном случае является профессиональным суждением.
Таким образом, профессиональное суждение в западной практике является важнейшим элементом культуры бухгалтерской профессии, проявлением либерализма».
Профессиональное суждение помогает обеспечивать формирование достоверной информации, которая должна быть, во-первых, востребована рынком бухгалтерских услуг, во-вторых, предусмотрена процедурой контроля и защиты обоснованности профессионального суждения перед профессиональным сообществом. То есть профессиональное суждение представляет собой институт развитых рыночных отношений, в которых востребована достоверная информация и существует система контроля за ее формированием как со стороны ее производителей (бухгалтерских сообществ), так и со стороны потребителей (объединения инвесторов и т. п.).
Из текста ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» следует несколько важных моментов. Несмотря на требование формировать бухгалтерскую отчетность исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету (только в этом случае она будет считаться достоверной и полной), данное ПБУ предусматривает принципиальную возможность отступления от этих правил. А это уже область профессионального суждения бухгалтера.
Говорить о профессиональном суждении можно как в отношении раскрытия, так и в отношении формирования финансовой информации.
3 Концепция реформирования национальной системы бухгалтерского учета
Упрочение рыночных отношений в России, выход на международный рынок, увеличение числа собственников и пользователей экономической информации как внутри страны, так и за рубежом привело к повышению роли бухгалтерского учета и отчетности в управлении хозяйствующими субъектами.
Реформирование национальной системы бухгалтерского учета начато после принятия в 1992 г. Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. В ходе реализации этой программы были приняты и введены в действие Федеральный закон «О бухгалтерском учете», Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, ряд положений по отдельным участкам бухгалтерского учета и другие документы. Но процесс трансформации национальной системы учета и отчетности отставал от экономических преобразований в стране. Поэтому общественными организациями (Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров России) в 1997 г. принимается Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России (как известно, концепция — это система взглядов, определяющих стратегию действий при осуществлении реформ) [15]. Концепция была ориентирована на действующую рыночную экономику и основана на опыте развитых стран.
Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России устанавливала базовые положения для построения системы бухгалтерского учета.
Отмечалось, что целью бухгалтерского учета является формирование информации для внешних и внутренних пользователей.
Так как интересы заинтересованных пользователей существенно различаются, то бухгалтерский учет не может удовлетворить все их информационные потребности в полном объеме. Поэтому информация, формирующаяся в бухгалтерском учете для внешних пользователей, удовлетворяет потребности, являющиеся общими. Особо выделяется такой пользователь, как налоговая система. В Концепции было установлено, что при формировании информации в бухгалтерском учете интересы налоговой системы рассматриваются в качестве одних из многих интересов, определяющих содержание и представление этой информации. В отношении этих интересов задача бухгалтерского учета ограничивается лишь подготовкой данных о деятельности организации, на основе и из которых возможно сформировать показатели, необходимые для налогообложения.
В Концепции были изложены требования к информации, формируемой в бухгалтерском учете: полезность, уместность, надежность, сравнимость, своевременность.
Цель реформирования системы бухгалтерского учета — привести национальную систему бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и сблизить с международными стандартами финансовой отчетности.
Система бухгалтерского учета — это не статичная система, она постоянно изменяется и развивается под влиянием все новых и новых требований к учетной информации, предъявляемых ее пользователями.
За годы, прошедшие со времени принятия Программы, произошли значительные изменения в отечественном бухгалтерском учете, возрос престиж бухгалтерской профессии, появился ряд профессиональных общественных объединений, многие из которых являются членами Международной федерации бухгалтеров.
Однако, несмотря на эти успехи, в бухгалтерском учете и отчетности имеются серьезные проблемы: отсутствует инфраструктура применения МСФО и официальный статус бухгалтерской отчетности, составляемой по МСФО; слабая система аудиторского контроля качества бухгалтерской отчетности; хозяйствующие субъекты несут значительное административное бремя по представлению избыточной отчетности органам государственной власти, а также излишние затраты из-за необходимости параллельно с бухгалтерским вести налоговый учет; низкий уровень профессиональной подготовки бухгалтеров и аудиторов для использования МСФО и др.
Поэтому в июле 2004 г приказом Минфина РФ была одобрена Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2004—2010 гг.). В этой Концепции отмечается, что сложившаяся система бухгалтерского учета и отчетности не обеспечивает в полной мере качество и надежность, а также ограничивает возможности полезного использования предоставляемой пользователями информации, хотя для этого имеются все предпосылки.
В настоящий момент, введение МСФО в России следует осуществлять наряду с полным пересмотром концепции бухгалтерского учета. Российские ПБУ постепенно корректировались Минфином России с учетом требований МСФО, не меняя традиционных основ РСБУ, заложенных в Федеральном законе от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон о бухгалтерском учете), Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденном приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н (далее — приказ № 34н), и других документах.
В результате в российском законодательстве появились такие положения по ведению бухгалтерского учета, как «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (ПБУ 18/02), «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008), «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2010). Были существенно изменены стандарты, посвященные информации по сегментам, учетной политике организации, а также учету договоров строительного подряда, активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, нематериальных активов, оценочных обязательств, условных обязательств и условных активов, расходов по займам и кредитам.
Информация о работе Особенности национальной системы бухгалтерского учета в России