Программно-целевой метод планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:19, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей применения программно-целевого метода в бюджетном планировании и прогнозировании, рассмотрение практики планирования данного метода при планировании расходов бюджета муниципального образования.
К задачам данной курсовой работы можно отнести:
- рассмотрение сущности программно-целевого метода бюджетного планирования;
- выявление преимуществ и недостатков применения программно-целевого метода;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1.Сущность и значение программно-целевого метода бюджетного планирования……………………………..……………………………………..5 1.1 Сущность программно-целевого метода бюджетного планирования...………………………………………...………………………..5
1.2 Целевые комплексные программы как эффективный результат программно-целевого метода………..………...……………………………....7
1.3 Преимущества и недостатки программно-целевого метода……...……..10
2.Использование программно-целевого метода при планировании бюджета Муниципального образования города Омска…………………….……….....15
2.1 Социально-экономическая характеристика города Омска……………..15
2.2 Практика планирования расходов бюджета города Омска
программно-целевым методом…………………………….……..…………..18
2.3 Исполнение расходных обязательств города Омска………...………….29
3.Предложения по эффективному планированию бюджета
города Омск программно-целевым методом………………..…..…………..33
Заключение………………………..…………………….………………….....36
Список использованных источников……………………………...…..…….37

Работа состоит из  1 файл

программно-целевой метод планирования.docx

— 52.13 Кб (Скачать документ)

2.2.Перечень ведомственных  целевых программ развития, предусмотренных  к финансированию из бюджета  города Омска в 2010 годуN п/п

1.Ведомственная целевая  программа развития "Культура  Омска. Создание сети общедоступных  информационно-просветительских центров  на базе муниципальных библиотек  (2009 - 2011 годы)"-3 314,9

2.Ведомственная целевая  программа развития "Развитие  муниципальной системы образования  города Омска" (2009 - 2013 годы)-60 000,0

3.Ведомственная целевая  программа развития "Читающий  город. Сохранение и развитие  библиотечных фондов муниципальных  библиотек города Омска (2009 - 2013 годы)"-5 000,0

ВСЕГО: 68 314,9

Рассмотрев ведомственные  целевые программы, предусмотренных  к финансированию из бюджета города Омска, можно отметить, что наибольшая доля финансирования в составе данного  вида целевых программ принадлежит  ВЦП «Развитие муниципальной  системы образования города Омска  на 2009-2013 годы».

Основной целью Программы  является развитие муниципальной системы  образования города Омска для  обеспечения доступности качественного  образования, соответствующего требованиям  инновационного развития экономики, современным  потребностям общества и каждого  гражданина. Анализ состояния муниципальной системы образования города Омска позволяет выявить ряд наиболее актуальных проблем, на решения которых направлена данная Программа:

-  недостаточность программно-методических, материально-технических условий,  обеспечивающих доступность качественного  образования;

-  отсутствие единой  информационной среды;

-  ограниченность материально-технического  обеспечения муниципальных образовательных  учреждений города Омска;

-  устойчивая тенденция  старения педагогических кадров, недостаточное количество молодых  специалистов в сфере образования;

-  недостаточность в муниципальных образовательных учреждениях города Омска условий: для организации питания и медицинского обслуживания обучающихся; для повышения профессиональной компетентности педагогических работников муниципальных образовательных учреждений; для обеспечения единства систем обучения и воспитания.

Из бюджета города Омска  на финансирование мероприятий Программы  планируется выделить средства в  размере 300000,0 тыс. рублей, из них:

-  в 2009 году - 48950,0 тыс.  рублей, или 16,3%;

-  в 2010 году - 60000,0 тыс.  рублей, или 20,0%;

-  в 2011 году - 65000,0 тыс.  рублей, или 21,6%;

-  в 2012 году - 70000,0 тыс.  рублей, или 23,3%;

-  в 2013 году - 56050,0 тыс.  рублей, или 18,7%.

Одной из задач данной программы  является обеспечение единства образовательного и культурного пространства, эффективного интеллектуально, гражданского, духовно-нравственного  развития, сохранение и укрепления здоровья подрастающего поколения. Для прогнозирования расходов конкретно на осуществление данной задачи используются таки индикаторы, как доля детей, участвующих в системе мероприятий муниципального уровня, направленных на сохранение и укрепляете здоровья, интеллектуальное и духовно-нравственное развитие; количество детей школьного возраста – победителей муниципальных конкурсов, соревнований; количество муниципальных конкурсов, соревнований, направленных на сохранение и укрепление здоровья, интеллектуальное и духовно-нравственное развитие.

