Понятие, организация и правовое регулирование бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 03:08, реферат

Описание

В современных условиях становления рыночной экономики и совершенствования управления, выработки новой стратегии развития предприятий усиливаются роль и значение системы бухгалтерского учета. Большая часть необходимой для управления информацией – о ресурсах организации, источниках их формирования, расходах, себестоимости производственной продукции, объемах получаемой прибыли, о рентабельности, финансовой устойчивости и платежеспособности организаций – формируется внутри предприятия, в системе бухгалтерского учета. Научно обоснованная система организации бухгалтерского учета содействует эффективному использованию всех ресурсов, улучшению отражения и анализа финансово-имущественного положения предприятий.

Содержание

Введение 3
1. Бухгалтерский учет и его место в системе управления хозяйственной деятельностью 5
1.1. Бухгалтерский учет – основа системы управления хозяйственной деятельностью 5
1.2.Функции и задачи бухгалтерского учета 7
2. Правовое регулирование бухгалтерского учета в Республике Беларусь 10
Заключение 15
Список использованных источников 17

Работа состоит из  1 файл

Понятие, организация и правовое регулирование бухгалтерского учета_реферат.docx

— 42.51 Кб (Скачать документ)

- по операциям, связанным  с ценными бумагами;

- формирование финансовых  результатов деятельности предприятия  9прибыль, доход, убыток);

- снижение затрат, связанных  с формированием выпущенной и  реализованной продукции; 

- финансовое состояние  предприятия; 

- формирование прибыли,  подлежащей налогообложению, и  прибыли, остающейся в распоряжении  предприятия, ее использование; 

- составление финансовой  и другой отчетности;

В соответствии с основными  функциями, которые бухгалтерский  учет выполняет в системе управления хозяйственной деятельностью, на него возлагается множество задач. Главенствующая роль среди них принадлежит задачам, обеспечивающим достижения целей предприятия, финансово-хозяйственную деятельность которого он обслуживает. Главной задачей предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества предприятия.

Исходя из этого, важнейшей  задачей бухгалтерского учета можно  считать обеспечение рационального  использования ограниченных материальных, трудовых и финансовых ресурсов и  создание экономических предпосылок  для достижения максимальной эффективности  производства.

В условиях рыночной экономики  можно выделить следующие задачи бухгалтерского учета:

• формирование объективной  информации для принятия управленческих решений. Учет представляет информацию об отклонениях в выполнении целевых  программ предприятия, его подразделений  и отдельных служб;

• контроль за наличием и движением имущества за рациональным и целевым использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

• своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности, выявление и мобилизацию  внутрихозяйственных резервов улучшения  финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Учет предоставляет информацию о наличии излишних и неиспользуемых основных средств и товарно-материальных ценностей, причинах и виновниках непроизводительных расходов и потерь, резервах повышения прибыльности и рентабельности работы предприятия за счет улучшения качества продукции и снижения ее себестоимости;

• своевременное и полное представление качественной отчетности внутренним и внешним пользователям  учетной информации о финансовых результатах деятельности хозяйствующего субъекта;

• формирование научно обоснованной системы показателей, характеризующих  результаты деятельности предприятия, его отдельных подразделений  и служб. Важнейшими из них являются прибыль, себестоимость и рентабельность;

• соблюдение государственной  дисциплины и законности при решении  хозяйственных вопросов. Особенно это  важно в условиях рыночной экономики, когда предприятия по собственной  инициативе принимают необходимые  решения и очень важно, чтобы  эти решения не противоречили  действующему законодательству.

Успешно решить задачи, стоящие  перед бухгалтерским учетом, могут  только профессионально подготовленные специалисты в области бухгалтерского учета, анализа и аудита.

 

 

2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  
БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Государственные органы принимают  решения и воздействуют на все  сферы жизни и деятельности людей  в государстве: социальную, политическую, хозяйственную, культурную и др.

В целях достижения единообразия ведения учета и составления  бухгалтерской отчетности, повышения  достоверности и своевременности  учетной и отчетной информации осуществляется государственное регулирование  бухгалтерского учета и отчетности.

В настоящее время все  предприятия независимо от их организационно-правовой формы, вида деятельности и принадлежности ведут бухгалтерский учет в соответствии с действующим законодательством.

