Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 21:38, курсовая работа
Одной из важных задач бухгалтерского управленческого учета является сбор и обобщение информации, полезной для принятия менеджерами и высшим руководством предприятия правильных управленческих решений.
В настоящее время принимаемые руководством решения по развитию и организации производства и сбыта продукции в большей степени носят интуитивный характер и не подкрепляются соответствующими расчетами на базе информации управленческого учета. В лучшем случае отсутствие таких расчетов компенсируется богатым производственным и организаторским опытом руководителей предприятия.
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Сущность и особенности управленческих решений.............................6
1.1 Сущность управленческих решений...............................................................6
1.2 Механизм принятия управленческих решений..............................................9
1.3 Классификация управленческих решений....................................................13
Глава 2. Основные виды краткосрочных управленческих решений................18
2.1 Анализ безубыточности производства..........................................................18
2.2 Решение о формировании «сегмента»...........................................................21
2.3 Принятие решений по ценообразованию......................................................24
Заключение.....................................................................................
3 географические зоны: Юг, Север, Центральная зона (Центр).
Продукция упаковывается и отправляется с центрального склада.
50 % расходов - переменные (расходы центрального склада)
50 % расходов - постоянные затраты.
Все расходы, связанные с реализацией, за исключением расходов на содержание продавцов - постоянные расходы (продавцы - переменные расходы)
Все административные расходы на содержание управленческого звена - общие для всех. Их распределяют по территории сбыта, исходя из стоимости реализации ( Табл. 1.)
Таблица 1.
| |||||
Статьи | Юг | Центр | Север | Итого |
|
Реализация | 800000 | 900000 | 900000 | 2600000 |
|
Себестоимость реализации продукции | 400000 | 450000 | 500000 | 1350000 |
|
Валовая прибыль | 400000 () | 450000 () | 400000 () | 1250000 |
|
Расходы на реализацию: |
|
|
|
|
|
- заработной платы продавцов | 80000 | 100000 | 120000 |
|
|
- расходы на содержание отдела сбыта | 40000 | 60000 | 80000 |
|
|
- реклама | 50000 | 50000 | 50000 |
|
|
- расходы на содержание продавцов | 50000 | 60000 | 80000 |
|
|
Итого расходов на реализацию: | 220000* | 270000* | 330000* |
|
|
Административно-управленческие расходы | 80000* | 90000* | 90000* | 260000 |
|
Складские расходы | 32000* | 36000* | 36000* |
|
|
Итого издержки: (++) | 332000 (+) | 396000 (+) | 456000 (+) | 1184000 |
|
Чистая прибыль (() - (+)) | 68000 | 54000 | 56000 (убыток) | 66000 |
|
|
|
|
|
|
|
Следует ли отказаться от северной зоны? Будем рассматривать «северную зону», и, исходя из релевантных доходов, выберем решение.
Отчет относительно «севера»
Доход: 900000
Релевантные затраты (переменные и прямые):
Себестоимость реализованной продукции (переменные) 500000
Расходы на реализацию - 330000
Заработная плата продавцов 120000
Расходы на содержание отдела сбыта 80000
Реклама 50000
Расходы на содержание продавцов 80000
Складские расходы - 36000 50 % переменных затрат = 18000
Итого: - 848000
Чистая прибыль - 52000 (900000 - 848000 = 52000) - доходы превышают расходы.
Происходит это из-за разных систем учета - в силу искаженности метода распределения.
Необходим еще один отчет (чтобы убедиться, что «север» - прибыльная зона)
Ликвидируем “север” и рассчитаем прибыль и убытки (Табл. 2) :
Таблица 2.
| ||||
Статьи | Юг | Центр | Итого |
|
Реализация | 800000 | 900000 | 1700000 |
|
Себестоимость реализации продукции | 400000 | 450000 |
|
|
Расходы на содержание продавцов | 50000 | 60000 |
|
|
Складские расходы (- 50% переменных расходов) | 16000 | 18000 |
|
|
Итого переменных затрат: | 466000 | 528000 | 994000 |
|
Заработная плата продавцов | 80000 | 100000 |
|
|
Расходы на содержание отдела сбыта | 40000 | 60000 |
|
|
Реклама | 50000 | 50000 |
|
|
Итого прямые специфич.затрат: | 170000 | 210000 | 380000 |
|
Валовая прибыль | 334000 | 372000 | 706000 |
|
Возмещение общих постоянных расходов или сумма покрытия (промежуточная валовая прибыль - прямые постоянные расходы) | 164000 (334000-170000) | 162000 | 326000 |
|
Общие постоянные расходы (АУП и 50 % на содержание склада (постоянные затраты) | 326000-260000 =66000 170000-66000=104000*50%=52000 |
|
|
|
|
|
|
|
|
52000 - прибыль, которую дает «север»
66000 - прибыль, получаемая тремя зонами.
