Правила аудиторской деятельности "Аудит в условиях компьютерной обработки данных"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 13:41, статья

Описание

Целью правил аудиторской деятельности "Аудит в условиях компьютерной обработки данных" (далее - Правила) является определение действий аудиторской организации или аудитора - индивидуального предпринимателя (далее - аудиторская организация) при проведении аудита в условиях компьютерной обработки данных, применяемой у аудируемого лица.

Содержание

Глава 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Глава 2 ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА В УСЛОВИЯХ КОМПЬЮТЕРНОЙ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ
Глава 3 ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СПЕЦИАЛИСТАМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ АУДИТ В УСЛОВИЯХ КОД
Глава 4 ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ И ДОКУМЕНТИРОВАНИЯ АУДИТА В УСЛОВИЯХ КОД

Работа состоит из  1 файл

ревизия.docx

— 74.42 Кб (Скачать документ)

    существенная  зависимость от успешного выполнения конкретного проекта;

    экономически  нерациональные долгосрочные обязательства.

    Производственные  условные факты:

    потеря  основного управленческого персонала  без найма адекватной замены;

    потеря  важнейших рынков сбыта, франшизы, специального разрешения (лицензии) основного поставщика или подрядчика;

(в ред.  постановления Минфина от 24.09.2007 N 140)

    проблемы  с трудовыми ресурсами;

    дефицит важных средств производства.

    Прочие  условные факты:

    несоблюдение  требований законодательства;

    рассматриваемые в суде иски в отношении аудируемого лица, решения по которым не в его пользу не могут быть исполнены;

    изменения в законодательстве, которые могут  оказать негативное влияние на финансово-хозяйственную  деятельность аудируемого лица.

    Аудиторская организация должна учитывать, что  предложенный перечень не является исчерпывающим  и что наличие одного или нескольких из перечисленных условных фактов не всегда указывает на наличие существенной неопределенности в отношении непрерывности  деятельности аудируемого лица.

    9. Значение условных фактов с  течением времени может измениться  в силу действия иных фактов. Например, последствия в связи  с неспособностью аудируемого лица производить выплаты в счет погашения заемных средств могут уравновешиваться действиями, предусматривающими обеспечение достаточных поступлений денежных средств за счет других источников: путем реализации активов и обязательств, реструктуризации выплат в счет погашения

    задолженности, получения дополнительных инвестиций. Аналогично потеря основного поставщика может быть компенсирована появлением нового поставщика.

Глава 3

ОСНОВНЫЕ  ТРЕБОВАНИЯ К АУДИТОРСКИМ ПРОЦЕДУРАМ,

ПОЗВОЛЯЮЩИМ ОПРЕДЕЛИТЬ СПОСОБНОСТЬ АУДИРУЕМОГО ЛИЦА

ПРОДОЛЖАТЬ  СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕПРЕРЫВНО

    10. При планировании и проведении аудиторских процедур, а также при оценке их результатов аудиторская организация должна рассмотреть уместность принципа подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности исходя из допущения о непрерывности деятельности. Даже если допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица не ставится под сомнение, аудиторской организации следует сделать оценку общего финансового состояния аудируемого лица с целью определения его способности выполнять свои обязательства.

    11. В ходе предварительного планирования  аудиторская организация должна  проанализировать, существуют ли  какие-либо события или условия,  которые вызывают сомнение в  способности аудируемого лица продолжать свою деятельность непрерывно, а также рассмотреть условные факты, касающиеся допущения о непрерывности деятельности. Такое рассмотрение позволяет более своевременно обсудить эти вопросы с руководством аудируемого лица.

(п. 11 в ред. постановления Минфина от 08.06.2009 N 72)

    12. Если руководство аудируемого лица самостоятельно провело предварительную оценку собственных перспектив по поводу непрерывности деятельности, аудиторской организации необходимо проверить такую оценку с целью выяснения выявленных аудируемым лицом условных фактов и связанных с ними планов руководства.

