Ревизия и аудит товарных операций в оптовой торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:58, курсовая работа

Описание

Цель написания курсовой работы – более глубокое изучение вопросов проведения ревизии и аудита товарных запасов на примере оптового торгового предприятия - обособленного структурного подразделения открытого акционерного общества «Минскконтракт» - филиала №1. Для достижения цели был обработан научные публикации по исследуемым вопросам, а также практический материал по бухгалтерскому учету на предприятии, аудиту и ревизии товарных запасов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТОВАРНЫЕ ЗАПАСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ КАК ОБЪЕКТ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ 4
1.1. ТОВАРНЫЕ ЗАПАСЫ: ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ ИХ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ. 4
1.2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОВЕРКИ ОПЕРАЦИЙ С ТОВАРАМИ И ТАРОЙ. 5
1.3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ СУБЪЕКТА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ. 7
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ РЕВИЗИИ ОПЕРАЦИЙ ПО УЧЕТУ ТОВАРОВ И ТАРЫ ……………………………………………………………………………………………………………..11
2.1. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ РЕВИЗИИ УЧЕТА ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ. 11
2.2. ПРОВЕРКА ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ СОХРАННОСТИ ТОВАРОВ И ТАРЫ. 12
2.3. ПРОВЕРКА ПОЛНОТЫ И ПРАВИЛЬНОСТИ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ОФОРМЛЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ ПО ПОСТУПЛЕНИЮ, РЕАЛИЗАЦИИ И ПРОЧЕГО ВЫБЫТИЯ ТОВАРОВ И ТАРЫ. 13
2.4. ПРОВЕРКА ПРАВИЛЬНОСТИ, ПОЛНОТЫ И СВОЕВРЕМЕННОСТИ ЗАПИСЕЙ В РЕГИСТРЫ СИНТЕТИЧЕСКОГО И АНАЛИТИЧЕСКОГО УЧЕТА ТОВАРОВ И ТАРЫ. 17
2.5. ПРОВЕРКА ДОСТОВЕРНОСТИ И ВЗАИМОУВЯЗКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ И СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ПО ТОВАРНЫМ ЗАПАСАМ. 20
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРКИ ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ 22
3.1. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ СОХРАННОСТИ ТОВАРОВ И ТАРЫ. 22
3.2. ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ РЕВИЗИИ УЧЕТА ТОВАРОВ И ТАРЫ. 23
3.3. ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ, ПРОВЕДЕНИЯ И ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ОФОРМЛЕНИЯ АУДИТА ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
ЛИТЕРАТУРА 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа на тему- «ревизия и аудит товарных операций в оп.doc

— 333.00 Кб (Скачать документ)

При разработке общего плана аудита необходимо учитывать:

     данные  предварительного планирования;

     оценку  риска внутреннего контроля;

     определение  существенности для целей аудита;

     оценку    вероятности   существенного   искажения  отражения   в  бухгалтерском  учете  хозяйственных  операций проверяемым субъектом  с учетом прошлых проверок;

     выявление   наиболее  сложных  участков  бухгалтерского   учета, подлежащих  аудиту;

     возможность  изменения подхода к специфическим  областям аудита;

     соответствие  методик бухгалтерского учета  субъекта нормативным правовым  актам;

     выполнение принципа непрерывности планирования;

     условия  проведения аудита.

Программа  аудита  составляется  в  развитие  общего  плана аудита и представляет собой  детальный перечень аудиторских  процедур, необходимых    для    практической    реализации  плана  аудита,   и предполагаемый перечень рабочей документации аудитора.

Аудиторская  организация  (аудитор)  должны  разработать  и документально  оформить  программу аудита.

В  ходе проведения аудита программа может пересматриваться.

Выводы  аудитора  по каждому разделу аудиторской программы, документально  отраженные  в рабочей документации аудитора, являются фактическим    материалом    для  составления  аналитической   части аудиторского   заключения,  а  также  основанием  для   формирования объективного  мнения  аудитора  о  бухгалтерской отчетности субъекта предпринимательской  деятельности (заключительной части аудиторского заключения).

Следует отметить, что учет всех передвижений товаров должен подтверждаться первичными документами. Первичные документы должны содержать обязательные реквизиты: наименование документа, код формы, дату составления, содержание хозяйственной операции, количественное и стоимостное выражение затрат, подписи ответственных лиц с расшифровкой фамилии, имени, отчества. Таким образом, в сомнительных случаях подлинность первичных документов и обоснованность списания затрат нетрудно установить.

Наилучшие результаты внешнего контроля  (в рамках  поставленной договором цели проверки) достигаются путем разумного и четкого сочетания всех форм  - по времени проведения контроля и использования организационных систем  обратной связи с объектами субъекта аудиторской проверки.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В рыночных условиях хозяйствования контроль является важным фактором эффективного управления производственными и коммерческими структурами, осуществляемого для получения максимального дохода и выполнения обязательств перед государством относительно уплаты налогов.

