Процедура подготовки и составления бухгалтерской отчетности

Автор работы: v***************@baitauminerals.com, 28 Ноября 2011 в 18:13, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы бесспорна, поскольку бухгалтерская отчетность отражает имущественное положение организации. По мере перехода России к рыночной экономике усилилась необходимость объективной оценки финансового состояния предприятия как базы для принятия управленческих и инвестиционных решений. Это связано, прежде всего, с обретением предприятиями экономической и юридической самостоятельности. Бухгалтерская отчетность таит в себе громадный аналитический потенциал и может быть использована в процессе принятия управленческих решений как перспективного, так и текущего характера, а также как способ доказательства своей надежности в качестве партнера, чтобы максимально привлечь потенциальных клиентов, поставщиков (подрядчиков) и потенциальных инвесторов, заинтересованных во вложении капитала. Изучение отчетности может дать опытному аналитику достаточно полную картину о текущем финансовом состоянии организации, устойчивости ее положения, возможных перспективах;

Содержание

Введение
Нормативное регулирование порядка составления отчетности.
Состав бухгалтерской отчетности.
Этапы формирования бухгалтерской отчетности.
Содержание основных бухгалтерских отчетов.
Порядок представления бухгалтерской отчетности.
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

бу отчетность.docx

— 70.80 Кб (Скачать документ)

     Форма № 3 "Отчет о движении капитала" показывает структуру собственного капитала предприятия, представленную в динамике за ряд временных периодов (первый раздел), и имеющиеся в  организации резервы (второй раздел). Первый раздел показателей должен характеризовать  причины увеличения или уменьшения уставного, добавочного и резервного капиталов и нераспределенной прибыли (непокрытого убытка). По каждому  элементу собственного капитала в ней  отражены данные об остатке на начало года, пополнении источника собственных  средств, его расходовании и остатке  на конец года. Второй раздел должен содержать следующие показания  за отчетный и предыдущий год (остаток  на начало периода, поступление, использование  и остаток на конец периода): резервы, образованные в соответствии с законодательством; резервы, образованные в соответствии с учредительными документами; оценочные  резервы; резервы предстоящих расходов.

     Информацию  о наличии и изменениях уставного (складочного), резервного и других составляющих капитала организации  в бухгалтерской отчетности обязаны  «раскрывать в виде отдельной  формы только хозяйственные товарищества и общества» [7, с. 57]. В первую очередь речь идет об АО и обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью. Таким образом, все остальные организации, например кооперативы, некоммерческие организации (НКО), бюджетные и унитарные предприятия, учреждения, Отчет об изменениях капитала не обязаны представлять.

     Форму № 3 (впрочем, как и формы № 4, 5) имеют право не представлять в  составе бухгалтерской отчетности малые предприятия, которые не обязаны  проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством  РФ. Малые ООО и АО, обязанные  проводить аудиторскую проверку, могут не представлять указанные  формы только при полном отсутствии соответствующих данных для заполнения этих форм.

       Форма № 4 "Отчет о движении  денежных средств" отражает  остатки денежных средств на  начало года и конец отчетного  периода, а также потоки денежных  средств (поступления и расходование) «в разрезе текущей, инвестиционной  и финансовой деятельности предприятия» [11]. Данный отчет позволяет получить  информацию о величине поступлений  финансовых ресурсов в данном  интервале анализа и об источниках  их образования, а также о  суммах и направлениях использования  денежных средств предприятия.  «Сведения о движении денежных  средств организации представляются  в валюте РФ. В случае наличия  (движения) денежных средств в  иностранной валюте формируется  информация о движении иностранной  валюты по каждому ее виду, при этом данные пересчитываются  по курсу Центрального банка  РФ на дату составления бухгалтерской  отчетности» [11].

     Формы № 3 и № 4 дополняют бухгалтерский  баланс и отчет о прибылях и  убытках, позволяют раскрыть факторы, определившие изменение финансовой устойчивости и ликвидности предприятия, помогают построить прогнозы на предстоящий  период на основе экстраполяции действовавших  тенденций с учетом новых условий.

     Состав  информации, подлежащей раскрытию в  бухгалтерской отчетности, приведен в каждом из ПБУ. Организация с  учетом характера и конкретных обстоятельств  возникновения того и или иного  показателя определяет необходимость  и порядок его отражения в  отчетности.

     В Приложении к бухгалтерскому балансу (форма № 5) приводят данные о наличии и движении в течение отчетного периода некоторых активов, расходов и обязательств. Данную форму необходимо представлять всем, за исключением малых предприятий, которые не подпадают под обязательный аудит, а также общественных организаций, не занимающихся предпринимательством и не имеющих, кроме выбытия имущества, оборотов по реализации товаров, работ и услуг. Необходимо отметить, что для некоторых строк формы N 5 коды утверждены совместным приказом Минфина России N 102н и Госкомстата России N 475 от 14 ноября 2003 года. Коды остальным строкам организация может присвоить самостоятельно.

     Согласно  Приказу Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н «отдельные показатели, включенные в Приложение к бухгалтерскому балансу, могут предоставляться в виде самостоятельных форм бухгалтерской отчетности или включаться в пояснительную записку [11].

     Составлять  пояснительную записку должны все  организации, кроме бюджетных; общественных организаций, не осуществляющих предпринимательскую  деятельность и не имеющих кроме  выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг) [3, с. 28]; субъектов малого предпринимательства, не обязанных проводить аудиторскую  проверку достоверности бухгалтерской  отчетности в соответствии с законодательством  РФ [11]. Имеют право не вести бухгалтерский  учет и не представлять пояснительную  записку организации, применяющие  упрощенную систему налогообложения. Это предусмотрено пунктом 3 статьи 4 Закона «О бухгалтерском учете».

