Предмет, объекты, цели и концепции бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:36, курсовая работа

Описание

Для формирования теоретических основ бухгалтерского дела, а также их адаптации к решению прикладных задач необходимо определить понятие бухгалтерского дела, его цели, объект, предмет и содержание.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Предмет, объекты бухгалтерского учета…….……………………………….5
2 Цели и концепции бухгалтерского учета……………………………………..16
Заключение………………………………………………………………………..26
Глоссарий………………………………………………………………………….28
Список использованных источников…………………………………………….30
Приложения ………………………………………………………………………32

Работа состоит из  1 файл

Слепкова Н.Н.,КР,Бухгалтерский финансовый учет.doc

— 199.50 Кб (Скачать документ)

Предмет бухгалтерского учета - имущество предприятия, находящиеся в виде хозяйственных средств и обязательств, движение этого имущества посредствам хозяйственных операций, происходящих в сфере снабжения, производства и реализации продукции, а также результаты деятельности предприятия.

Все элементы хозяйственной деятельности входят в состав объектов бухгалтерского учета, которые в совокупности являются конкретным выражением его предмета. Таким образом, объектами бухгалтерского учета являются отдельные элементы хозяйственной деятельности, а предметом – вся хозяйственная деятельность в целом.

Метод бухгалтерского учета  - представляют собой систему способов и определенных приемов, которые осуществляются посредствам документации, инвентаризации, бухгалтерского баланса, системы синтетических и аналитических счетов с применением метода двойной записи, оценки имущества и обязательств, других статей баланса, калькуляции и отчетности в целом.

Инвентаризация – проверка соответствия данных бухгалтерского учета фактическому наличию имущества и обязательств.

Получение в результате проверки сведения сверяются с данными бухгалтерских записей, затем производится уточнение и корректировка показателей учета.

Оценка - это способ измерения в денежном выражении имущества и источников его образования. В процессе оценки натуральных и трудовые показатели переводятся в денежные с помощью цен, тарифов, должностных окладов и т.д.

С оценкой хозяйственных средств тесно связана калькуляция, которая в переводе с латинского calculatio означает – счет, расчет.

Калькуляция лежит в основе оценки объектов бухгалтерского учета. Однако назначение калькуляции состоит не только в оценке хозяйственных средств, но и в том, чтобы дать оценку хозяйственным процессам, т.е. произвести их расчет.

Калькуляция – это способ группировки и обобщения затрат, на основе которого определяется себестоимость материальных ценностей, готовой продукции, выполненных работ.

На бухгалтерских счетах отражается повседневный, текущий учет хозяйственных операций, а любая хозяйственная операция – это элементарное действие, вызывающее изменение состояния хозяйственных средств (их увеличение или уменьшение). При этом любое изменение касается не одного, а всегда двух объектов учета. Таким образом, каждая хозяйственная операция обязательно затрагивает два бухгалтерских счета, которые используются в этой операции, и она должна быть отражена одновременно на дебете одного и кредита другого. Такое отражение хозяйственных операций на бухгалтерских счетах называется правилом двойной записи.

Каждая операция находит отражение по дебету и кредиту взаимосвязанных счетов.

Бухгалтерский баланс дает сведения статического характера, он отражает состояние средств и источников в виде конечных итогов. Итоговая стоимостная оценка хозяйственных средств, отражается в активе баланса, а итоговая стоимостная оценка источников, за счет которых формируются хозяйственные средства, отражается в пассиве баланса.

Цикл учетной работы завершается составлением отчетности. Отчетность – это совокупность сведений об имущественном, финансовом положении и результатах работы предприятия. Отчетность должна дать достоверное и полное представление о хозяйственной деятельности в целом.

Средства предприятия, хозяйственные процессы и результаты деятельности предприятия рассматриваются в качестве – объектов бухгалтерского учета. Объектами бухгалтерского учета являются (рис 1. в приложении А).

Хозяйственные средства – как материальная основа деятельности предприятия;

Хозяйственные процессы – содержание самой деятельности предприятия;

Результаты хозяйственной деятельности – прибыль и убытки.

