Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 17:53, курсовая работа
Автотранспортные предприятия потребительской кооперации представляют собой предприятия комплексного типа, осуществляющие перевозку грузов, хранение, техническое обслуживание и ремонт автомобилей, а также снабжение его эксплуатационными материалами».
Автотранспортные предприятия бывают пассажирские, грузовые и специальные (скорая медицинская помочь, коммунальное обслуживание), смешанные (пассажирские и грузовые).
Оглавление
Введение 3
1. Учет затрат на автотранспортных предприятиях 4
1.1 Учет работы автомобильного транспорта 4
1.2 Синтетический учет расходов на эксплуатацию автотранспорта 5
1.3 Аналитический учет расходов 8
1.4 Проблема калькулирования себестоимости автомобильных перевозок 10
Заключение 16
Список литературы 17
Плановая калькуляция - задание снижения себестоимости автоперевозок, на основе прогрессивных методов организации работы подвижного состава, соблюдения режима экономии в расходах на управление и обслуживание транспортного процесса.
Сметная калькуляция составляется на работы, выполняемые в ремонтной мастерской. В ней определяется себестоимость ремонтов и себестоимость по выполнению разового заказа.
Планово-расчетная калькуляция необходима для внутрихозяйственного расчета. Она используется для бригад, автоколонн, переведенных на внутрихозяйственный расчет. Посредством этой калькуляции осуществляют контроль выполнения плана получения хозрасчетного дохода отдельными подразделениями автотранспортного предприятия.
Нормативная калькуляция определяет нормативную стоимость транспортных работ по действующим технически обоснованным нормам материальных и трудовых затрат, а также накладным расходам.
Нормативная себестоимость перевозок на различные периоды года устанавливается неодинаковая. Это обусловлено различием норм расхода горючего, ремонтных материалов в осенне-зимний, весенне-летний периоды.
Нормативная калькуляция себестоимости от плановой отличается, так как в ней отражаются нормы, фактически достигнутые и утвержденные на предприятии, а в плановой калькуляции – нормы, определенные директивными указаниями плановых органов.
Расходы на обслуживание и эксплуатацию автомобильного транспорта играют неодинаковую роль в автомобильных перевозках. Поэтому их делят на основные и накладные.
В зависимости от способа отнесения расходов на себестоимость отдельных видов автомобильных перевозок они делятся на прямые и косвенные затраты.
Все затраты зависят от объема автомобильных перевозок, но не в одинаковой мере отрезаются на отдельных элементах их себестоимости»
Затраты, размер которых зависит от объема перевозок, называются переменными.
Затраты, размер которых не пропорционален объему перевозок, называются постоянными.
Затраты, зависящие от показателей постоянного характера и частично от объема транспортных работ, называются условно-постоянными (оплата труда шоферов).
В условиях хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости автотранспортных предприятии важное значение придается снижению себестоимости перевозок. Одним из путей снижения себестоимости перевозок является правильная организация учета расходов по каждому автомобилю, что является обязательным условием при работе на условиях арендного подряда. В автотранспортных предприятиях на условиях арендного подряда могут работать коллективы их структурных подразделений, группа работников (бригада), а также отдельные шоферы. Для учета доходов и расходов по каждому арендатору необходимо открывать лицевые счета.
Исходя из нормативного пробега и времени нахождения автомобиля на линии, рассчитываются доходы и расходы: доходы по действующим тарифам за пробег и авточасы, а также надбавка за спецавтомобиль; расходы (в разрезе статей) – по установленным нормам и расценкам – оплата труда водителей, горючее, смазочные, обтирочные материалы, амортизационные отчисления, авторезина, текущий ремонт автомобиля, накладные расходы в размере удельного веса фактических расходов за базовый период к плановым доходам.
В состав расходов включают также расходы на строительство и реконструкцию дорог и налог с владельцев транспортных средств.
Разница между суммой доходов и расходов составляет прибыль.
Источником для покрытия расходов и уплаты арендной платы являются доходы арендатора, которые образуются за счет оплаты заказчиками счетов за перевозку грузов и другие услуги, оплата транспортных услуг населению, полученных с заказчиков, штрафов и др.
Полученные арендатором доходы расходуются на уплату автотранспортному предприятию арендной платы, возмещение материальных затрат, включая технический осмотр и ремонт, уплату штрафов и другие затраты по содержанию и эксплуатации автомобиля (оплату труда, очередных, учебных отпусков, отчисления на социальное страхование), отчисления в фонд социального развития автропредприятия и профсоюзному комитету на культурно-массовые мероприятие.
Для учета работы водителей-арендаторов необходимо по каждому открывать карточки учета работы автомобиля и учета затрат с детализацией, установленной плановыми нормативами, и производить сопоставление их с фактическими данными по основным эксплуатационным показателям.
На основании данных первичных документов затраты группируются по видам перевозок, статьям и отдельным элементам.
Автомобильные предприятия составляют отчетную калькуляцию, где в отдельном разделе приводится себестоимость автомобильных перевозок по статьям затрат.