В Республике Беларусь общее  методологическое руководство бухгалтерским  учетом и отчетностью осуществляется органом государственного управления, на который Советом Министров  Республики Беларусь возложены обязанности  государственного регулирования бухгалтерского учета и отчетностью.

В системе законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета можно выделить следующие  уровни:

Первый уровень – законодательство Республики Беларусь – Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете  и отчетности», Налоговый и Гражданский  кодексы. Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности»  является основным законодательным  актом, регулирующим бухгалтерский  учет.

В Республике Беларусь общие  вопросы организации ведения  бухгалтерского учета, составления  отчетности на предприятиях определены Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском  учете и отчетности», принятым Верховным  Советом 18 октября 1994 года и введенным  в действие с 01 января 1995 года. В настоящее  время Закон действует в новой  редакции от 25 июня 2001 года №42-З и  состоит из 18 статей:

1. Сфера действия настоящего  Закона.

2. Основные понятия, применяемые  в настоящем Законе.

3. Законодательство Республики  Беларусь о бухгалтерском учете  и отчетности.

4. Основные задачи бухгалтерского  учета и отчетности.

5. Государственное регулирование  бухгалтерского учета и отчетности.

6. Организация бухгалтерского  учета. Учетная политика организации. 

7. Главный бухгалтер, его  права и обязанности. 

8. Основные требования  к ведению бухгалтерского учета. 

9. Первичные учетные документы. 

10. Регистры бухгалтерского  учета. 

11. Оценка имущества и  обязательств.

12. Инвентаризация имущества  и обязательств.

13. Состав бухгалтерской  отчетности.

14. Представление бухгалтерской  отчетности.

15. Публикация бухгалтерской  отчетности.

16. Хранение документов  бухгалтерского учета и отчетности.

17. Ответственность за  нарушение законодательства Республики  Беларусь о бухгалтерском учете  и отчетности.

18. Международные договоры.

Сфера действия Закона распространяется на все юридические лица, зарегистрированные на территории Республики Беларусь. Фирмы  и представительства, в том числе  иностранных организаций, хозяйственные  группы, простые товарищества, государственные  органы, а также индивидуальных предпринимателей, которые должны вести бухгалтерский  учет и предоставлять бухгалтерскую  отчетность. В Законе определены основные понятия – бухгалтерский, синтетический  и аналитический учет, отчетность, имущество, обязательства, план счетов, учетная политика, хозяйственные  операции и другие.

В последних статьях Закона определены общие вопросы государственного регулирования и организации  учета; права, обязанности и ответственность  должностных лиц за его ведение; основные задачи и требования, предъявляемые  к учету; порядок документирования и регистрации хозяйственных  операций, оценки имущества и обязательств, проведения инвентаризации. Три статьи регламентируют состав, принципы составления, порядок представления и публикации отчетности. Заключительные статьи Закона устанавливают сроки и порядок  хранения бухгалтерской документации и отчетности, ответственность за нарушение законодательства и приоритет  международных договоров в случаях  возникновения коллизий правилах ведения  учета [4].

Принятый закон определяет, в основном, юридические или правовые стороны организации, ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. Отдельные стороны его ведения  затрагиваются и в других законодательных  актах – налоговом законодательстве (Налоговый кодекс), Указах Президента, постановлениях Правительства и  др.

- Указы Президента Республики  Беларусь, которые могут регулировать  практически любую сферу общественной  жизни, производственной или иной  деятельности. В части бухгалтерского  учета указы Президента Республики  Беларусь могут устанавливать  общие принципы осуществления  и отражения отдельных хозяйственных  операций.

– Постановления и распоряжения Правительства Республики Беларусь, в которых детализируются и уточняются отдельные требования законов. Постановление  Совета Министров Республики Беларусь «О государственном регулировании  бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь».

Второй уровень – Методологическое руководство и контроль за соблюдением действующего законодательства в области бухгалтерского учета Советом Министров Республики Беларусь возложено на Министерство финансов Республики Беларусь в лице его Управления методологии бухгалтерского учета и отчетности. Этот государственный орган осуществляет непосредственную разработку, согласование и утверждение Министерством финансов Республики Беларусь и другими государственными органами национальных Положений (стандартах), инструкции и других нормативных актов, устанавливающих единые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности в Республики Беларусь.

