Передмет и метод бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2011 в 18:34, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы состоит в исследовании предмета и методов бухгалтерского учета.

Задачи исследования:

- выделить сущность предмета бухгалтерского учета;

- проанализировать основные методы бухгалтерского учета;

- подвести итоги исследования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...2

Предмет бухгалтерского учета…………………………………………………..4
Имущество организации по составу и размещению………………………..4
Источники формирования имущества……………………………………….8
Характеристика хозяйственных процессов и их результатов……………10
Метод бухгалтерского учета……………………………………………………12
Заключение………………………………………………………………………….19

Список использованной литературы……………………………………………...20

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа.doc

— 118.00 Кб (Скачать документ)

    Денежные  средства – наличность в кассе организации и на счетах (расчетных, валютных и других) в банках.

    Краткосрочные финансовые вложения - временно свободные денежные средства, размещенные организацией на короткий период (депозиты, займы, сертификаты, векселя и другие ценные бумаги), которые в скором времени потребуются в хозяйственном обороте.

    Дебиторская задолженность – это задолженность покупателей продукции (потребителей услуг), возникающая вследствие исполнения договорных обязательств организацией (в этом случае она является поставщиком или исполнителем) без предварительной оплаты на условиях погашения долга покупателем в оговоренные сроки. В составе дебиторской задолженности учитываются авансы выданные, то есть средства, уплаченные организацией, которые в оговоренный период превратятся в материальные или другие активы (товары, услуги), а в случае не выполнения поставщиком договорных обязательств возвратятся на счет или в кассу.

     Дебиторская задолженность является долгосрочной, если платежи по ней в соответствии с договором ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты, к краткосрочной относится дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты. Долгосрочная и краткосрочная дебиторская задолженности учитываются отдельно. [2; c. 25-26] 

     1.2. Источники формирования имущества

     По  источникам образования и целевому назначению имущество организации подразделяется на собственное (собственный капитал) и заемное (созданное за счет обязательств).

     Собственный капитал — это чистая стоимость имущества, определяемая как разница между стоимостью активов (имущества) организации и его обязательствами. В составе собственного капитала организации учитываются капитал и резервы: уставный капитал; добавочный капитал; резервный капитал; нераспределенная прибыль; целевое финансирование.

     Уставный (складочный) капитал — это первоначальный источник формирования имущества (средств) предприятия. Он представляет собой совокупность вкладов (взносов) учредителей (участников) в имущество в денежном выражении при создании организации для обеспечения ее деятельности в размерах, определяемых учредительными документами. Сумма уставного капитала отражается в уставе организации и представляет собой относительно постоянную величину. Она может быть изменена по решению учредителей организации с внесением соответствующих изменений в учредительные документы и их перерегистрации в исполнительных (муниципальных) органах власти. [6; c. 156-157]

       Добавочный  капитал – это один из внутренних источников средств организации, который образуется за счет изменения стоимости активов, которое связано с необходимостью проведения эпизодической переоценки имущества до текущей рыночной стоимости. Может также включать стоимость имущества, внесенного учредителями, сверх суммы зарегистрированного уставного капитала.

     Резервный капитал создается в соответствии с законодательством за счет прибыли и других источников средств организации. Размер резервного капитала определяется уставом организации в пределах, например, для акционерных обществ, 15% уставного капитала, а размер ежегодных отчислений не менее 5% годовой чистой прибыли. Резервный капитал используется для покрытия непредвиденных потерь и убытков, а также для выплаты дивидендов акционерам — держателям привилегированных акций при недостаточности для этих целей прибыли. [1; c. 303]

     Нераспределенная  прибыль — это неиспользованная часть прибыли отчетного года и прошлых лет. Данная часть прибыли может быть использована организацией для создания резервного капитала. Чистая прибыль предназначена для финансирования капитальных вложений, связанных с производственным развитием (технологическое перевооружение, строительство новых объектов и реконструкция старых, приобретение основных средств и т.д.).

     Целевое финансирование — это средства, поступившие от других организаций и лиц в порядке благотворительной и спонсорской помощи, а также средства, поступившие от правительственных органов и бюджета в виде субсидий или дотаций. Эти средства предназначены для финансирования тех или иных мероприятий, а поэтому должны быть использованы строго по целевому назначению.

     К заемному капиталу (заемным, привлеченным источникам) относятся долгосрочные и краткосрочные обязательства организации.

     Долгосрочные  обязательства — это обязательства организации со сроком погашения более одного года. К ним относятся:

     — расчеты по долгосрочным кредитам банков, т.е. кредитам банков, полученным на срок погашения (возврата) более одного года;

     — расчеты по долгосрочным займам других организаций и физических лиц, т.е. займам, полученным на срок погашения (возврата) более одного года;

     — прочие долгосрочные обязательства.

     Краткосрочные обязательства — это обязательства организации со сроком погашения до одного года. К ним относятся:

     — расчеты по краткосрочным кредитам банков, т.е. кредитам банков, полученным на срок погашения (возврата) не более одного года;

     — расчеты по краткосрочным займам других организаций и физических лиц, т.е. займам, полученным на срок погашения (возврата) не более одного года;

  • текущая кредиторская задолженность — задолженность поставщикам за материальные ценности, подрядчикам за выполненные работы, задолженность перед дочерними и зависимыми обществами, а также задолженность по авансам полученным, по расчетам с персоналом организации, по векселям выданным, по расчетам с бюджетом и государственными внебюджетными фондам. [3; c. 27-28]
 

     1.3 Характеристика хозяйственных процессов и их результатов

     Важнейшими  объектами бухгалтерского учета  являются также хозяйственные процессы и их результаты, вызывающие изменение имущества и источников их формирования. Основными хозяйственными процессами организации являются снабжение (заготовление), производство и реализация продукции (работ, услуг).