В бухгалтерском учете хозяйственные средства, которые располагает предприятие, называется – активами.

По составу активы подразделяются на оборотные  и внеоборотные активы.

Оборотные активы – средства, которые постоянно находятся в текущем процессе кругооборота средств и переходят из сферы производства в сферу обращения.

По размещению оборотные активы делятся на активы, которые используются:

  В сфере производства -  это предметы труда (сырье, материалы, топливо и др.), которые теряют или видоизменяют свою натуральную форму, полностью потребляются в одном производственном цикле, целиком переносят свою стоимость на продукцию.

Сфере обращения – товары, готовая продукция на складах и отраженная покупателю, денежные средства, ценные бумаги, средства в расчетах и т.п.

Денежные средства - сумма наличных денежных средств в кассе организации, свободные денежные средства, хранящиеся на расчетном, валютном и прочих счетах в банке.

Дебиторская задолженность – это задолженность организации юридических и физических лиц за товары, работы и услуги, продукцию, по выданным авансам и др.

Внеоборотные активы – дорогостоящие средства труда, которые используют не в одном, а в нескольких производственных циклах, а также имеют длительный срок использования (более одного года). К внеоборотным средствам относятся основные средства и нематериальные активы.

Основные средства  - эта средства, которые участвуют в хозяйственной деятельности продолжительное время, изнашиваясь постепенно. Их частями, путем начисления износа по установленным способам и нормам. К ним относятся здания и сооружения, машины и механизмы, оборудования и инвентарь, транспортные средства и т.п. Не подлежат амортизации объекты основных средств некоммерческих организаций. Стоимость основных средств, более 10 тыс.р. за единицу.

Нематериальные активы -  средства, которые не имеют материальной формы и физических свойств, но могут использоваться в течении длительного времени и приносить доход. К нематериальным активам относятся: авторские права, произведения науки, литературы, искусства и объекты смежных прав, на программы для ЭВМ, базы данных и др.;

- патенты на изображения, промышленные образцы, селекционное достижения, из свидетельств на пользование модели, товарные знаки и знаки обслуживания или лицензионных договоров на их использование;

- права на «ноу-хау» и др.

Также к нематериальным активам могут относиться организационные расходы (расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами вкладом участников (учредителей) в уставной (складочный) капитал), а также деловая репутация организации.

Стоимость объектов нематериальных активов погашается путем начисления амортизации в течении установленного срока их полезного пользования. По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного пользования, нормы амортизационных отчислений устанавливается в расчете на двадцать лет (но не более срока деятельности организации). Нематериальные активы отражаются в бухгалтерском балансе по остаточной стоимости, т.е. по фактическим затратам на приобретение, изготовление и затратам по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, за минусом начисленной амортизации. 

Основные средства и нематериальные активы составляют производственную базу организации (предприятия).

Хозяйственные процессы – это кругооборот средств. В этом кругообороте можно выделить три основных процесса: снабжение, производство, реализацию.

Процесс снабжения у поставщиков приобретает оборудование, сырье, материалы, которые необходимы для изготовления продукции, выполнения работ. Материальные запасы, как правило, приобретаются в больших объемах и поэтому поступают, сначала на склады предприятий, а затем уже используются в производстве. Материальные запасы отражаются в бухгалтерском балансе по их фактической себестоимости. Фактическая себестоимость материальных запасов отражается исходя из фактически произведенных затрат на их приобретение и изготовление.

Процесс производства является основой деятельности предприятия. При его осуществлении используют:

Трудовые ресурсы;

Материальные ресурсы – сырье, материалы, топливо, запасные части и т.п., которые являются предметами труда и составляют материальную основу выпускаемой продукции;

Средства труда – оборудование, машины и прочие основные средства, которые создают условия производственного процесса.

Результатом процесса производства является готовая продукция, поэтому можно сказать, что уже на стадии производства закладывается будущая прибыль.

