Понятие и свойства ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 23:08, контрольная работа

Описание

На основе видов эмиссионного отношения можно выделить следующие экономические виды ценных бумаг: товарная, денежная, инвестиционная ценная бумага. Инвестиционные ценные бумаги, в свою очередь, подразделяются на две разновидности в зависимости от взаимоотношений между эмитентом и инвестором (долевые, долговые и доверительные), а также от характера употребления эмитентом капитала инвестора (государственные, коммерческие ценные бумаги).

Работа состоит из  1 файл

РЦБ К.Р..docx

— 44.02 Кб (Скачать документ)

      К частным ценным бумагам  относятся векселя  и чеки.

      Вексель – это ценная бумага, составленная в строго определенной форме, удостоверяющая денежное долговое обязательство векселедателя (должника), уплатить по наступлению, срока указанного векселем определенную сумму векселедержателю (владельцу векселя, кредитору). Вексель может быть простым и переводным. Простой вексель является именной ценной бумагой, поскольку в нем указывается наименование не только плательщика, но и получателя денежных средств. Причем в роли плательщика здесь выступает сам векселедатель, а получателем средств является лицо, в пользу которого выписан вексель.

      Чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное письменное распоряжение чекодателя банку уплатить держателю чека указанную в нем сумму. Банк выдает чекодателю специальную чековую книжку (лимитированную или нелимитированную) с определенным числом чеков. Чек является сугубо срочной ценной бумагой, так как срок его действия определен законодательством и составляет 10 дней с момента выписки. Чеки могут быть именными, ордерными и предъявительскими. 

2 вопрос

ОРГАНЫ  ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА 

ЦЕННЫХ  БУМАГ

      Рынок ценных бумаг как составная часть  финансово-кредитной системы является объектом государственного регулирования, основная цель которого - защитить интересы инвесторов от противоправных действий со стороны эмитентов или посредников.

      Соответственно  необходима активная и целенаправленная политика государства в отношении  развития рынка ценных бумаг, формирования модели регулирования рынка, которая  будет адекватна конкретным условиям российской экономики, национальным интересам  и традициям.

      Любая человеческая деятельность на данном этапе развития общества должна быть регулируема, не является исключением  и рынок ценных бумаг.

Регулирование рынка ценных бумаг - это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.

      Регулирование рынка ценных бумаг охватывает все  виды деятельности и все виды операций на нем, осуществляется органами или  организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. Структура органов государственного регулирования российского рынка  ценных бумаг в настоящее время  продолжает формироваться. Регулированием РЦБ на государственном уровне занимаются:

      - Высшие органы  государственной  власти:

  • Государственная дума (издает законы, регулирующие РЦБ);
  • Президент (издает указы);
  • Правительство (выпускает постановления, обычно в развитие указов президента).

      - Государственные  органы регулирования  РЦБ министерского  уровня:

      Министерство  финансов РФ (регистрирует выпуски ценных бумаг корпораций, субъектов федерации и органов местного самоуправления, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании и фонды, осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регулирует их обращение);

      Центральный банк РФ (регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом РЦБ, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на РЦБ и т. д.);

      Государственный комитет по антимонопольной политике (устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением);

      Госстрахнадзор (регулирует особенности деятельности на рынке ценных бумаг страховых компаний);

      Федеральная комиссия по рынку  ценных бумаг (занимается лицензированием деятельности реестродержателей и регулированием их деятельности. В будущем могла бы взять на себя основную нормотворческую и контрольную работу по регулированию РЦБ). 

      Различают:

  • . государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами;
  • . регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка;
  • . общественное регулирование или регулирование через общественное мнение.

      Формы государственного управления рынком можно разделить  на:

  • прямое, или административное, управление;
  • косвенное, или экономическое, управление.

      Прямое, или административное, управление рынком ценных бумаг со стороны государства  осуществляется путем:

      1) установления обязательных требований  ко всем участникам рынка ценных  бумаг; 

      2) регистрации участников рынка  и ценных бумаг, эмитируемых  ими; 

      3) лицензирования профессиональной  деятельности на рынке ценных  бумаг; 

      4) обеспечения гласности и равной  информированности всех участников  рынка; 

      5) поддержания правопорядка на  рынке. 

      Косвенное, или экономическое, управление рынком ценных бумаг осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:

    • систему налогообложения;
    • денежную политику;
    • государственные капиталы;
    • государственную собственность и ресурсы.

      Государственное регулирование рынка  ценных бумаг - это регулирование со стороны общественных органов государственной власти.

На сегодняшний  день известны две модели государственного регулирования рынка ценных бумаг, первая подразумевает, что государство  максимально активно контролирует и вмешивается в регуляционный  процесс на рынке и лишь небольшая  часть передается саморегулирующимся организациям. Вторая модель прямо  противоположна первой - роль государства  в регулировании минимальна и  основная доля регулирования принадлежит  участникам рынка. В большинстве  стран мира государство идет по пути среднего между этими двумя крайними моделями.