Общая сумма расходов по отдельным статьям переносятся в отчетную калькуляцию из данных аналитического учета.
Однородные по своему экономическому содержанию элементы расходов на автомобильные перевозки объединяются в одну калькуляционную статью.
Отчетную калькуляцию составляют по следующей номенклатуре калькуляционных статей затрат:
1. оплата труда;
2. отчисления на социальное страхование;
3. топливо;
4. смазочные и прочие материала;
5. ремонт и техническое обслуживание;
6. амортизация;
7. накладные расходы;
8. всего.
В отчетной калькуляции отражают выполненный объем работ, сумму доходов по тарифу на автоперевозки, отклонение между доходами и расходами (+ –). Превышение доходов над расходами (прибыль) записывают со знаком «+», а превышение расходов над доходами «–» (убыток).
Как отмечалось выше, работа автомобильного транспорта измеряется натуральными показателями в тоннах и тонно-километрах. Однако производительность, выраженная в тонно-километрах, недостаточно отражает эффективность использования автомобилей, так как на практике, как правило, производительность по грузообороту не совпадает с производительностью по объему перевезенного груза.
В науке и на практике давно уже пытаются устранить недостаток в учете работы автомобильного транспорта в тонно-километрах с помощью различных поправочных коэффициентов.
Многие предприятия других отраслей народного хозяйства пользуются показателем грузооборота в приведенных тонна-километрах. Приведенные тонно-километры определяются как произведение перевезенных тонн на километры плюс количество груза, умноженное на 8.
Автотранспортные предприятия пользуются показателем "доходы ост автотранспортных перевозок". В данном случае объем перевозок оценивается по тарифам. Этим же показателем пользуются и автопредприятия потребительской кооперации.
Однако результаты работы автомобильного транспорта, рассчитанные по донным показателям, не дают возможности объективно определить эффективности работы автомобилей по установленным показателям, они не отражают использования автомобильного транспорта во взаимосвязи с особенностями хозяйственной деятельности организаций и предприятий потребительской кооперации.
Для автопредприятий потребительской кооперации наиболее приемлем показатель работы автотранспорта – нормативное время. Показатель выработки автомобилей, выраженный в нормо-часах, слагается из нормативного времени, определенного на объем перевозок (т) и нормативного времени, затраченного на движение автомобиля в обе стороны, т.е. пробег. Применение этого показателя будет способствовать сокращению простоев, а также холостых пробегов при доставке товаров в торговые предприятия. Себестоимость нормо-часа определяется путем деления всех затрат на эксплуатацию и содержание отдельных групп единиц автомобилей на количество отработанных нормо-часов.
В настоящей работе подробно освещены проблемы учета затрат и калькулирования себестоимости услуг автотранспортного предприятия. Рассмотрен традиционный подход к калькулированию с включением всех затрат.
Для принятия управленческих решений более эффективно использовать маржинальный подход, так как он лучше показывает влияние изменения объема производства продукции на величину прибыли.
Для принятия обоснованных управленческих решений необходимо иметь информацию о себестоимости производства единицы продукции.
В зависимости от специфики производства используют два основных метода калькулирования себестоимость единицы продукции: позаказный – для индивидуального и мелкосерийного производства и попроцессный – для серийного массового производства. Подробно проанализирована специфика этих методов. Рассмотрены определение прямых материальных и трудовых затрат, распределение общепроизводственных расходов, бухгалтерский учет затрат.
Позаказный и попроцессный методы калькулирования себестоимости можно использовать и при учете полных, и при учете переменных затрат, а также при нормативном методе учета затрат.
1. Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ и от 23. 07. 98 г. № 123-ФЗ.
2. Гражданский кодекс РФ. — М.: Гном-Пресс, 1997.
3. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (Постановление Правительства РФ от 05.08.92 г. № 552 с последующими дополнениями и изменениями). Состав затрат, включаемых в себестоимость. — М.: Издательское объединение «Юратт», 1997.
4. Вахрушина М. А. Бухгалтерский управленческий учет. М.: ЗАО «Финстатининформ», 1999.
5. Палий В. В., Палий В. Ф. Управленческий учет. - М.: ИНФРА-М, 1197
6. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет -М.: Аудит; Юнити, 1997.
7. Пашигорева Г. И., Савченко О. С. Системы управленческого учета. Краткий курс лекций. – СПб.: Издательский центр «Сервис», 200
8. Пашигорева Г. И., Савченко О. С. Цели и задачи управленческого учета // Бухгалтерский учет. 2000. № 19.
9. Рахман 3., Шеремет А. Д. Бухгалтерский учет в рыночной экономике. - М.: ИНФРА-М, 1996.
10. Хонгрен Ч. Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект. - М.: Финансы и статистика, 1995.
11. ШимДж. К., СигелДж. Г. Методы управления стоимостью и анализ затрат. — М.: информационно-издательский дом «Филинъ», 1996.