Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 13:36, контрольная работа
Правовой статус бухгалтерской службы регулируется действующим законодательством, нормативными документами, организационно-правовой формой и общей структурой управления организацией.
1. Правовой статус бухгалтерской службы………………………………....3
2. Место бухгалтерской службы в структуре управления организации…13
Заключение………………………………………………………………….15
Список литературы…………………………………………………………16
При зачислении на должность принимаемый работник должен расписаться в инструкции. Его роспись означает, что с инструкцией он ознакомлен и обязуется ее выполнять. В трудовой договор может быть включен пункт с обязательством выполнения работы в соответствии с должностной инструкцией.
Должностная инструкция также имеет одинаковую для всех должностей структуру текста, включающую:
Как
видим, структура должностной
При большом объеме работ они должны быть четко распределены между указанными в штатном расписании работниками бухгалтерии.
Должностные инструкции, составленные на всех работников бухгалтерии (как и на всех работников организации в целом), четко разграничивают их права и обязанности, исключают дублирование и в то же время, если это будет предусмотрено в инструкции, обеспечат взаимозаменяемость.
Общие положения в должностных инструкциях содержат следующий набор информации: обобщенные сведения о должности, подчиненность, требования к образованию (высшее или среднее) и практическому опыту (стажу) работы по специальности, порядок назначения и освобождения от занимаемой должности. Обычно этот пункт прописан следующим образом: «Бухгалтер (кассир и т. п.) назначается и освобождается от занимаемой должности приказом руководителя организации (фирмы) по представлению главного бухгалтера».
Последний пункт данного раздела содержит перечень основных законодательно-нормативных и нормативно-методических актов, которыми данное должностное лицо руководствуется в своей деятельности. Основную часть этих актов надо, взять из Положения о бухгалтерии; затем указать более конкретные нормативно-методические документы, определяющие порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности по тем операциям, которые поручены данному работнику (например, по учету товарообменных операций или по инвентаризации, начислению заработной платы). Завершает этот пункт перечисление организационных документов вашей организации: устава, Положения о бухгалтерии и данной должностной инструкции.
В разделе «Функции» формируются основные направления деятельности, а в следующем за ним разделе «Должностные обязанности» уже перечисляют конкретные виды работ, которые обеспечивают выполнение этих функций.
Часто указанные разделы объединяют в один — «Функции и должностные обязанности» (или «Основные задачи и обязанности»). Его следует отразить как можно детальнее. Весьма полезно указать: какие именно формы отчетности и с какой периодичностью ведутся «в установленном порядке»; выполняется ли работа в традиционном или компьютерном режиме. Чем объемнее будет расписано не только, что делает данный работник, но и как он выполняет эту работу, тем ценнее должностная инструкция. Здесь же указывается и взаимозаменяемость сотрудников на время отпусков, по болезни.
В раздел «Права» можно перенести пункты из Положения о бухгалтерии, конкретизировав их указанием видов документов, которые представляют данному работнику или в составлении и оформлении которых он принимает участие.
Раздел «Ответственность» может быть составлен обобщенно, например: «Работник несет ответственность за невыполнение обязанностей и неиспользование прав, предусмотренных правовыми актами и данной инструкцией», или расписан более детально исходя из содержания обязанностей.
Важен пункт «Взаимоотношения (связи по должности)». В нем, прежде всего, должно быть четко расписано: от кого, какую информацию, в какой документационной форме получает работник. Например, если он занят начислением зарплаты, то указывается порядок представления ему табеля учета выхода на работу, копий приказов по личному составу о зачислении, переводе, увольнении, отпусках, командировках.
В последние годы в должностные инструкции часто вводится раздел «Организация работы». Он необходим, прежде всего, в том случае, если имеется совмещение видов работ. Так, в небольшой организации на бухгалтера часто возлагается по совместительству ведение архива организации (фирмы). Здесь же указываются режим работы, форма контроля.
При освобождении должности в случае перевода работника или увольнения, до приема нового работника старую должностную инструкцию следует внимательно проверить и, если необходимо, внести коррективы, уточнить перечень работ или добавить те обязанности, которые дополнительно будут возложены на вновь принятого работника. Например, новый работник бухгалтерии должен вести документацию с использованием приобретенной компьютерной программы, ему дополнительно вменяется проведение экспертизы ценности документов или страховочное копирование данных. Все это должно быть учтено в его должностной инструкции до зачисления на работу.
Должностная
инструкция оформляется по типу общего
бланка, подписывается руководителем
структурного подразделения (главным
бухгалтером) и утверждается руководителем
организации.
Под структурой управления организацией понимается упорядоченная совокупность специализированных функциональных служб и производственных подразделений, взаимосвязанных в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс: движение потоков информации, принятие управленческих решений, в котором участвует весь персонал. Структура необходима для того, чтобы все протекающие в организации процессы осуществлялись своевременно и качественно. Ключевыми понятиями структуры управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами структуры управления могут быть как отдельные работники, так и службы, в которых заняты специалисты, выполняющие свои функциональные обязанности. Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые подразделяют на вертикальные и горизонтальные (линейные и функциональные).
Под учетной службой понимается структурная единица организации, выполняющая функции сбора, обработки и группировки информации в виде сводных бухгалтерских документов, внесения записей на счета бухгалтерского учета.
Структура бухгалтерской службы зависит от вида деятельности, размеров организации и т.д.
Бухгалтерская служба является наиболее организованной частью информационного обеспечения управленческих решений.
Это единственный источник поставки документально обоснованной и системно обеспеченной экономической информации о фактическом наличии и использовании имущества и ресурсов организации, хозяйственных процессах и результатах деятельности, долговых обязательствах, расчетах и претензиях.
Учетная информация позволяет реализовать следующие функции управления.
1. Планирование. Бухгалтерская служба участвует: в разработке перспективных планов организации при планировании выпуска новой продукции и освоении новых рынков сбыта; определении ценовой политики с целью получения прибыли при наименьших издержках производства; установлении инвестиционной, финансовой политики; составлении краткосрочных планов и обеспечении их взаимосвязи в работе отдельных центров ответственности (производственных участков); предоставлении управляющим достоверной информации о финансовом положении организации.
2. Контроль. Бухгалтерская служба предоставляет информацию о достигнутых результатах на основе сравнительного анализа фактических и запланированных показателей.
3. Оценка.
Формируемая на основе бухгалтерских
данных финансовая отчетность позволяет
понять, были ли решены поставленные задачи
и достигнуты намеченные цели. Помимо
этого, бухгалтерский учет выступает важнейшим
инструментом контроля за сохранностью
собственности организации, не только
свидетельствуя о недостатках в работе
и неэффективном использовании его трудовых,
материально-технических, финансовых
ресурсов, но и способствуя пресечению
этих негативных явлений благодаря рациональной
организации учетной работы.
Заключение
Наличие в организации необходимого пакета законодательных и нормативно-методических документов, хорошо составленные организационные документы (Положение о бухгалтерии и должностные инструкции на ее сотрудников) обеспечат четкое выполнение одной из важнейших управленческих функций бухгалтерского учета.
Переход на международные стандарты учета,
осуществляемый Российской Федерацией,
предполагает расширение функций и полномочий
бухгалтерской службы, ее выход на новый
качественный уровень и переход от учетной
регистрации фактов хозяйственной жизни
к всестороннему управлению производством.
Список литературы