Память

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 10:43, контрольная работа

Описание

Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении,
сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное исполь­зование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Работа состоит из  1 файл

Психология и педагогика.docx

— 46.76 Кб (Скачать документ)

Эмоциональная:

Эмоциональная память это память на чувства. Данный вид памяти

заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека.

Пережитые и сохраненные в памяти чувства  выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания. Воспроизведенные, или вторичные, чувства могут значительно отличаться от первоначальных. Это может выражаться как в изменении силы чувств, так и в изменении их содержания и характера.

Символическая память:

 Подразделяется на словесную и логическую. Словесная формируется в процессе прижизненного развития вслед за образной и достигает наивысшей силы к 10-13 годам. Отличительной чертой ее является точность воспроизведения. Другой (и в этом ее преимущество перед образной памятью) – значительно большая зависимость от воли. Воспроизвести зрительный образ - не всегда в нашей власти, в то время как повторить фразу значительно проще. Однако и при словесном сохранении наблюдаются искажения. Так, при запоминании ряда слов точнее всего воспроизводятся начальные и конечные, кроме того, деталь в рассказе, которая привлекла внимание человека, при пересказе имеет тенденцию передвигаться к началу. Точность словесного воспроизведения обеспечивается не только повторением, но и сокращением. Текст можно сократить и тем самым облегчить работу памяти: чем он короче, тем меньше ошибок при воспроизведении. Краткость эффективна не только за счет простого урезывания, но и за счет выработки правил выделения самого существенного. Постепенно через обобщение развивается логическая память.

 Отношения словесной памяти со зрительной - сложные. С одной стороны, словесная память сама по себе точнее зрительной, с другой - она может оказывать влияние на зрительные образы, сохраняющиеся в памяти, усиливая их трансформацию или подавляя их полностью. В этом случае зрительные образы в памяти могут преобразовываться так, чтобы точнее соответствовать своим словесным описаниям.

 По времени сохранения материала выделяют четыре основные формы памяти:

 - мгновенная (или иконическая - память-образ) связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятой органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память – непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 секунды и она представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов;

 - кратковременная представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала;

 - оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти;

 – долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти.

Особенности запоминания и припоминания выступают  в виде качеств памяти. К ним относятся объем (измеряется количеством объектов, припоминаемых сразу же после их однократного восприятия), быстрота (измеряется скоростью, то есть количеством затраченного времени на запоминание и припоминание нужного материала), точность (измеряется степенью сходства того, что припоминается, с тем, что воспринималось), длительность (измеряется количеством времени, в течение которого без повторных восприятий может припомниться то, что запомнилось).

 Подводя итог всему вышесказанному, можно подчеркнуть, что память – это психический процесс запечатления и воспроизведения человеком его опыта. Благодаря памяти, прошлый опыт человека не исчезает бесследно, а сохраняется в виде представлений.

 Ощущения, восприятия и представления человека отражают главным образом те предметы и явления или их отдельные свойства, которые непосредственно воздействуют на анализаторы. Эти психические процессы вместе с непроизвольным вниманием и наглядно-образной памятью представляют собой чувственные основы познания человеком объективной действительности.

 Но чувственные основы не исчерпывают всех возможностей человеческого отражения. Об этом свидетельствует то, что человек очень многое не ощущает и не воспринимает, но познает. Он, например, не слышит ультракороткие или слишком слабые звуки, не ощущает небольшие температурные изменения, не видит движения световой или радиоволны, не осязает процессов, происходящих внутри атомов, и т. д. Особенно остро проявляется ограниченность чувственного познания в отражении прошлого и будущего, то есть того, что объективно не существует и не воздействует на человека в конкретный момент его жизненной деятельности.

 Несмотря на такую ограниченность, человек все-таки отражает и то, что недоступно его чувственному познанию. Это происходит благодаря мышлению.

 Непроизвольное  и произвольное запоминание.

Общеизвестно, что можно много раз воспринимать объект, не вызывающий никакого интереса, и не запомнить его признаков (Психолог Занфорд (1917) сообщает, что он на протяжении 25 лет читал около 5000 раз молихву из 124 слов и тем не менее не смог безошибочно воспроизвести ее по памяти, ему понадобилось 44 "подсказки", прежде чем было достигнуто первое правильное воспроизведение). Интерес к определенным объектам в значительной степени обусловливает эффективность научения, поскольку он способствует возникновению и поддержанию положительной по отношению к задаче установки.

В повседневной жизни ребенка эта установка  обеспечивается взаимодействием поощрений  и наказаний, более или менее  эффективно применяемых учителем и  родителями, или же всякими другими  социальными мерами. Субъект может  также сознательно под влиянием определенных потребностей создавать  у себя соответствующие установки: так, например, по своему желанию он может учиться танцевать, управлять  автомобилем, выучить стихотворение  или песню.

Известны, однако, многочисленные случаи, когда  определенные факты (кадры фильма, события  во время каникул, пейзажи и т. п.) запоминаются при отсутствии специального намерения их запомнить, то есть при  отсутствии какой-либо специфической  установки на запоминание. Такого рода запоминание возможно во всяких ситуациях  и при задачах любого характера. Испытуемый, впервые входящий в лабораторию, запоминает некоторые особенности  помещения, фотографию на стене, лицо экспериментатора и многие другие особенности окружающей его обстановки, не имеющие отношения к предлагаемой ему задаче. Первые психологи, занимавшиеся этим вопросом, для обозначения такого рода феноменов применяли термин "непреднамеренное запоминание".

