Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:19, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей применения программно-целевого метода в бюджетном планировании и прогнозировании, рассмотрение практики планирования данного метода при планировании расходов бюджета муниципального образования.
К задачам данной курсовой работы можно отнести:
- рассмотрение сущности программно-целевого метода бюджетного планирования;
- выявление преимуществ и недостатков применения программно-целевого метода;
Введение…………………………………………………………………………3
1.Сущность и значение программно-целевого метода бюджетного планирования……………………………..……………………………………..5 1.1 Сущность программно-целевого метода бюджетного планирования...………………………………………...………………………..5
1.2 Целевые комплексные программы как эффективный результат программно-целевого метода………..………...……………………………....7
1.3 Преимущества и недостатки программно-целевого метода……...……..10
2.Использование программно-целевого метода при планировании бюджета Муниципального образования города Омска…………………….……….....15
2.1 Социально-экономическая характеристика города Омска……………..15
2.2 Практика планирования расходов бюджета города Омска
программно-целевым методом…………………………….……..…………..18
2.3 Исполнение расходных обязательств города Омска………...………….29
3.Предложения по эффективному планированию бюджета
города Омск программно-целевым методом………………..…..…………..33
Заключение………………………..…………………….………………….....36
Список использованных источников……………………………...…..…….37
4. Расчет основных
показателей и ресурсного
5. Заключительный этап.
Он связан с формированием
программных документов, согласованием
и, при необходимости, с
Концепция целевой программы должна включать следующие разделы:
- обоснование соответствия
целей и задач целевой
- обоснование целесообразности разработки целевой программы;
- характеристика и
прогноз развития сложившейся
проблемной ситуации в
- возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы;
- ориентировочные сроки,
а в случае необходимости -
этапы решения проблемы
- предложения по целям
и задачам целевой программы,
целевым индикаторам и
- предварительная оценка
ожидаемой эффективности и
- предложения по исполнителям целевой программы;
- предложения о разработчике
целевой программы и
- предложения по основным
направлениям финансирования
Итак, целевая программа представляет обой собой документ, в котором отражаются цель и комплекс научно-исследовательских, социальных, производственных, организационно-хозяйственных и других заданий и мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления. По своему содержанию целевые комплексные программы подразделяются на социально-экономические, научно-технические, производственно-экономические, территориальные, организационно-хозяйственные и экологические.
1.3 Преимущества и недостатки программно-целевого метода
В последнее время программно-
Преимущества программно-
1. Дает четкое понятие
государственным органам и
2. Обеспечивает прозрачность
бюджета и дает возможность
по последствиям исполнения
3. Требует более
4. Упорядочивает организацию деятельности главного распорядителя относительно формирования и исполнения своих бюджетов путем четкого расчленения ответственности между ответственными исполнителями в его системе по реализации каждой бюджетной программы, а также повышает ответственность главного распорядителя в целом за соблюдением ответственности всех своих бюджетных программ установленной цели его деятельности, их финансовое обеспечение и улучшает управление бюджетными программами;
5. Дает возможность
повысить эффективность
6. Дает возможность
пересмотреть функциональную
7. Целевая программа
обеспечивает одновременное
- планирование целей и желаемых результатов;
- расчет потребности
ресурсов для каждого
- планирование деятельности
исполнителей мероприятий в
- планирование ресурсов
из различных источников в
формате аналогичных
Несмотря на ряд достоинств, всё же программно-целевой метод имеет недостатки:
1. Методическая незавершенность.
К настоящему времени не
2. Программно-целевое
планирование используется, в основном,
для совершенствования
3. «Забывчивость» систем
управления. Имеется в виду ситуация,
когда на каком-то этапе
4. Отсутствие адекватных
методик расчёта экономической
эффективности программ. В результате
невозможно объективно
5. Недостаточная оперативность.
Иногда с момента появления
проблемы до момента
Таким образом, программно-целевой метод имеет как преимущества при применении, так и недостатки. Все недостатки программно-целевого планирования связаны с недостаточностью научной базы по данному вопросу. Следовательно, для оптимизации процесса программно-целевого планирования необходимы дальнейшие и более глубокие научные разработки в этой области.
