Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 10:43, контрольная работа
Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении,
сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Облегчает запоминание и группировка — разбиение ряда объектов на части и объединение частей в ритмическую структуру при произнесении названий объектов, например при запоминании номера телефона 6695668 он разбивается на группы 669-5-668.
Удобным приемом является и запоминание опорных слов, дат, с которыми увязывается вновь заучиваемое. Этот прием иногда называют «вешалкой». Например, даты исторических событий запомнить, если заучивать не каждую в отдельности, а вначале твердо усвоить одну дату и, отталкиваясь от нее, запоминать последующие события как бывшие за два, три, пять лет до или после нее.
Припоминание
слова зависит от того, насколько
часто встречалось оно в
Еще один
из приемов мнемотехники, получивший
особенное распространение в
последние десятилетия в связи
с растущей тенденцией к экономии
времени, — акронимы. Он состоит
в составлении сокращенных
Разнообразие
приемов запоминания не только повышает
эффективность запоминания, но и
создает положительный
Обратимся теперь к приемам запоминания, которые опираются либо на выявление или усиление внутренних связей в самом запоминаемом материале, либо на связи материала с интересами человека. Один из наиболее эффективных способов облегчения произвольного запоминания — создание нужной установки. Установка на запоминание создается с помощью самоинструкции, направленной на достижение требуемой полноты, точности или прочности запоминания. Она влияет не только на сам факт запоминания, но и на длительность сохранения.
Одно дело сказать себе, что помнить следует до определенного дня (экзамена), другое — усвоить навсегда. В первом случае, после того как экзамен пройдет, выученное быстро начинает забываться. Вот характерный пример: в эксперименте группе участников прочли два отрывка текста одинаковой трудности, причем сказали, что первый спросят завтра, а второй — через неделю. В действительности предложили рассказать оба отрывка через две недели. Оказалось, что первый отрывок испытуемые почти полностью забыли, а второй значительно лучше сохранился у них в памяти благодаря другой установке при запоминании.
Для эффективного
использования установки
Запоминание
существенно улучшается в активной
деятельности. Материал легче запомнить,
если четко сформулировать цель деятельности.
Человек, решивший арифметическую задачу,
часто не помнит исходных чисел, хотя
они были объектами его деятельности,
но они входили не в цель, а
в способы достижения цели. Активная
умственная работа с материалом помогает
развитию способности укрупнять
и оптимально организовывать запоминаемые
единицы. Если осуществить группировку
материала или его
Пересказ текста своими словами приводит к лучшему его запоминанию, чем многократное чтение, потому что пересказ — это активная, организованная целью умственная работа.
Еще один способ, при котором для облегчения запоминания большого и сложного материала: составляют его план, в явном виде содержит все упомянутые приемы. Составление плана или блок-схемы включает в себя разбивку материала на части, придумывание заглавий для них, определение связей. При чтении лекций полезно записать в верхнем углу доски план или схему лекции и обращаться к нему по ходу изложения темы. После окончания чтения лекций по курсу, целесообразно попросить слушателей самостоятельно нарисовать схему курса, выделив в ней основные блоки и связи между ними. Опыт показывает, что такое мероприятие способствует формированию целостного представления о предмете.
Запоминание зависит от самой эмоциональной окрашенности материала и, независимо от знака эмоций, способствует запоминанию большого числа факторов, но положительный опыт запоминается лучше, чем отрицательный, а отрицательный — лучше, чем нейтральный. Если надо помочь человеку что-то вспомнить, целесообразно побудить его начать со свободного сказа о событии. Такая форма активизирует сопутствующие ассоциации, облегчая тем самым вспоминание деталей.
Мы рассмотрели ряд способов, повышающих эффективность долговременной памяти. Теперь обратимся к приемам, облегчающим работу кратковременной памяти. Повторение — основной метод удержания информации в кратковременном хранилище на время консолидации. Забывание происходит наиболее интенсивно в первые 6 часов после запоминания. Поэтому если сведения требуется запечатлеть надолго, то их целесообразно повторять с такими интервалами: через 15-20 минут, затем через 8-9 часов и через 24 часа. Раннее повторение возмещает быстрое первоначальное забывание, в то время как непрерывное повторение до полного запоминания неэкономично.
Однако без надлежащего мотива даже многократное повторение не обеспечивает надежного запоминания. Вот пример из жизни известного французского психолога Бинэ. Будучи неверующим, он был женат на очень религиозной женщине. Не желая обижать ее, он ежедневно повторял за ней слова вечерней молитвы в течение многих лет, однако не мог воспроизвести их самостоятельно в отсутствие жены.
