Система «стандарт-кост» и нормативный метод учета затрат и калькулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 16:37, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотреть метод калькулирования себестоимости продукции: «стандарт-кост».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....3
ГЛАВА I. СИСТЕМА «СТАНДАРТ-КОСТ» И НОРМАТИВНЫЙ МЕТОД УЧЕТА ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ…………………………………...5
1.1. История возникновения нормативного метода определения затрат...5
1.2. Сущность системы учета затрат « стандарт-кост»…………………….7
1.3. Анализ отклонений фактических затрат от нормативов……………...18
1.4. Отличия системы «стандарт-кост» от нормативного метода учета затрат……………………………………………………………………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...29 ГЛАВА II. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ……………………………………………30

Работа состоит из  1 файл

Курсовик по БУУ.doc

— 213.50 Кб (Скачать документ)

      7. Ф.Т. Хот «Система "Стандарт-кост" через призму 
бухгалтерского (финансового) учета» - Журнал "Экономический анализ. Теория и практика", N 1, январь 2008 г.

         8. Ивашкевич В.Б. «Бухгалтерский управленческий учет» Учебник – М.: Юристъ, 2006 – 618 с.

              
       

      ГЛАВА II. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ

     ЗАО «Макси Дент» оказывает платные  стоматологические услуги. Организационная  структура предприятия включает два производственных подразделения (отделения): хирургическое и терапевтическое, а также три непроизводственные службы – администрацию, автоклавную (стерилизационную), прачечную. Информация о затратах подразделений ЗАО «Макси Дент» представлена в таблице 1.

     Таблица 1

     Центр ответственности      Затраты, руб.
     Администрация      3 000
     Прачечная      1 000
     Автоклавная (стерилизационная)      1 500
     Хирургическое отделение      5 000
     Терапевтическое отделение      5 500
     Итого      16 000
 

     Необходимо  распределить затраты непроизводственных подразделений между производственными  секторами:

    1. методом  прямого распределения затрат;

    2. методом пошагового распределения затрат;

    3. методом  взаимного распределения затрат (двухсторонним).

     При распределении затрат прямым методом  за базу распределения принять выручку  производственных подразделений, считая, что доля терапевтического отделения  в общей выручке ЗАО «Макси Дент» составляет  65%, а хирургического – 35%.

     При распределении затрат пошаговым  методом исходить из того, что услуги администрации потребляются всеми  подразделениями, а услуги прачечной  – тремя остальными подразделениями.

     В процессе распределения использовать следующую информацию:

    - численность  администрации составит –10 чел., хирургического и терапевтического  отделений – 15 чел.,  автоклавной  и прачечной – по 5 чел.;

    - потребности  хирургического и терапевтического  отделений в чистых медицинских халатах – 30 шт., автоклавной – 15 шт.;

    - потребность  в стерильных комплектах медицинских  инструментов в каждом отделении  составит – по 23 шт.

     При распределении затрат двухсторонним  методом автоклавную и прачечную  объединить в одно подразделение – хозяйственный блок.

  1. Метод прямого распределения  затрат
 

     По  условию задачи, в качестве базы распределения выбрана доля выручки. При этом доля терапевтического отделения  в общей сумме выручки составляет 65%, доля хирургического отделения – 35%. Результаты такого распределения затрат представлены в таблице 2.

     По  данным таблицы видно, что затраты  распределились пропорционально доле выручки от реализации каждого непроизводственного  сегмента в общем объеме выручки.

     На  хирургическое отделение, доля в  общей выручке организации которого составила 35%, было отнесено затрат в размере: администрацией – 1 050 руб. (3 000 * 35/100), прачечной – 350 руб. (1 000 * 35/100), автоклавной (стерилизационной) – 525 руб. (1 500 * 35/100), и затраты самого хирургического отделения составили  5 000 руб., всего 6 925 руб.

     На  терапевтическое отделение, доля в  общей выручке предприятия которого составила 65%, было отнесено затрат в  размере: администрацией – 1 950 руб. (3 000 * 65/100), прачечной – 650 руб. (1 000 * 65/100), автоклавной (стерилизационной) – 975 руб. (1 500 * 65/100), и затраты самого терапевтического отделения составили 5 500 руб., всего 9 075 руб.

     В тех случаях, когда одни непроизводственные подразделения оказывают услуги другим непроизводственным сегментам, применяются пошаговый и двухсторонний методы распределения затрат.

Таблица 2

Результаты распределения  затрат непроизводственных сегментов  организации ЗАО «Макси Дент»  методом простого распределения

Показатели Производственные  подразделения Итого
Хирургическое отделение Терапевтическое отделение
Прямые  затраты, руб. 5 000 5 500 10 500
Доля  в выручке от реализации платных  стоматологических услуг, % 35 65 100
Распределение затрат администрации, руб. 1 050 1 950 3 000
Распределение затрат прачечной, руб. 350 650 1 000
Распределение затрат автоклавной, руб. 525 975 1 500
Всего затрат после распределения, руб. 6 925  9 075  16 000
  1. Метод пошагового распределения  затрат
 

     Общий принцип распределения затрат состоит  в следующем: производственному  подразделению, потребляющему большую часть услуг непроизводственного подразделения, должна приписываться пропорционально большая часть затрат этого сегмента. Конечно, можно распределить издержки непроизводственных подразделений между производственными центрами ответственности поровну. Однако, в этом случае на оказание платных стоматологических услуг по одним отделениям будут отнесены заведомо завышенные затраты, по другим - они будут ниже, чем на самом деле. Интересы ЗАО «Макси Дент» лежат в плоскости получения реальных данных, позволяющих объективно оценить экономическую эффективность функционирования своих отдельных центров ответственности.

