Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 23:28, контрольная работа
Переход на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности - одно из условий поддержки предприятий и организаций со стороны государственных структур, в том числе налоговых. Начиная с начала 90-х гг. в процессе перехода от централизованно планируемого хозяйства к рыночной экономике в нашей стране произошли коренные преобразования. Изменения не могли не затронуть такие важнейшие элементы управления как учёт, финансовый контроль и анализ. Поскольку учёт в командно-административной системе выполняет принципиально другие функции, нежели в условиях рыночной экономики, то встала проблема реформирования учёта в соответствии с общепринятой во всём мире практикой.
Введение 3
Глава 1. Международные правила бухгалтерского учета …………………………………………………………………………..5
Глава 2. . Национальные проблемы GAAP (Generally Accepted Accounting Principles 8
Глава 3.Реформа бухгалтерского учета в России 10
Проблемы и недостатки процедуры перехода на МСФО 14
Заключение 20
Список литературы 21
Стоящие перед IASС задачи грандиозны. Перечень тем, которые должны быть охвачены основными правилами, включает такие щекотливые вопросы — нематериальные активы, промежуточные отчеты, аренда, неденежное вознаграждение, резервы и покрытие, — которые являются крайне противоречивыми даже в рамках национальных правил. Несмотря на бурную вспышку оптимизма, которая вылилась в обещание быстренько подготовить вариант основных правил, есть признаки, что успеть к 1999 г. будет нелегко. Нет объективных критериев для определения «лучших» способов отражать в учете какие-либо события или трансакции. Что еще хуже, между странами-участницами нет даже общего согласия об общих принципах подхода к этим проблемам. Самый простой способ добиться согласия по поводу предлагаемых правил — это сделать их настолько гибкими, чтобы могли вместиться все национальные правила. Но когда правила некоторых стран оказываются просто несовместимыми, для решения такой задачи нужна сверхъестественная изворотливость. Легко предвидеть, что легче всего эта задача решается в тех случаях, когда национальные правила особенно близки, а международные достаточно гибки, чтобы охватить как можно больше национальных подходов.
Реформа бухгалтерского учёта
невозможна без серьёзных корректив
в законодательстве, прежде всего
в налоговом и гражданском. Наш
бухгалтерский учёт традиционно
ориентирован на налоговое законодательство
и возникает проблема необходимости
ведения учёта одновременно для
налоговых органов и для целей
финансового рынка, не говоря о том,
что из-за несовершенства нашего налогового
законодательства практически все
предприятия ведут так
26 декабря 1997 года Методологическим
советом по бухгалтерскому
По-видимому, именно эту дату и следует считать официальной датой начала перехода на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности. Эту мысль подтверждает и то, что наибольшая активность Минфином РФ в разработке и утверждении новых Положений по бухгалтерскому учету была проявлена именно в течение 1998-1999 гг. За этот период были вновь разработаны пять новых Положений - ПБУ 5/98, ПБУ 7/98, ПБУ 8/98, ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99. фактически в этот же срок попадает и ПБУ 6/97,разработанное в 1997 году, но, в связи с длительностью процесса регистрации в Минюсте РФ, увидевшее свет только в начале 1998 года. Кроме того, с разной степенью существенности были переработаны (с целью приближения к международным стандартам) еще Два Положения - ПБУ 1/98, и ПБУ 4/98. Таким образом, из общего числа действующих в настоящее время Положений по бухгалтерскому учету не перерабатывались с момента утверждения только два -ПБУ 2/94, ПБУ 3/95. По нашим сведениям деятельность по их переработке в настоящее время осуществляется достаточно активно и, уже в течение первого полугодия 2000 года можно ожидать появления переработанных текстов указанных ПБУ.
Прежде чем переходить
к характеристике современного состояния
отечественного бухгалтерского учета
и его соответствия международным
стандартам, необходимо несколько слов
сказать о самой Концепции
в свете действующих
Во вводной части Концепции
сказано, что концепция бухгалтерского
учета, существовавшая в условиях централизованно
планируемой экономики, была обусловлена
общественным характером собственности
и потребностями
Изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды предопределяет необходимость адекватной трансформации концепции бухгалтерского учета. Новая концепция бухгалтерского учета и разрабатываемые на ее основе правила и нормы постановки и ведения бухгалтерского учета хозяйствующими субъектами, равно как контроля за достоверностью и надежностью финансовой информации, должны создать элементы рыночной инфраструктуры, обеспечивающей благоприятный климат для частного инвестирования, в том числе иностранных инвестиций.
То есть уже во втором абзаце Концепции делается акцент на необходимость ориентирования бухгалтерского учета на нужду инвесторов.
Далее в Концепции формулируются цели бухгалтерского учета, причем отдельно определяется цель учета для внешних и для внутренних пользователей. Цель бухгалтерского учета, которая считалась основной – формирование достоверной информации для принятия управленческих решений - определена, как цель для внутренних пользователей, а по расположению в тексте можно сделать вывод, что она является второстепенной.
