Расчеты туристических фирм с населением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:30, контрольная работа

Описание

Абсолютное большинство туристических фирм реализует турпродукты физическим лицам-туристам, являющимся конечными потребителями туруслуг. Лишь незначительная часть турфирм работает с юридическими лицами-заказчиками. В этой связи часто возникают вопросы, связанные с правильным и удобным для турфирмы способом приёма оплаты за турпродукт у населения. Чтобы выбрать приемлемый для себя способ оплаты турпродукта, организация должна представлять, какие способы расчётов в принципе допустимы между физическими и юридическими лицами, порядок их осуществления, а также присущие им достоинства и недостатки.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Расчеты турфирмы с населением. Особенности………………………4
Глава 2. Учет расчетов с покупателями и заказчиками……………………….16
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы………………………………………………………………20

Работа состоит из  1 файл

КР.doc

— 96.50 Кб (Скачать документ)

через оперкассу, либо в фиксированной  сумме. Она должна покрывать арендный платёж (по договору аренды или субаренды  кассового помещения между предприятием и банком), расходы банка на охрану, инкассацию и оплату труда кассовых работников, связанные с ней налоги и сборы, а также обеспечивать банку приемлемый маржинальный доход. Сумма ежемесячной оплаты оперкассы достаточно велика (по состоянию на дату написания этого текста фиксированная ставка составляла 140-180 тыс. руб.) и обычно под силу лишь крупным организациям туризма. Она может быть уменьшена за счёт позволения банку совершать через оперкассу операции не только с клиентами турфирмы, но и с посторонними лицами. Однако присутствие этих посторонних лиц в офисе не всегда удобно турфирме.

     Технология  оплаты через оперкассу следующая: турист получает у менеджера турфирмы счёт на оплату тура, предъявляет его  в оперкассу, вносит в неё деньги (при этом возможно внесение не только валюты РФ, но и иностранной валюты), банк принимает деньги, при необходимости конвертирует инвалюту в рубли и перечисляет их на банковский счёт турфирмы, а клиенту выдаёт банковские документы, подтверждающие платёж. При этом в зависимости от особенностей данного конкретного платежа оплата может осуществляться как с открытием, так и без открытия туристу счёта в банке. Следует иметь ввиду, что данная схема даёт сбой при попытке внесения денег физическим лицом-нерезидентом, а также физическим лицом от имени юридического лица. Эти категории клиентов могут обслуживаться собственной кассой предприятия. В связи с «превращением» оперкассой наличных средств в безналичные, необходимо договориться с банком о сроках их поступления на счёт, а в связи с возможностью совершения оперкассой валютообменных операций необходимо достигнуть с банком соглашения о курсе, по которому будет осуществляться обмен иностранной валюты, вносимой плательщиком, на валюту РФ. Он может быть равен курсу ЦБ РФ или внутреннему курсу банка.  

     В первом случае, как правило, турфирме придётся самой возмещать банку разницу между его внутренним курсом и курсом ЦБ РФ, что повлечёт дополнительные расходы. Поэтому целесообразно позволить банкирам менять валюту по их внутреннему курсу (расходы по обмену валют в этом случае несёт сам клиент, но никто не заставляет его платить инвалютой).

     Основными преимуществами использования в  расчётах с туристами оперкассы  являются обособленность её территории (при проверке  предприятия соответствующими органами они должны иметь отдельное предписание на проверку оперкассы, ведь она – другое юридическое лицо), возможность обслуживать клиентов при фактической оплате ими инвалютой или смешанным валютно-рублёвым платежом (банки обычно имеют лицензию на работу с иностранной валютой, но уточнить это не помешает), возможный отказ от содержания собственной кассы (эта экономия должна быть учтена при финансовом обосновании целесообразности оперкассы), возможность обслуживания одной оперкассой нескольких юридических лиц, расположенных рядом (соответствующее разделение между ними затрат по оперкассе и экономия каждого из них на собственной кассе). Кроме того, в оперкассе могут обслуживаться и клиенты с платёжными картами. Правда, не в варианте эквайринга, а в варианте снятия наличных со своего карточного счёта (за стандартную плату) и последующего их внесения в оплату турпродукта (расходы по платежу несёт не турфирма, а сам держатель карты). Помимо сказанного, немаловажным является тот факт, что турфирма может быть уверена в получении оплаты, не дожидаясь фактического поступления денег на свой счёт. То есть может спокойно выдавать туристам документы на тур на основании документа оперкассы, подтверждающего платёж. Более того, не лишним будет знать, что такой порядок закреплён законодательно. Для многих турфирм эти преимущества перевешивают высокую стоимость оперкассы.