Внутренний контроль является одной из отправных точек, с которых идет совершенствование работы всего предприятия в целом и бухгалтерии, в частности. Внутренний контроль способствует работникам бухгалтерии в решении их задач. Основываясь на внешних и внутренних данных, оперативно пополняющихся, он также дает возможность администрации предприятия оперативно и с наилучшей выгодой решать вопросы жизнедеятельности предприятия.

Вместе с  тем не следует занижать значение внешнего контроля: ревизии и аудита. Информационная функция состоит в том, что полученная во время контроля информация является основанием для принятия соответствующих решений и проведения корректирующих действий, благодаря которым обеспечивается нормальное функционирование проверяемого объекта. Основная функция государственной контрольно-ревизионной службы — осуществление контроля за расходованием средств и материальных ценностей, их хранением, состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Основными источниками  контроля учета товаров и тары являются: первичная документация, сметы затрат, бухгалтерские записи на счетах затрат на элементам (счета: 41 «товары», 42 «Торговая наценка», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,  68 «Расчеты с бюджетом» (чрезвычайный налог, налог на землю, экологический налог), 18 «НДС», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»); регистры бухгалтерского финансового учета - журналы-ордера и соответствующие ведомости; данные финансовой отчетности (баланс, отчет о финансовых результатах), статистическая и оперативная отчетность.

Внутрихозяйственный (внутренний) финансовый контроль осуществляется собственниками, бухгалтерскими, финансовыми и другими функциональными службами предприятий.

Ревизионный процесс  состоит из целого ряда последовательных этапов. Каждый из этапов имеет свое содержание, функциональное назначение и отделен по времени.

План проведения ревизий  и проверок сохраняется у руководителя контрольно-ревизионного органа и не подлежит разглашению с целью  обеспечения внезапности каждой ревизии или проверки.

Программа ревизии включает перечень конкретных вопросов, которые подлежат проверке, период, за который может быть проведенная ревизия, а также описание процедуры его осуществления.

Контроль финансово-хозяйственной  деятельности производится путем изучения действующей у проверяемого юридического лица системы внутрихозяйственного учета, контроля и экономического анализа.

Показатели бухгалтерской  отчетности должны быть тождественны показателям, отраженным в статистической отчетности, предоставленной предприятием в районные отделы статистики.

Результаты ревизий и проверок используются бухгалтерией ОАО «Минскконтракт» для исправления учетных данных.

В  процессе проведенных проверок не были обнаружены факты, из которых можно  было  бы  сделать  вывод о несоответствии системы внутреннего контроля ОАО «Минскконтракт» масштабам и характеру его деятельности.

Ответственность за достоверность  данных, содержащихся в акте, несут  проверяющие.

По результатам выездной комплексной проверки юридического лица, в ходе которой выявлены нарушения  законодательства о налогах и предпринимательстве, составляется акт выездной налоговой проверки. Если в ходе проверки не установлено нарушений законодательства - составляется справка.

Аудиторские проверки необходимы государственным органом, судам, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности. В результате аудита выдается аудиторское заключение – документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

  1. Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в закон Республики Беларусь “О бухгалтерском учете и отчетности”», 2001.
  2. Закон Республики Беларусь 18 декабря 2002 г. N 164-З “Об аудиторской  деятельности».
  3. Указ Президента Республики Беларусь от 25 мая 2000 г. № 293 «О мерах по усилению ведомственного контроля в Республики Беларусь».
  4. Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29 июля 2002 г. № 79 «О внесении изменений и дополнений в положение о порядке организации и проведения проверок налоговыми органами, утвержденное приказом Государственного налогового комитета Республики Беларусь от 30 декабря 1999 г. № 326».
  5. Приказ Министерства торговли Республики Беларусь от 2 июля 2002 г. № 71 «Об утверждении инструкции о порядке организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц в системе Министерства торговли Республики Беларусь».
  6. Приказ Министерства торговли Республики Беларусь от 12 июля 2000 г. № 52 «О мерах по усилению ведомственного контроля».
  7. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, Методические указания МФ РБ № 54 от 5.12.1995 г. Минск, 1996..
  8. Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита. – М.: Филинъ, 1996. – 424 с.
  9. Белый И.Н., Сушкевич А.Н. Организация бухгалтерского учета и аудита: курс лекций. – Минск: БГЭУ, 1995. – 77 с.
  10. Белый И.Н., Сушкевич А.Н. Организация бухгалтерского учета и внутреннего аудита на предприятиях и в организациях. – Минск: ПКФ «Экаунт», 1996. –74 с.
  11. Бухгалтерский учет в торговле и общественном питании. Под ред. Л.И.Кравченко. - Минск: «ФУА информ», 2000. - 528 с.
  12. Гребнев А.И., Никулин А.И., Гонжаров В.П. Совершенствование управления торговлей.-М.: Экономика, 1988. – 230 с.
  13. Катько А.А. Актуальные вопросы и проблемы аудита в Республике Беларусь // Бухгалтерский учет и анализ. – 1999. - № 1. – С. 36-37.
  14. Ковалев В.П. Транспортно-складское хозяйство: Справ. пос. - Минск:Высш. шк., 1994. - 208 с.
  15. Макоед И.А., Пупко Г.М. Аудит. В 2-х ч. Ч.1. – Минск: НИУ, 1999. – 227 с.
  16. Мезенцева Т.М. Методология и организация аудита в странах СНГ: Автореф. дис. на соиск. ст. д-ра экон. наук (08.00.12), Полоцкий государственный университет. – М., 1995. – 55 с.
  17. Нитецкий В.В. , Кудрявцев Н.Н. Аудит предприятия. –М., 1995. – 304 с.
  18. Панкратов Ф.Г., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли: Учебник. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 1994. - 220 с.
  19. Рекомендации по установлению норм потерь (боя) непродовольственных товаров. - Орша: б/и, 1993. - 118 с.
  20. Щур Д.Л. Основы торговли. Розничная торговля. Настольная книга руководителя, главбуха и юриста. – М.: Дело и Сервис, 1999. – 703 с.
  21. Энциклопедия общего аудита. В 2-х т. Т.1.– М., 1999. – 463 с.
  22. Энциклопедия общего аудита. В 2-х т. Т.2.– М., 1999. – 572 с.