Данные положения относятся  к системе нормативного регулирования  бухгалтерского учета и отчетности. В этих документах устанавливаются  общие правила ведения бухгалтерского учета в организациях и порядок  отражения в бухгалтерском учете  отдельных видов хозяйственных  операций или операций, осуществляемых организациями и предприятиями  различных организационно-правовых форм. К таким документам относится  Типовой план счетов бухгалтерского учета и Инструкция по применению типового плана счетов бухгалтерского учета согласно Постановления Министерства финансов Республики Беларусь.

Министерство финансов:

- осуществляет государственное  регулирование бухгалтерского учета  и отчетности в Республике  Беларусь;

- разрабатывает и утверждает  типовые унифицированные формы  первичной учетной документации;

Третий уровень - Методические рекомендации, инструкции, и т.п. нормативные  документы, разъясняющие применение отдельных  положений по бухгалтерскому учету, разрабатываемые и утверждаемые отраслевыми республиканскими органами управления.

Республиканские органы государственного управления (за исключением Министерство обороны и иные органы государственного управления, имеющие воинские формирования, воинские части и организации, финансируемые  из бюджета):

- осуществляют методологическое  руководство бухгалтерским учетом  и отчетностью в соответствующих  отраслях экономики; 

- разрабатывают и утверждают  по согласованию с Министерством  финансов альбомы унифицированных  форм первичной учетной документации, регистров бухгалтерского учета  и их электронные версии для  соответствующих видов деятельности  и отраслей экономики [13].

Каждая отрасль или  сфера экономики имеет, как правило, свою специфику. Эта специфика не всегда получает отражение и регламентацию  в общеотраслевых (национальных) стандартах и других нормативных актах аналогичного уровня. Поэтому отраслевые Министерства и ведомства на основе межотраслевых разрабатывают свои отраслевые стандарты, положения, инструкции, рекомендации и другие документы. Безусловно, что такую отраслевую специфику могут иметь лишь отдельные участки бухгалтерского учета и отчетности, отдельные виды имущества, участвующие в этом процессе.

Например, Министерством  торговли Республики Беларусь разработаны  и согласованы с Министерством  финансов Республики Беларусь и другими  государственными структурами Методические рекомендации по планированию, учету  и калькулированию издержек производства и обращения на предприятиях торговли и общественного питания.

Министерством сельского  хозяйства и продовольствия подготовлена Инструкция по учету затрат и калькулированию себестоимости продукции сельскохозяйственных предприятий. Большая работа по созданию аналогичных документов ведется в Национальном Банке Республики Беларусь и других ведомствах.

Министерство обороны  и иные органы государственного управления, имеющие воинские формирования, воинские части и организации, финансируемые  из бюджета:

- ведут учет имущества  и обязательств по упрощенной  форме, учет материальных средств  - в натуральных показателях; 

- представляют бухгалтерскую  отчетность в порядке, установленном  Министерством финансов;

- разрабатывают и утверждают  по согласованию с Министерством  финансов нормативные правовые  акты по вопросам учета имущества  и обязательств;

Объединения (учреждения), подчиненные  Совету Министров Республики Беларусь, разрабатывают нормативные правовые акты по вопросам бухгалтерского учета  и отчетности, альбомы унифицированных  форм первичной учетной документации, регистров бухгалтерского учета  и их электронные версии для соответствующих  видов деятельности и отраслей экономики  и представляют их для утверждения  в Министерство финансов [13].

Отраслевую специфику  на различных отраслевых участках учета  могут иметь отдельные операции, что также требует создание определенных нормативных документов.

Разработку и внедрение  в практику отраслевых стандартов и  других аналогичных документов осуществляют Управления бухгалтерского учета и  отчетности или центральные бухгалтерии  соответствующих Министерств и  ведомств, возглавляемые соответственно начальниками управления иил главными бухгалтерами. Эта работа может осуществляться собственными силами в специально создаваемых отделах, секторах управления или на хоздоговорных началах с различными научно-исследовательскими организациями.

Информация о работе Понятие, организация и правовое регулирование бухгалтерского учета