Таким образом, можно сделать  вывод, что целевая программа - комплекс мероприятий межотраслевого характера, согласованных по содержанию, финансовому  обеспечению, исполнителям и срокам исполнения, направленных на достижение целей и решение задач развития экономики и социальной сферы. В  городе Омске за последние годы уже  сложилась определенная методика и  опыт планирования расходов бюджета  на основе программно-целевого метода бюджетного планирования. И в общем  программно-целевой подход к решению  социально-экономических проблем  себя оправдывает.

2.3 Исполнение расходных  обязательств бюджета города  Омска

Формирование расходов бюджета  города осуществляется в соответствии с расходными обязательствами города Омска, обусловленными установленным  законодательством Российской Федерации  разграничением полномочий федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти Омской области и органов местного самоуправления, исполнение которых  согласно законодательству Российской Федерации, договорам и соглашениям  должно происходить в очередном  финансовом году и плановом периоде  за счет средств бюджета города.

Рассмотрим исполнение расходных  обязательств города Омска на 01.10.2010 по разделам классификации расходов бюджета . Следует отметить, что данные по строке «предусмотрено в бюджете» представлены с учетом изменений, согласно Решению Омского городского Совета от 27 сентября 2010 года № 360 «О внесении изменений в Решение Омского городского Совета от 23.12.2009 № 300 «О бюджете города Омска на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов».

2.3. Исполнение расходных  обязательств города Омска на 01.10.2010 г. по разделам классификации  расходов бюджета (тыс.руб.):

1 Общегосударственныевопросы                                                                                     Предусмотрено в бюджете-1 386 734,2 тыс руб

           Исполнено за 9 мес.-  951 437,5 тыс руб

Процент исполнения- 68,6

2 Национальная безопасность и правоохранительная деятельность: предусмотрено в бюджете -60 968,5 тыс руб

Исполнено за 9 мес.-47 872,1 тыс руб

Процент исполнения-78,5

3 Национальная экономика:

Предусмотрено в бюджете-904 019,2 тыс руб

Исполнено за 9 мес.-543 187,2 тыс руб

Процент исполнения-60,1

4 Жилищно-коммунальное хозяйство:

Предусмотрено в бюджете-1 811 253,6 тыс руб

Исполнено за 9 мес-1 219 436,3 тыс руб

Процент исполнения-67,3

5 Охрана окружающей среды:

Предусмотрено в бюджете-3 187,0тыс руб

Исполнено за 9 мес-93,0 тыс руб

           Процент исполнения-  2,9

6 Образование:

Предусмотрено в бюджете-4 383 658,2тыс руб

Исполнено за 9 мес-2 981 295,5тыс руб

Процент исполнения-68,0

Рассмотрев исполнение расходных  обязательств города Омска по разделам классификации расходов бюджета  на 01.10.2010, следует отметить, что расходные  обязательства исполнены на 68,8 % по сравнению с предусмотренной  величиной расходов на 2010 г. Это свидетельствует  о том, что исполнение расходных  обязательств осуществляется в соответствии с планом. Следует отметить, что наибольший процент исполнения расходных обязательств отмечается в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности – 78,5%. Расходные обязательства в данной отрасли исполняются в городе Омск по следующим направления: участие в реализации мероприятий городских целевых программ в области пожарной безопасности и гражданской обороны; предупреждение и защита жителей от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; участие в организации работы пунктов охраны общественного порядка и их советов; проведение мероприятий по военно-патриотическому воспитанию граждан, проживающих на территории муниципального образования; расходные обязательства в области охраны окружающей среды.

Необходимо отметить достаточно низкий процент исполнения расходных  обязательств города Омска в области  охраны окружающей среды на уровне 2,9% от предусмотренной в бюджете  суммы 3,2 млн.руб. Это свидетельствует о недостаточном исполнении обязательств по таким направлениям, как осуществление добровольного экологического мониторинга на территории муниципального образования; распространение экологической информации, полученной от государственных органов; осуществление контроля за охраной, содержанием и использованием особо охраняемых природных территорий, расположенных на территории муниципального образования.

