Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 14:57, курсовая работа
Цель, которая состоит в раскрытии преимуществ и недостатков системы учета директ-костинг.
Целевая направленность работы обусловила постановку следующих задач:
характеристика и история развития системы учета директ-костинг;
раскрытие роли и значения затрат в системе директ-костинг;
рассмотрение калькулирования себестоимости по системе директ-костинг и целесообразность её применения.
Обоснование преимуществ и недостатков системы директ-костинг.
Введение 3
1. Система директ-костинг как элемент управленческого учета 6
1.1. Исторические предпосылки возникновения системы учета 6
1.2. Роль и значение затрат в системе директ-костинг 8
1.3 Система директ-костинг. Преимущества и недостатки 12
Глава 2 Применение системы директ-костинг 16
2.1. Организация учета затрат и результатов по системе 16
2.2 Директ-костинг и ценовая политика предприятия 18
2.3 Калькулирование себестоимости по системе директ-костинг и целесообразность её применения 21
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Переменными называются затраты, величина которых изменяется вместе с изменением объема производства, т.е. зависят от деловой активности организации. Переменный характер могут иметь как производственные, так и непроизводственные затраты. К производственным затратам относят прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда, затраты на вспомогательные материалы и покупные полуфабрикаты.
К непроизводственным переменным затратам можно отнести расходы на упаковку готовой продукции, для отгрузки ее потребителю, транспортные расходы, не возмещаемые покупателем, комиссионное вознаграждение посреднику за продажу товара, которое напрямую зависит от объема продажи.
К постоянным относят затраты, величина которых в абсолютной сумме в течение отчетного периода практически не изменяется или слабо изменяется при изменении объема производства. К ним относятся расходы на рекламу, арендная плата, амортизация основных средств и нематериальных активов и др.
Разделение
затрат на постоянные и переменные имеет
большое значение для планирования, учета
и анализа себестоимости продукции. Постоянные
расходы, оставаясь относительно неизменными
по абсолютной величине, при росте производства
становятся важным фактором снижения
себестоимости продукции, так как их величина
при этом уменьшается в расчете на единицу
продукции. Переменные же расходы возрастают
в прямой зависимости от роста производства
продукции, но рассчитанные на единицу
продукции, представляют собой постоянную
величину. Экономия по этим расходам может
быть достигнута за счет осуществления
организационно-технических мероприятий,
обеспечивающих снижение их в расчете
на единицу выпускаемой продукции. Кроме
того, данную группировку затрат можно
использовать при анализе и прогнозировании
безубыточности производства и, в конечном
счете, при выборе экономической политики
организации.
1.3
Система директ-костинг. Преимущества
и недостатки
Директ-костинг - это система управленческого учета, основанная на делении расходов на постоянные и переменные в зависимости от изменения объема производства. Выделим присущие ему особенности, положительные и отрицательные моменты. Главной особенностью директ-костинга, основанного на классификации расходов на постоянные и переменные, является то, что себестоимость продукции учитывается и планируется только в части переменных затрат. Постоянные расходы собирают на отдельном счете и с заданной периодичностью списывают непосредственно на дебет счета финансовых результатов. Постоянные расходы не включают в расчет себестоимости изделий, а как расходы данного периода списывают с полученной прибыли в течение того периода, в котором они были произведены. По переменным расходам оцениваются также остатки готовой продукции на складах на начало и конец года и незавершенное производство.
Важной особенностью директ-костинга является то, что благодаря ему можно изучать взаимосвязи и взаимозависимости между объемом производства, затратами (себестоимостью) и прибылью.
Система директ-костинг заостряет внимание руководства организации на изменении маржинального дохода по организации в целом и по различным изделиям. Она позволяет учитывать изделия с большой рентабельностью, чтобы переходить в основном на их выпуск, так как разница между продажной ценой и суммой переменных расходов не затушевывается в результате списания постоянных косвенных расходов на себестоимость конкретных изделий.
За счет сокращения статей себестоимости упрощается ее нормирование, учет, контроль и к тому же улучшается учет и контроль условно-постоянных, накладных расходов, поскольку их сумма за данный конкретный период показывается в отчете о доходах отдельной строкой, что наглядно демонстрирует их влияние на величину прибыли организации.
