Проблемы и недостатки процедуры перехода на МСФО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 23:28, контрольная работа

Описание

Переход на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности - одно из условий поддержки предприятий и организаций со стороны государственных структур, в том числе налоговых. Начиная с начала 90-х гг. в процессе перехода от централизованно планируемого хозяйства к рыночной экономике в нашей стране произошли коренные преобразования. Изменения не могли не затронуть такие важнейшие элементы управления как учёт, финансовый контроль и анализ. Поскольку учёт в командно-административной системе выполняет принципиально другие функции, нежели в условиях рыночной экономики, то встала проблема реформирования учёта в соответствии с общепринятой во всём мире практикой.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Международные правила бухгалтерского учета …………………………………………………………………………..5
Глава 2. . Национальные проблемы GAAP (Generally Accepted Accounting Principles 8
Глава 3.Реформа бухгалтерского учета в России 10
Проблемы и недостатки процедуры перехода на МСФО 14
Заключение 20
Список литературы 21

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 45.12 Кб (Скачать документ)

Содержание 

 

Введение 3

Глава 1. Международные правила бухгалтерского учета …………………………………………………………………………..5

Глава 2. . Национальные проблемы GAAP (Generally Accepted Accounting Principles 8

Глава 3.Реформа бухгалтерского учета в России 10

Проблемы и недостатки процедуры  перехода на МСФО 14

Заключение 20

Список литературы 21

 

Введение

Переход на международные  стандарты бухгалтерского учета  и финансовой отчетности - одно из условий  поддержки предприятий и организаций  со стороны государственных структур, в том числе налоговых. Начиная с начала 90-х гг. в процессе перехода от централизованно планируемого хозяйства к рыночной экономике в нашей стране произошли коренные преобразования. Изменения не могли не затронуть такие важнейшие элементы управления как учёт, финансовый контроль и анализ. Поскольку учёт в командно-административной системе выполняет принципиально другие функции, нежели в условиях рыночной экономики, то встала проблема реформирования учёта в соответствии с общепринятой во всём мире практикой. Это необходимо для того, чтобы наши предприятия, выходящие на международные рынки, были их полноправными участниками, а стандарты бухгалтерского учёта объективно отражали деятельность и имущественное положение компаний. А у международного рынка свои требования к потенциальным получателям кредитов, да и вообще к партнерам. Дело здесь хотят иметь с рентабельными, платежеспособными предприятиями. Убедиться же в том, что они таковыми являются, инвестор или кредитор может, лишь прочитав основные бухгалтерские документы, которые до последних лет в России были весьма специфическими и непонятными для иностранцев. У нас, например, отсутствовали такие сугубо рыночные экономические категории, как нематериальные активы, уставный и добавочный капитал, резервы, распределение дебетно-кредитной задолженности на краткосрочную и долгосрочную и т.д.

В России, в условиях повышенных рисков, признание международных  стандартов финансовой отчётности будет  важным шагом для привлечения  иностранных инвестиций. Ведь, например, по словам аналитика банка “Морган  Стэнли” (Morgan Stanley) Д.-П. Смита иностранные инвесторы “не готовы всерьёз придти на российский рынок, до тех пор, пока не будут сделаны улучшения в области корпоративной прозрачности”. Переход на международную практику учёта существенно облегчит взаимоотношения с иностранными инвесторами, будет способствовать увеличению числа совместных проектов. Необходимо подчеркнуть, что приведение системы учёта в соответствии с международными стандартами не является только российской проблемой; процесс гармонизации и стандартизации системы бухучёта носит глобальный характер.

В последнее время с учётом широкого внедрения современных коммуникационных технологий требования к единообразному толкованию финансовой отчётности компаний возросли ещё больше. Инвестирование всё в большей степени осуществляется в реальном времени через всемирную  электронную сеть, а это ещё  один серьёзный довод в пользу унификации учётных стандартов. Уже  в самом ближайшем будущем  ведение бизнеса на международном уровне будет невозможно без использования единых учётных нормативов, применимых вне зависимости от страны. Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО), которые разрабатываются Комитетом по международным стандартам финансовой отчётности (КМСФО), признаны во всём мире как эффективный инструментарий для предоставления прозрачной и понятной информации о деятельности компаний.

Очевидно, что переход на МСФО не должен быть самоцелью. Ведь в действительности ни одна промышленно развитая страна в мире не использует МСФО полностью  как национальные стандарты. Как  правило, схожи общие принципы национального  учёта и МСФО, однако зачастую системы  учёта имеют значительные отличия. Например, в 1996 г. в результате сравнительного анализа международных стандартов и US GAAP, проведённого Советом по стандартам финансовой отчётности США (FASB), выявлено, по меньшей мере, 255 различий между  этими системами, начиная от интерпретации  некоторых принципов до принципиальных отличий в подходе к анализу. Поэтому МСФО следует рассматривать  как отправную точку реформы  и искать такие пути для адаптации  международных стандартов к российской специфике, которые бы обеспечили общую  сопоставимость финансовой отчётности российских и западных компаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Международные правила бухгалтерского учета

