Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 18:28, реферат
Целью этой работы является, как можно обширнее изучить тему учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками.
Для реализации поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
раскрыть теоретические основы учета расчетов с поставщиками и подрядчиками;
изучение анализа учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, порядок отражения этих расчетов в бухгалтерском учете.
рассмотреть методику аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками;
Результаты организации первичного учета позволят ответить на вопрос о качестве первичной учетной документации, которая будет использоваться аудитором в качестве аудиторских доказательств[9,с.46].
Различают две группы договоров: с поставщиками и с подрядчиками.
Экспертиза договоров
с поставщиками. Договоры этой группы
оформляют операции по поступлению
на предприятие различных товарно-
Экспертиза договоров с подрядчиками. Гораздо более трудоемкая процедура - подтверждение факта выполнения работ, оказания услуг по договорам с подрядчиками. Здесь наиболее распространены: договор подряда, договор возмездного оказания услуг, договор на выполнение НИОКР[7,с.29].
Если при выполнении процедуры сверки учетных и отчетных данных выявляются несоответствия, то аудитор устанавливает их существенность и причины образования.
Установив тождество учетных и отчетных данных, аудитор оценивает реальность сальдо расчетов с поставщиками и подрядчиками. С этой целью проверяется документальная обоснованность числящихся обязательств:
• имеются ли в регистрах аналитического учета данные о номерах и датах договоров и первичных документов;
• существуют ли указанные в регистре договоры и первичные документы (выборочно);
• соответствуют ли данные по первичным документам и учетным регистрам (выборочно)[14,с.208].
Суммы обязательств, не подтвержденные документально, относятся к сомнительной задолженности. Реальность такой задолженности может быть подтверждена инвентаризацией расчетов.
При оценке реальности задолженности по расчетам с поставщиками контролируются сроки ее возникновения: нет ли задолженности с истекшими сроками исковой давности; нет ли неистребованной дебиторской задолженности, по которой истек установленный срок исполнения обязательств по расчетам.
Важное значение для оценки реальности сальдо расчетов с поставщиками и подрядчиками имеет проверка материалов инвентаризации расчетов. При этом выясняется: со всеми ли поставщиками проведена инвентаризация расчетов, имеются ли акты, соблюдены ли правила их оформления, правильность отражения результатов и документальная обоснованность обязательств по расчетам. Если материалы инвентаризации по отдельным поставщикам отсутствуют (или инвентаризация расчетов с поставщиками не проводилась), аудитор направляет поставщикам запросы от имени проверяемой организации для подтверждения обязательств по расчетам. Обобщая результаты проведенных процедур, аудитор определяет суммы нереальной задолженности[2,с.444].
Проверка операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками проводится по следующим направлениям:
• наличие и правильность оформления договоров;
• полнота и правильность оприходования полученных материальных ценностей (работ, услуг);
• своевременность и правильность оплаты материальных ценностей (работ, услуг).
• аудитор устанавливает, прежде всего, наличие договоров поставки продукции и других хозяйственных договоров на оказание услуг и выполнение работ, а также правильность оформления договоров[14,с.61].
Договоры должны соответствовать требованиям действующего законодательства. К основным из них относятся:
• соблюдение формы договора;
• определение срока исполнения обязательств;
• полнота и своевременность исполнения обязательств сторонами.
Сделки, осуществляемые сторонами умышленно без соблюдения установленной формы, не в полном объеме или несвоевременно, считаются ничтожными (недействительными). Аудиторы выясняют, нет ли подобных сделок в проверяемой организации, и оценивают риски, связанные с такими сделками[9,с.165].
Далее необходимо получить доказательства, что расчеты с поставщиками и подрядчиками за полученные материальные ценности (работы, услуги) отражены в полном объеме, в соответствующем периоде, правильно оценены и отражены в учетных регистрах.
Расчеты за полученные материально-производственные запасы (услуги, работы) должны быть подтверждены сопроводительными документами (товарно-транспортными накладными, товарными накладными, счетами, таможенными декларациями, актами сдачи выполненных работ и т. п.). Аудитор устанавливает подлинность этих документов и правильность оформления. Сопоставляя данные договора (цена, количество, условия доставки, момент перехода права собственности и др.) с данными первичных документов (заказа, счета-фактуры, проектно-сметной документацией), аудитор получает подтверждения о полноте, своевременности и правильности оприходования полученных материальных ценностей (работ, услуг)[16,с.73]. При проверке первичных документов обращается внимание на выделение отдельной строкой НДС во всех расчетно-платежных документах и недопустимость выделения сумм НДС расчетным путем (кроме случаев, обусловленных нормативными документами). Проверяя соблюдение этих требований, аудитор получает подтверждения обоснованности предъявления к зачету НДС по полученным материальным ресурсам и услугам. Его возмещение производится по оплаченным, оприходованным и использованным в производственных целях ценностям.
Завышение задолженности
подрядчиками (следовательно, завышение
себестоимости продукции или
стоимости объектов капитальных
вложений) путем приписки объемов
выполненных работ может быть
выявлено посредством проведения контрольных
обмеров выполненных работ[4,с.
При проверке неотфактурованных поставок (расчетные документы не получены) выясняется, не числятся ли эти поступившие ценности как оплаченные, но находящиеся в пути (дебиторская задолженность).
