Правовое регулирование учёта в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 23:11, курсовая работа

Описание

Ведение бухгалтерского учета в России осуществляется в соответствии с различными нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению, другие носят рекомендательный характер.
Потребность в выработке общих принципов и требований к бухгалтерскому учету и возможности осуществления контроля за их выполнением обуславливает необходимость формирования системы законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета.
Так как регулированию подлежат вопросы разной степени сложности, система регулирования бухгалтерского учета должна быть многоступенчатой - на более высоких уровнях устанавливаются общие принципы, на более низких - эти принципы детализируются.

Работа состоит из  1 файл

курсач по бухучету.doc

— 247.00 Кб (Скачать документ)

 

План счетов бухгалтерского учета представляет собой систему  регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском  учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

План счетов и Инструкция по его применению утверждены приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н. На основании Плана счетов и Инструкции по его применению организации утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов (включая субсчета).

Планом счётов бухгалтерского учёта называется перечень регистров  учета, который позволяет всем предприятиям вести раздельный учёт имущества, источников средств предприятия и совершаемых операций по единой методологии принятой в России.

Основная цель разработки планов счетов – достижение сопоставимости в отражении различных хозяйственных процессов. В противном случае будет отсутствовать база для тождественного отражения однородных хозяйственных операций и возможность контроля формирования основных показателей организаций.

Действующий план счетов разделен на 8 разделов системного учета, девятый раздел – забалансовые счета. Каждый раздел имеет свободные кодовые номера, позволяющие при необходимости дополнять план новыми счетами без изменения общей нумерации счетов. Счета системного учета кодируются двумя знаками от 01 до 99, а забалансовые счета тремя знаками от 001 до 011. Количество счетов, включенных в план, определяется потребностями составления отчетности. Исходя из объема информации, отражаемой в счетах, в единый план включены только синтетические счета и субсчета. Количество применяемых на практике счетов аналитического учета планом не регламентируется и зависит от потребности финансово-хозяйственной деятельности каждого конкретного предприятия.

Рассмотрим разделы  плана счетов:

    • Раздел I «Внеоборотные активы»

Счета этого раздела предназначены для обобщения информации о        наличии и движении активов организации, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета относятся к основным средствам, нематериальным активам и другим внеоборотным активам, а также операций, связанных с их строительством, приобретением и выбытием.

    • Раздел II «Производственные запасы»

Счета этого раздела  предназначены для обобщения  информации о наличии и движении предметов труда, предназначенных для обработки, переработки или использования в производстве, либо для хозяйственных нужд, средств труда, которые в соответствии с установленным порядком включаются в состав средств в обороте, а также операций, связанных с их заготовлением (приобретением).

    • Раздел III «Затраты на производство»

Счета этого  раздела предназначены для обобщения информации о расходах по обычным видам деятельности организации (кроме расходов на продажу). Одни счета используются для группировки расходов по статьям, местам возникновения и другим признакам, а также исчисления себестоимости продукции (работ, услуг); другие же счета применяются для группировки расходов по элементам расходов. Взаимосвязь учета расходов по статьям и элементам осуществляется при помощи специально открываемых отражающих счетов.

    • Раздел IV «Готовая продукция и товары»

Счета этого  раздела предназначены для обобщения  информации о наличии и движении готовой продукции (продуктов производства) и товаров.

    • Раздел V «Денежные средства»

Счета этого раздела  предназначены для обобщения  информации о наличии и движении денежных средств в российской и иностранных валютах, находящихся в кассе, на расчетных, валютных и других счетах, открытых в кредитных организациях на территории страны и за ее пределами, а также ценных бумаг, платежных и денежных документов. Денежные средства в иностранных валютах и операции с ними учитываются на счетах этого раздела в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты в установленном порядке. Одновременно эти средства и операции отражаются в валюте расчетов и платежей.

    • Раздел VI «Расчеты»

Счета этого раздела  предназначены для обобщения  информации о всех видах расчетов организации с различными юридическими и физическими лицами, а также  внутрихозяйственных расчетов. Расчеты  иностранными валютами учитываются на счетах этого раздела в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты в установленном порядке. Одновременно эти расчеты отражаются в валюте расчетов и платежей. Расчеты иностранными валютами учитываются на счетах этого раздела обособленно, т.е. на отдельных субсчетах.

    • Раздел VII «Капитал»

Счета этого раздела  предназначены для обобщения  информации о состоянии и движении капитала организации. 

    • Раздел VIII «Финансовые результаты»

Счета этого раздела  предназначены для обобщения  информации о доходах и расходах организации, а также выявления конечного финансового результата деятельности организации за отчетный период.