Основные принципы, предъявляемые  к бухучету, - это его существенность (по-другому прозрачность), непротиворечивость, непрерывность, приоритет содержания над формой и принцип начисления. Последний - новый и довольно непривычный для российских бухгалтеров, но обязательный для формирования данных финансовой отчетности предприятия. Реакция на введение принципа начисления неоднозначна. Однако говорить о преждевременности или неудобстве этого нововведения некорректно. Почему в бухучете необходимо относить расчет доходов и расходов, а также затрат к тому периоду, когда они формируются, когда на них возникает право или обязательство вне зависимости от фактического перечисления денежных средств? Потому что, не зафиксировав такие данные, невозможно рассчитать, к примеру, ту массу прибыли, которая к дальнейшем пойдет на выплату дивидендов. Эти данные бухучета используются для определения рентабельности и ликвидности, при необходимости сделать заключение о платежеспособности предприятия. Если же говорить о сугубо фискальной стороне его деятельности, то есть, о его обязанности по уплате налогов в государственный и местные бюджеты, то тут, помимо требований бухучета, вступают в силу правила налогообложения. А они предполагают, в частности, что формирование налогооблагаемой базы по прибыли, для исчисления НДС и т. д. может устанавливаться для предприятия и по кассовому методу, то есть по мере поступления денег на расчетный счет в банке. Без принципа начисления в бухучете невозможно определить истинную картину состояния дел на предприятии, в организации, что очень важно прежде всего для их потенциальных партнеров.

Комитет по международным  правилам учета (International Accounting Standard Committee, IASC) был создан в 1973 г. ассоциациями профессиональных бухгалтеров Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Нидерландов, Объединенного королевства  и Ирландии, а также США. и выпустил с тех пор 32 Международных правила  учета (International Accounting Standards, IAS) (табл. 1.). Комитет, по крайней мере в первые десять лет существования, пребывал в относительной тени (хотя и в довольно экзотических местах), и процесс выработки международных правил учета воспринимался, скорее, как интеллектуальная забава, чем как средство достижения большей сопоставимости финансовых отчетов компаний разных стран. Очень немногие из главных мировых финансовых рынков формально признали международные правила учета, и у IASC не было возможности требовать, чтобы компании принимали их правила. На первых порах главной заботой IASC было конструирование международных правил, которые были бы совместимы с реально существующим многообразием правил учета. В итоге получилось так, что эти международные правила стали позволять самые разные толкования, так что национальные правила учета оказались близки к тем или иным вариантам международных.

Деятельность IASC направляется Советом из представителей 13 стран  и 4 организаций. Задачи IASC определены в его Уставе следующим образом:

  • формулировать и издавать в государственных интересах стандарты учета, подлежащие применению при составлении и представлении финансовой отчетности, стимулировать их принятие во всем мире и наблюдать за их внедрением;
  • работать для совершенствования и гармонизации бухгалтерских инструкций, стандартов и процедур, относящихся к представлению финансовой отчетности».

В 1987 г. IASC приступил к новому проекту, нацеленному на ужесточение международных  правил учета, и в 1993 г. опубликовал 10 новых стандартов. Что еще более  важно, IASC изменил отношение к  национальным правилам. До этого предполагалось, что страны-участницы будут делать национальные правила совместимыми с международными. Теперь IASC стремится  к разработке международных правил, которые могли бы заменить национальные. В 1995 г. Международная организация  уполномоченных по ценным бумагам (International Organization of Security Commissioners, IOSCO), филиал регулирующих органов, под контролем которых  находятся главные рынки капитала, и IASC договорились к 1999 г. разработать  «основу» правил учета, которая могла  бы быть принята всеми странами, по крайней мере для иностранных  эмитентов. IASC также заявил, что намерен  предоставлять помощь в применении международных правил учета, чтобы  достичь большей однородности в  разных странах.

 

Перечень международных правил учета (International Accounting Standards, IAS)

Таблица 1.

Наименование

Дата вступления в силу

1

Описание методов учета

01 января 1975 г.

2

Оценка и отражение  в учете материально-производственных запасов по фактической себестоимости

01 марта 1976 г,

3

Консолидированная  финансовая  отчетность (заменена международным стандартом учета 27)

июнь 1970 г.

4

Учет амортизационных  отчислений

01 января 1977 г.

5

Информация, подлежащая отражению  в финансовой отчетности

01 января 1977 г.

6

Учет воздействия изменяющихся цен (заменен международным стандартом учета 15 «Информация, отражающая влияние  цен»)

июнь 1977 г.

7

Отчет об изменениях в финансовом положении

01 января 1979г.

8

Необычные статьи, статьи предшествующих лет и изменения в методах  учета

01 января 1979 г.

9

Учет научно-исследовательских  и опытно - конструкторcких работ

01 января 1980 г.

10

Непредвиденные статьи и  статьи, возникающие после даты составления  баланса

01 января 1980 г.

