Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 14:57, курсовая работа
Цель, которая состоит в раскрытии преимуществ и недостатков системы учета директ-костинг.
Целевая направленность работы обусловила постановку следующих задач:
характеристика и история развития системы учета директ-костинг;
раскрытие роли и значения затрат в системе директ-костинг;
рассмотрение калькулирования себестоимости по системе директ-костинг и целесообразность её применения.
Обоснование преимуществ и недостатков системы директ-костинг.
Введение 3
1. Система директ-костинг как элемент управленческого учета 6
1.1. Исторические предпосылки возникновения системы учета 6
1.2. Роль и значение затрат в системе директ-костинг 8
1.3 Система директ-костинг. Преимущества и недостатки 12
Глава 2 Применение системы директ-костинг 16
2.1. Организация учета затрат и результатов по системе 16
2.2 Директ-костинг и ценовая политика предприятия 18
2.3 Калькулирование себестоимости по системе директ-костинг и целесообразность её применения 21
Заключение 30
Список использованной литературы 32
К счету 20 открыты два субсчета -- для калькулирования себестоимости каждого вида продукции -- 20-А и 20-Б. Прямые затраты отнесены непосредственно на носители затрат: 100 руб. -- на продукцию А и 200 руб. -- на продукцию Б. Затраты, собранные на счете 25, распределяются между продуктами А и Б пропорционально прямой заработной плате, т.е. в пропорции 1 : 2. Таким образом, из общей суммы общепроизводственных затрат в 90 руб. 30 руб. отнесено на продукцию А, 60 руб. -- на продукцию Б.
Общехозяйственные расходы как периодические в сумме 120 руб. прямо списаны на себестоимость реализованной продукции.
Видно, что на производство продукции А в отчетном периоде затрачено 130 руб. Половина из них (65 руб.) -- себестоимость готовой продукции. По условию за отчетный период произведено 10 ед. продукции А. Следовательно, себестоимость одной единицы -- 6,5 руб. В незавершенном производстве останется продукции А на сумму 65 руб.
Аналогичные расчеты по изделию Б позволяют оценить готовую продукцию (15 ед.) в 130 руб. Следовательно, себестоимость единицы изделия Б составляет 130: 15 = 8,7 руб. Незавершенное производство по изделиям Б оценивается в 130 руб.
Себестоимость всей готовой продукции -- 195руб. (65 + 130). Это переменная себестоимость. На счете 90 формируется первый финансовый показатель -- маржинальный доход; в данном случае он равен 205 руб. (400 - 195). После списания общехозяйственных расходов на счете 90 выводится второй показатель -- прибыль, т.е. разница между маржинальным доходом и постоянными издержками. В приведенном примере операционная прибыль равна:
205-120 =85 руб.
Поскольку готовой продукции на складе нет, запасы будут представлены лишь незавершенным производством. Его общий размер составляет:
65 + 130 =195 руб.
При калькулировании полной себестоимости участвуют все расходы, включая и постоянные. Таким образом, между продуктами А и Б помимо общепроизводственных будут распределяться и общехозяйственные расходы. База распределения -- прямая заработная плата, пропорция распределения, как и прежде, составляет 1 : 2. Тогда на продукцию А будет отнесено 40 руб. общехозяйственных расходов, на продукцию Б -- 80 руб. Дебетовый оборот по счету 20-А с учетом прямых и общепроизводственных расходов составит 170 руб.; из них половина -- стоимость готовой продукции, а половина остается в незавершенном производстве. Следовательно, 10 ед. готовой продукции А оценивается в 85 руб., т.е. себестоимость единицы -- 8,5 руб.
По продукции Б имеем: изготовление 15 ед. обошлось организации в 170 руб., т.е. себестоимость единицы составляет:
170: 15= 11,3руб.
Себестоимость всей готовой продукции -- 255 руб. (85 + 170). Следовательно, операционная прибыль составит:
400-255 =145 руб.
Оценим запасы незавершенного производства. По продукции А их стоимость равна 85 руб., по продукции Б -- 170 руб. Отсюда себестоимость запасов составила 255 руб.
Сравним
результаты выполненных расчетов (таб.
1).
Таблица
1. Оценка себестоимости, прибыли и запасов
при учете переменных (метод директ-костинг)
и полных затрат, руб.
№п/п | Показатели | Учет переменных затрат | Учет полных затрат |
1 | Себестоимость единицы продукции: | ||
2 | А | 6,5 | 8,5 |
3 | Б | 8,7 | 11,3 |
4 | Оценка запасов | 195,0 | 255,0 |
5 | Прибыль | 85,0 | 145,0 |
Сравнение полученных результатов позволяет заключить: себестоимость единицы продукции, рассчитанная по методу «директ-костинг», ниже полной себестоимости (по продукции А -- на 2 руб., по продукции Б -- на 2,6 руб.). В результате при калькулировании неполной себестоимости на 60 руб. ниже и оценка запасов, чем при методе учета полных затрат (255 - 195).
Поэтому себестоимость реализованной продукции оказывается выше, а следовательно, прибыль меньше при методе учета переменных затрат на те же 60 руб. (145-85).
Выбранный метод калькулирования влияет не только на величину себестоимости продукции, но и на форму отчета о прибылях и убытках.
В отчете о прибылях и убытках, составленном при использовании маржинального подхода, внимание фокусируется на разделении затрат на постоянную и переменную части. При этом непременно формируется показатель маржинального дохода.