Таким образом, мы показываем, что «север» - дает «львиную долю».
2.3 Принятие решений по ценообразованию
Среди целей бухгалтерского управленческого учета установление цены на производимую продукцию и оказываемые услуги имеет особое значение.
В условиях административных методов хозяйствования советскими учеными-экономистами неоднократно предпринимались попытки «сломать» затратный механизм ценообразования. Не является секретом, что в те времена цена являлась лишь производной от полной себестоимости продукции (работ, услуг). В промышленности механизм формирования цены был следующим: фактически сложившуюся полную себестоимость увеличивали на сумму запланированной прибыли (обусловленной желаемой рентабельностью данного изделия), прибавляли оборотные налоги и получали искомую величину - оптовую цену Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. Учеб. для вузов / М.А. Вахрушина. - М.: Омега - Л, 2004. - С. 265..
Аналогичным образом поступали и в торговле, оперируя торговой надбавкой. Продавцов мало занимали вопросы: удовлетворит ли покупателя заявленная цена? Не залежится ли товар на складе? Не обанкротится ли организация? Ответственность за решение всех этих вопросов в то время несло государство.
В условиях рыночной экономики подходы к ценообразованию коренным образом меняются. Процесс ценообразования становится скорее искусством, чем наукой. Искусство определения цены заключается в возможности осознания положения на рыке в целом и в предсказании реакции потребителя на предлагаемый товар и его цену. Устанавливая цену , менеджер в первую очередь задумывается о том, будет ли спрос на его продукцию по предлагаемой цене. Если высока вероятность отрицательного ответа, то цена будет снижена до уровня, удовлетворяющего покупателя, с одновременным снижением издержек по производству данного продукта (работы, услуги).
В управленческом учете используют два термина: «долгосрочный нижний предел цены и «краткосрочный нижний предел цены».
Долгосрочный нижний предел цены показывает, какую минимальную цену можно установить, чтобы покрыть полные затраты предприятия на производство и реализацию продукции. Этот предел соответствует полной себестоимости продукции.
Краткосрочный нижний предел цены -- это та цена, которая способна покрыть лишь переменную часть издержек. Этот предел соответствует себестоимости, рассчитанной по системе «директ-костинг». Руководство российских предприятий, как правило, недооценивает значение данного показателя. В некоторых ситуациях при недостаточной загруженности производственных мощностей привлечение дополнительных заказов может быть оправданно даже в том случае, когда установленная цена не покрывает полностью издержек по их выполнению. Снижать цену на такие заказы можно до ее краткосрочного нижнего предела.
Пример. Предприятие производит калькуляторы и продает их оптом по цене 200 руб. за штуку.
Ниже приводится информация о затратах в расчете на один калькулятор (руб.):
- прямые материальные затраты - 40
- прямая заработная плата - 60
- переменные косвенные расходы - 20
- постоянные косвенные расходы - 50
- коммерческие расходы (переменные) - 10
- коммерческие расходы (постоянные) - 5
Итого: 185руб.
Производственная мощность предприятия -- 15 000 шт. калькуляторов в месяц. Фактический объем производства за месяц составляет 10000 шт., т. е. мощности загружены не полностью и имеются резервы по дальнейшему наращиванию объемов производства.
Предприятие получает предложение подписать контракт на производство дополнительной партии калькуляторов (1000 шт.) по цене 170 руб.
Стоит ли руководству предприятия принимать поступившее предложение?
На первый взгляд должен последовать отрицательный ответ, ведь цена контракта (170 руб.) ниже полной себестоимости изделия (185 руб.). Однако в данном случае ход рассуждений должен быть иным.
