Особенности учета основных средств Гомельского вагонного депо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 16:47, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы – изучить особенности учета основных средств Гомельского вагонного депо, провести анализ их наличия, движения, технического состояния и эффективности использования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 рассмотреть теоретические аспекты анализа основных средств;
 выявить особенности организации бухгалтерского учета основных средств на рассматриваемом предприятии;
 провести анализ движения и технического состояния основных средств на примере Гомельского вагонного депо;
 изучить анализ интенсивности и эффективности использования основных средств.

Работа состоит из  1 файл

Диплом весь.docx

— 527.69 Кб (Скачать документ)

На основании  пункта 20 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, расходы на выполнение восстановительных работ можно разделить на две группы: расходы на ремонт и расходы на реконструкцию, модернизацию, дооборудование, достройку. Для каждой группы установлен свой порядок учета.  Неправильная классификация произведенных работ и соответственно расходов на их выполнение может привести не только к искажению показателей бухгалтерской отчетности организации, но и к ошибкам в исчислении налогов.

В соответствии с нормами Налогового кодекса Республики Беларусь  расходы на все виды ремонта основных средств, находящихся на балансе организации и участвующих в предпринимательской деятельности, учитываются в составе затрат.

Согласно  приложению 5 «Общие признаки работ  и критерии изменения характеристик объектов в результате их проведения» к Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов № 37/18/6 под ремонтом понимается совокупность работ по восстановлению исправности или работоспособности объекта или его составных частей с приведением объекта в соответствие с требованиями, определенными техническими нормативными» правовыми актами, а также по предотвращению их дальнейшего интенсивного износа (при этом не изменяются технико-экономические показатели, конструкция и комплектация, ресурс срок службы и стоимость объекта).

В зависимости  от сложности, объема работ, периодичности  проведения ремонт в Вагонном депо делится на два вида: капитальный и текущий.

Капитальный ремонт представляет собой работы, связанные с восстановлением основных физико-технических, эстетических и потребительских качеств зданий и сооружений, утраченных в процессе эксплуатации.

Текущий ремонт производится с целью предотвращения дальнейшего интенсивного износа, восстановления исправности и устранения повреждений конструкций и инженерного оборудования зданий и сооружений.

Таким образом, вне зависимости от видов производимого  ремонта основным критерием является то, что при ремонте основное средство остается с теми же технико-экономическими характеристиками. При ремонте происходит только восстановление основного средства до проектных характеристик, при этом срок полезного использования объекта не меняется. При этом допускается производить ремонт с применением новых материалов и технологий.

Для целей  равномерного включения предстоящих  расходов на ремонт основных средств организация может создавать резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств и ремонтный фонд в порядке, установленном законодательством. Однако данной возможностью Гомельское вагонное депо не пользуется, что прописано в учетной политике организации, а расходы на ремонт основных средств включает в затраты того отчетного периода, в котором они имели место. Счет 97 «Расходы будущих периодов» также не используется на предприятии, что связано со спецификой финансирования организаций железной дороги: эксплуатационные расходы покрываются в том объеме, в котором они фактически произведены. В силу сложившейся системы финансирования структурное подразделение не заинтересовано в использовании счета 97, применение которого позволяет снизить себестоимость за отчетный период и сделать ее более равномерной по периодам отчетного года.

При необходимости улучшения качественных характеристик основных средств  проводят их модернизацию.  Согласно Приложению пять к Инструкции № 37/18/6 модернизация — это совокупность работ по усовершенствованию объекта путем замены его конструктивных элементов и систем более эффективными, приводящая к повышению технического уровня и экономических характеристик объекта.

 Пунктом 20 Инструкции № 118 определено, что затраты на проведение модернизации, реконструкции, дооборудования, достройки, технического диагностирования и соответствующего освидетельствования, иных работ капитального характера не включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), а относятся на увеличение первоначальной (восстановительной) стоимости объектов основных средств после окончания работ.