Основное достоинство системы директ-костинг в том, что на основе информации, получаемой в ней, можно принимать различные оперативные решения по управлению организацией. В первую очередь это касается возможностей проводить эффективную политику цен.
С учетом по системе директ-костинг также связана возможность проведения демпинговой политики, расчета и выбора различных комбинаций цены на товар и объемов его реализации.
Имея учетные данные об ограниченной себестоимости и маржинальном доходе по изделиям, можно решать такие управленческие задачи, как оптимизация ассортимента выпускаемой продукции, целесообразность принятия дополнительного заказа по ценам ниже обычного, производство комплектующих внутри предприятия или наоборот закупка их на стороне, определение оптимального размера партии или серии продукции, выбор и замена оборудования и другие.
Еще одно важное достоинство системы - это то, что ограничение себестоимости продукции лишь переменными расходами позволяет упростить нормирование, планирование, учет и контроль резко уменьшившегося числа статей затрат: себестоимость становится более “обозримой”, а отдельные затраты - лучше контролируемы. Так как чем больше контролируемых объектов, тем сильнее рассеивается внимание между ними, тем слабее становится контроль.
Организация управленческого учета по системе директ-костинг связана с рядом проблем, которые вытекают из особенностей, присущих этой системе:
- возникают трудности при разделении расходов на постоянные и переменные, поскольку чисто постоянных или чисто переменных расходов не так уж много;
- противники директ-костинга считают, что постоянные расходы также участвуют в производстве данного продукта и, следовательно, должны быть включены в его себестоимость. Директ-костинг не дает ответа на вопрос, сколько стоит произведенный продукт, какова его полная себестоимость. Поэтому требуется дополнительное распределение условно-постоянных расходов, когда необходимо знать полную себестоимость готовой продукции или незавершенного производства;
- необходимо в ценах, устанавливаемых на продукцию организации
обеспечивать покрытие всех издержек организации.
- значительное искажение общей суммы прибыли за текущий период, поскольку остатки незавершенного производства оцениваются в разрезе лишь переменных производственных расходов;
- несоответствие (вследствие той же причины) размера действительной себестоимости выпущенной продукции с показателем "сокращенной" себестоимости, исчисленной по статьям переменных затрат, что резко снижает достоверность учета;
- несовпадение результатов финансового учета (и финансовых отчетов) с результатами управленческого учета, вследствие чего снижается доверие контролирующих органов - финансового, налогового управления и других - к руководству фирмы, а это ведет к негативным последствиям;
При
системе директ-костинг не определяются
полные затраты на изготовление продукции.
Поэтому эта система не отвечает одной
из основных целей отечественного бухгалтерского
учета - составлению точных калькуляций.
Однако следует иметь в виду, что не существует
такой системы калькулирования затрат,
которая позволила бы определить себестоимость
единицы продукции со стопроцентной точностью.
Любое косвенное отнесение затрат на изделие,
как бы хорошо оно не было обосновано,
искажает фактическую себестоимость,
снижает точность калькулирования. С этой
точки зрения самой точной является калькуляция
по переменным (прямым) расходам, которая
получается при калькулировании по системе
директ-костинг. В этом случае в калькуляцию
включаются расходы, непосредственно
связанные с изготовлением данного изделия.
Поэтому критерием точности исчисления
себестоимости изделия следует считать
не полноту включения затрат в себестоимость,
а способ отнесения на то или иное изделие.
Глава 2 Применение
системы директ-костинг
2.1. Организация учета затрат и результатов по системе
директ-костинг
Систему учета директ-костинг организация имеет возможность организовать в соответствии с выбранной учетной политикой.
Этот вариант учета затрат на производство предусматривает разделение затрат на условно-переменные и условно-постоянные, подсчет сокращенной (частичной) производственной себестоимости и списание условно-постоянных затрат на уменьшение доходов в том отчетном периоде, в котором они возникли.