С
учетом цифрового примера отчет выглядит
следующим образом (таб. 2).
Таблица 2 Отчет о прибылях и убытках (составлен при использовании метода директ-костинг)
№ п/п | Показатели | Сумма, руб. |
1 | Выручка от реализации продукции | 400 |
2 | Переменная часть себестоимости реализованной продукции | 195 |
3 | Маржинальный доход | 205 |
4 | Постоянные затраты | 120 |
5 | Операционная прибыль | 85 |
В
отчете, составленном по результатам калькулирования
полной себестоимости, показатель маржинального
дохода не рассчитывается (таб.3).
Таблица 3. Отчет о прибылях и убытках (составлен по результатам калькулирования полной себестоимости продукции)
№ п/п | Показатели | Сумма, руб. |
1 | Выручка от реализации продукции | 400 |
2 | Себестоимость реализованной продукции | 255 |
3 | Операционная прибыль | 145 |
Система директ-костинг представляет собой систему управленческого учета, основанную на классификации затрат на постоянные (периодические) и переменные (приходящиеся на единицу готового продукта), включающую учет и анализ затрат по их видам, местам возникновения и носителям, а также учет финансовых результатов деятельности и принятие оперативных управленческих решений. При этом затраты подразделяются на постоянные и переменные в зависимости от изменения объема производства.
Одним из ключевых показателей системы директ-костинг является маржинальный доход, представляющий собой разницу между выручкой от реализации и переменными затратами. Величина маржинального дохода, определенная для конкретного вида продукции, показывает "вклад" данного товара в покрытие постоянных затрат и тем самым - в общую сумму прибыли предприятия.
Важнейшей особенностью системы директ-костинг является то, что себестоимость продукции (работ, услуг) учитывается и планируется только в части переменных затрат. При этом постоянные расходы собирают на отдельном счете (или счетах) и с заданной периодичностью (например, один раз в месяц) списывают непосредственно на счет финансовых результатов.
В качестве постоянных расходов выступают часть общепроизводственных расходов и все общехозяйственные расходы, которые только содействуют изготовлению продукции, непосредственно не участвуя в ее производстве. Это затраты, связанные с процессом обслуживания и управления и зависящие в большей мере от длительности отчетного периода. В системе директ-костинг по переменным затратам оцениваются и остатки готовой продукции на складе, и незавершенное производство на конец периода. При этом ограничение себестоимости лишь переменными расходами позволяет упростить планирование, учет и контроль за счет резкого уменьшения числа калькуляционных статей затрат: себестоимость становится "более обозримой", а отдельные затраты - лучше контролируемыми. Деление расходов на постоянные и переменные позволяет получить информацию о расходах, необходимую для принятия большого числа управленческих решений. В первую очередь это касается решений в части оценки затрат при различной производительности.
С помощью директ-костинга обосновываются важные управленческие решения, в том числе по оптимизации производственной программы, о целесообразности принятия к исполнению дополнительного заказа, о приобретении или замене оборудования и др.
Система директ-костинг позволяет определять формы зависимости затрат от объемов производства; получать информацию о прибыльности или убыточности хозяйственной деятельности в зависимости от объема производства и продаж; рассчитывать критическую точку объема продаж; оптимизировать товарный ассортимент; прогнозировать поведение затрат в зависимости от различных факторов; принимать управленческие решения в условиях ограниченности какого-либо ресурса; проводить эффективную ценовую политику; решать тактические задачи управления предприятием.
Благодаря
использованию директ-костинга значительно
расширяются аналитические и контрольные
возможности учета: анализируя поведение
переменных и постоянных затрат в зависимости
от изменения объемов продаж, можно гибко
и оперативно принимать решения по управлению,
особенно касающиеся выбора между альтернативными
вариантами действий. Раздельное отражение
в учете позволяет более четко отслеживать
и контролировать как переменные, так
и постоянные производственные издержки
в разрезе подразделений организации,
товарных групп и сегментов рынка.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 г. №129- ФЗ
2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н) (с изменениями от 30 декабря 1999 г., 24 марта 2000 г.)
3. Аксененко А.Ф., Бобижонов М.С., Паримбаев Ж.Ж. Управленческий учет на промышленных предприятиях в условиях формирования рыночных отношений. М.: ООО «Нонпарель», 2000.
4. Безруких П.С. Состав и учет издержек производства и обращения. М.: ФБК «Контакт», 1998.
5. Белобородова В.А. Калькуляция себестоимости продукции в промышленности: Учеб. пособие - М.: Финансы и статистика, 1998.
6. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. и пер. - М.; Омега-Л; Высш. шк., 2003.
7. Вахрушина М.А. Внутрипроизводственный учет и отчетность. М.: АКДИ «Экономика и жизнь», 2000.
8. Вил Р.В., Палий В.Ф. Управленческий учет. М.: ИНФРА-М, 1997.
9. Головизнина А.Т., Архипова О.И. Бухгалтерский управленческий учет.- М.: Велби, 2003
10. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет. - М. Аудит-ЮНИТИ, 1998.
11. Нестеров В., Важнов А. Управленческий учет как основа для принятия эффективных решений // Экономика и жизнь, 1999.
12. Николаева О.Е., Шишкова Т.В. Управленческий учет. М.:УРСС, 2003.
13. Палий В.Ф. Основы калькулирования. М.:Финансы и статистика, 2001.
14. Ткач В.И., Ткач М.В. Управленческий учет: международный опыт. М.: Финансы и статистика, 2004.