     Процесс распределения затрат непроизводственных подразделений между производственными  подразделениями осуществляется поэтапно.

     Шаг 1. Определение затрат по подразделениям. Учитываются все затраты подразделения.

     Шаг 2. Определение базовой единицы, т.е. единицы объема предоставляемых  вспомогательным подразделениям услуг, используя которую, можно легко  определить потребление этих услуг  другими подразделениями. Так, для отделения прачечной – это количество подготовленных чистых медицинских халатов для врачей хирургического и терапевтического отделений.

     Шаг 3. Распределение затрат. Выполняется  на основе выбранных базовых единиц распределения. Общий порядок распределения – от непроизводственных подразделений к производственным. В результате все распределения все затраты непроизводственных подразделений должны быть присвоены производственным центрам затрат. После распределения затрат одного вспомогательного подразделения оно больше не учитывается и в дальнейшем исключается из процесса пошагового распределения. Таким образом, после распределения затрат вспомогательного центра затрат на его счет уже нельзя распределять затраты других вспомогательных подразделений.

     По  условию задачи, в администрации  работают 10 человек, в хирургическом  и терапевтическом отделениях –  по 15 человек, в автоклавной и  прачечной – по 5 человек. Результаты последующих расчетов представлены в таблице 3.

     Шаг 1. Распределяются затраты администрации. База распределения – количество работающих. Исходя из численности работающих в центрах ответственности получится соотношение 10:15:15:5:5, или 2:3:3:1:1.

     Затраты администрации (3 000 руб.) распределяются между остальными центрами ответственности в отношении 3:3:1:1 (всего частей 8). Делим затраты администрации (3 000 руб.) на 8 частей: 3 000/8 = 375руб. Затем 375 руб. умножаем на полученные части для каждого подразделения и прибавляем к затратам. Получаем промежуточный расчет, результаты которого представлены в графе 4 таблицы 3.

     Шаг 2. Распределяются затраты прачечной. Базовой единицей в данном случае является потребность в чистых медицинских  халатах. Потребности хирургического и терапевтического отделений в  чистых медицинских халатах – 30 шт., автоклавной – 15 шт. Получится соотношение 30:30:15, или 2:2:1 (всего частей 5).Затраты прачечной (1 375 руб.) делим на 5 частей: 1 375/5 = 275 руб., которые затем умножаем на полученные части отдельно для каждого отделения и прибавляем к затратам. Получим промежуточный расчет, результаты которого представлены в графе 6 таблицы 3.

     Шаг 3. Распределяются затраты стерилизационной. Базовой единицей теперь является потребность  в стерильных комплектах медицинских  инструментов. Стерилизационной необходимо обработать по 23 комплекта медицинских инструментов для хирургического и терапевтического отделений. Получим соотношение 23:23, или 1:1 (всего частей 2). Затраты стерилизационной (2 150 руб.) делим на 2 части: 2 150/2 = 1 075 руб., умножаем их на полученные части для каждого центра ответственности (графа 7) и прибавляем к затратам. Получим итоговые данные распределения (графа 8 таблицы 3).

     Таблица 3

Результаты распределения  затрат непроизводственных сегментов  организации ЗАО «Макси Дент»  методом пошагового         распределения, руб.

Отделение предприятия Затраты Админист-рация Промеж. расчет Прачеч-ная Промеж. расчет Авток-лавная Общие затраты
1 2 3 4 5 6 7 8
Администрация 3 000 3 000          
Прачечная 1 000 375 1 375 1 375      
Автоклавная (стерилизацион-ная) 1 500 375 1 875 275 2 150 2 150  
Хирургическое отделение 5 000 1 125 6 125 550 6 675 1 075 7 750
Терапевтическое отделение 5 500 1 125 6 625 550 7 175 1 075 8 250
Итого 16 000   16 000   16 000   16 000
 
 

     3. Двухсторонний метод  или метод взаимного распределения

     Метод взаимного распределения или  двухсторонний метод отражает суть производственных отношений между  центрами ответственности. Он применяется  в тех случаях, когда между  непроизводственными подразделениями  происходит обмен внутрифирменными услугами. Однако вручную без использования программного продукта его можно применять лишь при наличии двух непроизводственных центров ответственности. Поэтому по условию задачи автоклавную и прачечную объединим в одно подразделение – хозяйственный блок, издержки которого составят 1 500 руб. (автоклавная) + 1 000 руб. (прачечная) = 2 500 руб. Таким образом, администрация потребляет услуги хозяйственного блока и наоборот.

     Расчеты выполняются в следующей последовательности:

     1. Определяется показатель, выступающий в роли базы распределения, и, основываясь на нем, рассчитывают соотношение между сегментами, участвующими в распределении затрат (в качестве базы распределения выберем прямые издержки) (таблица 4).

     Таблица 4

     Расчет  соотношения между  сегментами

Центры, оказывающие услуги Центры, потребляющие услуги Итого
Админист-рация Хоз. блок Хирурги-ческое отделение Терапевти-ческое отделение
Администрация:          
прямые  затраты, руб.   3 000 5 000 5 500 13 500
доля  прямых затрат в общей их сумме, %   22,22 37,04 40,74 100
Хозяйственный блок:          
прямые  затраты, руб. 2 500   5 000 5 500 13 000
доля  прямых затрат в общей их сумме, % 19,23   38,46 42,31 100

Информация о работе Система «стандарт-кост» и нормативный метод учета затрат и калькулирования