Особенности организации бухгалтерского учета в акционерных обществах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 17:24, реферат

Описание

Распространенной формой организации в России является хозяйственное товарищество или общество - коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ .docx

— 50.96 Кб (Скачать документ)

Общество обязано вести  учет аффилированных лиц и представлять отчетность о них в соответствии с требованиями Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.

В бухгалтерской отчетности информация об аффилированных лицах  раскрывается в соответствии с требованиями ПБУ 11/2008.

Если АО контролирует другую организацию или АО контролируется непосредственно (или через третьи организации) одним и тем же юридическим  или физическим лицом (одной и  той же группой лиц), то характер отношений между ними подлежит описанию в бухгалтерской отчетности независимо от того, имели ли место в отчетном периоде операции между ними.

 

 

 

 

II. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ В РФ

Одобрена приказом Министра финансов Российской Федерации от 1 июля 2004 г. N 180  
          

1. Необходимость  дальнейшего развития бухгалтерского  учета и отчетности

В конце 1990-х - начале 2000-х гг. в области бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации произошли значительные изменения, во многом предопределенные Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства  Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283.

Изменения в системе  бухгалтерского учета и отчетности были направлены на обеспечение формирования информации о финансовом положении  и финансовых результатах деятельности хозяйствующих субъектов, полезной заинтересованным пользователям. В  качестве основного инструмента  реформирования бухгалтерского учета  и отчетности были приняты Международные  стандарты финансовой отчетности (далее - МСФО). В бухгалтерской отчетности раскрывается информация: об аффинированных лицах, событиях после отчетной даты, условных фактах хозяйственной деятельности, прекращаемой деятельности, обесценении финансовых и других активов, по сегментам и др. Хозяйствующие субъекты используют в бухгалтерском учете и отчетности способы оценки активов и обязательств, ориентированные на условия рыночной экономики. Крупнейшие хозяйствующие субъекты (нефтяной, газовой, электроэнергетической, металлургической, автомобилестроительной, химической промышленности, банковского сектора) подготавливают консолидированную финансовую отчетность по МСФО или иным международным признаваемым стандартам. Получил развитие рынок аудиторских услуг. Возрос престиж бухгалтерской профессии, возникла аудиторская профессия. Появился ряд профессиональных общественных объединений, отдельные из которых стали членами Международной федераций бухгалтеров.

В то же время, несмотря на определенные успехи в развитии, в бухгалтерском учете и отчетности имеются серьезные проблемы, которые  проявляются:

  1. в отсутствии официального статуса бухгалтерской отчетности, составляемой по МСФО, а также необходимой инфраструктуры применения МСФО;
  2. в формальном подходе регулирующих органов и хозяйствующих субъектов ко многим категориям, принципам и требованиям бухгалтерского учета и отчетности, отвечающим условиям рыночной экономики;
  3. в неоправданно высоких затратах хозяйствующих субъектов на подготовку консолидированной финансовой отчетности по МСФО путем трансформации бухгалтерской отчетности, подготовленной по российским правилам;
  4. в значительном административном бремени хозяйствующих субъектов по представлению избыточной отчетности органам государственной власти, а также излишних затратах из-за необходимости параллельно с бухгалтерским учетом вести налоговый учет;
  5. в слабости системы контроля качества бухгалтерской отчетности, в том числе в невысоком качестве аудита бухгалтерской отчетности;
  6. в недостаточности участия профессиональных общественных объединений и другой заинтересованной общественности, включая пользователей бухгалтерской отчетности, в регулировании бухгалтерского учета и отчетности, а также в развитии бухгалтерской и аудиторской профессии;
  7. в низком уровне профессиональной подготовки большей части бухгалтеров и аудиторов, а также недостаточности навыков использования информации, подготовленной по МСФО.

Сложившаяся система  бухгалтерского учета и отчетности не обеспечивает в полной мере надлежащее качество и надежность формируемой  в ней информации, а также существенно  ограничивает возможности полезного  использования этой информации.

В настоящее время  складываются благоприятные условия  для дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации. Введены в действие нормативные  правовые акты, охватывающие большинство  объектов бухгалтерского учета и  отчетности. В профессиональном сообществе накоплены определенные навыки и  опыт ведения бухгалтерского учета  и отчетности в рыночных условиях. В обществе созрело понимание  необходимости повышения темпов перехода к использованию МСФО.

2. Цель и основные  направления дальнейшего развития  бухгалтерского учета и отчетности

Целью развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную  перспективу (2004-2010 гг.) является создание приемлемых условий и предпосылок  последовательного и успешного  выполнения системой бухгалтерского учета  и отчетности присущих ей функций  в экономике Российской Федерации. В частности, функции формирования информации о деятельности хозяйствующих  субъектов, полезной для принятия экономических  решений заинтересованными внешними и внутренними пользователями (собственниками, инвесторами, кредиторами, органами государственной  власти, управленческим персоналом хозяйствующих  субъектов и др.). Суть дальнейшего  развития состоит в активизации  использования МСФО для реализации этой функции путем создания необходимой  инфраструктуры и построения эффективного учетного процесса.

Дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности необходимо осуществлять по следующим  основным направлениям:

  1. повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;
  2. создание инфраструктуры применения МСФО;
  3. изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;
  4. усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;
  5. существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерский учет должен развиваться как часть  единой системы учета и отчетности в Российской Федерации, которая  включает также статистический и  оперативно-технический учет. Важнейшим  фактором, обеспечивающим единство этой системы, является первичный учет как  источник данных для последующего накапливания, систематизации и обобщения их в  соответствии с задачами, требованиями и методологией каждого вида учета.

