Пути снижения себестоимости продукции предприятия. Анализ уровня и динамики изменения себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 15:37, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – проанализировать расчет себестоимости продукции и её влияние на финансовые результаты предприятия.
Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
раскрыть понятие и сущность себестоимости продукции;
описать основные методы учета затрат и калькулирования себестоимости;
рассмотреть способы снижения себестоимости продукции и влияния её на финансовые результаты предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ПОНЯТИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ: ВИДЫ И МЕТОДЫ 3
1.1. Себестоимость продукции и калькулирование как система расчетов: понятие и виды 3
1.2 Методы учета затрат и калькулирования себестоимости 8
1.3 Понятие и сущность метода «стандарт-кост» 13
2. РАСЧЁТ СЕБЕСТОИМОСТИ ПО СТАТЬЯМ КАЛЬКУЛЯЦИИ. 17
3. ПУТИ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ. 24
3.1. Пути снижения себестоимости продукции предприятия. Анализ уровня и динамики изменения себестоимости продукции 24
3.2.Влияние себестоимости на финансовые результаты предприятия 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya_Sebestoimost_produktsiii.doc

— 178.50 Кб (Скачать документ)

Оглавление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Сфера материального  производства – основа существования  человеческого общества. В ней  происходит соединение элементов процесса производства: средств труда, предметов  труда и живого труда. Расход данных элементов, в результате которых создается готовая продукция, выполняются определенные работы или оказываются услуги, формирует себестоимость продукции (работ, услуг)

Себестоимость продукции является важнейшим показателем  экономической эффективности ее производства. В ней отражаются все стороны хозяйственной деятельности, аккумулируются результаты использования всех производственных ресурсов. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования. Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет большое значение в системе управления затратами. Он позволяет изучить, тенденции изменения ее уровня, установить отклонение фактических затрат от нормативных (стандартных) и их причины, выявить резервы снижения себестоимости продукции и дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.

Цель курсовой работы – проанализировать расчет себестоимости продукции и её влияние на финансовые результаты предприятия.

Данная цель реализуется  в работе на основе решения следующих  задач:

  • раскрыть понятие и сущность себестоимости продукции;
  • описать основные методы учета затрат и калькулирования себестоимости;
  • рассмотреть способы снижения себестоимости продукции и влияния её на финансовые результаты предприятия.

Объектом исследования выступают методы калькулирования  себестоимости продукции.

Методологической и  теоретической основой работы явились  труды и статьи по вопросам учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции отечественных авторов: А.Ф. Аксененко, М.И. Баканова, И.А. Басманова, П.С. Безруких, В.Б. Ивашкевича, В.Э. Керимова, В.В. Ковалева, В.Ф. Палия, Г.В. Савицкой, Я.В. Соколова, А.А. Шапошникова, А.Д. Шеремета и др.

 

1. ПОНЯТИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ: ВИДЫ И МЕТОДЫ.

1.1. Себестоимость продукции и калькулирование как система расчетов: понятие и виды.

 

Одной из важнейших задач  учета является калькулирование себестоимости продукции. Себестоимость продукции – это выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию. Себестоимость продукции предприятия складывается из затрат, связанных с использованием в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Себестоимость продукции  является качественным показателем, в  котором концентрированно отражаются результаты хозяйственной деятельности организации, ее достижения и имеющиеся резервы. Чем ниже себестоимость продукции, тем больше экономится труд, лучше используются основные фонды, материалы, топливо, тем дешевле производство продукции обходится предприятию. В себестоимость продукции включаются: затраты труда, средства и предметов труда на производство продукции на предприятии. К ним относят: затраты на подготовку и освоение производства; затраты, непосредственно связанные с производством продукции, обусловленные технологией и организацией производства, включая расходы по контролю производственных процессов и качества выпускаемой продукции; расходы, связанные со сбытом продукции: упаковкой, хранением, погрузкой и транспортировкой; расходы, непосредственно не связанные с производством и реализацией продукции данного предприятия, но их возмещение путем включения в себестоимость продукции отдельных предприятий необходимо в интересах обеспечения простого воспроизводства.1Кроме того, в себестоимости продукции отражаются также потери от брака, от простоев по внутрипроизводственным причинам, недостачи материальных ценностей в производстве и на складах в пределах норм естественной убыли, выплата пособий в результате потери трудоспособности из-за производственных травм.