     Если  фирмы имеются дочерние и зависимые  общества, то необходимо составить  сводную отчетность и пояснительную записку к ней [5, с. 65].

     В соответствии со ст. 13 ФЗ «О бухгалтерском  учете» «пояснительная записка к  годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности. В пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием. В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете» [3, с. 33].

     В отличие от других форм бухгалтерской  отчетности (№№ 1 - 5) шаблоны или  какие-либо рекомендуемые формы  пояснительной записки в нормативном  порядке не утверждались. Основные требования к содержанию пояснительной  записки изложены в пункте 4 статьи 13 Закона «О бухгалтерском учете». В  записке указывают существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах  оценки и существенных статьях бухгалтерской  отчетности.

     Минимальный состав сведений, которые должны быть представлены в данной форме отчетности, определен разделами "Раскрытие  информации в отчетности" всех ПБУ.

     В период между составлением и утверждением отчетности могут произойти так  называемые события после отчетной даты. Они влияют на финансовое состояние  фирмы, поэтому должны найти отражение  в балансе, чтобы не допустить  искажений. Подобные факты (их примерный  список есть в приложении к ПБУ 7/98) делят на две группы: события на отчетную дату, то есть на 31 декабря, и  после нее. В первую категорию  входят, в частности, снижение стоимости  активов, банкротство должника. Все  эти случаи отражаются в учете  дважды: на 31 декабря и на дату, когда  событие фактически произошло.

     Второй  вид событий (решение о реорганизации  компании, планируемая реконструкция, крупная сделка и др.) в учете  показывается датой, когда они фактически произошли, и подробно раскрываются в пояснительной записке к  отчетности. Там же отражается информация по прекращаемым видам деятельности (ПБУ 16/02) и условные факты хозяйственной деятельности, в частности выданные в прошедшем году гарантийные обязательства в отношении проданных товаров, не завершенные на конец года судебные процессы и проч. (ПБУ 8/01). Если эти события существенны и могут в дальнейшем повлиять на достоверность отчетности, в бухгалтерском учете на 31 декабря создаются резервы.

     В п. 2 ст. 15 закона «О бухгалтерском учете» указано, что сдать годовую бухгалтерскую  отчетность необходимо не позднее 31 марта  этого года. В п. 1 той же статье указано, что годовая бухгалтерская  отчетность представляется всеми организациями, за исключением бюджетных, «в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом.

     Другим  органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская  отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации» [3, с. 34].

     В соответствии с п. 5 ст. 13 ФЗ «О бухгалтерском  учете» «бухгалтерская отчетность подписывается  руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации» [3, с. 37].

     Бухгалтерская отчетность составляется, хранится и  представляется пользователям бухгалтерской  отчетности в установленной форме  на бумажных носителях. При наличии  технических возможностей и с согласия пользователей бухгалтерской отчетности, указанных в статье 15 ФЗ «О бухгалтерском учете», организация может представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде.

Также необходимо отметить, что «руководители  организаций и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета, в случае уклонения от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, искажения бухгалтерской отчетности и несоблюдения сроков ее представления и публикации привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации» [3, с. 42]. 

       3. Этапы формирования  бухгалтерской отчетности.

      Составлению БО должна предшествовать значительная подготовительная работа. Объем работы, предшествующий составлению годовой  БО, значительно больше объем работы, проводимой перед формированием  промежуточной отчетности.

    1. инвентаризация статей баланса (ББ)

      Инвентаризации  подлежит все имущество организации  независимо от его местонахождения  и все виды финансовых обязательств. В ходе инвентаризации выявляется фактической  наличие имущества, которое сопоставляется с данными БУ, а также проверяется  полнота отражения в учете  обязательств.

      Выявленные  при инвентаризации расхождения  между фактическим наличием имущества  и данными ББ отражаются на счетах.

    1. проверка записей на счетах ББ

      Для того, чтобы БО соответствовала предъявленным  к ней требованиям, должны соблюдаться  следующие условия:

      - отражение хозяйственных операций в учете только на основании оформленных первичных документов;

      - отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации;

      - совпадение данных синтетического и аналитического учета

      Допущенные  в документах ошибки должны быть исправлены, в кассовых и банковских документах никаких исправлений не должно быть.

      Утраченные  документы подлежат восстановлению, а неверно оформленные – дооформлению в соответствии с предъявленными к ним требованиями.

    1. исправление выявленных ошибок

      Способ  исправления выявленных ошибок зависит  от момента их выявления.

      Различают:

      - корректурный способ

      - способ дополнительных бухгалтерских записей

      - способ сторнировочной бухгалтерской записи («красное сторно»)

    1. закрытие счетов

      Составлению промежуточной и годовой БО предшествует процедура закрытия счетов, причем при формировании годовой БО она  является более сложной.

      

      Условно весь этот процесс можно разбить  на следующие этапы: 

    1. выявление финансового результата от продажи продукции (работ, услуг), закрытие счета 90 «Продажи»

      На  счете 90 «Продажи» накапливается  информация о выручке от продаж по обычным видам деятельности организации.

    1. выявление финансового результата от прочих операций, не относящихся к обычным видам деятельности, закрытие счета 91 « Прочие доходы и расходы»

      На  счете 91 « Прочие доходы и расходы» обобщается информация о прочих доходах  и расходах, кроме доходов и  расходов от обычных видов деятельности.

    1. выявление чистой прибыли ( непокрытого убытка), закрытие счета 99 « прибыли и убытки»

      Счет 9 « Прибыли и убытках» предназначен для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности организации в отчетном году. Записи на счете 99 ведутся накопительно в течении года. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Процедура подготовки и составления бухгалтерской отчетности