Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 03:08, реферат
В современных условиях становления рыночной экономики и совершенствования управления, выработки новой стратегии развития предприятий усиливаются роль и значение системы бухгалтерского учета. Большая часть необходимой для управления информацией – о ресурсах организации, источниках их формирования, расходах, себестоимости производственной продукции, объемах получаемой прибыли, о рентабельности, финансовой устойчивости и платежеспособности организаций – формируется внутри предприятия, в системе бухгалтерского учета. Научно обоснованная система организации бухгалтерского учета содействует эффективному использованию всех ресурсов, улучшению отражения и анализа финансово-имущественного положения предприятий.
Введение 3
1. Бухгалтерский учет и его место в системе управления хозяйственной деятельностью 5
1.1. Бухгалтерский учет – основа системы управления хозяйственной деятельностью 5
1.2.Функции и задачи бухгалтерского учета 7
2. Правовое регулирование бухгалтерского учета в Республике Беларусь 10
Заключение 15
Список использованных источников 17
- по операциям, связанным с ценными бумагами;
- формирование финансовых
результатов деятельности
- снижение затрат, связанных с формированием выпущенной и реализованной продукции;
- финансовое состояние предприятия;
- формирование прибыли,
подлежащей налогообложению, и
прибыли, остающейся в
- составление финансовой и другой отчетности;
В соответствии с основными функциями, которые бухгалтерский учет выполняет в системе управления хозяйственной деятельностью, на него возлагается множество задач. Главенствующая роль среди них принадлежит задачам, обеспечивающим достижения целей предприятия, финансово-хозяйственную деятельность которого он обслуживает. Главной задачей предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества предприятия.
Исходя из этого, важнейшей
задачей бухгалтерского учета можно
считать обеспечение
В условиях рыночной экономики можно выделить следующие задачи бухгалтерского учета:
• формирование объективной информации для принятия управленческих решений. Учет представляет информацию об отклонениях в выполнении целевых программ предприятия, его подразделений и отдельных служб;
• контроль за наличием и движением имущества за рациональным и целевым использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
• своевременное предупреждение
негативных явлений в хозяйственно-
• своевременное и полное представление качественной отчетности внутренним и внешним пользователям учетной информации о финансовых результатах деятельности хозяйствующего субъекта;
• формирование научно обоснованной
системы показателей, характеризующих
результаты деятельности предприятия,
его отдельных подразделений
и служб. Важнейшими из них являются
прибыль, себестоимость и
• соблюдение государственной дисциплины и законности при решении хозяйственных вопросов. Особенно это важно в условиях рыночной экономики, когда предприятия по собственной инициативе принимают необходимые решения и очень важно, чтобы эти решения не противоречили действующему законодательству.
Успешно решить задачи, стоящие
перед бухгалтерским учетом, могут
только профессионально подготовленные
специалисты в области
2. ПРАВОВОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ
БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Государственные органы принимают решения и воздействуют на все сферы жизни и деятельности людей в государстве: социальную, политическую, хозяйственную, культурную и др.
В целях достижения единообразия
ведения учета и составления
бухгалтерской отчетности, повышения
достоверности и
В настоящее время все
предприятия независимо от их организационно-правовой
формы, вида деятельности и принадлежности
ведут бухгалтерский учет в соответствии
с действующим
В Республике Беларусь общее методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью осуществляется органом государственного управления, на который Советом Министров Республики Беларусь возложены обязанности государственного регулирования бухгалтерского учета и отчетностью.
В системе законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета можно выделить следующие уровни:
Первый уровень –
В Республике Беларусь общие вопросы организации ведения бухгалтерского учета, составления отчетности на предприятиях определены Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности», принятым Верховным Советом 18 октября 1994 года и введенным в действие с 01 января 1995 года. В настоящее время Закон действует в новой редакции от 25 июня 2001 года №42-З и состоит из 18 статей:
1. Сфера действия настоящего Закона.
2. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе.
3. Законодательство Республики
Беларусь о бухгалтерском
4. Основные задачи
5. Государственное регулирование
бухгалтерского учета и
6. Организация бухгалтерского
учета. Учетная политика
7. Главный бухгалтер, его права и обязанности.
8. Основные требования
к ведению бухгалтерского
9. Первичные учетные документы.
10. Регистры бухгалтерского учета.
11. Оценка имущества и обязательств.