В системах финансового  и управленческого учета подходы  к формированию себестоимости различны. В управленческом учете себестоимость  формируется для того, чтобы управляющий  имел полную картину о затратах. Поэтому в системе данного  учета могут использоваться различные методы расчета себестоимости. В калькулировании могут участвовать даже те затраты, которые не включаются в себестоимость продукции в финансовом учете. Для предприятия важна достоверная информация о структуре себестоимости – предприятие получает возможность влиять на нее, т.е. управлять своими издержками. Именно такая информация должна формироваться в системе бухгалтерского учета.

В зависимости от того, какие затраты включались в себестоимость  продукции, в отечественной экономической  литературе выделялись следующие ее виды:

  • цеховая – включала прямые затраты и общепроизводственные расходы; характеризовала затраты цеха на изготовление продукции;
  • производственная – состояла из цеховой себестоимости и общехозяйственных расходов; свидетельствовала о затратах предприятия, связанных с выпуском продукции;
  • полная себестоимость – производственная себестоимость, увеличенная на сумму сбытовых расходов. Этот показатель интегрировал общие затраты предприятия, связанные как с производством, так и с реализацией продукции. Такой подход несколько противоречил международным стандартам финансовой отчетности, в соответствии с которыми в производственную себестоимость должны включаться лишь производственные издержки. Кроме того, различают индивидуальную и среднеотраслевую себестоимость. Индивидуальная себестоимость свидетельствует о затратах конкретного предприятия по выпуску продукции; среднеотраслевая – характеризует средние по отрасли затраты на производство данного изделия.

Существуют также плановая и фактическая себестоимости. В расчеты плановой себестоимости включаются максимально допустимые затраты предприятия на изготовление продукции, предусмотренные планом на предстоящий период. Фактическая себестоимость характеризует размер действительно затраченных средств на выпущенную продукцию.

Калькулирование – это  система расчетов, с помощью которых  определяется себестоимость всей проданной  продукции и ее частей, себестоимость  конкретных видов изделий. Процесс калькулирования себестоимости продукции включает разграничение затрат на производство между законченной продукцией и незавершенным производством; исчисление затрат на забракованную продукцию; оценку отходов производства и побочной продукции; определение суммы расходов, относящихся к готовым изделиям; распределение затрат между видами продукции; расчет себестоимости единицы продукции.

Калькуляция себестоимости  необходима для определения цены единицы продукции, соизмерения  затрат предприятия с результатами его производственно-хозяйственной  деятельности, определения уровня эффективности работы предприятия. Объектами калькулирования в зависимости от особенностей выпускаемой продукции и характера технологического процесса могут быть: технологический передел; деталеоперация; деталь; сборочная единица; изделие в целом; заказ на изготовление нескольких изделий.

Ведущее место занимает калькулирование себестоимости  готовых изделий, полуфабрикатов, услуг. Калькуляционная единица должна соответствовать единице измерения, принятой в стандартах и плане  производства в натуральном выражении. Для калькулирования себестоимости продукции используются следующие производственные счета: счет 20 «Основное производство»; счет 23 «Вспомогательные производства»; счет 25-1 «Расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования»; счет 26 «Общепроизводственные расходы»; счет 28 «Брак в производстве»; счет 97 «Расходы будущих периодов»; счет 89 «Резервы предстоящих расходов и платежей».

Для калькулирования  себестоимости единицы продукции  затраты классифицируются по статьям  расходов, в которых объединяются затраты по признаку места их возникновения и назначения. Предприятия могут вносить изменения в приведенную номенклатуру статей затрат на производство с учетом особенностей техники, технологии и организации производства. В зависимости от полноты охвата классификационных статей расходов на предприятиях различают следующие виды себестоимости: себестоимость проданной продукции; производственная себестоимость, которая подразделяется на полную и неполную производственную себестоимость.

Себестоимость проданной продукции – это затраты предприятия на ее производство и продажу, включает итог всех 12 статей расходов. Производственная себестоимость – это затраты предприятия на производство выпущенной продукции. Полная производственная себестоимость формируется из всех затрат предприятия, связанных с процессом производства и управления предприятием, включает 11 статей расходов. Неполная производственная себестоимость продукции складывается из затрат подразделений предприятия, включает 8 статей расходов.

Затраты по отдельным статьям калькуляции определяются в следующем порядке: нормативный расчет прямых затрат на изготовление изделий; распределение косвенных затрат на себестоимость отдельных изделий.

В зависимости от назначения различают плановую, сметную, нормативную, проектную, отчетную и хозрасчетную калькуляции. Плановую калькуляцию составляют исходя из прогрессивных норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, затрат труда, использования оборудования и норм расходов по организации обслуживания производства. Эти нормы расходов являются средними для планируемого периода.

Плановые калькуляции  определяют среднюю себестоимость  продукции или выполнения работ  на плановый период. Сметная калькуляция  разрабатывается аналогично плановой на разовые работы и производство изделий по заказам со стороны. Она является основой цены при расчетах с заказчиком.

