Планирование аудиторской проверки малого предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 15:10, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических подходов в особенностях проведения аудита и рассмотрение методологических основ аудита на примере конкретного малого предприятия.
В соответствии с целью работы будут рассмотрены следующие задачи:
- дать понятие аудита и его особенностям на современных предприятиях,
- определится с методикой планирования, проведения,
- предложить некоторые рекомендации по совершенствованию практики аудита частного предприятия.

Работа состоит из  1 файл

Аудит курсовая.docx

— 72.21 Кб (Скачать документ)

      Также аудитору следует обратить внимание на наиболее существенные изменения  в деятельности организации, произошедшие с момента последней аудиторской проверки: изменения в производственном процессе, составе выпускаемой продукции или оказываемых услугах, приобретения или ликвидации, новые займы или увеличение собственного капитала, изменения в организации или управлении, изменения требований к бухгалтерскому учету или представлению данных, переход на иную систему бухгалтерского учета.  

      Полученная  информация может быть систематизирована в таком сводном документе, как "Анализ информации о деятельности клиента" (приложение 5). 

      В разделе "Информация о клиенте" необходимо кратко описать основные сведения о деятельности проверяемой организации, используемом программном обеспечении и компьютерном оборудовании, системе бухгалтерского учета и внутреннего контроля, дать оценку стратегии аудита. В разделе "Изменения, произошедшие с момента последней аудиторской проверки" аудитор дает краткую характеристику наиболее существенным изменениям в деятельности проверяемого лица, произошедшие со времени последнего аудита. 

      При определении критических областей следует принять во внимание результаты предыдущего аудита: области деятельности аудируемого лица, принятые как критические, установленные виды рисков, присущие деятельности данной организации, оценка эффективности внутреннего контроля, выявленные несоответствия, проблемы предыдущей аудиторской проверки. Это позволит аудитору при планировании проверки выделить наиболее существенные области, требующие более тщательной оценки.

Логическим  завершением второго этапа планирования аудита служит рабочий документ, в котором обобщаются все оценки и выводы аудитора и даются рекомендации для составления программы аудиторских процедур по существу. В этом же документе аудитор приводит результаты аналитических процедур: анализ соотношений финансовых данных, финансовых и нефинансовых показателей, сравнение последних отчетных данных с данными предыдущих периодов, среднеотраслевыми показателями, показателями аналогичных предприятий. Полученная в ходе анализа и обобщения информация позволит дать оценку аудиторского риска и уровня существенности, а также будет использована для подготовки общего плана и программы аудита. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2.Содержание общего плана и программы проведения аудита. 

     Перед составлением общего плана и программы  проверки аудитор должен оценить  надежность систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета аудируемого лица, а также аудиторский риск – вероятность формирования неверного мнения и соответственно составления неправильного заключения по результатам проверки. Аудитор рассчитывает уровень существенности. Уровень существенности рассчитывается следующим образом. По итогам финансового года в экономическом субъекте, подлежащем проверке, определяются финансовые показатели, перечисленные в первом столбце таблицы. Их значение может быть занесено во второй столбец в тех денежных единицах, в которых подготовлена бухгалтерская отчетность. От этих показателей берутся процентные доли, приведенные в третьем столбце таблицы, и результат заносится в четвертый столбец.

     Допускается, что часть показателей включить в таблицу не удастся. Например, предприятие  может не иметь прибыли по итогам года либо может иметь небольшую  прибыль, которая, по мнению аудитора, с учетом анализа показателей  за предыдущие годы является не характерной  для данного предприятия. Предприятие  может не иметь реализации, если это бесприбыльное, некоммерческое предприятие либо организация, которая финансируется в основном не за счет выручки от реализации товаров, работ, услуг. В этих случаях в соответствующих клетках таблицы могут быть поставлены прочерки.

     Аудитор должен проанализировать числовые значения, записанные в четвертом столбце. В том случае, если какие-либо значения сильно отклоняются в большую  и (или) меньшую сторону от остальных, он может отбросить такие значения. На базе оставшихся показателей рассчитывается средняя величина, которую можно  для удобства дальнейшей работы округлить, но так, чтобы после округления ее значение изменилось бы не более чем  на 20% в ту или иную сторону от среднего значения. Данная величина и  является единым показателем уровня существенности, который может использовать аудитор в своей работе.

     Процедура нахождения уровня существенности, все  арифметические расчеты, усреднения, округления и причины, на основании которых  аудитор исключил какие-либо значения из расчетов, должны быть отражены в  рабочей документации проверки. Конкретное значение уровня существенности должно быть одобрено по окончании этапа планирования аудита руководителем аудиторской проверки.

     Данный  порядок приведен для образца  и имеет рекомендательный характер. Аудиторские фирмы должны с учетом обязательных Правила (Стандарта) разработать собственный порядок нахождения уровня существенности. Например, в отличие от предложенного порядка они могут:

а) изменить значения коэффициентов в столбце 3;

б) вводить, убирать, менять финансовые показатели, приведенные  в столбце 1;

в) менять порядок  усреднения при нахождении показателя;

г) принимать  во внимание значения финансовых показателей  за предыдущие годы и учитывать динамику их изменения;

д) предусмотреть не один показатель уровня существенности, а несколько - для различных статей баланса;

е) самостоятельно разработать таблицу и ввести схему расчетов уровня существенности.

     Чем выше уровень существенности, тем  ниже уровень аудиторского риска, и  наоборот. Обратная зависимость между  аудиторским риском и существенностью  учитывается аудитором при определении  характера объема процедур проверки, сроков проведения аудита (Приложение 6).