    • Забалансовые счета   

Забалансовые счета  в силу своей специфики в плане  счетов выделены обособлено. Они применяются  для учета имущества, которое  не принадлежит организации на праве собственности, но оказалось в его распоряжении, а также для отражения условных прав и обязательств и контроля за отдельными хозяйственными операциями.

1.4 Рабочие  документы  организации.

 

В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета рабочие документы конкретной организации относят к четвертой группе, к ним можно отнести:

  • документ по учетной политике предприятия;
  • утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;
  • графики документооборота;
  • утвержденный руководителем план счетов бухгалтерского учета;
  • утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.

 

Основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организации установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации", утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 9 декабря 1998 г. N 60н. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации. Формы первичных учетных документов утверждаются руководителем организации в том случае, если они разработаны в самой организации.

В графике документооборота определяется круг лиц, ответственных  за оформление документов, указываются  порядок, место, время прохождения  документа с момента его составления до сдачи в архив.

Рабочий план счетов, утверждаемый руководителем, содержит перечень применяемых  организацией синтетических счетов и субсчетов. Формы внутренней отчетности, утверждаемые руководителем, разрабатываются организацией самостоятельно, исходя из особенностей ее функционирования и требований управления производством и реализацией продукции.  

Глава 2. Учетная политика организации.

 

Формирование рыночных отношений  предъявляет новые  требования к бухгалтерскому учету. С одной стороны, эти требования предъявлены в Законе РФ  “О бухгалтерском учете”. С другой стороны, при общей концепции бухгалтерского учета, определенной данным Законом и другими нормативными документами, предприятие должно само, сообразуясь с накопленным опытом, переориентировать сложившуюся практику организации этого учета на решение новых задач, стоящих перед ним в условиях рынка. Речь идет о создании и освоении нетрадиционных  подходов к получению  информации об отдельных объектах учета и в первую очередь о затратах, связанных с исчислением себестоимости продукции, ее калькулированием, подсчетом финансовых результатов, методами анализа, внутренним контролем и принятием на их основе управленческих решений.

Эти подходы предприятие  реализует путем разработки учетной политики.  Она означает выбор конкретных способов (вариантов) постановки учета соответствующих видов имущества и обязательств исходя из условий хозяйствования и действующего законодательства.

2.1 Понятие и формирование  учетной политики.

 

Учетная политика – это принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности (п. 2 ПБУ 1/98 "Учетная политика организации", утвержденного приказом Минфина России от 09.12.98 № 60н). Это означает, что учетная политика должна, как минимум, определять все перечисленное в отношении тех направлений и объектов учета, где на уровне нормативного регулирования не установлено единых правил и организациям предоставлено право выбора из нескольких возможных вариантов.

Учетная политика организации  формируется главным бухгалтером  на основе настоящего Положения и  утверждается руководителем организации (п. 5 ПБУ 1/98). При этом утверждаются:

    • рабочий план счетов бухгалтерского учета;
    • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы внутренней бухгалтерской отчетности;
    • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
    • методы оценки активов и обязательств;
    • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
    • порядок контроля за хозяйственными операциями;
    • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

 

Таким образом, учетная  политика формируется главным бухгалтером  и служит главным образом для  нужд бухгалтерского учета, однако касается деятельности практически всех других структурных подразделений организации и их работников (например, в части форм первичных документов и правил документооборота) и должна ими соблюдаться. Поэтому утверждать учетную политику следует путем издания отдельного приказа по организации, а участвовать в процессе создания учетной политики могут и должны все заинтересованные структурные подразделения (специалисты) организации в пределах своей компетенции. При необходимости к разработке учетной политики могут быть привлечены также внешние консультанты, например, для обоснования и оптимизации способов ведения учета, для выбора наиболее соответствующего из возможных вариантов организации учета на основе анализа нормативной базы и особенностей бизнеса организации.

Допущения, используемые при формировании учетной политики организации, к которым относятся:

    • допущение имущественной обособленности (активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций);
    • допущение непрерывности деятельности (организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке);
    • допущение последовательности применения учетной политики (принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому);
    • допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности (факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами).

 

Положение по бухгалтерскому учету 1/2008 предъявляет следующие  требования к качеству информации:

    • требование полноты (полнота отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности);
    • требование своевременности (своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности);
    • требование осмотрительности (большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов);
    • требование приоритета содержания перед формой (отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования);
    • требование непротиворечивости (тождество данных аналитического учета оборотами остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца);
    • требование рациональности (рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации).

 

В п. 1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ указано, что «все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет». Таким образом, требование приоритета содержания перед формой неприменимо в российских организациях, так как положения федерального закона имеют приоритет над ведомственными нормативными актами. Следовательно, требование, предъявляемое к ведению бухгалтерского учета, — следование юридическому оформлению сделки, а не ее экономическому содержанию.

Информация о работе Правовое регулирование учёта в России