Формы памяти

Мгновенная  или иконическая память:

Данная  память удерживает материал, который был только что получен органами чувств, без како-либо переработки информации.

Длительность данной памяти - от 0,1 до 0,5 с.

Часто в этом случае человек запоминает информацию без сознательных усилий, даже против своей воли. Это память- образ. Данная память проявляется у детей еще в дошкольном возрасте, но с годами ее значение для человека возрастает.

Промежуточная память:

Обеспечивает  сохранение информации в течение  нескольких часов и накапливает  её в течение дня. Во время ночного  сна информация классифицируется, сортируется, группируется и переводится в  долговременную память, освобождая память промежуточную для приема новой  информации. По окончании сна промежуточная  память опять готова к приему новой  информации. Если человек спит менее  трёх часов (два полуторачасовых  блока сна) его промежуточная память не успевает очищаться, а это ведет к нарушению выполнения мыслительных и вычислительных операций, снижению внимания и памяти, к ошибкам в речи и действиях. 

Кратковременная память: хранение информации в течении короткого промежутка времени: в среднем около 20 с. Этот вид запоминания может происходить  после однократного или очень краткого восприятия. Эта память также работает без сознательного усилия для запоминания, но с установкой на будущее воспроизведение. В памяти сохраняются самые существенные элементы воспринятого образа. Кратковременная память "включается" когда действует, так называемое, актуальное сознание человека (т.е. то, что осознается человеком и как-то соотносится с его актуальными интересами и потребностями)

- Информация  вводится в кратковременную память  с помощью обращения внимания на нее. НАПРИМЕР: человек сотни раз видевший свои наручные часы, может не ответить на вопрос какой цифрой, римской или арабской, изображена на часах цифра 6. Он никогда целенаправленно не обращал внимание на этот факт, и таким образом информация не отложилась в кратковременной памяти.

-  Объем   кратковременной   памяти   очень   индивидуален,   и   существуют разработанные  формулы  и  методы  для  ее  измерения.  В связи с этим необходимо сказать о такой ее  особенности как свойство замещения.  Когда индивидуальный объем  памяти  переполняется,  новая  информация  частично замещает   хранящуюся  там,  а старая  информация   часто   безвозвратно исчезает.  Хорошим примером могут быть трудности при запоминании обилия фамилий и имен людей, с которыми мы только  что познакомились. Человек способен удержать в кратковременной памяти не больше имен  чем позволяет его объем памяти.

-  Сделав  сознательное  усилие  можно   удержать  ее  в  памяти  дольше,  и обеспечить  ее  перевод  в  оперативную  память.  Это  лежит   в основе запоминания путем повторения.

На самом  деле, данная память играет важнейшую роль. Именно  благодаря  ей человек перерабатывает громадный объем информации, сразу отсеивается  не нужная и остается то, что потенциально  полезно.  Кратковременная  память организовывает мышление человека, так как мышление «черпает» информацию и факты именно из кратковременной и оперативной памяти. 

Долговременная  память - память, способная хранить  информацию  в  течении неограниченного срока.

- Эта  память начинает функционировать  не сразу после того, как   был  заучен материал, а спустя некоторое время. Человек должен переключиться с одного процесса на другой: с  запоминания на воспроизведение. Эти  два  процесса несовместимы и их механизмы полностью разные.

- Интересно,  что чем  чаще  воспроизводится  информация,  тем прочнее она закрепляется в памяти. Иными словами, человек может в любой нужный момент припомнить информацию с помощью  усилия  воли.  Интересно  заметить,  что умственные способности не всегда являются  показателем  качества  памяти.

   Например,  у   слабоумных   людей,   иногда   встречается   феноменальная долговременная память.

Способы управления памятью.

Продуктивность  деятельности тесно связана с  возможностями памяти. Многие люди недовольны работой памяти, поскольку  в нужный момент не могут вспомнить  нужные сведения. Знание разнообразия способов улучшения работы своей памяти будет полезно каждому.

Приемы  произвольного запоминания можно  разделить на две группы: основанные на выявлении внутренних связей, существующих в самом материале, и на привнесении  извне искусственных связей в  запоминаемый материал. Последние называются мнемоническими, и применяются они  в тех случаях, когда нет содержательных знаний о внутренней структуре материала  или трудно ее выявить. Здесь мы рассмотрим несколько мнемонических техник: локальной привязки, словесных посредников, разбиения на группы.

Локальная привязка, или метод мест, состоит  в построении для запоминания  опорного ряда, состоящего из хорошо знакомых или легко заучиваемых объектов. Последовательность объектов в опорном  ряду организована так, что жестко предопределен  порядок их перечисления. На практике таким опорным рядом может  служить последовательность комнат в своей квартире, домов на своей  улице и т. д. Человек сначала  заучивает опорный ряд, затем  использует его элементы, чтобы сопоставить  с ними элементы запоминаемого ряда.

Метод словесных посредников по существу близок к предыдущему. Он также основан на соотнесении двух рядов объектов — предназначенного для запоминания и опорного, организованного в осмысленную фразу. Этот метод тоже используется давно. Так, запоминания очередности следования различных цветов в солнечном спектре заучивалось предложение «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», в котором первые буквы слов совпадают первыми буквами названий цветов солнечного спектра, расположенных в порядке убывания длины волны. Еще одна фраза используется жителями Петербурга для запоминания последовательности параллельных улиц, выходящих на Загородный проспект: «Разве можно верить пустым словам балерины?» Это соответствует званиям улиц Рузовской, Можайской, Верейской, Подольской, Серпуховской и Бронницкой.

Информация о работе Память