Расчеты с поставщиками и подрядчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 18:28, реферат

Описание

Целью этой работы является, как можно обширнее изучить тему учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками.
Для реализации поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
раскрыть теоретические основы учета расчетов с поставщиками и подрядчиками;
изучение анализа учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, порядок отражения этих расчетов в бухгалтерском учете.
рассмотреть методику аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками;

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 44.13 Кб (Скачать документ)

Результаты организации  первичного учета позволят ответить на вопрос о качестве первичной учетной  документации, которая будет использоваться аудитором в качестве аудиторских  доказательств[9,с.46].

Различают две группы договоров: с поставщиками и с подрядчиками.

Экспертиза договоров  с поставщиками. Договоры этой группы оформляют операции по поступлению  на предприятие различных товарно-материальных ценностей и имущественных прав. Сюда относятся: договор купли-продажи, договор поставки, договор электроснабжения, договор мены. Аудитору в ходе проведения аудита надлежит убедиться в том, что форма заключенного договора полностью соответствует экономическому смыслу совершенной предприятием сделки. Кроме того, должна быть получена уверенность  в том, что договор содержит все  существенные условия, и риск признания  договора недействительным отсутствует.

Экспертиза договоров  с подрядчиками. Гораздо более  трудоемкая процедура - подтверждение  факта выполнения работ, оказания услуг  по договорам с подрядчиками. Здесь  наиболее распространены: договор подряда, договор возмездного оказания услуг, договор на выполнение НИОКР[7,с.29].

Если при выполнении процедуры  сверки учетных и отчетных данных выявляются несоответствия, то аудитор  устанавливает их существенность и  причины образования.

Установив тождество учетных  и отчетных данных, аудитор оценивает  реальность сальдо расчетов с поставщиками и подрядчиками. С этой целью проверяется  документальная обоснованность числящихся обязательств:

• имеются ли в регистрах аналитического учета данные о номерах и датах договоров и первичных документов;

• существуют ли указанные в регистре договоры и первичные документы (выборочно);

• соответствуют ли данные по первичным документам и учетным регистрам (выборочно)[14,с.208].

Суммы обязательств, не подтвержденные документально, относятся к сомнительной задолженности. Реальность такой задолженности  может быть подтверждена инвентаризацией  расчетов.

При оценке реальности задолженности  по расчетам с поставщиками контролируются сроки ее возникновения: нет ли задолженности с истекшими сроками исковой давности; нет ли неистребованной дебиторской задолженности, по которой истек установленный срок исполнения обязательств по расчетам.

Важное значение для оценки реальности сальдо расчетов с поставщиками и подрядчиками имеет проверка материалов инвентаризации расчетов. При этом выясняется: со всеми ли поставщиками проведена инвентаризация расчетов, имеются ли акты, соблюдены ли правила их оформления, правильность отражения результатов и документальная обоснованность обязательств по расчетам. Если материалы инвентаризации по отдельным поставщикам отсутствуют (или инвентаризация расчетов с поставщиками не проводилась), аудитор направляет поставщикам запросы от имени проверяемой организации для подтверждения обязательств по расчетам. Обобщая результаты проведенных процедур, аудитор определяет суммы нереальной задолженности[2,с.444].

Проверка операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками проводится по следующим направлениям:

• наличие и правильность оформления договоров;

• полнота и правильность оприходования полученных материальных ценностей (работ, услуг);

• своевременность и правильность оплаты материальных ценностей (работ, услуг).

• аудитор устанавливает, прежде всего, наличие договоров поставки продукции и других хозяйственных договоров на оказание услуг и выполнение работ, а также правильность оформления договоров[14,с.61].

Договоры должны соответствовать  требованиям действующего законодательства. К основным из них относятся:

• соблюдение формы договора;

• определение срока исполнения обязательств;

• полнота и своевременность исполнения обязательств сторонами.