По сомнительным документам и суммам можно провести встречную сверку документов у поставщика, опрос материально ответственных лиц и специалистов[14,с.34].
По расчетам за импортные поставки дополнительно требуется проверить правильность определения момента перехода права собственности, курса HБ РБ иностранной валюты на дату оприходования ценностей и оплату платежных документов, курсовых разниц, сумм НДС и условий франкировки.
По расчетам за продукцию
(товары, работы, услуги), стоимость
которых выражена в условных единицах,
потребуется проверить
При проверке оплаты счетов
поставщиков и подрядчиков
• подтверждены ли операции по погашению задолженности соответствующими платежными документами (квитанциями к приходному кассовому ордеру, выписками банка и платежными поручениями, актами зачета взаимных требований, векселями, чеками и т. п.);
• подлинность и правильность оформления платежных документов (наличие всех обязательных реквизитов, выделение сумм НДС отдельной строкой, штампы банка, заверенный перевод документов, оформленных на иностранных языках и т. п.);
• соответствие данных платежных документов записям в учетных регистрах по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
• соответствие данных регистра по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» взаимосвязанным регистрам по счетам 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета». 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»[14,с.266].
Проверяя погашение
При проверке операций по зачету взаимных требований необходимо выяснить соблюдение условий, определяемых законодательством:
• наличие встречных задолженностей, признанных и не оспариваемых сторонами (образование встречной дебиторской и кредиторской задолженности);
• однородность встречных требований (например, денежные обязательства, с одной стороны, и вещные с другой, не являются однородными);
• взаимозачету подлежат задолженности, срок которых наступил, не указан или определен моментом востребования;
• документальная обоснованность факта взаимозачета задолженности.
Важно проверить правильность документального оформления таких операций. Например, некорректное оформление (отсутствие подписей должностных лиц, печатей организации и т. п.) актов сверки, писем может привести к признанию операции недействительной и необоснованному предъявлению НДС к зачету[7,с.152].
Зачет взаимных требований оформляется актом сверки расчетов или письмом (заявлением) одной из сторон о зачете взаимных требований, оформленных в двухстороннем порядке.
При невозможности установить стоимость активов, переданных или подлежащих передаче, их стоимость определяется исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные МПЗ.
Разница между ценой, указанной в договоре мены, и балансовой стоимостью оприходованных ценностей отражается на счете 91 «Прочие доходы и расходы», а полученный убыток не уменьшает налогооблагаемую прибыль.
Завершая проверку расчетов с поставщиками и подрядчиками, аудитор обобщает выявленные отклонения и несоответствия с учетом границы существенности, принятой при планировании, и уточняет предварительную оценку реальности сальдо[14,с.89].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В первой части работы были рассмотрены теоретические основы учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. Поставщики и подрядчики – это организации, поставляющие сырье, материалы и другие товарно-материальные ценности, а также оказывающие различные виды услуг и выполняющие разные работы.
В настоящее время организации
сами выбирают форму расчетов за поставленную
продукцию или оказанные
В ходе выполнения работы были изучены главные аспекты данной темы, изучено предназначение счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками». Счет 60 является преимущественно пассивным. По его кредиту отражается возникающая кредиторская задолженность, а по дебету – ее погашение. Аналитический учет по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей по каждому поставщику и подрядчику.
В следующей главе были изучена методика анализа расчетов с поставщиками и подрядчиками. В анализе важное место занимает анализ дебиторской и кредиторской задолженности, под которой подразумевается не только задолженность поставщикам, но и кредиты, займы, расчёты с бюджетом и прочие пассивы. Большое значение имеет анализ задолженности в разрезе сроков погашения обязательств. Можно сделать вывод, что изменения дебиторской и кредиторской задолженности, их состав, структура и качество, а также интенсивность их увеличения или уменьшения оказывают большое влияние на финансовое состояние предприятия.
На основе данных работы можно сформулировать следующие рекомендации:
– необходимо проверять правильность оформления сопроводительных документов;
– необходимо производить анализ состава и структуры дебиторской и кредиторской задолженности по конкретным поставщикам и покупателям,
– постоянно следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности;
– контролировать оборачиваемость
дебиторской и кредиторской задолженности,
а также состояние расчетов по
просроченной задолженности, так
как в условиях инфляции всякая
отсрочка платежа приводит к тому,
что предприятие реально
В третьей части работы была выстроена методика проведения аудиторской проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, построен план и составлена программа проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. Необходимость аудиторской проверки состоит в том, чтобы осуществлять контроль за наличием и правильностью составления договоров с поставщиками и подрядчиками, проверка наличия и правильности оформления первичных документов по учету расчетов, учет сумм налога на добавленную стоимость по выставленным и оплаченным счетам, своевременная оплата счетов поставщиков и правильное отражение расчетов с поставщиками и подрядчиками в бухгалтерской отчетности.
При проверке учета расчетов
с поставщиками и подрядчиками аудитору
необходимо оценить качество первичной
информации, поступающей в систему
бухгалтерского учета. Связано это
с тем, что практически все
документы данного раздела
Всё выше сказанное следует, что учет расчетов с поставщиками и подрядчиками по праву занимает одно из центральных мест во всей системе учета