Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 12:26, реферат
В современной российской экономической литературе и нормативных документах по бухгалтерскому учету и отчетности встречаются два понятия "сводная отчетность" и "консолидированная отчетность". Использование их в качестве синонимов некорректно, поскольку эти формы отчетности различаются не только по назначению, технике составления, кругу пользователей, но и концептуально.
В современной
российской экономической литературе
и нормативных документах по бухгалтерскому
учету и отчетности встречаются
два понятия "сводная отчетность"
и "консолидированная отчетность"
В настоящее время сводные отчеты составляются в следующих случаях:
1. При формировании
сводной отчетности
В Порядке предусмотрено включение в состав сводной годовой бухгалтерской отчетности юридических лиц следующих форм:
* бухгалтерский баланс - форма №1;
* отчет о прибылях и убытках - форма №2;
* отчет о движении капитала - форма №3;
* отчет о движении денежных средств - форма № 4;
* приложение к бухгалтерскому балансу - форма № 5;
* специализированные формы.
Федеральные министерства и другие федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации в состав сводной годовой бухгалтерской отчетности могут включать пояснительную записку.
Сводная годовая бухгалтерская отчетность составляется отдельно по унитарным предприятиям и по акционерным обществам, часть акций (долей, вкладов) которых закреплена в федеральной собственности (независимо от размера доли).
Составление сводной
годовой бухгалтерской
Сводную годовую бухгалтерскую отчетность рекомендуется составлять по следующим видам деятельности:
* основная деятельность организаций промышленности;
* основная деятельность строительных, монтажных, ремонтно-строительных, буровых, проектных, изыскательских организаций;
* основная деятельность
геологических организаций и
топографо-геодезических
* основная деятельность научных организаций;
* основная деятельность
организаций по материально-
* основная деятельность
организаций торговли и
* основная деятельность
организаций по производству
сельскохозяйственной
* основная деятельность организаций транспорта;
* основная деятельность
организаций по ремонту и
* основная деятельность
организаций жилищно-
* основная деятельность
внешнеэкономических
Сводная годовая бухгалтерская отчетность представляется Минфину России, Минэкономики России и Госкомстату России.
2. При составлении
отчетности внутри одного
3. При наличии
у организации дочерних и
В остальных случаях по группе взаимосвязанных предприятий следует составлять консолидированную отчетность.
Консолидированная бухгалтерская отчетность имеет в отличие от сводной иную цель - показать прежде всего инвесторам и другим заинтересованным лицам результаты финансово-хозяйственной деятельности группы взаимосвязанных предприятий, юридически самостоятельных, но фактически являющихся единым хозяйственным организмом. Основная особенность составления консолидированных отчетов - элиминирование отдельных показателей предприятий, входящих в группу, с целью исключения повторного счета в итоговом (консолидированном) отчете группы.
Таким образом, сводная отчетность составляется в рамках одного собственника или для статистического обобщения, а консолидированная - несколькими собственниками по совместно контролируемому имуществу.
Сводная бухгалтерская отчетность широко применялась в административно-плановой экономике.
Применение метода свода отчетности основывалось на единой государственной собственности на средства производства и отраслевой вертикальной подчиненности предприятий.
Сводная отчетность включала:
* текущую статистическую отчетность, свод которой осуществлялся органами государственной статистики;
* периодическую бухгалтерскую отчетность;
* годовую бухгалтерскую
отчетность, свод которой осуществлялся
в порядке
Сводная отчетность составлялась двумя методами (в зависимости от отраслевой принадлежности предприятий):
1) фабрично-заводским;
2) отраслевым.
Согласно фабрично-заводскому методу отчеты всесоюзных (республиканских) промышленных объединений составлялись путем арифметической сводки отчетов производственных объединений и предприятий; отчеты министерств - путем арифметической сводки отчетов средних звеньев управления и предприятий, подчиненных министерству.
Отраслевой метод применялся в отраслях промышленности, вырабатывающих однородную продукцию.
