Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 23:11, курсовая работа
Ведение бухгалтерского учета в России осуществляется в соответствии с различными нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению, другие носят рекомендательный характер.
Потребность в выработке общих принципов и требований к бухгалтерскому учету и возможности осуществления контроля за их выполнением обуславливает необходимость формирования системы законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета.
Так как регулированию подлежат вопросы разной степени сложности, система регулирования бухгалтерского учета должна быть многоступенчатой - на более высоких уровнях устанавливаются общие принципы, на более низких - эти принципы детализируются.
План счетов бухгалтерского
учета представляет собой систему
регистрации и группировки
План счетов и Инструкция по его применению утверждены приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н. На основании Плана счетов и Инструкции по его применению организации утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов (включая субсчета).
Планом счётов бухгалтерского учёта называется перечень регистров учета, который позволяет всем предприятиям вести раздельный учёт имущества, источников средств предприятия и совершаемых операций по единой методологии принятой в России.
Основная цель разработки планов счетов – достижение сопоставимости в отражении различных хозяйственных процессов. В противном случае будет отсутствовать база для тождественного отражения однородных хозяйственных операций и возможность контроля формирования основных показателей организаций.
Действующий план счетов разделен на 8 разделов системного учета, девятый раздел – забалансовые счета. Каждый раздел имеет свободные кодовые номера, позволяющие при необходимости дополнять план новыми счетами без изменения общей нумерации счетов. Счета системного учета кодируются двумя знаками от 01 до 99, а забалансовые счета тремя знаками от 001 до 011. Количество счетов, включенных в план, определяется потребностями составления отчетности. Исходя из объема информации, отражаемой в счетах, в единый план включены только синтетические счета и субсчета. Количество применяемых на практике счетов аналитического учета планом не регламентируется и зависит от потребности финансово-хозяйственной деятельности каждого конкретного предприятия.
Рассмотрим разделы плана счетов:
Счета этого раздела предназначены для обобщения информации о наличии и движении активов организации, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета относятся к основным средствам, нематериальным активам и другим внеоборотным активам, а также операций, связанных с их строительством, приобретением и выбытием.
Счета этого раздела предназначены для обобщения информации о наличии и движении предметов труда, предназначенных для обработки, переработки или использования в производстве, либо для хозяйственных нужд, средств труда, которые в соответствии с установленным порядком включаются в состав средств в обороте, а также операций, связанных с их заготовлением (приобретением).
Счета этого раздела предназначены для обобщения информации о расходах по обычным видам деятельности организации (кроме расходов на продажу). Одни счета используются для группировки расходов по статьям, местам возникновения и другим признакам, а также исчисления себестоимости продукции (работ, услуг); другие же счета применяются для группировки расходов по элементам расходов. Взаимосвязь учета расходов по статьям и элементам осуществляется при помощи специально открываемых отражающих счетов.
Счета этого
раздела предназначены для
Счета этого раздела предназначены для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в российской и иностранных валютах, находящихся в кассе, на расчетных, валютных и других счетах, открытых в кредитных организациях на территории страны и за ее пределами, а также ценных бумаг, платежных и денежных документов. Денежные средства в иностранных валютах и операции с ними учитываются на счетах этого раздела в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты в установленном порядке. Одновременно эти средства и операции отражаются в валюте расчетов и платежей.
Счета этого раздела предназначены для обобщения информации о всех видах расчетов организации с различными юридическими и физическими лицами, а также внутрихозяйственных расчетов. Расчеты иностранными валютами учитываются на счетах этого раздела в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты в установленном порядке. Одновременно эти расчеты отражаются в валюте расчетов и платежей. Расчеты иностранными валютами учитываются на счетах этого раздела обособленно, т.е. на отдельных субсчетах.
Счета этого раздела предназначены для обобщения информации о состоянии и движении капитала организации.
Счета этого раздела предназначены для обобщения информации о доходах и расходах организации, а также выявления конечного финансового результата деятельности организации за отчетный период.
Забалансовые счета в силу своей специфики в плане счетов выделены обособлено. Они применяются для учета имущества, которое не принадлежит организации на праве собственности, но оказалось в его распоряжении, а также для отражения условных прав и обязательств и контроля за отдельными хозяйственными операциями.
В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета рабочие документы конкретной организации относят к четвертой группе, к ним можно отнести:
Основы формирования
(выбора и обоснования) и раскрытия
(придания гласности) учетной политики
организации установлены
В графике документооборота определяется круг лиц, ответственных за оформление документов, указываются порядок, место, время прохождения документа с момента его составления до сдачи в архив.
Рабочий план счетов, утверждаемый
руководителем, содержит перечень применяемых
организацией синтетических счетов
и субсчетов. Формы внутренней отчетности, утверждаемые
руководителем, разрабатываются организацией
самостоятельно, исходя из особенностей
ее функционирования и требований управления
производством и реализацией продукции.
Формирование рыночных отношений предъявляет новые требования к бухгалтерскому учету. С одной стороны, эти требования предъявлены в Законе РФ “О бухгалтерском учете”. С другой стороны, при общей концепции бухгалтерского учета, определенной данным Законом и другими нормативными документами, предприятие должно само, сообразуясь с накопленным опытом, переориентировать сложившуюся практику организации этого учета на решение новых задач, стоящих перед ним в условиях рынка. Речь идет о создании и освоении нетрадиционных подходов к получению информации об отдельных объектах учета и в первую очередь о затратах, связанных с исчислением себестоимости продукции, ее калькулированием, подсчетом финансовых результатов, методами анализа, внутренним контролем и принятием на их основе управленческих решений.
Эти подходы предприятие реализует путем разработки учетной политики. Она означает выбор конкретных способов (вариантов) постановки учета соответствующих видов имущества и обязательств исходя из условий хозяйствования и действующего законодательства.
Учетная политика – это принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности (п. 2 ПБУ 1/98 "Учетная политика организации", утвержденного приказом Минфина России от 09.12.98 № 60н). Это означает, что учетная политика должна, как минимум, определять все перечисленное в отношении тех направлений и объектов учета, где на уровне нормативного регулирования не установлено единых правил и организациям предоставлено право выбора из нескольких возможных вариантов.
Учетная политика организации
формируется главным
Таким образом, учетная
политика формируется главным
Допущения, используемые при формировании учетной политики организации, к которым относятся:
Положение по бухгалтерскому учету 1/2008 предъявляет следующие требования к качеству информации:
В п. 1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ указано, что «все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет». Таким образом, требование приоритета содержания перед формой неприменимо в российских организациях, так как положения федерального закона имеют приоритет над ведомственными нормативными актами. Следовательно, требование, предъявляемое к ведению бухгалтерского учета, — следование юридическому оформлению сделки, а не ее экономическому содержанию.