Согласно  Приложению 5 к Инструкции № 37/18/6 реконструкция  представляет собой совокупность работ по полному или частичному переоборудованию или переустройству объекта, изменению и при необходимости дополнению его технологической схемы с заменой морально устаревших и физически изношенных частей, обеспечивающая получение более высоких качественных и количественных показателей объекта. В процессе реконструкции происходит изменение технико-экономических параметров уже существующего объекта, а не возникновение нового. Следовательно, после проведения реконструкции увеличивается стоимость ранее принятого на учет основного средства.

Для точного  определения основных видов работ, необходимо четко разграничивать понятия модернизации реконструкции и ремонта по определенным признакам, приведенным в таблице 2.10.

 

Таблица 2.10 – Классификация основных видов работ по восстановлению

основных средств

Критерий

Реконструкция

Модернизация

Ремонт

Цель

 

Получение более высоких показателей (увеличение производственных мощностей, улучшение качества выпускаемой продукции)

Усовершенствование объекта, наделение его новыми качествами

Восстановление исправности и поддержание объекта в работоспособном состоянии

Характер

Изменение технико-экономических показателей, возможное изменение первоначально принятых показателей (ресурс, срок службы, стоимость)

Технико-экономические и первоначально принятые показатели, конструкция, комплектация не изменяется

Изменение конструкции и комплектации

конструкция, комплектация    не изменяются

Содержание

Замена наношенных конструкций и деталей или замена их на более прочные и экономичные конструкции

Замена деталей и конструкций объекта, изменяющая их свойства

Восстановление изношенных деталей и конструкций объекта

Порядок признания расходов

Включаются в первоначальную стоимость  объектов основных средств и погашаются путем начисления амортизации

Отражаются в размере фактических расходов  в составе затрат


 

Согласно представленной в таблице 2.10 информации можно безошибочно определить вид работ по восстановлению основных средств и правильно отразить затраты по его проведению на счетах бухгалтерского учета.

Что касается расходов на выполнение восстановительных  работ, то к ним можно отнести  расходы на реконструкцию, модернизацию, дооборудование, достройку, документальное оформление и отражение в учете  которых рассмотрим на примере проведения модернизации компьютера «Селерон», осуществленной в январе месяце 2011 года. Документирование операций по модернизации данного объекта представим в виде схемы (рисунок 2.6).

Напервомэтапебыло проведенообследованиеосновныхсредств группы «Вычислительная техника», определенофактическоесостояние объектов, уровеньфизическогоиморальногоизноса. Результатыобследования были оформлены актом обследования (приложение 21). На основании данного акта было составлено письмо (приложение 22) в Гомельское отделение БЖД с просьбой разрешить проведение модернизации, а именно увеличить оперативную память данного компьютера.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.6 – Документирование операций по модернизации компьютера «Селерон»

 

Также в  данном письме приведено экономическое обоснование целесообразности ее проведения. После получения разрешающего письма на проведение модернизации от главного инженера отделения дороги  (приложение 23) был составлен акт на модернизацию компьютерной техники (приложение 24). Так как модернизация проводилась собственными силами, то Гомельское вагонное депо на основании заключенного договора поставки с ОДО «Тиасур» (приложение 25) приобрело у них и оприходовало по товарной накладной (приложение 26) модуль памяти, который в дальнейшем и был установлен на компьютер.

Все расходы по модернизации данного  компьютера собираются на счете 08 «Капитальные вложения» и переданы извещением в отделение дороги (приложение 27). Получив ответное извещение от отделения о принятии данных расходов (приложение 28) составляется акт о приеме-передаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств формы ОС-3 (приложение 29), на основании которого стоимость модернизации отнесена на увеличение первоначальной стоимости объекта с последующим отражением в инвентарной карточке учета объекта основных средств (приложение Ф).

Отражение проведенной модернизации основных средств на счетах бухгалтерского учета Гомельского вагонного депо представлено в таблице 2.11.

 

Таблица 2.11 – Корреспонденция счетов бухгалтерского учета по проведению

модернизации компьютера «Селерон 2000»

Содержание хозяйственной

 операции

Корреспонденция счетов

Сумма, руб.