     В процессе заготовления приобретаются  материальные ценности, основные средства и др. для процесса производства. В процессе производства расходуются оборотные средства, изнашиваются основные средства, начисляется оплата труда работникам, выпускается продукция. В процессе реализации продукции организация получает денежную выручку от покупателей, заказчиков. Результатом процесса заготовления и производства может быть экономия или перерасход средств, а процесса реализации - доход (прибыль) или убыток.

     Эти процессы состоят из отдельных хозяйственных операций, содержанием которых является движение имущества и обязательств, т.е. кругооборот капитала.

     Оборот  средств в хозяйственных процессах  бесконечен. Таким образом, в каждом из хозяйственных процессов происходит смена одной формы стоимости имущества на другую. Например, при заготовлении материальных ценностей денежная форма стоимости исходного капитала меняется на товарную (материальную) форму, а при реализации готовой продукции средства организаций меняют товарную (материальную) форму на денежную. У организаций могут быть и другие хозяйственные операции (например, по капитальному строительству), которые также являются объектами бухгалтерского учета. Однако основное содержание ее работы составляют процессы (стадии) кругооборота (снабжение, производство, реализация) ее капитала.

     Эти процессы взаимосвязаны, дополняют  друг друга как объекты бухгалтерского учета и создают условия для накопления капитала и ведения расширенного воспроизводства. [6; c. 165-167] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Метод бухгалтерского учета

     Методом бухгалтерского учета является совокупность используемых с целью ведения бухгалтерского учета специфических способов и приемов, к которым относятся: бухгалтерский баланс; счета и двойная запись; документирование; стоимостная оценка; калькуляция; инвентаризация; отчетность.

     1. Бухгалтерский баланс — способ экономической группировки и обобщения информации об имуществе организации по составу и размещению и источникам их образования в денежной оценке на определенную дату.

     По  строению бухгалтерский баланс представляет собой двустороннюю таблицу, левая сторона – актив, правая сторона - пассив. В активе отражается предметный состав, размещение, использование имущества организации. В пассиве – величина средств, вложенных в финансово-хозяйственную деятельность организации, форму их участия в процессе создания имущества.

     Каждый  отдельный вид имущества и  обязательств в активе и пассиве  баланса называется статьей, в которой приводится наименование и номера синтетических (балансовых) счетов.

     В балансе обязательно равенство  итогов актива и пассива, так как  обе части баланса показывают одни и те же объекты учета, сгруппированные  по разным признакам: в активе - по составу  и функциональной роли, в пассиве  – по источникам образования. Итоговая сумма по активу и пассиву баланса называется валютой баланса. [3; c. 32]

     2. Счета и двойная запись. Счета бухгалтерского учета предназначены для группировки, текущего учета и контроля наличия и движения хозяйственных средств и их источников. На каждый вид хозяйственных средств и их источников открывается отдельный счет.

     Счет  имеет форму двусторонней таблицы, левая сторона которой называется «Дебет», а права - «Кредит».

     В соответствии со структурой бухгалтерского баланса различают активные и  пассивные счета бухгалтерского учета.

     Активные  счета предназначены для учета имущества организации Пассивные счета предназначены для учета обязательств организации.

     Помимо  активных и пассивных счетов используют активно-пассивные счета, на которых отражаются одновременно и имущество организации, и источники его образования.

     Сумма хозяйственных операций в бухгалтерском  учете записывается (отражается) на счетах дважды: по дебету одного и кредиту  другого счета, что называется двойной записью. [7; c. 89-90]

     3. Документирование – подтверждение каждой бухгалтерской операции правильно оформленным первичным документом, имеющим юридическую силу.

     Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными  документами. Эти документы служат первичной учетной информацией, на основании которой ведется бухгалтерский учет.

     Бухгалтерский документ представляет собой письменное свидетельство, которое подтверждает факт совершения хозяйственной операции, право на их совершение или устанавливает  материальную ответственность работников за доверенные им ценности.

     Все многообразие документов принято группировать по однородным признакам.

    Первичные документы по назначению разделяют:

    -распорядительные – разрешают проведение хозяйственных операций, но не подтверждают их совершение (приказы, распоряжения, указания, доверенности) не отражается в учетных регистрах;

    -исполнительные (оправдательные) – фиксируют факт совершения хозяйственной операции и свидетельствуют о получении, выдаче, расходовании материальных и денежных ресурсов, что непосредственно отражается в учетных регистрах (накладные, требования, приходные ордера, акты приемки и др.);

    -документы бухгалтерского оформления - составляются в бухгалтерии в случаях, когда для записи хозяйственных операций других первичных документов нет (отчеты, справки, расчеты и др.);

     -комбинированные документы - документы, имеющие разрешительно - оправдательный характер, оправдательный и бухгалтерского оформления (авансовый отчет, расходный кассовый ордер, платежная ведомость).

     По  порядку составления документы разделяют на первичные, которые составляются на каждую отдельную операцию в момент ее совершения и сводные оформляются на основании первичных однородных документов. Они могут быть исполнительными, бухгалтерского оформления, комбинированными.

Информация о работе Передмет и метод бухгалтерского учета