Процесс реализации представляет собой третью стадию кругооборота хозяйственных средств. Его задачей является продажа продукции покупателем в целях получения денежных средств, для возмещения затрат на производство и реализацию продукции, а также прибыли в составе выручки от реализации. За счет полученной выручки приобретаются новые партии материалов, выплачивается заработная плата, вновь производится продукция и продается покупателям.

Все элементы хозяйственной деятельности входят в состав объектов бухгалтерского учета, которые в совокупности являются конкретным выражением его предмета. Таким образом, объектами бухгалтерского учета являются элементы хозяйственной деятельности, а предметом – вся хозяйственная деятельность в целом.

В процессе деятельности предприятия происходит множество различных хозяйственных процессов: поступает сырье и материалы, производится и реализуется продукция, начисляется и выдается зарплата и т.п. чтобы правильно отразить в учете многочисленные хозяйственные операции, их группируют по однородным хозяйственным признакам. Для такой группировки используются бухгалтерские счета. Перечень этих счетов, которые применяются в бухгалтерском учете, их номера с 01 по 99, а также их названия приведены в типовом плане счетов. (таблица в прил.Б)

1.3 Источники образования хозяйственных средств

Все хозяйственные средства, которые организация уже имеет или собирается приобрести, были или могут быть получены за счет каких-либо источников, собственных или заемных средств, например кредитов банка. В зависимости от того, каковы источники поступления хозяйственных средств, их подразделяют на собственные и привлеченные, т.е. заемные. Хозяйственные средства, которые называются активами, источники образования этих средств называют пассивами.

К собственным источникам относятся все виды капитала, прибыль и резервы.

Могут быть образованы три вида капитала: уставной, резервный, добавочный.

Уставной капитал - является обязательным для всех организаций. Он образуется за счет взносов учредителей, которые создают эту организацию, а для бюджетных организаций – за счет выделяемых из бюджета. Уставной капитал является первоначальным стартовым капиталом организации.

Резервный капитал - образуется за счет собственной прибыли. Он представляет собой резерв и необходим для разного рода непредвиденных обстоятельств, например для покрытия убытков, в результате аварий, стихийных бедствий и т.д.

В целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения отчетного периода организация может создать резервы на предстоящую оплату отпусков работникам; выплату вознаграждения за выслугу лет, выплату по итогам работы за год и др.

Добавочный капитал -  образуется за счет прироста стоимости имущества предприятия при проведении операций, не связанных с производственной деятельностью. Средства добавочного капитала используются на увеличение уставного капитала или могут быть направлены на расчеты с учредителями.

Прибыль  – основной источник формирования собственных средств. Прибыль, которая остается на пополнение хозяйственных средств, развитие производства, расчеты с учредителями и другие цели.

В бухгалтерском балансе финансовый результат отчетного периода отражается как нераспределенная прибыль, т.е конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период, за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдения правил налогообложения.

Резервы – создаются за счет прибыли или включение затрат в себестоимость готовой продукции. Резервы предназначаются для покрытия убытков, например при обесценивании ценных бумаг, а также на проведение ремонта основных средств и т.п.

В бухгалтерском балансе на конец отчетного периода отражается по отдельной статье остатки резервов, переходящих на следующий год, определение исходя из правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Заемные – или, как их называют, привлеченные источники – это, прежде всего, краткосрочные и долгосрочные кредиты. К ним относятся:

долгосрочные кредиты банков – кредиты, привлеченные на срок более одного года;

долгосрочные займы – займы юридических и физических лиц (кроме банков), полученные на срок более года;

краткосрочные кредиты банков – кредиты, полученные на срок не более одного года;

краткосрочные займы – займы юридических и физических лиц, полученные на срок не более одного года;

кредиторская задолженность – задолженность организации другим юридическим и физическим лицам; появляется в результате разрыва во времени между поступлением товарно-материальных ценностей, выполнением работ, оказанием услуг и датой фактической оплаты за них;

Информация о работе Предмет, объекты, цели и концепции бухгалтерского учета