Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 17:53, курсовая работа
Автотранспортные предприятия потребительской кооперации представляют собой предприятия комплексного типа, осуществляющие перевозку грузов, хранение, техническое обслуживание и ремонт автомобилей, а также снабжение его эксплуатационными материалами».
Автотранспортные предприятия бывают пассажирские, грузовые и специальные (скорая медицинская помочь, коммунальное обслуживание), смешанные (пассажирские и грузовые).
Оглавление
Введение 3
1. Учет затрат на автотранспортных предприятиях 4
1.1 Учет работы автомобильного транспорта 4
1.2 Синтетический учет расходов на эксплуатацию автотранспорта 5
1.3 Аналитический учет расходов 8
1.4 Проблема калькулирования себестоимости автомобильных перевозок 10
Заключение 16
Список литературы 17
14
Оглавление
Введение
1. Учет затрат на автотранспортных предприятиях
1.1 Учет работы автомобильного транспорта
1.2 Синтетический учет расходов на эксплуатацию автотранспорта
1.3 Аналитический учет расходов
1.4 Проблема калькулирования себестоимости автомобильных перевозок
Заключение
Список литературы
14
«В производственной деятельности потребительской кооперации значительная роль отводится автомобильному транспорту, так как он является необходимым звеном в общем процессе производства, заготовки и переработки продукции, розничного товарооборота.
Автотранспортные предприятия потребительской кооперации представляют собой предприятия комплексного типа, осуществляющие перевозку грузов, хранение, техническое обслуживание и ремонт автомобилей, а также снабжение его эксплуатационными материалами».
Автотранспортные предприятия бывают пассажирские, грузовые и специальные (скорая медицинская помочь, коммунальное обслуживание), смешанные (пассажирские и грузовые).
По целевому назначению и характеру производственно-хозяйственной деятельности различают:
а) автотранспортные предприятия общего пользования, которые находятся в подчинении Министерства автомобильного транспорта;
б) автотранспортные предприятия различных министерств и ведомств.
Предприятия общего пользования осуществляют перевозки грузов для предприятий и организаций всех отраслей народного хозяйства. Б отличие от этого предприятия потребительской кооперации осуществляют перевозки для организаций и предприятий системы. По роду выполняемых работ автотранспортные предприятия потребительской кооперации в основном являются грузовыми.
Состав автопарка автохозяйств потребительской кооперации в корне отличается от автохозяйств общего пользования. в составе автопарка потребительской кооперация большой удельный вес занимают специализированные машины для доставки товаров народного потребления.
В целях рационального использования автомобильного транспорта организация его работы осуществляется на основе заключенных договоров. В соответствии с ними заказчики накануне, но не позднее дня. предшествующего дню перевозки, делают заказы на перевозку груза. На основании заказов автохозяйства составляют маршрут автомобилей, выписывают путевые листы, которые являются основным документом учета работы автомобилей, На автопредприятиях применяют следующие формы путевых листов:
4-с – для грузовых автомобилей, работающих по тарифу сдельной оплаты;
4-п – для грузовых автомобилей при выполненной работы по перевозке грузов по повременному тарифу;
4-м – для автомобилей по междугородней перевозке грузов;
3 – для легковых автомобилей;
6 – для автобусов;
ЗСМ - 2 – для специальных строительных машин
Бланки путевых листов являются бланками строгой отчетности, имеют серию и учетный номер, хранятся в сейфе автохозяйства и выдают их под расписку лицу ответственному за организацию эксплуатации автотранспорта (заведующему гаража, начальнику эксплуатации, диспетчеру).
Путевые листы выдают водителям на один рабочий день, смену. На более длительные сроки путевые листы выдают водителям, осуществляющим междугородние перевозки.
Путевой лист состоит из ряда разделов. На лицевой стороне путевого листа записывают дату выдачи, автоколонну, бригаду, за которыми числиться автомобиль, государственный номер, тип, гаражный номер, номер удостоверений и класс груза.
В отдельном разделе "Задание водителю" указывают» в чье распоряжение направляется автомобиль, время прибытия к месту назначения, наименование груза, откуда взять и куда его доставить, расстояние перевозки, количество поездок, сколько перевезено тонн груза и количество топлива по норме необходимое для выполнения задания.
Выданные путевые листы регистрируют в журнале учета движения путевых листов типовой межведомственной формы 8.