    Если  руководство аудируемого лица не проводило такой оценки, аудиторской организации необходимо запросить у него информацию о наличии перечисленных в пункте 8 настоящих Правил условных фактов. Аудиторская организация может также обратиться к руководству аудируемого лица с просьбой произвести собственную оценку непрерывности деятельности, особенно в тех случаях, когда условные факты, касающиеся допущения о непрерывности деятельности, уже выявлены.

    13. Оценка аудируемым лицом своей способности продолжать непрерывную финансово-хозяйственную деятельность является основным элементом при анализе допущения о непрерывности деятельности, проводимом аудиторской организацией. При этом аудиторская организация должна рассмотреть период не менее 12 месяцев, следующих за отчетным периодом, даже если аудируемое лицо производило свою оценку на более короткую перспективу. Аудиторская организация также должна рассмотреть, вся ли информация, которая ей известна, учитывалась аудируемым лицом при вынесении собственной оценки о непрерывности деятельности.

    14. В ходе аудита аудиторская  организация должна проводить  аудиторские процедуры, направленные  на подтверждение достоверности  бухгалтерской (финансовой) отчетности. Если при этом возникает сомнение  относительно непрерывности деятельности  аудируемого лица, некоторые из процедур, выполненных в соответствии с правилами аудиторской деятельности "Аудиторские доказательства", утвержденными постановлением Министерства финансов от 26 октября 2000 г. N 114 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 114, 8/4360), могут приобрести дополнительную значимость. Кроме того, может возникнуть необходимость в осуществлении дополнительных аудиторских процедур или изменении полученной ранее информации на основе последних данных.

(в ред. постановления Минфина от 24.09.2007 N 140)

    15. На протяжении аудита аудиторская организация должна отслеживать доказательства существования условных фактов, которые могут вызвать сомнение в способности аудируемого лица продолжать свою деятельность непрерывно, и в случае выявления таких фактов рассмотреть вопрос о том, как они влияют на оценку риска существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности.

(в ред. постановления Минфина от 08.06.2009 N 72)

    16. Аудиторской организации необходимо  внимательно относиться к вероятности  существования запланированных  и иных событий или условных  фактов, которые могут иметь место  в будущем и в результате  которых может возникнуть существенная  неопределенность в отношении  допущения о непрерывности деятельности, использованного аудируемым лицом при подготовке бухгалтерской (финансовой) отчетности. Однако в связи с тем, что степень неопределенности, связанная с последствиями некоторых условных фактов, повышается по мере их отдаленности от даты составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторская организация должна рассмотреть вопрос о целесообразности каких-либо дополнительных

    действий  в том случае, если признаки проблем, связанных с допущением о непрерывности  деятельности, являются значительными.

    17. В случае выявления условных  фактов, которые обусловливают значительные  сомнения в способности аудируемого лица продолжать свою деятельность непрерывно, аудиторской организации необходимо:

    запросить у руководства аудируемого лица информацию в письменном виде, касающуюся его планов деятельности на будущее, в том числе планов по получению доходов и заемных средств, реструктуризации долга, снижению расходов, увеличению размера уставного капитала, иных предполагаемых мер;

    проверить планы руководства аудируемого лица в отношении будущей деятельности на основе его оценки допущения о непрерывности деятельности, если такая оценка имеется;

    путем проведения необходимых аудиторских  процедур собрать достаточные аудиторские  доказательства, подтверждающие или  опровергающие факт наличия существенной неопределенности в отношении непрерывности  деятельности аудируемого лица, а также получить надлежащие аудиторские доказательства того, что планы руководства аудируемого лица осуществимы и в результате их реализации ситуация улучшится.