Основным принципом бюджетного планирования является гарантированное  обеспечение в полном объеме действующих  обязательств в соответствии с целями и ожидаемыми результатами государственной  политики. Выделение ассигнований на новые обязательства должно осуществляться только в случае и пределах превышения прогнозируемых бюджетных ресурсов над расчетным объемом действующих  обязательств, которое может образоваться за счет:

-  сокращения части  действующих обязательств;

- применения консервативных методов корректировки действующих обязательств в зависимости от условий планируемого периода;

опережающего по сравнению  с прогнозируемым объемом действующих  обязательств роста бюджетных доходов.

Таким образом, расходные  обязательства города Омска возникают  в результате принятия муниципальных  правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые  в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. Суммы на исполнение расходных обязательств города Омска утверждаются ежегодно решением Омского городского совета о бюджете города Омска на очередной  финансовый год. Исполнение расходных  обязательств города Омска в 2010 г. осуществляется в соответствии с планом.

 

 

 

3. Предложения по эффективному  планированию расходов бюджета  города Омска программно-целевым  методом 

Планирование расходной  части бюджета города Омска осуществляется программно-целевым методом. ПЦМ  способствует соблюдению единого подхода  к формированию и рациональному  распределению финансовых фондов по конкретным программам и проектам, обеспечивает прозрачность бюджета. На основе данного метода для планирования расходов бюджета рассматриваются  и утверждаются долгосрочные и ведомственные  целевые программы.

Так как планирование расходов бюджета города Омска уже не первый год осуществляется на основе программно-целевого метода, то можно судить о том, что  уже сложилась определенная практика планирования расходов данным методом. Но все же стоит отметить, что  существует ряд недостатков. К ни можно отнести:

-  Недостаточная разработанность  методологии составления целевых  программ. Это означает то, что  цели, задачи и ожидаемые результаты  осуществления данных программ  могут быть определены не четко.  Следствием чего может стать  не правильное планирование расходов  на финансирование данных программ  из бюджета города Омска. А  это в свою очередь повлечет  внесению изменения в объем  финансирования данных программ  уже в процессе их осуществления.

-  Наибольшую долю в  составе целевых программ, предусмотренных  к финансированию из бюджета  города Омска в 2010 году, составляют  долгосрочные программы.

Итак, для устранения имеющихся  недостатков можно предложить следующие  предложения по эффективному планированию расходов бюджета города Омск программно-целевым  методом:

1.  Предоставление ежегодно  субъектами бюджетного планирования  ДРОНДов - докладов о результатах и основных направлениях своей деятельности. Это нужно для достижения более четкого планирования величины расходов согласно направлениям, представленным в докладах.

2.  Совершенствование  методологии разработки и реализации  целевых программ – это необходимо  для более четкого определения  целей и задач и целевых  индикаторов программ. Необходимо  дополнить программы индикаторами, на основе которых рассчитывается  планируемая сумма расходов для  финансирования целевой программы.  Так при рассмотрении задачи ДЦП города Омска «Капитальные вложения в инфраструктуру муниципального образования городской округ город Омск Омской области на 2009-2012 годы» - улучшение жилищных условий населения города Омска и качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, было выявлено всего 2 индикатора, по которым рассчитывается сумма расходов для осуществления мероприятий, направленных на решение данной задачи: выполнение плана работ по капитальному ремонту многоквартирных домов; количество жилых помещений, предоставленных гражданам в связи с признанием многоквартирных жилых домов аварийными. Также можно дополнить решение данной задачи такими индикаторами, как «общее количество домов, признанных находящимися в аварийном состоянии», «общей число домов, реконструированных в прошлом отчетном периоде», «общая сумма предоставленных жилищно-коммунальных услуг, приходящаяся на одного гражданина» и т.д. Это даст возможность более точного планирования расходов на финансирование данной целевой программы из бюджета города Омска.

3.  Увеличение числа  ведомственных целевых программ. Это вызвано тем, что ведомственные  целевые программы наиболее приемлемы  для муниципальных образований.  Так как они имеют более  конкретные цели и задачи. Ведомственные  целевые программы в отличие  от долгосрочных федеральных затрагивают решение проблем конкретной территории. Также преимущество ведомственных целевых программ для муниципальных образований состоит в том, что полномочия местных органов власти по управлению расходами гораздо шире.

Таким образом, при планировании расходов бюджета города Омска программно-целевым  методом существует некоторые недостатки, для разрешения которых разработаны  предложения по их устранению.

Информация о работе Программно-целевой метод планирования