Нормативная калькуляция  – это расчет себестоимости изделия  по нормам расхода сырья, материалов, топлива, энергии, полуфабрикатов, нормам и расценкам по заработной плате, утвержденным сметами расходов по управлению и обслуживанию производства. В отличие от плановой нормативная калькуляция отражает уровень себестоимости изделия на момент ее составления. Проектная калькуляция определяется при подготовке производства продукции и предназначена для обоснования эффективности проектируемых новых производств и технологических процессов, ее разрабатывают по укрупненным расходным нормативам.

Отчетная калькуляция показывает фактическую себестоимость единицы  продукции, ее составляют по тем же статьям затрат, что и в плановой, но включают некоторые обоснованные потери и расходы, не предусмотренные плановой калькуляцией. Хозрасчетную калькуляцию разрабатывают на продукцию подразделений предприятия только по тем статьям, на которые они оказывают влияние2

1.2 Методы учета затрат  и калькулирования себестоимости.

 

Метод калькулирования себестоимости  – это способ или совокупность способов исчисления себестоимости  единицы отдельных видов продукции, работ, услуг. При всех вариантах  калькуляционных расчетов необходима дифференциация затрат, периода времени, за который они подсчитываются, по видам, местам формирования и объектам калькулирования. Наиболее точные результаты получают, когда предприятие производит один вид продукции и распределять расходы не нужно. Но и в индивидуальных производствах для исчисления себестоимости единицы продукции следует принять во внимание изменение остатков незавершенного производства и остатков готовых изделий на складах сбыта, а значит, распределить затраты между выпущенной и реализованной продукцией, готовыми и незаконченными изделиями. Решающее воздействие на методы калькулирования себестоимости оказывают особенности продукции и характер ее производства, число номенклатурно обособленных изделий или оказываемых услуг и количество продукции каждого вида.

Особенности продукции  и организации ее производства существенно  влияют на состав и степень детализации  статей калькуляции, уровень и соотношение  постоянных и переменных расходов, методы расчета себестоимости. При индивидуальном изготовлении одного вида изделий календарный период учета затрат не совпадает с периодом калькулирования себестоимости объекта. В массовом производстве или добыче одного вида ископаемых все затраты являются прямыми, а для комплексных производств, наоборот, косвенными.

При выпуске и реализации нескольких разновидностей продукции, работ, услуг  для исчисления себестоимости каждой из них неизбежно распределение  общих расходов между разными  носителями затрат, т.е. объектами калькулирования, необходимы расчеты, дифференцирующие издержки производства и сбыта, сгруппированные по видам и местам формирования, по отдельным разновидностям изделий и услуг.

Все многообразие производств  по технологическому признаку можно  разделить на два основных типа:

  • производства, в которых конечная продукция получается путем последовательной обработки исходного сырья и материалов в ходе связанных между собой процессов, переделов и стадий изготовления (химические, пищевые производства);
  • производства, в которых конечный продукт является результатом механического соединения отдельных частей, изготавливаемых на этом же предприятии при приобретаемых в порядке кооперированных поставок (машиностроение, швейная промышленность).

Для исчисления себестоимости  продукции используются специальные методы учета затрат, которые зависят от организации и технологии производства, от характера выпускаемой продукции. Основными из них являются попроцессный, позаказный, попередельный и нормативный.

Попроцессный (простой) метод применяется на тех предприятиях, которые вырабатывают однородную продукцию, имеют массовый характер производства и краткий период технологического процесса и где отсутствуют остатки незавершенного производства. Этот метод характерен для предприятий добывающих отраслей промышленности, промышленности строительных материалов, химической промышленности.

При проведении попроцессного  метода калькулирования все затраты  предприятия или части предприятия  суммируются и делятся на количество произведенной продукции.

Себестоимость единица продукции = общая сумма издержек (за определенный период времени): количество произведенной продукции (за определенный период времени)

Позаказный  метод учета – себестоимость единицы продукции рассчитывают по сумме затрат всех цехов. Этот метод используют в производствах с механической сборкой деталей, узлов и изделий в целом, где технологический процесс между цехами тесно взаимосвязан, а готовую продукцию выпускает последний в технологической цепочке цех. Позаказный метод учета и калькулирования продукции применяют в индивидуальных и мелкосерийных производствах на предприятиях тяжелой индустрии, в судостроительной промышленности, где вырабатывают продукцию в индивидуальном исполнении.

Информация о работе Пути снижения себестоимости продукции предприятия. Анализ уровня и динамики изменения себестоимости продукции