Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:19, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей применения программно-целевого метода в бюджетном планировании и прогнозировании, рассмотрение практики планирования данного метода при планировании расходов бюджета муниципального образования.
К задачам данной курсовой работы можно отнести:
- рассмотрение сущности программно-целевого метода бюджетного планирования;
- выявление преимуществ и недостатков применения программно-целевого метода;
Введение…………………………………………………………………………3
1.Сущность и значение программно-целевого метода бюджетного планирования……………………………..……………………………………..5 1.1 Сущность программно-целевого метода бюджетного планирования...………………………………………...………………………..5
1.2 Целевые комплексные программы как эффективный результат программно-целевого метода………..………...……………………………....7
1.3 Преимущества и недостатки программно-целевого метода……...……..10
2.Использование программно-целевого метода при планировании бюджета Муниципального образования города Омска…………………….……….....15
2.1 Социально-экономическая характеристика города Омска……………..15
2.2 Практика планирования расходов бюджета города Омска
программно-целевым методом…………………………….……..…………..18
2.3 Исполнение расходных обязательств города Омска………...………….29
3.Предложения по эффективному планированию бюджета
города Омск программно-целевым методом………………..…..…………..33
Заключение………………………..…………………….………………….....36
Список использованных источников……………………………...…..…….37
2.2.Перечень ведомственных целевых программ развития, предусмотренных к финансированию из бюджета города Омска в 2010 годуN п/п
1.Ведомственная целевая
программа развития "Культура
Омска. Создание сети
2.Ведомственная целевая
программа развития "Развитие
муниципальной системы
3.Ведомственная целевая
программа развития "Читающий
город. Сохранение и развитие
библиотечных фондов
ВСЕГО: 68 314,9
Рассмотрев ведомственные целевые программы, предусмотренных к финансированию из бюджета города Омска, можно отметить, что наибольшая доля финансирования в составе данного вида целевых программ принадлежит ВЦП «Развитие муниципальной системы образования города Омска на 2009-2013 годы».
Основной целью Программы
является развитие муниципальной системы
образования города Омска для
обеспечения доступности
- недостаточность программно-
- отсутствие единой информационной среды;
- ограниченность материально-
- устойчивая тенденция
старения педагогических
- недостаточность в муниципальных образовательных учреждениях города Омска условий: для организации питания и медицинского обслуживания обучающихся; для повышения профессиональной компетентности педагогических работников муниципальных образовательных учреждений; для обеспечения единства систем обучения и воспитания.
Из бюджета города Омска на финансирование мероприятий Программы планируется выделить средства в размере 300000,0 тыс. рублей, из них:
- в 2009 году - 48950,0 тыс. рублей, или 16,3%;
- в 2010 году - 60000,0 тыс. рублей, или 20,0%;
- в 2011 году - 65000,0 тыс. рублей, или 21,6%;
- в 2012 году - 70000,0 тыс. рублей, или 23,3%;
- в 2013 году - 56050,0 тыс. рублей, или 18,7%.
Одной из задач данной программы является обеспечение единства образовательного и культурного пространства, эффективного интеллектуально, гражданского, духовно-нравственного развития, сохранение и укрепления здоровья подрастающего поколения. Для прогнозирования расходов конкретно на осуществление данной задачи используются таки индикаторы, как доля детей, участвующих в системе мероприятий муниципального уровня, направленных на сохранение и укрепляете здоровья, интеллектуальное и духовно-нравственное развитие; количество детей школьного возраста – победителей муниципальных конкурсов, соревнований; количество муниципальных конкурсов, соревнований, направленных на сохранение и укрепление здоровья, интеллектуальное и духовно-нравственное развитие.
Таким образом, можно сделать
вывод, что целевая программа - комплекс
мероприятий межотраслевого характера,
согласованных по содержанию, финансовому
обеспечению, исполнителям и срокам
исполнения, направленных на достижение
целей и решение задач развития
экономики и социальной сферы. В
городе Омске за последние годы уже
сложилась определенная методика и
опыт планирования расходов бюджета
на основе программно-целевого метода
бюджетного планирования. И в общем
программно-целевой подход к решению
социально-экономических
2.3 Исполнение расходных обязательств бюджета города Омска
Формирование расходов бюджета
города осуществляется в соответствии
с расходными обязательствами города
Омска, обусловленными установленным
законодательством Российской Федерации
разграничением полномочий федеральных
органов государственной
Рассмотрим исполнение расходных обязательств города Омска на 01.10.2010 по разделам классификации расходов бюджета . Следует отметить, что данные по строке «предусмотрено в бюджете» представлены с учетом изменений, согласно Решению Омского городского Совета от 27 сентября 2010 года № 360 «О внесении изменений в Решение Омского городского Совета от 23.12.2009 № 300 «О бюджете города Омска на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов».
