Правила проведения инвентаризации и оформления ее результатов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 22:16, курсовая работа

Описание

Инвентаризации могут быть плановыми, которые производятся в заранее установленные сроки, и внеплановыми (внезапными), которые проводятся неожиданно для материально ответственного лица, чтобы установить наличие ценностей. Их осуществляют по распоряжению вышестоящих органов, руководителей организаций, по требованию ревизоров, следственных и контрольных органов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
1. Общие правила проведения инвентаризации и оформление ее результатов
5
2. Правила проведения инвентаризации отдельных видов имущества и финансовых обязательств, оформление результатов инвентаризации

9
2.1
Инвентаризация основных средств
9
2.2
Инвентаризация нематериальных активов
11
2.3
Инвентаризация финансовых вложений
11
2.4
Инвентаризация товарно-материальных ценностей
12
2.5
Инвентаризация незавершенного производства
15
2.6
Инвентаризация резервов предстоящих расходов и платежей
16
2.7
Инвентаризация денежных средств, денежных документов и бланков строгой отчетности

18
2.8
Инвентаризация расчетов
19
2.9
Инвентаризация животных и молодняка животных
20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
Литература

Работа состоит из  1 файл

bykhychet.doc

— 95.00 Кб (Скачать документ)
 
          Акт выявления  результатов
 
Протокол  комиссии (подписи руководителя и материально ответственных лиц) – заключение о результатах, которые отражаются в учете
 
Пересортица – взаимозачет недостач ценностей  излишками   Недостачи –  отнесение в начет виновным или  списание на затраты и убытки   Излишки – приходуются  в доход предприятия или госбюджета
 
 

     Результаты  инвентаризации отражаются в учете  и отчетности того месяца, в котором  она была завершена, а результаты годовой инвентаризации – в годовом  бухгалтерском отчете.

     Данные  результатов инвентаризации записывают в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией. 
 

     2. Правила проведения  инвентаризации отдельных  видов имущества  и финансовых обязательств, оформление результатов инвентаризации 

     2.1 Инвентаризация основных  средств 

     Для уточнения данных о наличии основных средств в сроки, установленные руководством предприятия, проводится их инвентаризация. Материально ответственные лица проверяют их фактическое наличие в местах эксплуатации или хранения. Результаты проверки записываются в «Инвентаризационную опись основных средств» (форма № инв.-1). В бухгалтерии фактическое наличие основных средств сверяется с данными бухгалтерского учета и при их расхождении выводятся отклонения. Инвентаризационная комиссия изучает причины отклонений и выносит решение о принятии мер по ним. Это оформляется протоколом, который представляется руководителю для утверждения. На основании этого производится отражение выявленных отклонений в бухгалтерском учете.

     Излишки основных средств подлежат оприходованию и зачислению на финансовые результаты, а в бюджетных организациях — на увеличение финансирования. Для этого будет составлена следующая проводка:

     дебет счета 01 "Основные средства";

     кредит  счета 80 "Прибыли и убытки".

     Недостачи или порча объектов основных средств  возмещаются за счет виновных лиц и отражаются в бухгалтерском учете следующими проводками:

  • первоначальная стоимость:

    дебет счета 47 "Реализация и прочее выбытие  основных средств";

    кредит  счета 01 "Основные средства";

  • сумма износа:

    дебет счета 02 "Износ основных средств";

    кредит  счета 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств";

  • остаточная стоимость:

    дебет счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей";

    кредит  счета 47 "Реализация и прочее выбытие  основных средств";

      Если  установлены конкретные виновники, то недостающие или испорченные основные средства оценивают по продажным (рыночным) ценам, действующим в данной местности на день причинения ущерба, и оформляют бухгалтерской проводкой:

           дебет счета 73 "Расчеты  с персоналом по прочим операциям", субсчет 3 "Расчеты по возмещению материального ущерба";

     кредит  счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей".

      Разницу между рыночной ценой и остаточной стоимостью основных средств отражают проводкой:

      дебет счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей";

      кредит  счета 83 "Доходы будущих периодов".

     В случаях, когда виновные не установлены  или суд отказал во взыскании  с них стоимости недостающих  объектов, убытки относятся на финансовые результаты, а в организациях, состоящих на бюджете или финансировании собственников,—на уменьшение финансирования. 
 
 
 

    2.2 Инвентаризация нематериальных  активов 

     Следует отметить, что нематериальные активы как объекты учета еще недостаточно изучены и не регламентированы должным  образом, поэтому возможны разногласия (особенно с налоговыми органами) по порядку учета некоторых объектов. Организации должны в этом случае искать варианты решения подобных проблем (в том числе с помощью специалистов-экспертов).

           В качестве примера  неодинакового подхода к порядку  учета отдельных объектов можно  привести лицензии на право осуществления определенной деятельности: если срок действия лицензии составляет более 1 года, то затраты, связанные с ее приобретением, учитывают на счете 08 "Капитальные вложения" и затем списывают с этого счета на счет 04 "Нематериальные активы"; если срок действия лицензии составляет 1 год или менее 1 года, то по действующему определению нематериальных активов стоимость такой лицензии не может быть отнесена к нематериальным активам. В действующих нормативных документах порядок списания стоимости лицензий со сроком действия до 1 года включительно не предусмотрен, и многие налоговые органы требуют списывать указанную стоимость на уменьшение чистой прибыли или фондов организации.

