Правила аудиторской деятельности "Аудит в условиях компьютерной обработки данных"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 13:41, статья

Описание

Целью правил аудиторской деятельности "Аудит в условиях компьютерной обработки данных" (далее - Правила) является определение действий аудиторской организации или аудитора - индивидуального предпринимателя (далее - аудиторская организация) при проведении аудита в условиях компьютерной обработки данных, применяемой у аудируемого лица.

Содержание

Глава 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Глава 2 ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА В УСЛОВИЯХ КОМПЬЮТЕРНОЙ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ
Глава 3 ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СПЕЦИАЛИСТАМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ АУДИТ В УСЛОВИЯХ КОД
Глава 4 ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ И ДОКУМЕНТИРОВАНИЯ АУДИТА В УСЛОВИЯХ КОД

Работа состоит из  1 файл

ревизия.docx

— 74.42 Кб (Скачать документ)

информационной  системами на  их  применение  в бухгалтерском учете

экономического  субъекта.  Если  процедуры   общего   контроля   прямо

относятся   к   применению  системы  КОД  в  бухгалтерском  учете,  то

целесообразно  проверить  их,  прежде  чем  рассматривать  специальный

контроль,   если   нет,  то  достаточно  ограничиться  оценкой  общего

контроля.  Если общий контроль эффективен,  то аудиторская  организация

переходит   к  тестированию  специального  контроля  за  системой  КОД

бухгалтерского  учета.  Если же  аудиторская  организация  сочтет,  что

общий  контроль  неэффективен,  то риск необнаружения ошибок на уровне

специального контроля за применением системы КОД в бухгалтерском учете

возрастает  до  неприемлемого уровня.  Аудиторская  организация в такой

ситуации обязана провести тестирование процедур общего контроля, кроме

случая,   когда   проверяемое  предприятие  обладает  надежным  ручным

контролем пользователей  за системой КОД.

     4.4. Если  специальный  контроль  за  применением  системы  КОД  в

бухгалтерском учете  систематически  ведется  персоналом  проверяемого

экономического  субъекта,  аудиторская  организация  может  ограничить

тестирование такого контроля проведением следующих  процедур:

     а)  тестирование    ручного   контроля,   проводимого   персоналом

экономического  субъекта;

     б)  тестирование контроля за выводом информации;

     в)  тестирование программного обеспечения.

     4.4.1. Если   персонал  экономического  субъекта  регулярно  и  с

должной  тщательностью  проверяет,  что  получаемая  из  системы   КОД

информация авторизована,  полна,  арифметически верна,  то аудиторская

организация вправе ограничить проверку системы КОД  анализом выполнения

персоналом экономического субъекта контрольных процедур (3).

--------------------------

     (3) Например,    если    бухгалтер,   ответственный   за   расчет

амортизации,  систематически проверяет ввод данных о нормах или  шифрах

амортизации  вновь  поступающих  основных  средств,  верность  расчета

ежемесячной суммы  амортизационных отчислений по данным объектам,  коды

затрат,   на   которые   их   амортизация  относится,  то  аудиторская

организация может  ограничить проверку данной части системы  наблюдением

за тем, чтобы  эти операции выполнялись. 

     4.4.2. Помимо    проверки   ручного   контроля,   осуществляемого

персоналом  экономического  субъекта,  аудиторская  организация  может

тестировать    контроль   за   выводом   информации,   которая   может

представляться  как на бумажном,  так и на электронном носителях.  Если

аудиторская  организация  проверяет контроль путем изучения информации,

представленной  на бумажном носителе,  она проводит свои тесты вручную.

Если  изучается  контроль  экономического  субъекта  за  информацией в

электронной   форме,   то   аудиторской   организации   для   проверки

целесообразно  прибегнуть к использованию вспомогательных компьютерных

программ проверки (4).

--------------------

     (4) Например,  аудиторская организация проверяет,  как предприятие

контролирует  сверку  итогов  синтетического  и  аналитического учетов

(так, для счета  60 "Расчеты с поставщиками и  подрядчиками" проверяется

равенство  итогов суммы задолженности по каждому  поставщику,  а внутри

этих сумм - по счетам  и  сальдо  по  счету).  Если  данная  процедура

выполняется  бухгалтером  вручную,  то  аудиторская  организация  также

вручную  может  проверить,  что  контроль   осуществлялся.   Если   же

экономический   субъект   делает  такую  сверку  с  помощью  программы

автоматически,  то аудиторская организация может  с помощью имеющихся у

него  программных  средств протестировать действие системы внутреннего

контроля за системой КОД. 

     4.4.3. В случае,  если тестирование ручного контроля или контроля

за   выводом   информации  невозможно  или  неэффективно,  аудиторская

организация  может  проверить  контроль  за  системой  КОД,  используя

специальные   компьютерные   программы,  которые  будут  пересчитывать

данные,  полученные системой КОД экономического субъекта или повторять

процесс  их  обработки,  или  вводить  заведомо  неверную информацию и

определять,  насколько  надежно система КОД отвергает  такую информацию.

Аудиторская  организация  может  также  проверить  программный  код или

проводить другие процедуры контроля за работой программ КОД. 
 