Первичный документ (учетный регистр)

Дебет

Кредит

1 Приобретен модуль памяти у ОДО «Тиасур» для проведения модернизации

08 11 1904

6006400057316

187 450

Счет-протокол, ТТН-1

2 Отражен входящий НДС по приобретенному  модулю памяти

18 13

6006400057316

37 490

Счет-протокол, ТТН-1

3 Произведена оплата поставщику с расчетного счета депо

6006400057316

51010000

224 940

Счет-протокол

4 Передается  Гомельскому отделению  дороги сумма фактических затрат  по модернизации компьютера

7902002010

08 11 1904

187 450

Извещение

5 Затраты по модернизации отнесены  на увеличение первоначальной  стоимости компьютера

010104413

7902002010

187 450

Извещение


 

Таким образом, для учета затрат на модернизацию предприятие использует счет 0811 «Затраты увеличивающие стоимость основных средств», которые в дальнейшем относятся  на увеличение стоимости модернизируемого основного средства.

Капитальный ремонт основных средств Гомельское вагонное депо осуществляет подрядным способом и затраты на его проведение учитывает на счете 2314 «Затраты по ремонту основных средств». При проведении восстановительных работ с привлечением сторонних организаций между заказчиком и подрядчиком заключается договор подряда и согласовывается смета затрат. После выполнения всего комплекса восстановительных работ оформляется акт сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных работ (приложение 30), который служит подтверждением объема и стоимости выполненных строительно-монтажных работ. Основанием для расчетов за выполненные строительно-монтажные работы между заказчиком объекта строительства и генподрядчиком служит справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма С-3) (приложение 31).

Несложные виды текущего ремонта, такие  как покраска, замена изношенных деталей, замена дверных окон и прочие, на Гомельском вагонном депо выполняются собственными силами. На первом этапе проводится обследование объекта основных средств, результаты которого оформляются дефектным актом (приложение 32). В нем комиссией устанавливаются имеющиеся дефекты, составляется примерный (укрупненный) перечень видов ремонтныхработ, содержащий конкретные данные по видам работ их объему и месту проведения. По окончании текущего ремонта составляется объемная ведомость на текущий ремонт здания, сооружения оборудования (приложение 33), в которой отражены все виды произведенных работ и количество израсходованных материалов.

Проведение  ремонта объектов основных средств  депо отражается в бухгалтерском учете проводками, представленными в таблица 2.12.

 

Таблица 2.12 – Корреспонденция счетов бухгалтерского учета по проведению

ремонта основных средств  Гомельского вагонного депо

Содержание

хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, руб.

Первичный документ

(учетный регистр)

Дебет

Кредит

1 Отражены расходы по капремонту  столярных изделий подрядным способом

23146007

6003050020

11018114

Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (ф. ОС-3)

2 Отражен входящий НДС по оказанным  услугам

18 30

6003050020

2203623

Справка о стоимости выполненных  работ и затрат (ф. С-3)

3 Произведена оплата подрядчику  с расчетного счета депо

6003050020

51010000

13221737

Справка о стоимости выполненных  работ и затрат (ф. С-3)

4 Списаны расходы на капремонт  на текущие эксплуатационные  расходы

20 01

23146007

11018114

Справка о стоимости выполненных  работ и затрат (ф. С-3)

5 Отражены расходы по текущему  ремонту дверных блоков ЦТРГВ  ст. Барбаров

2001

1001

115256

Извещение


 

Как видно  из представленных в таблице 2.12 операций, затраты на проведение капитального ремонта учитываются на счете 23 «Вспомогательные производства» субсчет 14 «Затраты по ремонту основных средств», которые в конце отчетного периода в полном объеме подлежат списанию на счет 20 «Основное производство». Затраты же по текущему ремонту основных средств сразу учитываются в составе затрат основного производства.

Основной деятельностью вагонного  депо является осуществление ремонта  и технического осмотра вагонов. И так как собственниками таковых  могут являться как Белорусская железная дорога, Украинская, Российская, так и частные лица, то и документальное оформление и отражение в учете будут различными.

Так, если поступившие в депо вагоны не являются частными, а принадлежат какой  либо из дорог, то расходы по их восстановлению и ремонту собираются на счете 20 «Основное производство» и в  конце отчетного периода передаются отделению, а затем Управлению дороги, на уровне которого и осуществляется расчет с другими дорогами за оказанные услуги.

Информация о работе Особенности учета основных средств Гомельского вагонного депо