Отличие сводной отчетности от консолидированной

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 12:26, реферат

Описание

В современной российской экономической литературе и нормативных документах по бухгалтерскому учету и отчетности встречаются два понятия "сводная отчетность" и "консолидированная отчетность". Использование их в качестве синонимов некорректно, поскольку эти формы отчетности различаются не только по назначению, технике составления, кругу пользователей, но и концептуально.

Работа состоит из  1 файл

Отличие сводной и консолидированной отчетности.doc

— 58.00 Кб (Скачать документ)

В современной  российской экономической литературе и нормативных документах по бухгалтерскому учету и отчетности встречаются  два понятия "сводная отчетность" и "консолидированная отчетность". Использование их в качестве синонимов  некорректно, поскольку эти формы отчетности различаются не только по назначению, технике составления, кругу пользователей, но и концептуально.

В настоящее  время сводные отчеты составляются в следующих случаях:

1. При формировании  сводной отчетности федеральными  министерствами и другими федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Порядком составления и представления сводной годовой бухгалтерской отчетности федеральными министерствами и другими федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 15 января 1997 г. №3.

В Порядке предусмотрено  включение в состав сводной годовой  бухгалтерской отчетности юридических  лиц следующих форм:

* бухгалтерский  баланс - форма №1;

* отчет о прибылях  и убытках - форма №2;

* отчет о движении капитала - форма №3;

* отчет о движении  денежных средств - форма №  4;

* приложение  к бухгалтерскому балансу - форма  № 5;

* специализированные  формы. 

Федеральные министерства и другие федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации в состав сводной годовой бухгалтерской отчетности могут включать пояснительную записку.

Сводная годовая  бухгалтерская отчетность составляется отдельно по унитарным предприятиям и по акционерным обществам, часть  акций (долей, вкладов) которых закреплена в федеральной собственности (независимо от размера доли).

Составление сводной  годовой бухгалтерской отчетности осуществляется путем построчного  суммирования соответствующих данных, отраженных в формах годовой бухгалтерской  отчетности организаций и унитарных предприятий. Сами правила суммирования показателей, формируемых различными способами в зависимости от применяемой организациями и унитарными предприятиями учетной политики, имеющих положительные и отрицательные результаты, устанавливаются федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации.

Сводную годовую  бухгалтерскую отчетность рекомендуется  составлять по следующим видам деятельности:

* основная деятельность  организаций промышленности;

* основная деятельность строительных, монтажных, ремонтно-строительных, буровых, проектных, изыскательских организаций;

* основная деятельность  геологических организаций и  топографо-геодезических организаций  (экспедиций);

* основная деятельность  научных организаций;

* основная деятельность  организаций по материально-техническому  снабжению и сбыту; 

* основная деятельность  организаций торговли и общественного  питания; 

* основная деятельность  организаций по производству  сельскохозяйственной продукции; 

* основная деятельность организаций транспорта;

* основная деятельность  организаций по ремонту и содержанию  автомобильных дорог; 

* основная деятельность  организаций жилищно-коммунального  хозяйства; 

* основная деятельность  внешнеэкономических организаций. 

Сводная годовая бухгалтерская отчетность представляется Минфину России, Минэкономики России и Госкомстату России.

2. При составлении  отчетности внутри одного юридического  лица на основании отчетных  данных его подразделений и  филиалов, выделенных на отдельный  баланс, но не являющихся самостоятельными юридическими лицами.

3. При наличии  у организации дочерних и зависимых  обществ. 

В остальных  случаях по группе взаимосвязанных  предприятий следует составлять консолидированную отчетность.

Консолидированная бухгалтерская отчетность имеет в отличие от сводной иную цель - показать прежде всего инвесторам и другим заинтересованным лицам результаты финансово-хозяйственной деятельности группы взаимосвязанных предприятий, юридически самостоятельных, но фактически являющихся единым хозяйственным организмом. Основная особенность составления консолидированных отчетов - элиминирование отдельных показателей предприятий, входящих в группу, с целью исключения повторного счета в итоговом (консолидированном) отчете группы.

Таким образом, сводная отчетность составляется в рамках одного собственника или для статистического обобщения, а консолидированная - несколькими собственниками по совместно контролируемому имуществу.

Сводная бухгалтерская  отчетность широко применялась в  административно-плановой экономике.

Применение метода свода отчетности основывалось на единой государственной собственности  на средства производства и отраслевой вертикальной подчиненности предприятий.

Сводная отчетность включала:

* текущую статистическую  отчетность, свод которой осуществлялся органами государственной статистики;

* периодическую  бухгалтерскую отчетность;

* годовую бухгалтерскую  отчетность, свод которой осуществлялся  в порядке внутриведомственного  подчинения.

Сводная отчетность составлялась двумя методами (в зависимости от отраслевой принадлежности предприятий):

1) фабрично-заводским; 

2) отраслевым.

Согласно фабрично-заводскому методу отчеты всесоюзных (республиканских) промышленных объединений составлялись путем арифметической сводки отчетов  производственных объединений и предприятий; отчеты министерств - путем арифметической сводки отчетов средних звеньев управления и предприятий, подчиненных министерству.

Отраслевой метод  применялся в отраслях промышленности, вырабатывающих однородную продукцию.

