Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 17:02, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть систему внутрихозяйственной отчетности по уровням управления и сегментам бизнеса.
Задачи:
• изучить цель внутрихозяйственной отчетности и её место в системе управленческого учета;
• рассмотреть особенности составления отчетности по уровням управления и сегментам бизнеса.
Введение 3
Глава 1.Система внутренней управленческой отчетности 4
1.1 Внутрихозяйственная отчетность в системе управленческого учета 4
1.2 Пользователи внутренней отчетности и периодичность ее составления 7
Глава 2. Отчетность по уровням управления 9
2.1 Отчет об исполнении сметы центром затрат 11
2.2 Отчет центра прибыли 14
2.3 Отчет центра инвестиций 17
Глава 3. Отчетность по сегментам бизнеса 20
3.1 Сегменты бизнеса и их виды 21
3.2 Отчетность хозяйственных и географических сегментов бизнеса 22
Заключение 26
Список использованной литературы 27
Подобно тому, как информация внешней финансовой отчетности используется для анализа финансового состояния предприятия, результатов его деятельности, данные сегментарной отчетности позволяют оценить качество работы каждого сегмента бизнеса. Для анализа и контроля деятельности предприятия сегменты бизнеса могут подразделяться по формам собственности и другим основаниям. Подробнее рассмотрим два участка бизнеса: хозяйственный сегмент бизнеса и географический сегмент бизнеса, поскольку их отчетность наиболее полно разработана и имеет наибольшее информационное значение.
3.2 Отчетность хозяйственных и географических сегментов бизнеса
Выделение хозяйственных (отраслевых) и географических сегментов бизнеса и формирование по ним отчетности обусловлено острой потребностью в дополнительной информации, необходимой для принятия управленческих решений как внутренними, так и внешними потребителями.
Хозяйственный сегмент бизнеса – отличимый составной элемент компании, занятый в производстве отдельного товара или группы связанных продуктов, подвергающийся рискам и получающий выгоды, иные, чем другие сегменты компании, каждый из которых задействован в производстве отдельного продукта или групп родственных продуктов, предназначенных главным образом для реализации вне компании (п.9 МСФО 14 «Сегментарная финансовая информация в отчетности» в редакции 1997г.).
Географический сегмент бизнеса - отличимый составной элемент компании, занятый в производстве продуктов в конкретной экономической среде, который подвергается рискам и получает выгоды, иные, отличные о рисков и доходов тех составных элементов, которые действуют в других экономических условиях (п.9 МСФО 14).
Принцип выделения сегментов:
• отраслевые на основе:
— группировки родственных видов производимой продукции (услуг);
—типа покупателя (заказчика);
• географические на основе:
— географического размещения операций (услуг) предприятия;
— географического размещения рынков;
— типа покупателя (заказчика).
Пример 1. Организация занимается пошивом и реализацией детской одежды, имеет свое производство и фирменный магазин. Для увеличения ассортимента в магазине организация продает в нем не только продукцию собственного производства, но и детские товары, закупленные у сторонних поставщиков. В данном случае организация осуществляет два разных вида деятельности:
– производство и реализацию детской одежды;
– розничную торговлю покупными детскими товарами.
Очевидно, что эти виды деятельности подвержены различным рискам и прибылям, поэтому организации следует в целях реализации ПБУ 12/2000 выделять два операционных сегмента:
• сегмент 1 – производство и реализация детской одежды;
• сегмент 2 – розничная торговля покупными товарами.
Пример 2. Организация – производитель трикотажной одежды имеет фирменные магазины в Москве, Нижнем Новгороде и Курске. Производственные мощности расположены в Курске.
В данном случае рынки сбыта находятся в трех городах: Москве, Нижнем Новгороде и Курске. Поэтому возможно выделение трех географических сегментов: Москва, Нижний Новгород, Курск. Пример отчета о деятельности географических сегментов приведен в табл.8.
Таблица 8
Отчет о деятельности географических сегментов, тыс. руб.