В пункте 3.3. Концепции приведен перечень заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности: «Заинтересованными пользователями могут быть реальные и потенциальные инвесторы, работники, заимодавцы, поставщики и подрядчики, покупатели и заказчики, органы власти и общественность в целом».
Для сравнения, в соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона о бухгалтерском учете формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности.
То есть, положения Концепции в этой части противоречат Закону о бухгалтерском учете - Концепция на первый план выводит необходимость организации бухгалтерского учета в преимущественно в интересах внешних пользователей, а конкретно -потенциальных инвесторов, а Закон о бухгалтерском учете - в интересах внутренних пользователей - руководителей, учредителей и собственников имущества. Заметим, что формулировка Закона о бухгалтерском учете в Большей степени соответствует положениям статьи 2 ГК РФ, в которой сформулировано понятие предпринимательской деятельности -деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи .товаров, выполнения работ или оказания услуг. То есть основным участником предпринимательской деятельности являются юридические и физические лица, сформировавшие уставный капитал организации и имеющие исключительные права на распределение полученной прибыли. Инвесторы к таким лицам не относятся - в деятельности коммерческой организации они участвуют только заемным капиталом (независимо от того, предоставляется он в виде займов или в виде целевого финансирования), а прибыль получают от использования авансированного капитала в части, оговоренной соглашением с собственниками организации. В принятии управленческих решений инвесторы могут принимать участие, но их влияние редко может быть решающим (в том случае, если такие решения принимаются в соответствии с действующим законодательством, а не исходя из краткосрочных интересов части собственников)
Первые серьезные проблемы в применении разработанных Положений по бухгалтерскому учету могут возникнуть уже в связи с составлением и представлением отчетности за 1999 год. Так, ПБУ 7/98 и ПБУ 8/98 обязывают организации отражать в отчетности оценку условных фактов хозяйственной деятельности и событий, происшедших после отчетной даты. Однако, в нормативных документах МНС РФ отсутствуют указания о корректировке данных отчетности, представляемой в налоговые органы в виде налоговых деклараций с учетом указанных фактов.
Справедливости ради, следует заметить, что пункт 2.4. Концепции делает некоторые исключения для субъектов малого предпринимательства: «Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, филиалы и представительства иностранных организаций, осуществляющие деятельность на территории Российской федерации, могут вести учет лишь в целях налогообложения. Для субъектов малого предпринимательства могут устанавливаться упрощенные формы реализации отдельных положений Концепции...». Для прочих же адресантов бухгалтерской отчетности, потребуются дополнительные разъяснения.
В развитие Концепции Правительством РФ от 06.03.98 № 283 утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (далее - Программа).
В программе:
· сформулирована цель реформирования системы бухгалтерского учета - приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.
· определены задачи реформы:
· сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;
· обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
· оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета;
· определены основные направления реформы:
· совершенствование нормативного правового регулирования;
· формирование нормативной базы (стандарты);
· методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);
· кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);
· международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях; взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности).
В целях обеспечения поставленных задач предлагалось:
· подготовить необходимые изменения и дополнения в Федеральный закон «О бухгалтерском учете", в том числе по вопросу проведения аттестаций бухгалтеров, и иные нормативные правовые акты;
· в течение двух лет разработать и утвердить положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, включающие в себя основную массу требований международных стандартов;
· пересмотреть первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и иные документы, относящиеся к унифицированным системам бухгалтерской учетной и отчетной документации;
· пересмотреть планы счетов бухгалтерского учета и инструкции
· по их применению, учитывая появление и особенности деятельности финансовых институтов, особенности обращения ценных бумаг и иные новые явления;
· ввести упрощенную систему бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.
Во исполнение постановления
Правительства РФ от 06.03.98 № 283 «Об
утверждении Программы
Нарушение сроков разработки положений по бухгалтерскому учету - не единственный недостаток процедуры перехода на МСФО.
В настоящее время в
мире существует две наиболее распространенных
системы международных
IAS и GAAP являются совместимыми стандартами, то есть основываются на единых требованиях и подходах к организации бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Различие же состоит в том, что стандарты GAAP являются более детализированными и фактически могут применяться всеми участниками предпринимательской деятельности без дополнительных указаний и разъяснений, а стандарты IAS определяют только общие принципы к формированию бухгалтерской информации и, поэтому нуждаются в разработке нормативных актов более низкого уровня, которые бы регулировали организацию бухгалтерского учета на конкретных участках (основные средства, материально-производственные запасы, расчеты и т.п.). Последнее обусловлено тем, что систему IAS в мире использует значительно большее количество государств и корпораций, нежели систему GAAP. Особенности национальных экономик и традиционных походов к организации бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в разных странах обуславливают наличие различий в конкретных приемах и методах учетной работы.
Информация о работе Проблемы и недостатки процедуры перехода на МСФО