12. Инвентаризация имущества и обязательств.
13. Состав бухгалтерской отчетности.
14. Представление бухгалтерской отчетности.
15. Публикация бухгалтерской отчетности.
16. Хранение документов
бухгалтерского учета и
17. Ответственность за
нарушение законодательства
18. Международные договоры.
Сфера действия Закона распространяется на все юридические лица, зарегистрированные на территории Республики Беларусь. Фирмы и представительства, в том числе иностранных организаций, хозяйственные группы, простые товарищества, государственные органы, а также индивидуальных предпринимателей, которые должны вести бухгалтерский учет и предоставлять бухгалтерскую отчетность. В Законе определены основные понятия – бухгалтерский, синтетический и аналитический учет, отчетность, имущество, обязательства, план счетов, учетная политика, хозяйственные операции и другие.
В последних статьях Закона
определены общие вопросы государственного
регулирования и организации
учета; права, обязанности и ответственность
должностных лиц за его ведение;
основные задачи и требования, предъявляемые
к учету; порядок документирования
и регистрации хозяйственных
операций, оценки имущества и обязательств,
проведения инвентаризации. Три статьи
регламентируют состав, принципы составления,
порядок представления и
Принятый закон определяет,
в основном, юридические или правовые
стороны организации, ведения бухгалтерского
учета и составления
- Указы Президента Республики
Беларусь, которые могут регулировать
практически любую сферу
– Постановления и распоряжения Правительства Республики Беларусь, в которых детализируются и уточняются отдельные требования законов. Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О государственном регулировании бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь».
Второй уровень –
Данные положения относятся
к системе нормативного регулирования
бухгалтерского учета и отчетности.
В этих документах устанавливаются
общие правила ведения
Министерство финансов:
- осуществляет государственное
регулирование бухгалтерского
- разрабатывает и утверждает
типовые унифицированные формы
первичной учетной
Третий уровень - Методические рекомендации, инструкции, и т.п. нормативные документы, разъясняющие применение отдельных положений по бухгалтерскому учету, разрабатываемые и утверждаемые отраслевыми республиканскими органами управления.
Республиканские органы государственного управления (за исключением Министерство обороны и иные органы государственного управления, имеющие воинские формирования, воинские части и организации, финансируемые из бюджета):
- осуществляют методологическое
руководство бухгалтерским
- разрабатывают и утверждают
по согласованию с
Каждая отрасль или сфера экономики имеет, как правило, свою специфику. Эта специфика не всегда получает отражение и регламентацию в общеотраслевых (национальных) стандартах и других нормативных актах аналогичного уровня. Поэтому отраслевые Министерства и ведомства на основе межотраслевых разрабатывают свои отраслевые стандарты, положения, инструкции, рекомендации и другие документы. Безусловно, что такую отраслевую специфику могут иметь лишь отдельные участки бухгалтерского учета и отчетности, отдельные виды имущества, участвующие в этом процессе.
Например, Министерством торговли Республики Беларусь разработаны и согласованы с Министерством финансов Республики Беларусь и другими государственными структурами Методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию издержек производства и обращения на предприятиях торговли и общественного питания.
Министерством сельского хозяйства и продовольствия подготовлена Инструкция по учету затрат и калькулированию себестоимости продукции сельскохозяйственных предприятий. Большая работа по созданию аналогичных документов ведется в Национальном Банке Республики Беларусь и других ведомствах.
Министерство обороны и иные органы государственного управления, имеющие воинские формирования, воинские части и организации, финансируемые из бюджета:
- ведут учет имущества
и обязательств по упрощенной
форме, учет материальных
- представляют бухгалтерскую
отчетность в порядке,
- разрабатывают и утверждают
по согласованию с
Объединения (учреждения), подчиненные
Совету Министров Республики Беларусь,
разрабатывают нормативные
Отраслевую специфику
на различных отраслевых участках учета
могут иметь отдельные
Разработку и внедрение в практику отраслевых стандартов и других аналогичных документов осуществляют Управления бухгалтерского учета и отчетности или центральные бухгалтерии соответствующих Министерств и ведомств, возглавляемые соответственно начальниками управления иил главными бухгалтерами. Эта работа может осуществляться собственными силами в специально создаваемых отделах, секторах управления или на хоздоговорных началах с различными научно-исследовательскими организациями.
Информация о работе Понятие, организация и правовое регулирование бухгалтерского учета