Для повышения
успешности и точности запоминания
необходимо учитывать темп введения
новых сведений и фон, на котором
происходит восприятие. Слишком быстрый
темп приводит к наложению одних
сведений на другие и искажению информации,
поступающей на хранение. Аналогичная
ситуация возникает и тогда, когда
материал вводится на фоне помех (радиопередач,
работающего телевизора или магнитофона).
Все это ухудшает качество запоминания
и существенно замедляет
В течение
дня продуктивность памяти изменяется:
между 8 и 12 часами утра она максимальна,
после обеда заметно снижается,
а затем вновь несколько
Эффективная работа памяти обеспечивается механизмом забывания. С его помощью человек поднимается над бесчисленным количеством конкретных деталей и облегчает себе возможность обобщения. Мы записываем, чтобы забыть, а не для того, чтобы запомнить, с тем чтобы разгрузить свою память от мелочей и оставить за ней только привычку заглядывать в записную книжку В этой ситуации запись действует почти как выполнение намерения, как разряжение напряжения. Человек надеется на то, что запись своевременно напомнит и этим ослабляет внутреннюю потребность не забыть. Забывание — вовсе не признак плохой памяти или причина ее низкой продуктивности, а, напротив, один из важнейших компонентов хорошо работающего механизма. Приспособительная роль забывания отчетливо видна на таком факте: чаше жалуются на забывание люди, профессии которых связаны с быстрой сменой используемой информации: репортеры, радио- и теледикторы.
Вместе
с тем нельзя упускать из виду, что
уровень запоминания зависит
от того, приятным или неприятным был
соответствующий опыт. Чтобы что-то
вспомнить, человеку необходимо вернуться
в то состояние, в котором он получил
информацию. Если он тогда был разозлен
или огорчен вашей просьбой что-то
сделать, то, чтобы вспомнить об этом,
он должен вернуться в это состояние.
Поскольку ему не хочется вновь
чувствовать себя так плохо, то он
вряд ли вспомнит. Поэтому забыванием
очень трудно управлять, удается
произвольно забыть обиду, поражение,
несчастную любовь. Приказывая себе забыть,
человек непроизвольно
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе была кратко рассмотрена память: ее определения, основные черты и характеристики, основные виды и механизмы процессов, происходящие в памяти. Тем не менее, очень важно осознавать, что даже после многолетних исследований механизмы памяти еще не достаточно изучены, и даже те закономерности, которые удалось вывести, не всегда применимы к абсолютному большинству людей.
Мнение
автора работы - это то, что к изучению
человека, особенно когда речь идет о его
психике, нужно подходить с достаточной
долей смирения и осознания, что
каждый человек глубоко индивидуален
и очень сложен. Св. Августин
когда-то сказал: "Человек - это великая
глубина…Легче посчитать волосы на его
голове, чем чувства, мысли и наклонности
его сердца"
Список литературы:
Арден Джон Развитие памяти для "чайников". Как улучшить память = IMPROVING YOUR MEMORY FOR DUMMIES — М.: «Диалектика», 2007. — С. 352. — ISBN 0-7645-5435-2.
С.Роуз Устройство памяти от молекул к сознанию.- Москва: «Мир», 1995.
Лурия А. Р. Нейропсихология памяти.- Москва: «Педагогика», 1974.
Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти.- М., 1968.
Роговин М. С. Проблемы теории памяти.- М., 1977.- 182 с.
Шенцев М. В. Информационная модель памяти . , С.Пб.2005.
Анохин П. К., Биология и нейрофизиология условного рефлекса, М., 1968;
Бериташвили И. С., Память позвоночных животных, ее характеристика и происхождение, 2 изд., М., 1974;
Соколов Е. Н., Механизмы памяти, М., 1969:
Конорски Ю., Интегративная деятельность мозга, пер. с англ., М., 1970;
Аристотель
«О памяти и припоминании»;
Плотин «Об ощущении и памяти»;
Поль Рикёр. Традиция внутреннего усмотрения (Августин о памяти)
П. Гири. Память // Словарь средневековой культуры; Ю. Арнаутова. Memoria (Средневековье)
Ф. Йейтс. Искусство памяти // Йейтс Ф. Искусство памяти. «Университетская книга», СПб, 1997, с. 6-167.
П. Нора. Проблематика мест памяти // Франция-память. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999, с. 17-50.