(в ред.  постановления Минфина от 08.06.2009 N 72)

    18. К аудиторским процедурам, в результате  выполнения которых могут быть  получены достаточные аудиторские  доказательства, подтверждающие или  опровергающие сомнение в применимости  допущения о непрерывности деятельности, относятся: 

    анализ  и обсуждение с руководством аудируемого лица прогнозов в отношении поступления финансовых потоков, получения доходов и прочих соответствующих прогнозов;

    анализ  и обсуждение последней по времени  промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица;

    анализ  условий договоров займа и  выявление причин их нарушений;

    ознакомление  с протоколами собраний акционеров, заседаний совета директоров (наблюдательного  совета), других исполнительных органов  для выявления свидетельств о  наличии финансовых проблем;

    анализ  информации о наличии судебных исков  и оценка влияния их возможных  результатов на финансовое состояние  аудируемого лица;

    проверка  наличия, правомерности и возможности  выполнения договоренностей о предоставлении или сохранении финансирования со стороны  аффилированных и третьих лиц, а также оценка способности таких сторон предоставить аудируемому лицу дополнительные средства;

    анализ  событий, произошедших после отчетной даты, с целью определения, какое  влияние они оказали на способность  аудируемого лица продолжать непрерывную финансово-хозяйственную деятельность;

    другие  процедуры.

    19. После выполнения необходимых  процедур, сбора всей требуемой  информации, рассмотрения влияния  планов руководства и других  принятых мер аудиторской организации  необходимо сделать выводы, касающиеся  способности аудируемого лица продолжать свою деятельность непрерывно.

    20. Информация о наличии существенной  неопределенности в отношении  способности аудируемого лица продолжать свою деятельность непрерывно и выполненных в связи с этим дополнительных аудиторских процедурах, а также сделанные в результате их проведения выводы должны найти отражение в рабочей документации.

(в ред.  постановления Минфина от 08.06.2009 N 72)

Глава 4

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ АУДИТОРСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПРИ

НАЛИЧИИ СУЩЕСТВЕННОГО СОМНЕНИЯ В СПОСОБНОСТИ АУДИРУЕМОГО

ЛИЦА ПРОДОЛЖАТЬ СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕПРЕРЫВНО

    21. Результаты выполнения аудиторских  процедур в связи с сомнением  аудиторской организации в способности  аудируемого лица продолжать свою деятельность непрерывно должны быть отражены в аудиторском заключении.

    22. Если аудиторской организацией  были получены достаточные аудиторские  доказательства, подтверждающие уместность  допущения о непрерывности деятельности  аудируемого лица, в аудиторском заключении не должно содержаться указаний на какое-либо сомнение в способности аудируемого лица продолжать свою деятельность непрерывно, возникавшее в процессе проведения аудита.

(в ред.  постановления Минфина от 24.09.2007 N 140)

    23. В случае, когда допущение о  непрерывности деятельности уместно,  но при этом имеет место  существенная неопределенность, аудиторская  организация рассматривает вопросы  о том: 

    адекватно ли указываются в пояснительной  записке к бухгалтерской (финансовой) отчетности условия или события, которые обусловливают значительное сомнение в способности аудируемого лица продолжать свою деятельность непрерывно, и планы руководства в связи с такими условиями или событиями;

    указывается ли четко в пояснительной записке  к бухгалтерской (финансовой) отчетности тот факт, что имеется существенная неопределенность, связанная с условиями  или событиями, которые обусловливают  значительные сомнения в способности  аудируемого лица продолжать свою деятельность непрерывно, а также что в связи с этим аудируемое лицо может в какой-то момент времени оказаться не в состоянии реализовать свои активы и исполнить свои обязательства в ходе обычной финансово-хозяйственной деятельности.

    24. Если в бухгалтерской (финансовой) отчетности информация раскрыта  адекватно, аудиторская организация  должна выразить безусловно положительное мнение, но модифицировать аудиторское заключение, включив в него поясняющий пункт, привлекающий внимание к аспекту. Цель поясняющего пункта, привлекающего внимание к аспекту состоит в том, чтобы, указав на соответствующие пункты бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) пояснительной записки к ней, привлечь внимание заинтересованных пользователей аудиторского заключения к наличию существенной неопределенности, связанной с конкретными условиями или событиями, которые обусловливают значительные сомнения в способности аудируемого лица продолжать свою деятельность непрерывно.

Информация о работе Правила аудиторской деятельности "Аудит в условиях компьютерной обработки данных"