Сделки, осуществляемые сторонами  умышленно без соблюдения установленной  формы, не в полном объеме или несвоевременно, считаются ничтожными (недействительными). Аудиторы выясняют, нет ли подобных сделок в проверяемой организации, и оценивают риски, связанные  с такими сделками[9,с.165].

Далее необходимо получить доказательства, что расчеты с  поставщиками и подрядчиками за полученные материальные ценности (работы, услуги) отражены в полном объеме, в соответствующем  периоде, правильно оценены и  отражены в учетных регистрах.

Расчеты за полученные материально-производственные запасы (услуги, работы) должны быть подтверждены сопроводительными документами (товарно-транспортными  накладными, товарными накладными, счетами, таможенными декларациями, актами сдачи выполненных работ  и т. п.). Аудитор устанавливает  подлинность этих документов и правильность оформления. Сопоставляя данные договора (цена, количество, условия доставки, момент перехода права собственности и др.) с данными первичных документов (заказа, счета-фактуры, проектно-сметной документацией), аудитор получает подтверждения о полноте, своевременности и правильности оприходования полученных материальных ценностей (работ, услуг)[16,с.73]. При проверке первичных документов обращается внимание на выделение отдельной строкой НДС во всех расчетно-платежных документах и недопустимость выделения сумм НДС расчетным путем (кроме случаев, обусловленных нормативными документами). Проверяя соблюдение этих требований, аудитор получает подтверждения обоснованности предъявления к зачету НДС по полученным материальным ресурсам и услугам. Его возмещение производится по оплаченным, оприходованным и использованным в производственных целях ценностям.

Завышение задолженности  подрядчиками (следовательно, завышение  себестоимости продукции или  стоимости объектов капитальных  вложений) путем приписки объемов  выполненных работ может быть выявлено посредством проведения контрольных  обмеров выполненных работ[4,с.281].

При проверке неотфактурованных поставок (расчетные документы не получены) выясняется, не числятся ли эти поступившие ценности как оплаченные, но находящиеся в пути (дебиторская задолженность).

По сомнительным документам и суммам можно провести встречную  сверку документов у поставщика, опрос  материально ответственных лиц  и специалистов[14,с.34].

По расчетам за импортные  поставки дополнительно требуется  проверить правильность определения  момента перехода права собственности, курса HБ РБ иностранной валюты на дату оприходования ценностей и оплату платежных документов, курсовых разниц, сумм НДС и условий франкировки.

По расчетам за продукцию (товары, работы, услуги), стоимость  которых выражена в условных единицах, потребуется проверить правильность оценки обязательств в соответствии с условиями договора и правильность отражения в учете суммовых разниц[1,с.41].

При проверке оплаты счетов поставщиков и подрядчиков аудитор  устанавливает:

• подтверждены ли операции по погашению задолженности соответствующими платежными документами (квитанциями к приходному кассовому ордеру, выписками банка и платежными поручениями, актами зачета взаимных требований, векселями, чеками и т. п.);

• подлинность и правильность оформления платежных документов (наличие всех обязательных реквизитов, выделение сумм НДС отдельной строкой, штампы банка, заверенный перевод документов, оформленных на иностранных языках и т. п.);

• соответствие данных платежных документов записям в учетных регистрах по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

• соответствие данных регистра по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» взаимосвязанным регистрам по счетам 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета». 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»[14,с.266].

Проверяя погашение задолженности  в порядке взаимных расчетов, аудитор  устанавливает наличие оснований  для них (договор, письмо одной из сторон с просьбой произвести оплату в порядке взаимных расчетов), сумму  и дату погашения задолженности, а также правильность отражения  в учетных регистрах[3,с.497].

При проверке операций по зачету взаимных требований необходимо выяснить соблюдение условий, определяемых законодательством:

• наличие встречных задолженностей, признанных и не оспариваемых сторонами (образование встречной дебиторской и кредиторской задолженности);

• однородность встречных требований (например, денежные обязательства, с одной стороны, и вещные с другой, не являются однородными);

• взаимозачету подлежат задолженности, срок которых наступил, не указан или определен моментом востребования;

• документальная обоснованность факта взаимозачета задолженности.