Большую часть  показателей сводной отчетности (показатели продукции, численности  персонала и фондов заработной платы, затрат на производство, прибылей и  убытков и др.) получали простым  суммированием показателей сводимых отчетов. Отдельные показатели сводной отчетности получали, исчисляя средние и относительные величины как по сводным данным, так и по данным отчетов предприятий (т.е. для получения сводных данных могли использоваться показатели, отсутствующие в сводном отчете).

Назначение сводного отчета заключалось в предоставлении органам управления возможности проконтролировать выполнение плана подчиненными предприятиями, что удовлетворяло потребности системы командно-административного вертикального управления экономикой и централизованного планового распределения ресурсов. Предприятия, подчиненные отраслевым министерствам, на которые возлагались функции распределения ресурсов внутри отрасли и контроля за их движением и использованием, представляли отчетность в министерство. Соответственно, бухгалтерский учет имел тогда ярко выраженную контрольную функцию: основной задачей был контроль соблюдения государственных плановых заданий.

Отраслевые министерства на базе отчетов предприятий и  организаций составляли сводную  отчетность, основной целью которой  была сводка учетных и статистических данных по предприятиям о выполнении ими государственного плана социально-экономического развития за текущий период, а также предоставление исходных данных для составления и корректировки планов на последующие периоды.

Вот как определялась сводная отчетность в учебнике под редакцией П.С. Безруких: "Отчетность в сводном виде характеризует обобщенные показатели хозяйственной и финансовой деятельности производственных объединений, их вышестоящих звеньев, организаций и в целом министерства"14. Таким образом, составление сводной отчетности предусматривало наличие определенной управленческой вертикали. Отчет составлялся нижними звеньями - предприятиями и организациями, передавался в средние звенья - объединения, тресты и др., а уже затем в высшие звенья - отраслевые министерства.

Сводные отчеты использовались следующим образом. По каждому сводному звену определялись итоги хозяйственной и финансовой деятельности, выполнения плана, динамика развития по объемным и качественным показателям. Пользуясь сводными отчетами министерств и ведомств по отраслям промышленности, статистические органы проверяли и обобщали данные в абсолютных и относительных величинах, формировали необходимые группировки. Эти данные публиковались в печати. Совет Министров СССР, Советы народных депутатов рассматривали итоги финансово-хозяйственной деятельности министерств, ведомств, организаций и принимали соответствующие решения по разногласиям, возникшим между ними и финансово-кредитной системой.

Учитывая сказанное, можно сформулировать основные особенности составления сводных отчетов:

* сводные отчеты  составлялись по отраслевому  признаку;

* отражали показатели  финансово-хозяйственной деятельности  определенной отрасли; 

* включали в  себя большое число статистических показателей;

* являлись материалом  для формирования отраслевых  и народнохозяйственных (государственных)  планов экономического развития;

* основными методами  составления отчетов являлись  статистические методы сводки  и группировки (сводка по ряду  показателей деятельности отрасли и группировка внутри отраслей по видам деятельности);

* значительное  количество данных (все, кроме  относительных величин) суммировалось  по однородным видам средств  и хозяйственных процессов (статьи  баланса, продукция, фонды заработной платы, прибыли и убытки и др.).

Вместе с тем  термин "сводная" используется в  российских нормативных документах и в случаях, когда было бы более  уместным употреблять термин "консолидированная". Так, в Методических рекомендациях  по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, опубликованных в качестве приложения к приказу Минфина России от 30 декабря 1996 г. №112, сводная бухгалтерская отчетность определяется как система показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимосвязанных организаций, включающих головную организацию, ее дочерние, а также зависимые общества. В этом случае по отношению к дочерним обществам головная организация выступает как основное общество (товарищество), по отношению к зависимым обществам - как преобладающее (участвующее) общество.

Сводная бухгалтерская  отчетность объединяет бухгалтерскую  отчетность дочерних обществ и включает данные о зависимых обществах, являющихся юридическими лицами по законодательству места их государственной регистрации.

Бухгалтерская отчетность дочернего общества объединяется в сводную бухгалтерскую отчетность, если:

* головная организация  обладает более чем 50% голосующих  акций акционерного общества  или более чем 50% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью;

* головная организация  имеет возможность определять  решения, принимаемые дочерним  обществом, в соответствии с  заключенным между головной организацией  и дочерним обществом договором; 

* у головной организации есть иные способы определения решений, принимаемых дочерним обществом.

Данные о зависимых  обществах включаются в сводную  бухгалтерскую отчетность, если головная организация имеет более 20% голосующих акций акционерного общества или  более 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

Данные о дочернем или зависимом обществе могут  не включаться в сводную бухгалтерскую  отчетность, если:

* доля голосующих  акций или доля в уставном  капитале дочернего общества, доля  голосующих акций или доля в уставном капитале зависимого общества приобретены на краткосрочный период с целью последующей перепродажи;

* головная организация  не может определять решения,  принимаемые дочерним обществом. 

Данные о дочернем, а также зависимом обществе могут не включаться в сводную бухгалтерскую отчетность, если они не оказывают существенного влияния на формирование представления о финансовом положении и финансовых результатах деятельности группы, например, если величина уставного капитала дочернего общества не превышает 3% величины капитала группы, а в сумме с капиталом других дочерних обществ, участие в которых отражается в сводной бухгалтерской отчетности в общем порядке, установленном для отражения финансовых вложений, -10% величины капитала группы, или включение бухгалтерской отчетности дочернего (зависимого) общества в сводную бухгалтерскую отчетность противоречит требованию рациональности.

Информация о работе Отличие сводной отчетности от консолидированной