     Относительно  недавно у турфирм появился ещё один законный 

способ  расчётов с туристами – через  платёжных агентов. Для организации этого способа расчётов можно заключить договор с оператором по приёму платежей, на основании которого он будет принимать от физических лиц наличные деньги и перечислять их на нужный счёт. Для получения права заниматься указанной деятельностью оператор по приёму платежей должен быть соответствующим образом зарегистрирован в Федеральной службе по финансовому мониторингу. Необходимо отметить, что приём платежей платёжным агентом может осуществляться как при непосредственном участии его сотрудников, так и через платёжные терминалы, функционирующие в автоматическом режиме.

     На  практике такой способ платежей встречается крайне редко. Тем не менее, некоторые его достоинства и недостатки очевидны.

     К достоинствам следует отнести возможность  совершения клиентами территориально удалённых платежей, низкие затраты турфирмы на содержание терминала платёжного агента (по сравнению с оперкассой или кассой предприятия), возможность одного юридического лица быть платёжным агентом всех аффилированных юридических лиц (фактически – одна касса на несколько юридических лиц).

     К недостаткам относятся появление  ещё одного контролирующего органа (Федеральной службы по финансовому  мониторингу), ответственность турфирмы за своего платёжного агента (платёж считается  принятым турфирмой в момент передачи клиентом денег платёжному агенту), оплата услуг платёжного агента (по договору с ним), право платёжного агента взимать ещё и платёж с клиента (думается, это право может быть ограничено в договоре с платёжным агентом, либо повлиять на размер уплачиваемого ему предприятием вознаграждения), а также недостаточный охват платёжными агентами территории нашей страны. При принятии решения о работе через платёжного агента важно также выяснить,

как много  времени пройдёт с момента получения им денег от клиента до  

момента поступления этих денег на банковский счёт.

     Определённый  интерес для некоторых турфирм  могут представлять также расчёты  векселями. Простой вексель является ценной бумагой, удостоверяющей ничем  не обусловленное обязательство  векселедателя (туриста) выплатить  по наступлении предусмотренного векселем срока полученные взаймы денежные суммы. Отношения сторон по векселю регулируются отдельным законом. Требования к оформлению векселя и дальнейшему его обращению давно и чётко регламентированы.

     Суть  вексельной формы расчётов заключается в том, что в оплату тура турист выдаёт турфирме не деньги, а вексель. Вексель передаётся по акту, никаких других документов (чеки ККМ, БСО и т.п.) не оформляется. При этом в момент его передачи все обязательства туриста по оплате турпродукта считаются исполненными и между ним и турфирмой остаются только отношения, связанные с векселем. В указанный на векселе срок и в указанном на нём месте турист-векселедатель обязан уплатить турфирме-векселедержателю  указанную на векселе сумму. Поскольку передача этой суммы не является оплатой товаров, работ или услуг, при её получении турфирме также не следует оформлять чек ККМ, БСО или что-то подобное, а достаточно вернуть сам вексель и составить об этом акт. Помимо прочего, изготовление векселя не требует почти никаких затрат: при соблюдении всех формальных требований к реквизитам он может быть оформлен даже на тетрадном листе от руки. Тем не менее, при использовании вексельной схемы расчётов существует ряд рисков. Главный из них – риск несостоятельности векселедателя. Если турист выписал фирме вексель на сумму одного миллиона рублей, а всё его имущество оценивается в пятьсот тысяч рублей, то взыскать разницу будет не с кого.

     Вексельным  законодательством предусмотрен стандартный  выход из такой ситуации в виде аваля (поручительства третьего лица по данному векселю). Авалист отвечает по векселю так же, как и тот, за кого он дал  

аваль. В качестве авалиста может выступить, например, работодатель туриста или  иное лицо, в состоятельности которого фирма уверена. Нестандартным, но вполне приемлемым для турфирмы способом обеспечения оплаты векселя может являться обыгрывание в договоре реализации турпродукта вопросов удержания (как способа обеспечения) и т.п. в сочетании с правильными сроками оплаты одного или нескольких векселей. Ещё одним недостатком вексельной схемы расчётов является повышенное внимание к ней фискальных органов (как следствие редкого использования). В качестве характерной особенности векселя следует указать способность его быть платёжным средством в расчётах фирмы с третьими лицами. Если конечно они согласятся принять в качестве оплаты вексель, выданный данным конкретным векселедателем и гарантированный данным конкретным авалистом.