2.3. Исполнение расходных обязательств города Омска на 01.10.2010 г. по разделам классификации расходов бюджета (тыс.руб.):
1 Общегосударственныевопросы
Исполнено за 9 мес.- 951 437,5 тыс руб
Процент исполнения- 68,6
2 Национальная безопасность и правоохранительная деятельность: предусмотрено в бюджете -60 968,5 тыс руб
Исполнено за 9 мес.-47 872,1 тыс руб
Процент исполнения-78,5
3 Национальная экономика:
Предусмотрено в бюджете-904 019,2 тыс руб
Исполнено за 9 мес.-543 187,2 тыс руб
Процент исполнения-60,1
4 Жилищно-коммунальное хозяйство:
Предусмотрено в бюджете-1 811 253,6 тыс руб
Исполнено за 9 мес-1 219 436,3 тыс руб
Процент исполнения-67,3
5 Охрана окружающей среды:
Предусмотрено в бюджете-3 187,0тыс руб
Исполнено за 9 мес-93,0 тыс руб
Процент исполнения- 2,9
6 Образование:
Предусмотрено в бюджете-4 383 658,2тыс руб
Исполнено за 9 мес-2 981 295,5тыс руб
Процент исполнения-68,0
Рассмотрев исполнение расходных обязательств города Омска по разделам классификации расходов бюджета на 01.10.2010, следует отметить, что расходные обязательства исполнены на 68,8 % по сравнению с предусмотренной величиной расходов на 2010 г. Это свидетельствует о том, что исполнение расходных обязательств осуществляется в соответствии с планом. Следует отметить, что наибольший процент исполнения расходных обязательств отмечается в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности – 78,5%. Расходные обязательства в данной отрасли исполняются в городе Омск по следующим направления: участие в реализации мероприятий городских целевых программ в области пожарной безопасности и гражданской обороны; предупреждение и защита жителей от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; участие в организации работы пунктов охраны общественного порядка и их советов; проведение мероприятий по военно-патриотическому воспитанию граждан, проживающих на территории муниципального образования; расходные обязательства в области охраны окружающей среды.
Необходимо отметить достаточно низкий процент исполнения расходных обязательств города Омска в области охраны окружающей среды на уровне 2,9% от предусмотренной в бюджете суммы 3,2 млн.руб. Это свидетельствует о недостаточном исполнении обязательств по таким направлениям, как осуществление добровольного экологического мониторинга на территории муниципального образования; распространение экологической информации, полученной от государственных органов; осуществление контроля за охраной, содержанием и использованием особо охраняемых природных территорий, расположенных на территории муниципального образования.
Основным принципом бюджетного
планирования является гарантированное
обеспечение в полном объеме действующих
обязательств в соответствии с целями
и ожидаемыми результатами государственной
политики. Выделение ассигнований на
новые обязательства должно осуществляться
только в случае и пределах превышения
прогнозируемых бюджетных ресурсов
над расчетным объемом
- сокращения части действующих обязательств;
- применения консервативных методов корректировки действующих обязательств в зависимости от условий планируемого периода;
опережающего по сравнению с прогнозируемым объемом действующих обязательств роста бюджетных доходов.
Таким образом, расходные обязательства города Омска возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. Суммы на исполнение расходных обязательств города Омска утверждаются ежегодно решением Омского городского совета о бюджете города Омска на очередной финансовый год. Исполнение расходных обязательств города Омска в 2010 г. осуществляется в соответствии с планом.
3. Предложения по эффективному
планированию расходов бюджета
города Омска программно-
Планирование расходной части бюджета города Омска осуществляется программно-целевым методом. ПЦМ способствует соблюдению единого подхода к формированию и рациональному распределению финансовых фондов по конкретным программам и проектам, обеспечивает прозрачность бюджета. На основе данного метода для планирования расходов бюджета рассматриваются и утверждаются долгосрочные и ведомственные целевые программы.
Так как планирование расходов бюджета города Омска уже не первый год осуществляется на основе программно-целевого метода, то можно судить о том, что уже сложилась определенная практика планирования расходов данным методом. Но все же стоит отметить, что существует ряд недостатков. К ни можно отнести:
- Недостаточная разработанность
методологии составления
- Наибольшую долю в составе целевых программ, предусмотренных к финансированию из бюджета города Омска в 2010 году, составляют долгосрочные программы.
Итак, для устранения имеющихся недостатков можно предложить следующие предложения по эффективному планированию расходов бюджета города Омск программно-целевым методом:
1. Предоставление ежегодно
субъектами бюджетного
2. Совершенствование
методологии разработки и
3. Увеличение числа
ведомственных целевых
Таким образом, при планировании расходов бюджета города Омска программно-целевым методом существует некоторые недостатки, для разрешения которых разработаны предложения по их устранению.