Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:58, курсовая работа
Цель написания курсовой работы – более глубокое изучение вопросов проведения ревизии и аудита товарных запасов на примере оптового торгового предприятия - обособленного структурного подразделения открытого акционерного общества «Минскконтракт» - филиала №1. Для достижения цели был обработан научные публикации по исследуемым вопросам, а также практический материал по бухгалтерскому учету на предприятии, аудиту и ревизии товарных запасов.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТОВАРНЫЕ ЗАПАСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ КАК ОБЪЕКТ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ 4
1.1. ТОВАРНЫЕ ЗАПАСЫ: ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ ИХ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ. 4
1.2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОВЕРКИ ОПЕРАЦИЙ С ТОВАРАМИ И ТАРОЙ. 5
1.3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ СУБЪЕКТА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ. 7
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ РЕВИЗИИ ОПЕРАЦИЙ ПО УЧЕТУ ТОВАРОВ И ТАРЫ ……………………………………………………………………………………………………………..11
2.1. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ РЕВИЗИИ УЧЕТА ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ. 11
2.2. ПРОВЕРКА ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ СОХРАННОСТИ ТОВАРОВ И ТАРЫ. 12
2.3. ПРОВЕРКА ПОЛНОТЫ И ПРАВИЛЬНОСТИ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ОФОРМЛЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ ПО ПОСТУПЛЕНИЮ, РЕАЛИЗАЦИИ И ПРОЧЕГО ВЫБЫТИЯ ТОВАРОВ И ТАРЫ. 13
2.4. ПРОВЕРКА ПРАВИЛЬНОСТИ, ПОЛНОТЫ И СВОЕВРЕМЕННОСТИ ЗАПИСЕЙ В РЕГИСТРЫ СИНТЕТИЧЕСКОГО И АНАЛИТИЧЕСКОГО УЧЕТА ТОВАРОВ И ТАРЫ. 17
2.5. ПРОВЕРКА ДОСТОВЕРНОСТИ И ВЗАИМОУВЯЗКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ И СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ПО ТОВАРНЫМ ЗАПАСАМ. 20
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРКИ ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ 22
3.1. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ СОХРАННОСТИ ТОВАРОВ И ТАРЫ. 22
3.2. ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ РЕВИЗИИ УЧЕТА ТОВАРОВ И ТАРЫ. 23
3.3. ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ, ПРОВЕДЕНИЯ И ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ОФОРМЛЕНИЯ АУДИТА ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
ЛИТЕРАТУРА 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 35
В процессе контроля выявляют не только недостатки, но и положительные стороны деятельности. Последние как передовой опыт могут стать достоянием других субъектов хозяйствования, благодаря чему реализуется мобилизующая функция контроля.
Последовательность и порядок проведения ревизии зависят от задания на ревизию и объема деятельности торгового предприятия, его структуры, состояния учета и контроля за движением товарно-материальных ценностей.
Последовательность ревизии такая. Ревизию начинают с внезапной инвентаризации денег в кассе и других товарно-материальных ценностей на складе ли в отделе реализации филиала №1 ОАО «Минскконтракт». К проведению инвентаризации следует привлечь бухгалтеров, экономистов, финансистов, юристов, товароведов и других специалистов. Потом ревизор обследует склад или магазины (если они есть), осуществляет проверку состояния складских и торговых помещений и соблюдение порядка прием и реализации товаров за количеством и качеством. Затем ревизор начинает документальную ревизию с применением приемов и способов экономического анализа.
Ревизию операций с товарно-материальными ценностями осуществляют выборочно. Однако сплошной проверке подлежат актированные потери (акты на списание боя, лома, брака, порча товарно-материальных ценностей, акты на завышение веса тары, акты на переоценку товаров), а также сравнительные ведомости, расчеты естественного убытка товаров, документы на внутреннее перемещение и возвращения товаров, затраты обращения, торговая наценка, доходы от реализации и финансовые результаты.
Сплошным способом проверяются товарные операции, если при их ревизии установлены существенные нарушения и злоупотребление.
Старательно проверяется осуществления оперативного контроля за выполнением договоров на снабжение и сбыт товаров, особенно, чем соблюдение цен и торговых наценок.
Приведем схему
Последовательность ревизии движения и наличия товарных запасов на оптовых составах отражена в таблице 3.