Показатели | Сегменты | Общие Показатели | ||
Москва | Нижний Новгород | Курск | ||
Выручка. | 4300 | 3560 | 3830 | 1169 |
Расходы | 3332 | 2807 | 3161 | 9300 |
Прибыль от продаж | 968 | 753 | 669 | 2390 |
Активы | 400 | 620 | 850 | 1870 |
Обязательства.
| 60 | 170 | 370 | 540 |
Амортизационные отчисления | 3 | 2 | 1 | 6 |
Капитальные вложения | 30 | - | 10 | 40 |
В отчетности о сегменте должны быть отражены:
• общая величина выручки, в том числе полученная от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами;
• финансовый результат (прибыль или убыток);
• общая балансовая величина активов;
• общая величина обязательств;
• общая величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы;
• общая величина амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам.
Рассмотрение отчетности отраслевых и географических сегментов позволяет сделать некоторые основные выводы:
Несмотря на то что отчетность о сегментах крупных диверсифицированных предприятий входит в состав их внешней финансовой отчетности, показатели этой отчетности исчисляются на основе принципов внутренней отчетности центров ответственности. В первую очередь это находит свое выражение в том, что отчетные показатели включают результаты от операций сегмента как с внешними контрагентами предприятия, так и с другими сегментами предприятия, т.е. внутренний оборот, оборот по внутренней кооперации.
Составление отчетности о сегментах ведет к появлению в системе управленческого учета новых объектов: направлений деятельности предприятия, групп родственных продуктов или услуг, географических регионов, где предприятие осуществляет те или иные хозяйственные операции, в разрезе которых следует группировать данные о затратах, выручке (поступлениях), прибыли (доходах), активах и т.п., что ведет к увеличению объема учетных работ, а значит, и затрат на ведение учета и отчетности. Однако опыт использования отчетности о сегментах убеждает, что эффект отчетной информации для принятия управленческих решений намного превышает расходы на ее получение.
Заключение
Быстро меняющиеся экономические условия предполагают поиск новых подходов к внутрифирменному управлению. В этой связи трудно переоценить значение внутрихозяйственной управленческой отчетности. Внутренняя отчетность предприятия является основным источником информации, которая позволяет: оценивать эффективность работы отдельных структурных подразделений организации; координировать их деятельность; добиваться согласованности поставленных задач, когда интересы каждого конкретного сотрудника, каждого сегмента бизнеса совпадают с интересами организации в целом; принимать стратегические управленческие решения.
Содержание внутренней отчетности определяется объемом полномочий передаваемых конкретному центру ответственности, а также отраслевой или географической принадлежностью сегментов. Исчисление конкретных показателей отчетности в значительной степени зависит от организационно-технологических особенностей, присущих конкретному предприятию и его структурным подразделениям. Поэтому все вопросы, связанные с внутренней отчетностью (в отличие от внешней, финансовой отчетности), и на Западе, и в России отнесены к компетенции предприятия.
Основными пользователями внутренней отчетности являются менеджеры всех уровней предприятия и персонал предприятия. Основную группу пользователей отчетности сегментов составляют финансовые аналитики.
Общим критерием выбора периодов составления отчетности является своевременность принятия по данным отчетности управленческих решений, т.е. когда управленческие решения способны в начальной стадии предотвратить развитие негативных тенденций или, наоборот, содействовать развитию позитивных тенденций. Поскольку на нижних уровнях роль оперативности принятия управленческих решений выше, чем на верхних, периоды представления отчетности на нижних уровнях значительно короче.
Список использованной литературы
1. ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам» (в ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 N 115н);
2. Шеремет А. Д. Управленческий учет. / А. Д. Шеремет. – М.: ФБК-ПРЕСС, 2005;
3. М.А.Вахрушина. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. и пер. — М.: ИКФ Омега-Л, 2000;
4. Кондраков Н. П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет: учеб. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
5. Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2004
6. www.audit-it.ru
22
Информация о работе Система внутрихозяйственной отчетности по уровням управления и сегментам бизнеса