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

Образец

ДОГОВОР

о коллективной материальной ответственности

2003 г.

В целях обеспечения сохранности  материальных ценностей предприятие _________________                                                                                                        

                                                                                                                                                           (название предприятия)

в лице руководителя __________________________,

                                                            (фамилия, имя, отчество)

именуемого в дальнейшем «Предприятие», с одной стороны, и члены коллектива

(наименование отдела, участка, секции, склада и. т.  п.)

именуемые в дальнейшем «Коллектив», в лице руководителя коллектива ________________________________ (фамилия, имя, отчество, занимаемая должность) заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Общие положения

1.1. Коллектив принимает на себя  коллективную материальную ответственность за сохранность имущества и других ценностей, переданных ему для ___________________ , а руководство предприятия

                                                                                       (наименование вида работ)

обязуется создать коллективу условия, необходимые  для надлежащего исполнения принятых обязательств по договору.

1.2. При смене руководителя коллектива  или при выбытии из коллектива  более 50 процентов от его первоначального  состава договор должен быть  переоформлен.

1.3. Договор не переоформляется  при выбытии из состава коллектива  отдельных работников или приеме  в коллектив новых работников. В этих случаях против подписи  выбывшего члена коллектива указывается  дата его выбытия, а вновь  принятый работник подписывает договор и указывает дату вступления в коллектив.

2. Права и обязанности членов  коллектива и руководства предприятия

2.1. Члены коллектива имеют право:

а) участвовать в приемке ценностей  и осуществлять взаимный контроль за работой по хранению, обработке, продаже (отпуску), перевозке или применению в процессе производства ценностей;

б) принимать участие в инвентаризации ценностей, переданных коллективу;

в) знакомиться с отчетами о движении и остатках переданных коллективу ценностей;

г) в необходимых случаях требовать от руководства предприятия проведения инвентаризации переданных коллективу ценностей;

д) заявлять руководству предприятия  об отводе членов коллектива, в том  числе руководителя коллектива, которые, по их мнению, не могут обеспечить сохранность ценностей.

2.2. Члены коллектива обязаны:

а) бережно относиться к ценностям  предприятия и принимать меры к предотвращению ущерба;

б) в установленном порядке вести  учет, составлять и своевременно представлять отчеты о движении и остатках ценностей;

в) своевременно ставить в известность руководство предприятия о всех обстоятельствах, угрожающих сохранности ценностей.

2.3. Руководство предприятия обязано:

а) создавать коллективу условия, необходимые  для обеспечения полной сохранности  ценностей;

б) своевременно принимать меры к выявлению и устранению причин, препятствующих обеспечению коллективом сохранности ценностей, конкретных лиц, виновных в причинении ущерба, и привлекать их к установленной законодательством ответственности;

в) знакомить коллектив с действующим законодательством о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, а также с действующими 70

инструкциями и правилами приемки, хранения, обработки, продажи (отпуска), перевозки или применения в процессе производства ценностей и их учета;

г) обеспечивать коллективу условия, необходимые для своевременного учета и отчетности о движении и остатках переданных ему ценностей;

д) рассматривать вопросы об обоснованности требования членов коллектива о проведении инвентаризации ценностей;

е) рассматривать сообщения членов коллектива об обстоятельствах, угрожающих сохранности ценностей, и принимать  меры к устранению этих обстоятельств.

3. Порядок ведения учета и  отчетности

3.1. Приемка ценностей, ведение  учета и представление отчетности о движении ценностей осуществляются в установленном порядке руководителем коллектива.

3.2. Плановые инвентаризации ценностей,  переданных коллективу, проводятся  в сроки, установленные правилами  внутреннего трудового распорядка.

Внеплановые инвентаризации проводятся при смене руководителя коллектива, при выбытии из коллектива более 50 процентов его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива.

Информация о работе Ревизия и аудит товарных операций в оптовой торговле