Таблица 3
Последовательность ревизии товарных запасов в филиале №1
ОАО «Минскконтракт»
Первичные документы по поступление и реализации товаров |
Отчеты о движении товаров |
Журнал-ордер № 7 |
Главная книга |
Оборотная ведомость по синтетическим счетам |
Баланс |
Встречная проверка операций по субсчетам 41-1 "Товары на складах ", 41-2 "Товары в розничной торговле", 41-3 "Тара под товаром и порожняя", 41-4 "Покупные изделия", 41-5 "Предметы проката" и другие с соответствующими операциями по счетам 10, 15, 20, 23, 26, 29, 37, 60, 62, 76 и др. |
Анализ товарооборота и товарных запасов |
Ревизионный процесс состоит из целого ряда последовательных этапов. Каждый из этапов имеет свое содержание, функциональное назначение и отделен по времени.
После окончания организационной работы на предприятии ревизор начинает документальную и фактическую проверки. На протяжении ревизии на отдельных листах бумаги (или в рабочей тетради или журнале) ревизор систематизирует материалы ревизии, регистрирует факты нарушений, злоупотреблений, группируя их за однородными признаками и соответственно структуре основного акта ревизии, то есть по его разделам.
До проведения ревизии составляется план проверки, в который после проверки вносятся фактические данные (фрагмент такого плана в таблице 4).
Таблица 4
Рабочий план проведения ревизии товаров и тары в филиале №1
ОАО "Минскконтракт"за 2003 год
№ |
Название работы |
Способ проведения ревизии (сплошной, выборочный) |
Срок выполнения | |
по плану |
фактически | |||
1 |
Ревизия расчетов по операциям с тарой |
Сплошной |
15 сентября 2003 г. |
15 сентября 2003 г. |
2 |
Ревизия операций с дебиторами и кредиторами |
Выборочный |
21сентября 2003 г. |
22 сентября 2003 г. |
3 |
Ревизия операций с транспортными организациями |
Выборочный |
23сентября 2003 г. |
23сентября 2003 г. |
4 |
Ревизия расчетов с товарами на складах |
Выборочный |
26 сентября 2003 г. |
27 сентября 2003 г. |
Во время контроля и ревизии затрат ревизору следует руководствоваться Инструкцией о порядке организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц в системе Министерства торговли Республики Беларусь.
При проверке правильности списания недостачи товаров в пределах норм естественной убыли ревизор устанавливает: наличие документов на недостачу, выявленную при приемке товаров от транспортных организаций и при инвентаризации; правильность выбранной нормы естественной убыли с учетом времени года и географической зоны расположения ревизуемого предприятия; правильность рассчитанных норм на сроки хранения свыше 30 суток по продовольственным товарам, по которым нормы установлены на соответствующие сроки хранения (до 2, 3, 7, 15 и 30 суток); правильность определения средних сроков хранения товаров и арифметических вычислений и подсчетов.
По первичным расходным
Акты на бой, лом и
порчу товаров и тары подлежат
сплошной проверке, в процессе которой
следует установить, соблюдается
ли порядок составления таких
актов, а именно: участвуют ли при
их составлении представители
Ревизор проверяет, своевременно ли ведется
аналитический учет товаров и
тары, его достоверность и
При этом выясняется, соблюдается ли порядок, при котором бухгалтерия предприятия выдает материально ответственным лицам товарные книги или карточки складского учета в пронумерованном виде и под расписку, сдаются ли использованные карточки и книги в бухгалтерию, где хранятся наравне с бухгалтерскими документами. Кроме того, ревизор устанавливает, осуществляют ли работники бухгалтерии систематические проверки записей в карточках или книгах складского учета. В процессе ревизии операций по движению товаров и тары просматриваются все карточки или машинные регистры аналитического учета. При выявлении карточек или машинных регистров, по которым значится кредитовый (красный) остаток, ревизор по данным первичных документов выясняет причины таких остатков.
Особое внимание при этом уделяется погашению кредитовых остатков. Если такие остатки явились результатом непоследовательности записей данных первичных документов в регистрах аналитического учета (сначала были записаны расходные, а затем приходные документы за одно и то же число), то об этом отмечается в акте и обращается внимание материально ответственного лица на необходимость соблюдения порядка записей документов в учетных регистрах. Когда кредитовые остатки явились результатом списания по расходным документам больше товара или тары, чем их поступило по приходным документам, их можно погашать (т. е. оприходовать) лишь после проведения инвентаризации. Если кредитовые остатки погашались самим материально ответственным лицом, ревизор тщательно проверяет все операции, отраженные в учетных регистрах, проводит инвентаризацию этих товаров и устанавливает соответствующие результаты — излишки или недостачи, по которым принимаются меры, предусмотренные действующими положениями. Одновременно принимаются соответствующие меры к материально ответственному лицу, осуществившему самовольное погашение кредитовых остатков.