     Общий план аудита - логическое описание предполагаемого  объема и характера проведения аудита, особенностей экономического субъекта и специфики предполагаемой аудиторской  проверки и используемых в процессе аудита методов и технических  приемов.

     Программа аудита - совокупность методов и  приемов аудита, оформленная документально  в установленной форме. Программа  аудита включает в себя перечень аудиторских  процедур, применяемых в конкретной аудиторской проверке, а также  их характер, сроки, объем и конкретных исполнителей.

     Разработка  программы и общего плана аудиторской  проверки также производится с учетом показателей аудиторского риска  и допустимой ошибки (уровня существенности).

     Общий план аудита необходимо документально  оформить. Он должен содержать описание предполагаемого объема, этапов аудиторской  проверки и порядка их проведения. В зависимости от масштабов и  специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и применяемых аудитором конкретных методик форма и содержание общего плана могут меняться.

     Для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица отдельные разделы общего плана аудита, как и весь план в целом, могут согласовываться и обсуждаться с руководством и персоналом аудируемого лица.

     Развитием Общего плана аудита является Программа  аудита (приложение 7). Она определяет характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур. Программа представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита, она также устанавливает сроки, запланированные на проверку различных областей или проведение процедур аудита. Поэтому разработка програииы проведения аудита является одним из основных этапов планирования аудита. 

      Каждую  проводимую аудиторскую процедуру следует обозначить номером или кодом, с тем чтобы аудитор в процессе работы имел возможность делать на них ссылки в своих рабочих документах. Программа аудита составляется в виде тестов средств контроля и аудиторских процедур по существу. Тесты средств контроля представляют собой перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Они также помогают выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта. 

      Выводы  аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета, аудиторского заключения и основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности проверяемой организации.

     В сущности, проведение аудита сводится к выполнению его программы по проверке достоверности показателей  каждого раздела бухгалтерской  отчетности. Начиная разработку программы, аудитор должен выявить значимые для аудита области, а также финансово-хозяйственные  операции, отсутствующие у клиента  или представляющиеся малозначимыми (несущественными). При разработке программы  аудита и установлении методов проверки необходимо учитывать, что аудиторские процедуры призваны выявить наличие существенных искажений оборотов и сальдо бухгалтерских счетов. Для значимых разделов бухгалтерского учета и финансовой отчетности определяются более детальные приемы и методы проверки. Аудитор выявляет, в каких случаях предполагается проводить аудиторские процедуры проверки по существу (детальные тесты, аналитические либо пересекающиеся процедуры), когда достаточно провести тесты средств контроля и воспользоваться результатами внутреннего контроля, где необходима сплошная проверка или можно ограничиться аудиторской выборкой.

     К значимым для аудита в первую очередь  относятся разделы и операции, по которым величина остатков (сальдо) и оборотов по счетам бухгалтерского учета наиболее значительна по сравнению  с выбранным уровнем существенности.

     А к малозначимым (несущественным) –  отсутствующие у клиента, имеющие  незначительный объем или те разделы  и операции, где величина остатков (сальдо) и оборотов по счетам бухгалтерского учета наименее значительна по сравнению  с выбранным уровнем существенности.

     Документальным  итогом планирования являются Программа  аудита и рабочие материалы, сгруппированные в постоянные и текущие аудиторские файлы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.3.Подготовка общего плана проведения аудиторской проверки.

     С учетом проведенного анализа разрабатывается  общий план аудита, который отражает стратегию аудита данной организации. Ответственный по планированию аудита определяет максимальную погрешность, допустимую для статей годовой бухгалтерской отчетности, которая не должна превышать общий уровень существенности.

     Значимые  области определяются на основании данных о возможных областях аудита, выявленных при предварительном планировании, и принятых значений уровня существенности и аудиторского риска. По каждой области (разделу) аудита следует обосновать выбранный метод аудита: системоориентированный, т. е. ориентированный на систему внутреннего контроля в каждой данной области, или существенный, т. е. сплошной или выборочный. Выводы о значимых областях аудита и применяемых методах используются при составлении плана аудиторской проверки.

     Кроме разделов, составляющих предмет аудита, в плане также необходимо учесть такие вопросы, как выполнение рекомендаций предыдущего аудита, возможное использование внутреннего контроля аудируемой организации (по значимым областям аудита), проблемные направления, вероятность дополнительной работы, необходимость привлечения экспертов и консультантов.

Перечень  разделов, отражаемых в Общем плане  аудита, утверждается внутренними стандартами аудиторской организации (приложение 8).

     Общий план должен служить руководством при  осуществлении программы аудита. В процессе аудита у аудиторской организации могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана. Вносимые в план изменения, а также причины изменений аудитору следует подробно документировать.

     В общем плане аудиторская организация  должна предусмотреть сроки проведения аудита и составить график проведения аудита, подготовки отчета (письменной информации руководству экономического субъекта), аудиторского заключения. В  процессе планирования затрат времени  аудитору необходимо учесть:

- реальные  трудозатраты;

- расчет затрат  времени в предыдущем периоде  (в случае проведения повторного  аудита) и его связь с текущим  расчетом;

- уровень  существенности;

- проведенные  оценки рисков аудита.

     В общем плане аудиторская организация  определяет способ проведения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы  внутреннего контроля, оценки рисков аудита. В случае решения провести выборочный аудит аудитор формирует  аудиторскую выборку.

Информация о работе Планирование аудиторской проверки малого предприятия