 

 ПРАВИЛА АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

"ДОПУЩЕНИЕ  О НЕПРЕРЫВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

АУДИРУЕМОГО ЛИЦА"

(в ред.  постановлений Минфина от 12.11.2004 N 163,

от 04.07.2007 N 109, от 24.09.2007 N 140,

от 08.06.2009 N 72)

Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 

    1. Целью правил аудиторской деятельности "Допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица" (далее - Правила) является определение действий аудиторской организации или аудитора - индивидуального предпринимателя (далее - аудиторская организация) по оценке обоснованности подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица исходя из допущения о непрерывности его деятельности, в том числе оценке способности аудируемого лица продолжать осуществлять непрерывную деятельность.

(в ред. постановления Минфина от 24.09.2007 N 140)

    2. Задачами настоящих Правил являются:

    установление  обязанностей аудиторской организации  в отношении допущения о непрерывности  деятельности аудируемого лица;

    определение основных требований к аудиторским  процедурам, позволяющим установить способность аудируемого лица продолжать свою деятельность непрерывно;

    определение особенностей содержания аудиторского заключения при наличии существенного  сомнения в способности аудируемого лица продолжать свою деятельность непрерывно.

    3. Исключен.

(п. 3 исключен - Постановление Минфина от 04.07.2007 N 109)

    4. Для целей настоящих Правил:

    под допущением о непрерывности деятельности аудируемого лица (далее - допущение о непрерывности деятельности) понимается принцип подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности, заключающийся в предположении, что при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемое лицо исходит из того, что будет продолжать свою финансово-хозяйственную деятельность не менее одного года, следующего за отчетным периодом. При этом у него отсутствуют намерения и потребность в ликвидации или существенном сокращении финансово-хозяйственной деятельности и соответственно его обязательства будут исполняться в установленном порядке;

    неопределенность - ситуация, результат которой зависит  от будущих действий или событий, находящихся вне прямого контроля аудируемого лица, но которая может повлиять на бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Неопределенность считается существенной, если результат неопределенной ситуации может повлиять на управленческие решения пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - пользователи), принятые на основе бухгалтерской (финансовой) отчетности, не учитывающей данную ситуацию;

    аффилированные лица - юридические и (или) физические лица, способные оказывать влияние на финансово-хозяйственную деятельность других юридических и (или) физических лиц;

(абзацы пятый - седьмой исключены. - Постановление Минфина от 08.06.2009 N 72)

Глава 2

УСТАНОВЛЕНИЕ  ОБЯЗАННОСТЕЙ АУДИТОРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ  В

ОТНОШЕНИИ ДОПУЩЕНИЯ О НЕПРЕРЫВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АУДИРУЕМОГО ЛИЦА

    5. Для выражения аудиторского мнения  в отношении допущения о непрерывности  деятельности аудиторская организация  должна рассмотреть всю совокупность  фактов, оказывающих и (или) способных  оказать влияние на возможность  аудируемого лица продолжать финансово-хозяйственную деятельность и исполнять свои обязательства в течение как минимум ближайших 12 месяцев, следующих за отчетным периодом (далее - непрерывно).

    6. Поскольку допущение о непрерывности  деятельности в обычных условиях  используется в качестве основы  для подготовки годовой бухгалтерской  (финансовой) отчетности, предполагается, что, подготовив бухгалтерскую (финансовую) отчетность в соответствии с установленными законодательством требованиями, аудируемое лицо самостоятельно оценило свою способность продолжать непрерывную деятельность, даже если общепризнанными принципами подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности в явной форме это требование не установлено.

    7. При проведении аудита достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудиторская организация должна исходить из того, что бухгалтерская (финансовая) отчетность аудируемого лица подготовлена с учетом допущения о непрерывности деятельности. Но при этом необходимо также учитывать, что:

(в ред.  постановления Минфина от 24.09.2007 N 140)

    влияние любого условного факта в будущем, учтенное при подготовке бухгалтерской (финансовой) отчетности, основывалось на информации, доступной в момент составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, но к моменту проведения аудита последующие события могли  вступить в противоречие с предположением о непрерывности деятельности, которое  было уместно на дату составления  бухгалтерской (финансовой) отчетности;

(в ред.  постановления Минфина от 24.09.2007 N 140)

    уровень неопределенности, связанный с результатом  какого-либо события или условия, значительно повышается по мере увеличения периода времени, на который делается прогноз. Поэтому при вынесении  суждения о непрерывности деятельности должен указываться период, применительно  к которому была учтена вся доступная  информация.

    8. К условным фактам, которые по  отдельности или в совокупности  должны вызвать у аудиторской  организации сомнение в допущении  о непрерывности деятельности, относятся  финансовые, производственные и  прочие условные факты. 

    Финансовые  условные факты:

    отрицательная величина чистых активов или невыполнение установленных законодательством  требований в отношении чистых активов;

    привлеченные  заемные средства, срок возврата которых  приближается, а возможности их возврата не имеется;

    необоснованное  использование краткосрочных заемных  средств для финансирования долгосрочных активов;

    значительный  рост просроченной дебиторской и (или) кредиторской задолженностей и неспособность  погашать ее (их) в установленные  сроки;

    неблагоприятные значения основных финансовых коэффициентов;

    значительные  убытки от основной деятельности;

    задолженность по выплате или прекращение выплаты  дивидендов;

    неспособность обеспечения финансирования на развитие деятельности или получения других необходимых инвестиций;

Информация о работе Правила аудиторской деятельности "Аудит в условиях компьютерной обработки данных"