Контроль финансово-
Поступление товаров в филиал № 1 ОАО «Минскконтракт» осуществляется на основании заключенных договоров с поставщиками (приложение 11).
При проверке договоров
оптового торгового предприятия
устанавливают по каждому договору
наличие всех реквизитов, подписей
должностных лиц, которые должны
проверять соответствие заключенных
договоров действующим
Следующий этап ревизии — это проверка реальности сальдо на первое число месяца, ближайшего к дате ревизии по субсчету «Товары на базах, складах и кладовых», счет 45 «Товары отгруженные, выполненные работы и услуги» (по всем пяти статьям), а также по статье баланса «Товары в пути». Данная проверка осуществляется на основании данных учетных регистров, товарных отчетов и первичных документов. Стоимость товаров и тары, числящихся в пути, должна быть подтверждена платежными требованиями поставщиков и документами транспортных организаций. Товары и тара могут считаться в пути только в течение установленного срока.
По счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» проверяют, своевременно ли списывается стоимость товаров по счетам, по которым истекли сроки доставки.
Учитывая важность выполнения поставщиками договоров поставки, ревизор проверяет состояние претензионного дела: вовремя ли предъявляются претензии за нарушение условий договоров; ведется ли оперативный учет претензий; нет ли случаев отказа от удовлетворения претензий, а если такие факты есть, то выясняет, чем они вызваны и виновных лиц; нет ли случаев списания на убытки без соответствующего основания суммы предъявленных претензий; По журналу учета выданных доверенностей ревизор проверяет, со всеми ли работниками, которым выдаются доверенности на получение товарно-материальных ценностей, заключены договоры о полной материальной ответственности. Данные журналов регистрации доверенностей сопоставляют с данными журнала регистрации документов и контроля за поступлением грузов и приходными документами.
Полноту и своевременность оприходования товаров и тары проверяют сопоставлением документов получателя, т. е. ревизуемого предприятия с документами поставщика. При этом определяют, соответствуют ли количество, сортность, цена и стоимость оприходованных товаров данным, значащимся в документах поставщика. Кроме того, сопоставляют данные товарных отчетов и приложенных к ним документов с записями в учетных регистрах по счетам 41 «Товары» и 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». При проверке первичных документов на оприходование товарно-материальных ценностей обращают внимание на их оформление, наличие необходимых подписей, количественных, суммовых и других обязательных реквизитов, правильность арифметических вычислений и подсчетов. В случае необходимости проводится встречная проверка данных документов поставщика, находящихся в делах ревизуемого предприятия, с аналогичными документами, находящимися у поставщика, посредством оформления письменного запроса или непосредственно у поставщика.
По товарным отчетам материально ответственных лиц нужно проверять правильность переноса остатков в последующие отчеты и наличие первичных документов к ним.
Ревизор подвергает сплошной проверке акты приемки по количеству и качеству (включая проверку сертификатов соответствия (Приложение 18) и других документов (Приложение 19)), составляемые при установлении расхождения при приемке между документальными данными поставщиков и фактическими. При этом проверяющий устанавливает, не было ли случаев, когда транспортные организации без основания отказывались составлять коммерческие акты на недостачу и повреждения товаров, возникшие в пути. Кроме того, рассматривает каждую претензию, предъявленную поставщикам на недостачи, понижение качества, завышение цен и выявляет те, по которым истекли сроки исковой давности, и неудовлетворенные по каждой претензии, а также устанавливает причины несвоевременности рассмотрения или неудовлетворения предъявленных претензий и виновных лиц ревизуемого предприятия, допустивших нарушение при приемке по количеству и качеству, при оформлении актов, а также при оформлении и предъявлении претензии и т. п. Одновременно проверяющий определяет сумму ущерба, списанную на потери, и лиц, с которых эта сумма должна быть взыскана.
При рассмотрении претензий, предъявленных поставщикам, нужно установить, на каких складах и какие комиссии наиболее часто составляют акты, претензии по которым не удовлетворяются. По таким актам посредством бесед с членами комиссий, другими работниками складов и предприятия, а также сопоставлением их данных с другими документами следует выяснить их обоснованность и реальность.
Информация о работе Ревизия и аудит товарных операций в оптовой торговле