При выезде автомобиля на линию механик проверяет техническое состояние автомашины, отмечает в путевом листе остаток топлива в баке и подписывает путевой лист.
Расходы и доходы по автомобильному транспорту учитываются на счете 20 "Основное производство".
Затраты на эксплуатацию и содержание автомобильного транспорта учитываются по отдельным объектам, статьям и элементам, что обеспечивает контроль за выполнением плана по объему перевозок и уровнем затрат, выявление резервов роста производительности труда а снижения себестоимости работ и услуг.
Для правильного построения бухгалтерского учета затрат на эксплуатацию транспорта и достоверного исчисления себестоимости перевозок, осуществляющихся различными типами автомобилей, необходимо, учитывая особенности технологии и организации транспортного процесса в автохозяйствах, выделять экономически обоснованные объекты учета затрат на производство; определять состав производственных расходов; применять в учете экономически обоснованные методы распределения накладных расходов по объектам исчисляемой себестоимости.
Объектами учета затрат на эксплуатацию транспорта в автохозяйствах являются:
расходы и доходы по эксплуатации транспорта;
расходы и доходы по эксплуатации и погрузочно-разгрузочным работам;
расходы и доходы по эксплуатации транспорта;
по обслуживанию и управлению транспортным процессом;
Большая часть затрат на эксплуатацию транспортных средств непосредственно связана с затратами труда на выполняемых работах по перевозке грузов конкретными типами автомобилей. К ним относятся затраты по оплате труда, топлива, амортизации, текущего ремонта.
Эти затраты связаны с перевозками, выполняемыми отдельными типами автомобилей (самосвалы, грузовые, специальные, автобусы и т.д.).
В транспортном процессе расходуются средства и предметы труда. Все средства труда свою стоимость на транспортные издержки передают частями в виде амортизационных отчислений и отражаются на затратах по эксплуатации отдельных типов автомобильного транспорта. Амортизацию по автомобилям относят на соответствующие виды перевозок. Амортизацию по зданиям гаражей, автомобильных стоянок, оборудования, смотровых ям отнести на определенный вид перевозок не представляется возможным, поэтому ее учитывают в составе накладных расходов на счете 26 "Общехозяйственные расходы".
В автохозяйствах отдельные вида затрат обусловлены необходимостью хозяйственного обслуживания транспортных процессов и выполнением работ по организации и управлению транспортным процессом. Это расходы по оплате труда инженерно-технического персонала; по охране труда и технике безопасности, на противопожарное обеспечение, охрану имущества; повышение квалификации кадров и др. Эти расходы в учете отражаются обособленно на счете 26 «Общехозяйственные расходы».
Учет накладных расходов ведется с подразделением на: расходы по содержанию аппарата управления; расходы по содержанию служебных легковых автомашин, обслуживающих автохозяйство; расхода на содержание охраны, общепроизводственные расходы, налоги и отчисления, непроизводственные расходы. В конце месяца накладные расходы распределяются и включаются в себестоимость перевозок автомобильного транспорта, других транспортных средств, экспедиционных и погрузочно-разгрузочных работ. Распределение накладных расходов производится пропорционально основной оплате труда работников ведущих профессий (водителей, экспедиторов, грузчиков).
В составе расходов по эксплуатации автомобильного транспорта имеются расхода, относящиеся к нескольким отчетным, периодам. Это уплаченные налоги и сборы, сумма подписки на техническую литературу, уплаченная арендная плата. Все эти расхода учитываются на счете 97 "Расходы будущих периодов", ежемесячно списываются на транспортные издержки равномерными долями в течение срока, к которому они относятся.
По истечение месяца на счете 20 "Основное производство", в предприятиях, находящихся на самостоятельном балансе, по дебету будут отражены все расходы по эксплуатации автомобильного транспорта. В течение учетного периода на дебет этих счетов относятся основные затраты в корреспонденции со счетами: 10 «Материалы», 02 «Амортизация основных средств», 26 "Общехозяйственные расходы", 70 "Расчеты по оплате труда" - на сумму основной и дополнительной оплаты труда водителей, слесарей, занятых на текущем ремонте; 69 "Расчеты по страхованию" - на сумму отчислений органам социального страхования, произведенным на фактически начисленную заработную плату; 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - на стоимость выполненных работ по текущему ремонту сторонними организациями; 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", – на стоимость электроэнергии, полученной от энергосетей, воды, полученной – от водохозяйств, и др.