2. Использование программно-
2.1 Социально-экономическая характеристика города Омска
Город Омск основан 2 августа 1716 года и обладает статусом города с 1782 года. К вопросам местного значения муниципального образования город Омск относятся:
- формирование, утверждение,
исполнение бюджета города
- установление, изменение и отмена местных налогов и сборов;
- владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Омска;
- обеспечение малоимущих
граждан, проживающих на
- создание условий
для предоставления
- организация предоставления
общедоступного и бесплатного
начального общего, основного общего,
среднего (полного) общего образования
по основным
- организация оказания на территории города Омска первичной медико-санитарной, скорой медицинской помощи;
- создание условий
для обеспечения жителей
Рассмотрим финансовое положение города Омск. Для этого рассмотрим основные показатели бюджета города Омска за 2009 год.
Итак, доходы бюджета города формируются за счет 3 источников:
- налоговых доходов;
- неналоговых доходов;
- безвозмездных поступлений.
Бюджет городского округа
на 2009 год утвержден по доходам
в сумме 13793 млн. рублей. Бюджет по доходам
исполнен в сумме 13 816 млн. рублей или
на 100,2 % к утвержденному плану. Такие
данные свидетельствуют о том, что
прогноз был осуществлен
В структуре доходной части бюджета наибольший удельный вес занимают налог на доходы физических лиц – 35,1%, налоги на имущество – 24,4%, доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности - 15,1%, налоги на совокупный доход – 9,3%.
Финансирование расходов в отчетном периоде производилось в рамках утвержденного бюджета в соответствии со сводной бюджетной росписью и сметами расходов получателей средств по казначейской системе исполнения бюджета. Расходы городского бюджета осуществлялись в структуре классификации операций сектора государственного управления, функциональной классификации расходов бюджетов РФ, с учетом дополнительных кодов в пределах годовых лимитов бюджетных обязательств.
Бюджет городского округа на 2009 год утвержден по расходам в сумме 14825 млн. рублей. Исполнение бюджета города Омска за 2009 год по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов в сумме 14 373 млн. рублей, что составляет 96,9 % к утвержденному плану. То есть, расходов произведено меньше, чем было запланировано. Это , конечно, является положительным моментом для финансового положения города и ведет к сокращению дефицита бюджета (по сравнению с запланированным), но в то же время это говорит о неточном планировании расходов бюджета.
Следует отметить увеличение общей суммы расходов бюджета города Омск в 2009 году на 1,6%. Это связано с тем, что в 2009 году из бюджета города Омска предоставляются субсидии в большем размере на:
- на долевое финансирование
капитального ремонта
- на компенсацию недополученных
доходов от предоставления
- на компенсацию недополученных
доходов от перевозки
- на компенсацию недополученных доходов в связи с установлением льгот на проезд в городском муниципальном транспорте некоторым категориям граждан;
- на возмещение расходов субъектам малого и среднего предпринимательства города Омска, осуществляющим инновационную деятельность на территории города Омска;
- на возмещение затрат общественных организаций, осуществляющих на территории города Омска деятельность, направленную на поддержку семьи, старшего поколения, инвалидов, ветеранов войны и военной службы и прочее.
Дефицит бюджета за 2009 год сложился в размере 556,9 тыс. рублей. На покрытие дефицита бюджета и погашение муниципального долга в отчетном году привлекались заемные средства в сумме 214,7 тыс. руб.
Таким образом, доходы бюджета города Омска за 2009 год составили 13,8 млрд.руб, что превышает утвержденный план на 0,2% .Стоит отметить, что объем доходов 2009 года увеличился на 1,6% по сравнению с 2008 годом. Расходы же бюджета составили 14,4 млрд.руб, что меньше 3,1% утвержденного плана. Дефицит бюджета за 2009 год составил 556,9 тыс.руб., на покрытие которого привлекались заемные средства. Такие данные позволяют судить о благоприятных социально-экономических тенденциях развития города Омска, поскольку дефицит бюджета не превышает предельное значение размера дефицита бюджета муниципального образования, установленного бюджетным кодексом (10% от объема доходов).