      Концепция развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации выделяет следующие важнейшие  принципы государственной  политики на рынке  ценных бумаг:

        а) государство, выполняя универсальную  функцию по защите граждан,  их законных прав и интересов,  осуществляет меры по защите  прав участников рынка ценных  бумаг на основе лицензирования  и регулирования всех видов  профессиональной деятельности на этом рынке;

      б) принцип единства нормативной правовой базы, режима и методов регулирования  рынка на всей территории Российской Федерации;

        в) принцип минимального государственного  вмешательства и максимального  саморегулирования, основывающийся  на минимизации затрат из федерального  бюджета, отказа от навязывания  централизованных решений, гласности  нормотворчества и обязательности  участия профессиональных участников  рынка в регулировании; 

      г) принцип равных возможностей, означающий:

  • стимулирование государством конкуренции на рынке ценных бумаг через отсутствие преференций для отдельных его участников;
  • равенство всех участников рынка перед органами, осуществляющими его регулирование;
  • гласное и конкурсное распределение государственной поддержки различных проектов на рынке;
  • отсутствие преимуществ у государственных предприятий, функционирующих на рынке, перед коммерческими;
  • запрет государственным органам давать публичные оценки профессиональным участникам рынка;
  • отказ от государственного регулирования цен на услуги профессиональных участников рынка (кроме компаний-реестродержателей).

      д) принцип преемственности государственной  политики на рынке ценных бумаг, означающий последовательность государственной  политики и ее приверженность складывающейся российской модели рынка ценных бумаг;

      е) принцип ориентации на мировой опыт и учета тенденции глобализации финансовых рынков, а также предполагающий разработку взвешенной политики по отношению  к иностранным инвесторам и иностранным  участникам российского рынка ценных бумаг.

      Формой  выражения государственного регулирования  рынка ценных бумаг, прежде всего, являются нормативно-правовые акты, с помощью  которых осуществляется регулирование. Область законодательства гораздо  легче поддается влиянию государства, чем другие составляющие рынка ценных бумаг.

      Следовательно, с помощью разумных законов можно  обеспечить наиболее сильное воздействие  с целью ускорения процесса становления  фондового рынка.

      На  сегодняшний момент имеется около 1000 законодательных и нормативных  документов, регулирующих различные  стороны деятельности его участников. Основные законодательные акты, которыми регулируется российский рынок ценных бумаг:

      - Закон «О центральном банке Российской Федерации»

      - Закон «О рынке ценных бумаг»

      - Указы Президента по развитию рынка ценных бумаг и т. д.

      Однако  существующие документы зачастую не дополняют, а противоречат и даже взаимоисключают друг друга. Именно поэтому одним из одновных требований Указа Президента РФ №1008 от 1 июля 1996 года стало «обеспечение единства и  непротиворечивости государственного регулирования рынка ценных бумаг  через механизм обязательного согласования …» нормативных правовых актов исполнительной власти с ФКЦБ России.

      Национальные  интересы России определяют основные цели государственной политики на рынке  ценных бумаг. К их числу относятся:

  • создание и обеспечение эффективного функционирования механизмов привлечения инвестиций в частный сектор российской экономики, и, прежде всего, в приватизированные предприятия;
  • финансирование дефицита федерального бюджета на основе связанных с рынком ценных бумаг методов неинфляционного финансирования конкретных долгосрочных проектов;
  • создание надежных механизмов и финансовых инструментов инвестирования средств населения;
  • перестройка системы управления приватизированными предприятиями и создание института "эффективного собственника", повышение дисциплинирующего воздействия рынка ценных бумаг на администрации российских компаний;
  • предотвращение социальных взрывов и конфликтов, могущих возникнуть в результате проведения операций на рынке ценных бумаг, путем защиты прав участников рынка ценных бумаг, и в первую очередь прав инвесторов;
  • создание в России цивилизованного рынка ценных бумаг и его интеграция в мировой финансовый рынок, обеспечение самостоятельного места российского рынка в системе международных рынков капиталов;
  • борьба с суррогатами ценных бумаг и с мошенничеством, пресечение незаконной деятельности на рынке ценных бумаг.

      Государство может осуществлять так называемое прямое управление РЦБ, которое состоит  в разработке норм и правил и контроля за их выполнением.

      Кроме этого государство осуществляет и косвенное, или экономическое  управление РЦБ через систему  налогообложения, денежную политику, государственные  капиталы и государственную собственность  и ресурсы.

      В настоящий момент преобладающим является косвенное регулирование  РЦБ, а именно:

      - контроль за денежной массой  в обращении и объемом предоставленных  кредитов с помощью влияния  на ставки ссудного процента;

      - изменения в налогообложении  и сроках амортизационных отчислений;

      - гарантии правительства (по депозитам,  кредитам, займам частного сектора  и др.);

      - внешнеэкономическая (операции с  иностранной валютой, золотом,  мероприятия по стимулированию  экспорта, валютные ограничения  и т. д.) и внешнеполитическая  деятельность (развитие или свертывание  политических контактов, отражающиеся  на внешней торговле и экономических  связях, военные действия и пр.).

Информация о работе Понятие и свойства ценных бумаг