Общий подход к организации данного варианта учета заключается в следующем. Как отмечалось, условно-переменные расходы связаны непосредственно с производственным процессом и находятся в прямой зависимости от объемов выпускаемой продукции. В общем виде они включают прямые материальные затраты (сырье, материалы, топливо и энергию на технологические цели, работы и услуги сторонних организаций и т. п.), прямые трудовые расходы (оплата труда, обязательные отчисления на социальное страхование и обеспечение), производственные косвенные расходы. Последний вид расходов можно с некоторой долей условности сравнить с общепроизводственными расходами, которые обычно относятся на счет 25 "Общепроизводственные расходы".
К счету 25 создаются два субсчета:
25-1 « Общепроизводственные переменные расходы» и 25-2 «Общепроизводственные постоянные расходы». Оборот счета 25-1 в конце отчетного периода, распределяясь по носителям затрат, списывается на счет 20 «Основное производство». Счет 25-2 закрывается счетом 90 «Продажи».
В отличие от условно-переменных, условно-постоянные расходы не зависят от объемов производства. Они представляют собой совокупность расходов на управление, хозяйственное обслуживание производства, сбыт продукции. За редким исключением к условно-постоянным расходам можно отнести те затраты, которые при традиционном варианте учета затрат на производство регистрируются по дебету счета 26 "Общехозяйственные расходы".
Прямые условно-переменные расходы собираются в бухгалтерском учете на счетах 20 "Основное производство" и 23 "Вспомогательные производства". Косвенные условно-переменные расходы предварительно накапливаются на счете 25 "Общепроизводственные расходы", а затем ежемесячно переносятся на счета 20 "Основное производство" и 23 "Вспомогательные производства". Условно-постоянные расходы в части общих управленческих и хозяйственных затрат отражаются на счете 26 "Общехозяйственные расходы", а в части сбытовых расходов -- на счете 44 "Расходы на продажу". В организациях, имеющих незначительный объем сбытовых расходов, могут оказаться целесообразными отказ от использования счета 44 "Расходы на продажу" и организация учета этих затрат на счете 26 "Общехозяйственные расходы".
Суммы фактической себестоимости продукции, законченной производством и переданной на склад, относятся со счета 20 "Основное производство" в дебет счета 43 "Готовая продукция" или 90 "Продажи".
Условно-постоянные расходы, собранные на счетах 26 "Общехозяйственные расходы" и 44 "Расходы на продажу", в конце каждого отчетного периода полностью списываются на результаты продажи продукции (работ, услуг) за данный период: по дебету счета 90 "Продажи" и кредиту счетов 26 "Общехозяйственные расходы" и 44 "Расходы на продажу".
Маржинальный
доход - это разница между выручкой от
продажи продукции и ее неполной себестоимостью,
рассчитанной по переменным расходам.
В состав маржинального дохода входят
прибыль и постоянные затраты организации.
После вычитания из маржинального дохода
постоянных издержек формируется показатель
операционной прибыли.
2.2
Директ-костинг и ценовая политика предприятия
В условиях рыночной экономики установление цены на производимую продукцию и оказываемые услуги имеет особое значение.
Определение цены заключается в возможности изучения положения на рынке в целом и в предсказании реакции потребителя на предлагаемый товар и его цену. Устанавливая цену, в первую очередь необходимо задумываться о том, будет ли спрос на продукцию по предполагаемой цене. Если цена станет слишком высока и товар не будет пользоваться спросом у покупателей, то продавец будет вынужден постепенно снижать ее до уровня, удовлетворяющего покупателей, с одновременным снижением издержек по производству данного продукта (работы, услуги).
Существует несколько подходов к формированию цены в условиях рыночной экономики. Один подход -- назначить такую цену, которая привлечет покупателей; другой -- использовать цены конкурентов, чтобы установить для себя определенную границу цен; третий -- использовать информацию о себестоимости продукции, с тем чтобы определить порог рентабельности, величину переменных затрат и маржинального дохода.
В управленческом учете используют два термина: "долгосрочный нижний предел цены" и "краткосрочный нижний предел цены".
Долгосрочный нижний предел цены показывает, какую минимальную цену можно установить, чтобы покрыть полные затраты организации на производство и реализацию продукции. Этот предел соответствует полной себестоимости продукции.