Важно проверить правильность документального оформления таких  операций. Например, некорректное оформление (отсутствие подписей должностных лиц, печатей организации и т. п.) актов  сверки, писем может привести к  признанию операции недействительной и необоснованному предъявлению НДС к зачету[7,с.152].

Зачет взаимных требований оформляется актом сверки расчетов или письмом (заявлением) одной из сторон о зачете взаимных требований, оформленных в двухстороннем  порядке.

При невозможности установить стоимость активов, переданных или  подлежащих передаче, их стоимость  определяется исходя из цены, по которой  в сравнимых обстоятельствах  приобретаются аналогичные МПЗ.

Разница между ценой, указанной  в договоре мены, и балансовой стоимостью оприходованных ценностей отражается на счете 91 «Прочие доходы и расходы», а полученный убыток не уменьшает  налогооблагаемую прибыль.

Завершая проверку расчетов с поставщиками и подрядчиками, аудитор  обобщает выявленные отклонения и несоответствия с учетом границы существенности, принятой при планировании, и уточняет предварительную оценку реальности сальдо[14,с.89].

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В первой части работы были рассмотрены теоретические основы учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. Поставщики и подрядчики – это организации, поставляющие сырье, материалы и другие товарно-материальные ценности, а также оказывающие различные виды услуг и выполняющие разные работы.

В настоящее время организации  сами выбирают форму расчетов за поставленную продукцию или оказанные услуги.

В ходе выполнения работы были изучены главные аспекты данной темы, изучено предназначение счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками». Счет 60 является преимущественно пассивным. По его кредиту отражается возникающая кредиторская задолженность, а по дебету – ее погашение. Аналитический учет по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей по каждому поставщику и подрядчику.

В следующей главе были изучена методика анализа расчетов с поставщиками и подрядчиками. В анализе важное место занимает анализ дебиторской и кредиторской задолженности, под которой подразумевается не только задолженность поставщикам, но и кредиты, займы, расчёты с бюджетом и прочие пассивы. Большое значение имеет анализ задолженности в разрезе сроков погашения обязательств. Можно сделать вывод, что изменения дебиторской и кредиторской задолженности, их состав, структура и качество, а также интенсивность их  увеличения  или уменьшения оказывают большое влияние на финансовое состояние предприятия.

На основе данных работы можно сформулировать следующие рекомендации:

–  необходимо проверять  правильность оформления сопроводительных документов;

–  необходимо  производить  анализ состава  и  структуры  дебиторской и кредиторской задолженности  по конкретным поставщикам и покупателям,

–  постоянно следить  за  соотношением  дебиторской  и  кредиторской задолженности;

–  контролировать  оборачиваемость  дебиторской и кредиторской задолженности, а также  состояние  расчетов по  просроченной  задолженности, так  как в условиях инфляции  всякая отсрочка платежа приводит к тому, что предприятие реально получает лишь часть стоимости поставленной продукции;

В третьей части работы была выстроена методика проведения аудиторской проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, построен план и составлена программа проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. Необходимость аудиторской проверки состоит в том, чтобы осуществлять контроль за наличием и правильностью составления договоров с поставщиками и подрядчиками, проверка наличия и правильности оформления первичных документов по учету расчетов, учет сумм налога на добавленную стоимость по выставленным и оплаченным счетам, своевременная оплата счетов поставщиков и правильное отражение расчетов с поставщиками и подрядчиками в бухгалтерской отчетности.

При проверке учета расчетов с поставщиками и подрядчиками аудитору необходимо оценить качество первичной  информации, поступающей в систему  бухгалтерского учета. Связано это  с тем, что практически все  документы данного раздела поступают  на предприятие извне, увеличивая внутрихозяйственный  и контрольный риски при проведении  аудита.

Всё выше сказанное следует, что учет расчетов с поставщиками и подрядчиками по праву занимает одно из центральных мест во всей системе  учета

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Расчеты с поставщиками и подрядчиками