     В этих условиях можно рекомендовать  организациям приобретать лицензии на срок более 1 года, с тем чтобы включать их в состав нематериальных активов. 

     2.3 Инвентаризация финансовых  вложений 

      Инвентаризация  финансовых вложений проводится путем  сопоставления реквизитов каждой ценной бумаги с данными описей (книг и  реестров), хранящихся в бухгалтерии предприятия.

     Цель  инвентаризации финансовых вложений –  установление предоставленных другим предприятиям займов и проверки фактических  затрат в ценные бумаги и уставные капиталы. Финансовые вложения в уставные капиталы других организаций и займы, предоставленные другим организациям должны подтверждаться документами.

      Во  время проверки фактического наличия  ценных бумаг материально ответственные  лица устанавливают:

  • правильность оформления ценных бумаг;

     -   своевременность и полноту отражения доходов по ценным бумагам в бухгалтерском учете;

  • сохранность ценных бумаг;
  • действительность стоимости учтенных на балансе ценных бумаг.

     Недостача ценных бумаг оформляется бухгалтерской  проводкой:

           дебет счета 84 "Недостачи  и потери от порчи ценностей";

     кредит  счетов 06 "Долгосрочные финансовые вложения" и 58 "Краткосрочные финансовые вложения". 

     2.4 Инвентаризация товарно-материальных  ценностей 

     Положение о бухгалтерском учете и отчетности обязывает предприятия проводить  инвентаризацию товарно-материальных ценностей (готовой продукции, товаров, производственных и прочих запасов) в порядке расположения ценностей в помещении и заносить в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных.

     Основная  цель инвентаризации – выявление фактического наличия товарно-материальных ценностей в натуральном и стоимостном выражении. В процессе инвентаризации проверяются:

  • сохранность товарно-материальных ценностей;

     - правильность их хранения, отпуска,  состояния весового и измерительного инструмента;

  • порядок ведения учета движения товарно-материальных ценностей.

     Инвентаризация  производиться путем снятия остатков по местам хранения материально ответственными лицами. Бухгалтер к моменту проведения инвентаризации составляет инвентаризационную опись товарно-материальных ценностей по складам (ф. № инв-3). Складские операции в этот период не производятся; заведующий складом в данной описи дает расписку в том, что все документы склада записаны в карточку складского учета материалов и сданы в бухгалтерию предприятия. Для выявления результатов может использоваться книга остатков материалов. Во всех случаях расхождения, выявленные в результате инвентаризации (излишки или недостачи), оформляются составлением сличительных ведомостей по тем видам товарно-материальных ценностей, по которым имеются расхождения данных инвентаризации с данными бухгалтерского учета и оцениваются по фактической себестоимости.

     Ценности, оказавшиеся в излишке, оприходуют с уменьшением общезаводских  расходов и отражают бухгалтерском учете проводкой:

     дебет счетов 10 "Материалы" и 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы",

     кредит  счета 26 "Общехозяйственные расходы".

     Недостача товарно-материальных ценностей списывается  на счет 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей" с уменьшением стоимости и количества их по счетам материальных ценностей. В зависимости от суммы недостачи составляют следующие бухгалтерские проводки:

  • сумма недостачи в пределах норм естественно убыли относится на издержки производства:

        дебет счетов 25 "Общепроизводственные расходы" и 26 "Общехозяйственные расходы";

        кредит счета 84 "Недостачи  и потери от порчи ценностей".

  • сумма недостачи сверх норм естественной убыли относится на материально ответственных лиц:

        дебет счета 73 "Расчеты  с персоналом по прочим операциям", субсчет 3 "Расчеты по возмещению материального ущерба";

        кредит счета 84 "Недостачи  и потери от порчи ценностей".

      Некомпенсируемые  потери товарно-материальных ценностей  от стихийных бедствий относятся  на результаты хозяйственной деятельности предприятия и оформляются проводкой:

      дебет счета 80 "Прибыли и убытки";

      кредит  счетов 10 "Материалы" и 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы".

      На  предприятиях недостача и потери от порчи ценностей, когда конкретные виновники не установлены, относятся на затраты производства.

      Инвентаризация  готовой продукции осуществляется таким же образом как и по материалам. Если происходит инвентаризация продукции  отгруженной, но не оплаченной и находящейся  на складе у другой организации, то материально ответственные лица проверяют обоснованность числящихся сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

      На  счетах товарно-материальных ценностей, не находящихся в момент инвентаризации в подотчете материально ответственных  лиц (в пути, товары отгруженные) могут оставаться только суммы, подтвержденные надлежаще оформленными документами. Товары, находящиеся в пути оформляются расчетными документами поставщиков или другими их заменяющими документами, отгруженные товары – копиями предъявленных покупателями документов, находящиеся на складе других организаций – сохранными расписками, переоформленными на дату, близкую к дате проведения инвентаризации. 
 
 
 
 

      2.5 Инвентаризация незавершенного производства  

      Для уточнения учтенных данных о незавершенном  производстве в установленные сроки производят инвентаризацию незавершенного производства. Инвентаризацию незавершенного производства проводят цеховые инвентаризационные комиссии. При инвентаризации необходимо определить:

Информация о работе Правила проведения инвентаризации и оформления ее результатов