Поскольку речь идет о дополнительном заказе, все постоянные косвенные расходы уже учтены калькуляцией фактического выпуска продукции (10 000 шт.), т. е. заложены в себестоимость, а следовательно, и в цену производственной программы предприятия. Известно, что в рамках определенной: масштабной базы постоянные расходы не меняются при колебаниях объемов производства. Поэтому подписание контракта не приведет к их росту.
Это в свою очередь означает, что, принимая решение в отношении дополнительного заказа, предлагаемую цену следует сравнивать с суммой переменных издержек, а не с полной себестоимостью продукции. В данном случае переменные издержки, необходимые для производства одного калькулятора составляют 130 руб., цена контракта -- 170 руб.‚ следовательно, поступившее предложение выгодно предприятию. Каждый калькулятор, реализованный в рамках данного контракта, принесет предприятию прибыль в размере 40 руб. (170 -- 130).
Управлёнческие решения подобного рода разрушают традиционные для отечественного калькулирования представления о том, что в основе цены непременно должна лежать полная себестоимость продукции Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. Учеб. для вузов / М.А. Вахрушина. - М.: Омега - Л, 2004. - С. 268..
Рассмотрев подходы к ценообразованию в промышленном производстве, обратимся к сфере услуг.
Пример. Основным видом деятельности 000 «Маршрут» является перевозка жителей г. Воронежа автобусами ПАЗ. Стоимость одного такого автобуса -- 215 тыс. руб., и он рассчитан на пробег 200 тыс. км. Расход топлива --30 л на 100 км пробега, стоимость топлива --5 руб./л
Через каждые 50 тыс. км. пробега необходима замена колес (6 колес по 1000 руб.), а через 100 тыс. км пробега -- замена двигателя (его стоимость -- 15 тыс. руб.). Допустим, что никаких других эксплуатационных расходов ООО «Маршрут» не несет. Вместимость автобуса -- 25 пассажиров, каждый пассажир в среднем проезжает 10 км. В соответствии с вышеизложенным перед администрацией предприятия стоит задача рассчитать долгосрочный нижний предел цены одного билета при различных вариантах пробега автобусов.
Зависимость между этими параметрами выражается формулой:
Выручка от продаж продукции (работ, услуг) -- Совокупные переменные расходы -- Совокупные постоянные расходы = Прибыль
Принимая пробег автобуса за Х, а нижний предел цены -- за с, получим сХ -- bХ -- Совокупные постоянные расходы = 0 так как долгосрочный нижний предел цены лишь покрывает все расходы, т.е. обеспечивает организации нулевой финансовый результат).
Таким образом, в общем виде цена одного билета зависит от пробега автобуса следующим образом:
с = b+ Совокупные постоянные расходы: Х.
Другими словами, долгосрочный нижний предел цены представляет собой сумму удельных переменных и удельных постоянных расходов.
Таким образом, выполненные расчеты позволяют сделать два вывода:
- следствием увеличения масштабной базы является то, что часть постоянных затрат переходит в разряд переменных;
- экономия на удельных постоянных затратах позволяет снижать цену одной услуг.
Заключение
В заключение данной работы хотелось сделать некоторые выводы:
1. Принятие решений - составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.
2. Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.
3. На характер принимаемых решений огромное влияние оказывает степень полноты и достоверной информации, которой располагает менеджер. В зависимости от этого решения могут приниматься в условиях определенности (детерминированные решения) и риска или неопределенности (вероятностные решения).
4. К краткосрочным управленческим решениям относятся:
- определение точки безубыточности;
- планирование ассортимента продукции (товаров), подлежащей реализации;
- определение структуры выпуска продукции с учетом лимитирующего фактора;
- отказ или привлечение дополнительных заказов;
- принятие решений по ценообразованию (имеет для предприятий особое значение в условиях конкурентной борьбы);
В данной работе были рассмотрены примеры некоторых управленческих решений, таких как:
- анализ безубыточности производства;
- решение о формировании «сегмента»;
- принятие решений по ценообразованию.
Можно сделать вывод, что как краткосрочные, так и долгосрочные управленческие решения играют важнейшую роль в организации производства, и только приемы и методы бухгалтерского управленческого учета позволяют дать правильные рекомендации по решению как оперативных задач, так и задач перспективного характера.
Информация о работе Принятие краткосрочных управленческих решений