В процессе развития особую актуальность для поддержания  единства и целостности системы  бухгалтерского учета и отчетности приобретает обеспечение стабильности этой системы. Первостепенное значение в этом имеет выявление рисков развития (неадекватность реальной экономической  ситуации, несопоставимость информации, непоследовательность регулирования, однобокость развития и др.). Предотвращение или смягчение последствий этих рисков требует осуществления органами государственной власти и профессиональным сообществом комплекса соответствующих  мер.

Изменения в бухгалтерском  учете и отчетности, в частности  переход на МСФО, должны происходить  постепенно с учетом возможностей, потребностей и готовности профессиональной и другой заинтересованной общественности, а также органов государственной  власти.

Предусмотренные Концепцией основные направления развития бухгалтерского учета и отчетности относятся  ко всем отраслям и сферам экономики Российской Федерации. Вместе с тем реализация их в некоторых отраслях и сферах экономики (в частности, в некоммерческих организациях, банковской системе) имеет определенные особенности.

В бюджетной сфере  направления развития бухгалтерского учета и отчетности определены Концепцией реформирования бюджетного процесса в  Российской Федерации в 2004-2006 гг., одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. N 249. Главная  задача в этой области заключается  в приведении принципов и требований бухгалтерского учета и отчетности в бюджетной сфере в соответствие с условиями деятельности субъектов  этой сферы в рыночной экономике, а также с принципами и требованиями бухгалтерского учета и отчетности в других сферах экономики. Основным инструментом реформирования бухгалтерского учета и отчетности в бюджетной  сфере должны стать Международные  стандарты финансовой отчетности для  общественного сектора (МСФООС).

В банковской системе  направления развития бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с законодательством определяет Центральный банк Российской Федерации.

 

2.1. Повышение  качества информации, формируемой  в бухгалтерском учете и отчетности

Основное направление  развития бухгалтерского учета и  отчетности - повышение качества информации, формируемой в них. Мировой опыт показывает, что характеристики, определяющие полезность информации, достигаются  непосредственным использованием МСФО или применением их в качестве основы построения национальной системы  бухгалтерского учета и отчетности.

Современный бухгалтерский  учет представляет собой информационную базу, на основе которой хозяйствующие  субъекты подготавливают бухгалтерскую  отчетность юридического лица (далее - индивидуальную бухгалтерскую отчетность) и консолидированную финансовую отчетность. Кроме того, информация, формируемая в бухгалтерском учете, используется для составления управленческой, налоговой, статистической отчетности, отчетности перед надзорными органами. При необходимости на основе данной информации должны составляться также другие виды отчетности.

Индивидуальная  бухгалтерская отчетность предназначена  для: выявления конечного финансового  результата деятельности хозяйствующего субъекта - чистой прибыли (убытка) и  распределения ее между собственниками; представления в надзорные органы; выявления признаков банкротства  хозяйствующих субъектов; формирования единой государственной базы статистического  наблюдения и макроэкономических показателей; использования в управлении хозяйствующим  субъектом, судопроизводстве и при  налогообложении. Она также может  использоваться для иных целей.

Главная задача в  области индивидуальной бухгалтерской  отчетности заключается в обеспечении  гарантированного доступа заинтересованным пользователям к качественной, надежной и сопоставимой персонифицированной  информации о хозяйствующих субъектах. Для решения этой задачи индивидуальную бухгалтерскую отчетность необходимо составлять по российским стандартам, разрабатываемым на основе МСФО. В  перспективе с учетом накопленного опыта целесообразно оценить  возможность составления определенным кругом хозяйствующих субъектов  индивидуальной бухгалтерской отчетности непосредственно по МСФО (вместо российских стандартов).

Российские стандарты  могут предусматривать разный объем  информации, раскрываемой в индивидуальной бухгалтерской отчетности отдельными категориями хозяйствующих субъектов, в частности, возможно составление  упрощенной бухгалтерской отчетности.

Консолидированная финансовая отчетность как разновидность  бухгалтерской отчетности предназначена  для характеристики финансового  положения и финансового результата деятельности группы хозяйствующих  субъектов, основанной на отношениях контроля. Консолидированная финансовая отчетность выполняет исключительно информационную функцию и представляется заинтересованным внешним пользователям. Данная отчетность должна стать одним из основных источников финансовой информации для принятия экономических решений этими  пользователями.

Главная задача в  области консолидированной финансовой отчетности заключается в обеспечении  гарантированного доступа заинтересованным пользователям к качественной, надежной и сопоставимой информации о группе хозяйствующих субъектов. Для решения  этой задачи необходимо установить обязательное составление консолидированной  финансовой отчетности по МСФО, а также  обязательный аудит и публикацию ее.

Управленческая  отчетность предназначена для использования  в управлении хозяйствующим субъектом (руководством, другим управленческим персоналом). В связи с этим содержание, периодичность, сроки, формы и порядок  ее составления определяются самостоятельно хозяйствующим субъектом. Вместе с  тем передовая практика управления показывает, что наиболее полезным и эффективным является такое  построение управленческой отчетности, при котором содержание и порядок  составления ее основываются на тех  же принципах, на каких составляется индивидуальная бухгалтерская и  консолидированная финансовая отчетность.

Информация о работе Особенности организации бухгалтерского учета в акционерных обществах