Таким образом, на дебете счета 20, отражаются все расходы, составляющие фактическую себестоимость выполненных перевозок и услуг автохозяйства, по кредиту – фактическая себестоимость услуг, выполненных грузовым транспортом для нужд автохозяйства.
Для управления транспортным процессом информации синтетического учета недостаточно. Необходимо знать, сколько затрачено трудовых и материальных средств конкретно на каждый вид оказываемых услуг. Поэтому наряду с синтетическими счетами в системе бухгалтерского учета применяют аналитические счета.
Важнейшее место в экономической реформе, проводимой в нашей стране, занимает хозрасчет, внедрение режима экономии в расходование средств на производство продукции и получение максимальной прибыли от ее реализации.
В автохозяйствах потребительской кооперации хозяйственный расчет содействует экономному расходованию топлива, удешевлению ремонта, увеличению пробега автомобильных шин, ликвидации непроизводительных потерь, сокращению расходов на содержание аппарата управления.
В повышении эффективности хозрасчета важное место принадлежит организации внутрихозяйственного расчета, К внутрихозяйственным подразделениям относятся автоколонны (автоотряды) и вспомогательные звенья (мастерские, профилактории технического обслуживания и др.). В этой связи учет затрат по эксплуатации автомобильного транспорта необходимо вести по хозяйственным подразделениям.
Большое распространение на автотранспортных предприятиях получили бригадный, коллективный и арендный подряд.
Бригады коллективного подряда выполняют комплексные автомобильные перевозки, объединяющие погрузочно-разгрузочные и эксплуатационные операции и перевозку грузов. Организация работы этих бригад влияет на производственные показатели всего хозрасчетного автотранспортного предприятия, поэтому учет должен строиться в разрезе этих бригад по суженному кругу показателей и статьям затрат. В условиях хозяйственного расчета объектами аналитического учета расходов и доходов по эксплуатации автомобильного транспорта являются затраты на услуги, выполняемые отдельными автоколоннами, автоотрядами, вспомогательными производствами.
Кроме услуг, оказываемых автомобильным транспортом в аналитическом учете выделяют "Расходы по эксплуатационным и погрузочно-разгрузочным работам".
Внутри автоколонны открывают аналитические счетаs по грузовым автомобилям, работающим на сдельном тарифе, на повременном; автомагазинам и автокеросиновозкам; легковым автомобилям предоставляемым по договору; автобусам и т.д.
Учет расходов по эксплуатации по каждой из этих групп машин ведется по статьям:
01 "Основная и дополнительная оплата труда водителям;
02 "Отчисления на социальное страхование";
03 "Топливо";
04 "Смазочные и прочие эксплуатационные материалы";
05 "Износ и ремонт автомобильных шин, покрышек и камер;
06 "Отчисления в ремонтный фонд основных средств";
07 "Амортизационные отчисления по автомобилям и прицепам";
06 "Накладные расходы".
Основные принципом учета затрат на производство и калькулирование является группировка одних я тех же затрат на автомобильные перевозки в двух направлениях – по экономическим элементам и целевому назначению.
Элементами затрат на автомобильном транспорте являются основная и дополнительная оплата труда, горючее, износ автомобилей, износ автомобильной резины и др.
Для калькулирования затраты на производство группируются но элементным и комплексным статьям калькуляция.
Под калькуляцией себестоимости автоперевозок понимается определение суммы затрат по отдельным статьям расходов и в целом по автохозяйству на условно принятую единицу автоперевозок:
перевозки на грузовых автомобилях, работающих по часовому тарифу, – 10 автомобилечасов;
перевозки на грузовых автомобилях, работающих по сдельным тарифам, – 10 ткм; платный автотонно-чяс;
перевозки на легковых автомобилях – 10 машино-часов (или Машино–смен);
автобусные перевозки – 10 пассажиро-км;
автобусам, работающим по часовому тарифу – 10 машино-часов.
Себестоимость каждого вида перевозок определяют делением общей суммы расходов и по каждой статье затрат за отчетный период на количество выложенных за соответствующий период ткм, автомобиле-часов, пасажиро-км, платных автотонно-часов и т.д.
По своему назначению, способом составления, а также по времени, на которое они рассчитаны, калькуляции подразделяют на плановые, системные, нормативные, планово-расчетные и отчетные.