     Существуют  и другие, менее распространённые способы расчётов (почтовые переводы, наложенный платёж и другие).

     В целом, используемые турфирмой способы  расчётов должны соответствовать законодательству, быть экономичными, надёжными, способствовать привлечению и удержанию клиентов (удобством совершения платежа), а  также быть простыми и понятными как для плательщика, так и для получателя средств.   
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Учет расчетов с покупателями и заказчиками  

     Для учета расчетов с покупателями и заказчиками предназначен счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

     К счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» могут   быть открыты субсчета:

     62-1 «Расчеты в порядке инкассо»,

     62-2 «Расчеты плановыми платежами»,

     62-3 «Векселя полученные» и другие.

     На  субсчете 62-1 «Расчеты в порядке инкассо» учитываются расчеты по предъявленным покупателям и заказчикам и принятым банком к оплате расчетным документам за отгруженную продукцию (товары), выполненные работы и оказанные услуги.

     На  субсчете 62-2 «Расчеты плановыми платежами» учитываются   расчеты с покупателями и заказчиками при наличии хозяйственных длительных связей с ними, если такие расчеты носят постоянный  характер и не завершаются поступлением оплаты по отдельному расчетному документу, в частности расчеты плановыми платежами.

     На  субсчете 62-3 «Векселя полученные» учитывается задолженность по расчетам с покупателями и заказчиками, обеспеченная полученными векселями.

     Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» дебетуется в корреспонденции со счетами 46 «Реализация продукции (работ, услуг)», 47 «Реализация и прочее выбытие основных средств», 48 «Реализация прочих активов» на суммы, на которые покупателям (заказчикам) предъявлены расчетные документы (при применении метода определения выручки от реализации продукции (работ, услуг, товаров) по их отгрузке.

     Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» кредитуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов на суммы  

поступивших платежей, зачета полученных авансов и т.п. Если по полученному векселю, обеспечивающему задолженность покупателя (заказчика), предусмотрен процент, то по мере погашения этой задолженности делается запись по дебету счета 51 «Расчетный счет» или 52 «Валютный счет» и кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (на сумму погашения задолженности) и 80 «Прибыли и убытки» (на величину процента).

     Аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями и   заказчиками» ведется по каждому  предъявленному покупателям   (заказчикам) счету, а расчетов плановыми платежами  – по каждому покупателю и заказчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения данных о задолженности по расчетам с покупателями и заказчиками, обеспеченной: векселями, срок поступления денежных средств, по которым не наступил; векселями, дисконтированными (учтенными) в банках; векселями, по которым денежные средства не поступили в срок.

     Счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" корреспондирует со счетами:

По  дебету По кредиту
30 Некапитальные  работы 

36 Выполненные этапы по   незавершенным работам

41 Товары 

45 Товары отгруженные

46 Реализация  продукции (работ, услуг) 

47 Реализация  и прочее выбытие   основных  средств 

48 Реализация  прочих активов 

50 Касса 

51 Расчетный  счет 

52 Валютный счет 

55 Специальные  счета в банках 

60 Расчеты с  поставщиками и подрядчиками 

62 Расчеты с  покупателями и   заказчиками 

80 Прибыли и  убытки 

50 Касса 

51 Расчетный  счет 

52 Валютный счет 

57 Переводы в  пути 

60 Расчеты с  поставщиками и 

подрядчиками 

62 Расчеты с  покупателями и 

заказчиками

64 Расчеты по  авансам полученным 

80 Прибыли и убытки

82 Оценочные  резервы 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     В целом, используемые турфирмой способы расчётов должны соответствовать законодательству, быть экономичными, надёжными, способствовать привлечению и удержанию клиентов (удобством совершения платежа), а также быть простыми и понятными как для плательщика, так и для получателя средств.

     Учетная политика торгового предприятия принимается на длительный период с учетом условий хозяйствования и информационного содержания заключенных с покупателями товаров договоров. Согласно выбранной учетной политике на предприятии устанавливается метод учета реализации товаров, то есть момент, когда товары считаются проданными. Моментом реализации товаров может быть признана оплата товаров (поступление денежных средств на счета и в кассу торгового предприятия) или их выдача и предъявление покупателю расчетных документов к оплате.

Информация о работе Расчеты туристических фирм с населением