11

Учет контрактов на строительные работы

01 января 1980 г.

12

Учет налогов по доходам

01 января 1981 г.

13

Отражение оборотных активов  и краткосрочных обязательств

 

14

Финансовая отчетность сегментов

01 января 1983 г.

15

Информация, отражающая влияние  изменения цен

01 января 1983 г.

16

Учет реальных внеоборотных активов

01 января 1989 г.

17

Учет в условиях аренды

01 января 1984 г.

18

Регистрация доходов

01 января 1987 г.

19

Учет пенсионных выплат в  финансовой отчетности работодателей

01 января 1985 г.

20

Учет правительственных  субсидий и отражение информации о правительственной помощи

01 января 1984 г.

21

Учет влияния изменений  валютных курсов

01 января 1985 г.

22

Учет слияния компаний

01 января 1985 г.

23

Капитализация затрат по использованию  заемных средств

01 января 1986 г.

24

Отражение информации об участниках, с которыми имеются деловые отношения

01 января 1986 г.

25

Учет инвестиций

01 января 1987 г.

26

Учет и отчетность по пенсионным фондам

01 января 1988 г.

27

Консолидированная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние компании

01 января 1998 г.

28

Учет инвестиций в компанию партнера

01 января 1980 г.

29

Финансовая отчетность в  условиях гиперинфляционной экономики

01 января 1990 г.

30

Отражение информации в финансовой отчетности банков и аналогичных  организаций

01 января 1991 г.

31

Финансовая отчетность о  доходах в совместных предприятиях

  1. нваря 1992 г.

Глава 2. Национальные проблемы GAAP (Generally Accepted Accounting Principles)

Принято сопоставлять национальные правила  учета с теми, что действуют  в США. Для американских экспертов  такое поведение не есть форма  ксенофобии. Но из этой привычки не следует  делать вывод, что правила учета  в США выше во всех или хоть в  каком-то отношении. В таком подходе  просто отражаются политические и экономические  реалии. Пока международные правила  учета не будут одобрены американской Комиссией по ценным бумагам и  биржам (SEC), использующие их компании не получат доступа на американский рынок капитала. Если компания Daimler Benz хочет, чтобы ее акции имели  хождение на биржах США, она должна подчиниться правилам и требованиям  биржи, на которой будут котироваться ее акции, а также множеству налагаемых SEC требований о раскрытии информации, слегка смягченных — в виде уступки  иностранным эмитентам. В частности, SEC требует, чтобы компания либо готовила отчеты в соответствии с Общепринятыми  правилами бухгалтерского учета (Generally Accepted Accounting Principles, GAAP), либо обеспечивала соответствие отчетов, подготовленных согласно национальным требованиям GAAP (в случае Daimler Benz — германским), требованиям GAAP США. Немногие компании используют первую возможность, но даже подгонка отчетов под американский стандарт обходится недешево. Заполненные иностранными эмитентами подтверждения и согласования (Form 20F) вскрывают, согласно проведенному SEC исследованию, существование важных различий даже в тех случаях, когда иностранные правила принято считать близкими к действующим в США (например, в Канаде и Великобритании). Да и характер различий предсказуем: с 70%-ной вероятностью, например, величина чистой прибыли в отчете, подготовленном для США, ниже, чем в национальном отчете. А для того чтобы акции компании могли котироваться на конкурирующих с американскими фондовых рынках (в Лондоне, Гонконге и Токио), достаточно, чтобы предоставляемый инвесторам финансовый отчет, подготовленный компанией для домашних нужд, был переведен на официальный язык биржи.

Пока фондовые рынки США остаются важной частью мирового рынка капиталов, международные правила учета, не отвечающие американским стандартам, будут бесполезны. Здесь, конечно, есть некая синхронность. Если американская Комиссия по ценным бумагам будет  и впредь упорно утверждать, что  только она одна идет в ногу, фондовые рынки США могут утратить свои господствующие позиции. Именно эта  перспектива тревожит ориентированных  на прибыль участников американского  рынка капитала, в частности Нью-Йоркскую фондовую биржу. Члены этой биржи  понимают, что существует конкуренция  иностранных бирж за право котировать новые акции и, что еще важнее, есть конкуренция за право торговать  уже выпущенными бумагами. Только считанное число компаний США  с миллиардными оборотами не котируются на Нью-Йоркской бирже, но сотни иностранных  компаний такого же размаха здесь  не присутствуют. Прибыль фирм-участниц биржи, престиж и влиятельность  самой биржи, жалованье и привилегии руководства биржи будут если не усилены, то по крайней мере сохранены  в том случае, если большие иностранные  компании получат доступ на биржу. Кажется  ясным, что если бы Нью-Йоркская биржа  могла свободно решать, она открыла  бы доступ таким иностранным компаниям  и разрешила бы им подавать отчетность, не согласующуюся с действующими в США правилами.

Информация о работе Проблемы и недостатки процедуры перехода на МСФО