Большую часть
показателей сводной отчетности
(показатели продукции, численности
персонала и фондов заработной платы,
затрат на производство, прибылей и
убытков и др.) получали простым
суммированием показателей
Назначение сводного отчета заключалось в предоставлении органам управления возможности проконтролировать выполнение плана подчиненными предприятиями, что удовлетворяло потребности системы командно-административного вертикального управления экономикой и централизованного планового распределения ресурсов. Предприятия, подчиненные отраслевым министерствам, на которые возлагались функции распределения ресурсов внутри отрасли и контроля за их движением и использованием, представляли отчетность в министерство. Соответственно, бухгалтерский учет имел тогда ярко выраженную контрольную функцию: основной задачей был контроль соблюдения государственных плановых заданий.
Отраслевые министерства на базе отчетов предприятий и организаций составляли сводную отчетность, основной целью которой была сводка учетных и статистических данных по предприятиям о выполнении ими государственного плана социально-экономического развития за текущий период, а также предоставление исходных данных для составления и корректировки планов на последующие периоды.
Вот как определялась сводная отчетность в учебнике под редакцией П.С. Безруких: "Отчетность в сводном виде характеризует обобщенные показатели хозяйственной и финансовой деятельности производственных объединений, их вышестоящих звеньев, организаций и в целом министерства"14. Таким образом, составление сводной отчетности предусматривало наличие определенной управленческой вертикали. Отчет составлялся нижними звеньями - предприятиями и организациями, передавался в средние звенья - объединения, тресты и др., а уже затем в высшие звенья - отраслевые министерства.
Сводные отчеты
использовались следующим образом.
По каждому сводному звену определялись
итоги хозяйственной и
Учитывая сказанное, можно сформулировать основные особенности составления сводных отчетов:
* сводные отчеты составлялись по отраслевому признаку;
* отражали показатели
финансово-хозяйственной
* включали в
себя большое число
* являлись материалом
для формирования отраслевых
и народнохозяйственных (государственных)
планов экономического
* основными методами составления отчетов являлись статистические методы сводки и группировки (сводка по ряду показателей деятельности отрасли и группировка внутри отраслей по видам деятельности);
* значительное
количество данных (все, кроме
относительных величин)
Вместе с тем термин "сводная" используется в российских нормативных документах и в случаях, когда было бы более уместным употреблять термин "консолидированная". Так, в Методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, опубликованных в качестве приложения к приказу Минфина России от 30 декабря 1996 г. №112, сводная бухгалтерская отчетность определяется как система показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимосвязанных организаций, включающих головную организацию, ее дочерние, а также зависимые общества. В этом случае по отношению к дочерним обществам головная организация выступает как основное общество (товарищество), по отношению к зависимым обществам - как преобладающее (участвующее) общество.
Сводная бухгалтерская отчетность объединяет бухгалтерскую отчетность дочерних обществ и включает данные о зависимых обществах, являющихся юридическими лицами по законодательству места их государственной регистрации.
Бухгалтерская
отчетность дочернего общества объединяется
в сводную бухгалтерскую
* головная организация обладает более чем 50% голосующих акций акционерного общества или более чем 50% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью;
* головная организация
имеет возможность определять
решения, принимаемые дочерним
обществом, в соответствии с
заключенным между головной
* у головной организации есть иные способы определения решений, принимаемых дочерним обществом.
Данные о зависимых обществах включаются в сводную бухгалтерскую отчетность, если головная организация имеет более 20% голосующих акций акционерного общества или более 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.
Данные о дочернем или зависимом обществе могут не включаться в сводную бухгалтерскую отчетность, если:
* доля голосующих акций или доля в уставном капитале дочернего общества, доля голосующих акций или доля в уставном капитале зависимого общества приобретены на краткосрочный период с целью последующей перепродажи;
* головная организация
не может определять решения,
принимаемые дочерним
Данные о дочернем, а также зависимом обществе могут не включаться в сводную бухгалтерскую отчетность, если они не оказывают существенного влияния на формирование представления о финансовом положении и финансовых результатах деятельности группы, например, если величина уставного капитала дочернего общества не превышает 3% величины капитала группы, а в сумме с капиталом других дочерних обществ, участие в которых отражается в сводной бухгалтерской отчетности в общем порядке, установленном для отражения финансовых вложений, -10% величины капитала группы, или включение бухгалтерской отчетности дочернего (зависимого) общества в сводную бухгалтерскую отчетность противоречит требованию рациональности.
Информация о работе Отличие сводной отчетности от консолидированной