Планирование и прогнозирование в условиях современного рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2011 в 23:09, реферат

Описание

В странах с развитой рыночной моделью экономики прогнозирование и планирование являются важнейшим инструментом государственного регулирования экономики. Нацелено применяя такой инструмент, эти страны, как известно, добились большого успеха в техническом прогрессе, повышении уровня жизни населения и других социально-экономических областях.

Содержание

Введение 3
1.Основы прогнозирования и планирования в экономике 4
1.1 Экономика и ее функционирование в условиях рынка 4
1.2 Устойчивость экономического развития 5
1.3 Основные концепции рыночного управления 7
2. Методы прогнозирования и планирования 9
2.1 Методы экспертных оценок 11
2.2 Методы экстраполяции 11
2.3 Методы моделирования и экономико-математические
методы 12
2.4 Метод экономического анализа 12
2.5 Балансовый метод 13
2.6 Нормативный метод 13
2.7 Программно-целевой метод 15
3. Организация прогнозирования и планирования 16
Заключение 19
Литература 20

Работа состоит из  1 файл

планирование и прогназирование .doc

— 89.00 Кб (Скачать документ)

       Сущность  ПЦМ заключается в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами с учетом эффективного их использования.

       ПЦМ применяется при разработке целевых комплексных программ, представляющих собой документ, в котором отражаются цель и комплекс научно-исследовательских, производственных, организационно-хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.

         

    1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОГНАЗИРОВАНИЯ  И ПЛАНИРОВАНИЯ
 

       Планирование  и прогнозирование различаются  по срокам и формам организации этого  вида деятельности.

       Планирование  по календарным срокам предполагает разработку планов на следующий календарный период за некоторое время до завершения отчетного периода, то есть периода, на который план был составлен ранее.

       Например, краткосрочные планы могут составляться на один календарный год. За 3 – 6 месяцев  до окончания предыдущего года начинается составление плана на следующий календарный год. Затем процесс краткосрочного планирования прерывается на 6 – 9 месяцев и возобновляется во второй половине следующего года.

       В современном изменчивом мире это  малоэффективный способ организации  планирования. Уже через полгода выполнения тех или иных нормативов плана может потерять всякий смысл из-за изменения обстановки. Нов силу сложившихся традиций и низкой квалификации управленческого персонала этот метод используется на российских предприятиях. Нередко он применяется и в странах Западной Европы на предприятиях малого и среднего бизнеса, исключая, конечно, современные динамичные отрасли хозяйства.

       Такой метод организации планирования, несмотря на его недостатки, по традиции используется государственными органами власти и управления, государственными учреждениями во многих странах.

       Непрерывное планирование предполагает непрерывную  постоянную разработку планов на предстоящие  периоды. Например, при такой организации  краткосрочного планирования с плановым периодом продолжительностью один год  в декабре утверждаются планы на год с января по декабрь, через месяц – на год с февраля по январь, а в феврале – на год с марта по февраль следующего календарного года и т.д.

       Такая организация планирования стала  осваиваться, начиная с 50 – 60-х годов американскими компаниями. Использование современных информационных технологий обеспечило в конце 70-х и в особенности в 80-х годах быстрое распространение непрерывного планирования в развитых странах в различных сферах и на различных уровнях управления.

       В работу по планированию могут в различной  последовательности включаться будущие  участники планируемой деятельности. Различают три основные формы  организации планирования: «сверху  вниз», «снизу вверх» и «цели вниз, планы вверх».

       Первая  форма организации планирования основывается на том, что руководство  или правительство создает планы, которые надлежит исполнять подчиненным  организациям и исполнителям. В большинстве  случаев это неэффективная форма  организации, которая игнорирует творческий потенциал и интересы большинства. Без жесткой авторитарной системы принуждения, составленные таким образом планы, не исполняются.

       Вторая  форма основана на том, что планы  формируются исполнителями и  утверждаются руководством. Как и  первая, эта форма, как правило, неэффективна, поскольку в современных условиях специализации и разделения труда, полученные таким образом планы, представляют неквалифицированное выражение некоторого комплекса эгоистических интересов.

       Соединить достоинства и устранить недостатки двух охарактеризованных форм организации планирования позволяет их сочетание. Наиболее известно их сочетание в форме «цели вниз, планы вверх». Высшие органы управления формулируют цели и главные задачи, стимулируют выдвижение и разработку предложений, направленных на достижение поставленных целей, привлекают к разработке планов всех основных участников их последующего выполнения. Такая форма позволяет наиболее полно использовать творческий потенциал персонала, с одной стороны, и создает предпосылки для развития самоуправления и успешного выполнения планов – с другой.

       Планирование  связано с решением ряда профессиональных специальных задач, поэтому в  структуре управления производственными  и экономическими системами функции  планирования выполняют органы и подразделения планирования. Они являются важнейшими элементами системы управления, выполняют свои функции в тесном взаимодействии со всеми остальными органами и подразделениями производственных и экономических систем. 
 
 
 

         

         
 

          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

       В настоящее время следует отметить непрерывно растущую потребность в  прогнозах. Возрастает актуальность повышения  качества прогнозных исследований. Это  требует более углубленного изучения и разработки основных проблем, возникающих  в прогнозировании.

       Любой человек испытует свои потребности, чтобы удовлетворить, их он вынужден приобретать те продукты, которые  наиболее полно удовлетворяет их. С этой целью он отправляется на рынок где различные фирмы  предлагают свои иногда однородные, но по – своему уникальные продукты.

       Предприятиям  – изготовителям и продавцам  необходимо знать что и когда  будет пользоваться спросом, для  этого необходимо проводить планирование и прогнозирование ранка, выявлять скрытые ресурсы на самом предприятии.

       Существует  много разнообразных методов прогнозирования и планирования, самыми главными и наиболее распространенными из них являются: методы экспертных оценок, экстраполяции, моделирования и экономико-математические методы, метод экономического анализа, балансовый метод, нормативный метод и программно – целевой метод.

       Каждый  из этих методов имеет свои преимущества и недостатки, соответственно дающие каждому из них свои преимущества перед-друг другом.

       Для реалистичного планирования  необходимо помнить суть  процессов, протекающих в экономике, ситуацию, складывающуюся на предприятии. Это непростые проблемы. Выбрать методы прогнозирования, оценить управленческую ситуацию помогают знания и опыт успешного прогнозирования, планирования и управления. 
 
 

       ЛИТЕРАТУРА 

       1.  Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. – М.: ИНФРА – М, 2003.

       2.  Бокун И.А., Темичев А.М. Прогнозирование  и планирование экономики. –  М.: ИНФРА – М, 2002.

    3.  Доугерти  К.А. Введение в экономику. –  М.: ИНФРА – М, 2001.

    1. Кремер Н.Ш., Путко Б.А. Экономика. – М.: ЮНИТИ, 2002.
  1. Литвинова Н.Н. Прогнозирование и стратегическое планирование на предприятии. – СПб.: ЛОГОС, 2000.
  1. Тренев Н.Н. Стратегическое управление. – М.: «Финансы и статистика»,2001.
  2. Прогнозирование и планирование экономики. Под редакцией В.И. Борисевича. – М.: ЮНИТИ, 2002.
  3. Экономика. Под редакцией И.И. Елисеевий. – М.: ЮНИТИ, 2001.

Информация о работе Планирование и прогнозирование в условиях современного рынка