Собеседование как ключевой метод отбора персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 21:31, курсовая работа

Описание

Цель контрольной работы – изучить метод собеседования как ключевой метод отбора персонала.
Основные задачи, которые необходимо решить для достижения цели контрольной работы – рассмотреть:
типы и виды собеседований;
стадии проведения собеседования.

Содержание

Введение
1. Собеседование, проводимое при приёме на работу
2. Виды собеседований
3. Стадии собеседования по отбору на работу
4. Типы собеседований
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

собесед 1.doc

— 79.50 Кб (Скачать документ)

 Отборочное  интервью – это следующий этап  взаимодействия специалиста по  подбору персонала с кандидатами,  прошедшими отсеивающий фильтр. Во время данного вида собеседования  оценивается основная масса информации  о претендентах на вакантную  должность: опыт работы, личностные качества, основные мотиваторы / демотиваторы, зарплатные ожидания, готовность к выходу на работу и т.д. В зависимости от количества соискателей, допущенных к отборочному интервью и числа лиц, принимающих решение о дальнейшем взаимодействии с претендентами, определяется и количество встреч с каждым конкретным человеком. Таким образом, на данном этапе, одному кандидату может быть назначено от одной до нескольких встреч с представителями компании работодателя. Общим итогом отборочного интервью становится выделения нескольких специалистов для финальной (завершающей) стадии подбора персонала. 

 Финальное  интервью. Здесь можно выделить  еще два варианта функциональности  этого вида собеседования4:  

1. Принятие окончательного  решения об утверждении одной наиболее подходящей кандидатуры на замещение открытой вакансии из нескольких финалистов.  

2. Если финалист  оказался один – формальная  процедура ввода нового сотрудника  в должность. 

 Свободное  собеседование. Одни из самых  распространенных типов интервью. Используется данный тип интервью может в виду одной из двух причин: отсутствие навыков оценки персонала у специалиста, отвечающего за подбор или отсутствие необходимости в детальном изучении бизнес биографии кандидата, поскольку критерии отбора минимальны. Так или иначе – по содержанию свободное интервью больше напоминает процесс знакомства одного человека с другим, за тем лишь исключением, что большую часть времени говорит один человек (соискатель). Здесь, основная задача сотрудника компании – определить, хочет ли он работать с кандидатом, сможет ли кандидат вжиться в коллектив и т.д. Иначе говоря, во время свободного собеседования проводится проверка неформальных критериев отбора. 

 Ситуационное  интервью. Методика основана на  изучении поведения человека в тех или иных ситуациях (реальные ситуации на предыдущих местах работы, моделируемые ситуации). Полученная от кандидата информация дает возможность прогнозировать его поведение в компании, а следовательно, определить насколько успешным может оказаться оцениваемый специалист на рассматриваемой должности. 

 Стрессовое  интервью. Один из самых сложных  методов проведения собеседования.  Для его правильного использования  нужно быть высококлассным специалистом  в области подбора и мотивации  персонала. Суть методики заключается в том, чтобы создать для кандидата стрессовую ситуацию и оценить его поведение и действия в условиях эмоционального раздражения. Сложность проведения такого интервью заключается в умении специалиста по подбору персонала тонко использовать раздражители, а не, поддавшись азарту, испортить настроение себе и своему собеседнику, лишив себя возможности дальнейшего взаимодействия с соискателем. Из-за неумелого применения этого инструмента работодателями, пользуется дурной славой у кандидатов. 

 Интервью по компетенциям. Один из самых распространенных методов проведения собеседования. Его основная задача – сравнение уровня профессиональных навыков и знаний (компетенций) соискателя с заявленными данными, необходимыми для успешного выполнения своих функций в должности, на которую соискатель и претендует. В процессе проведения данного интервью, используется информация с предыдущих мест работы: результаты, достижения, проблемы, полезные уроки извлеченные из своих промахов с детальным описанием ситуаций и аргументацией своих действий. Здесь же используются различные профессиональные опросники, тесты, задания, кейсы и т.д. Чаще всего, для проведения подобного рода собеседований приглашаются непосредственные руководители подразделений, отделов, служб и т.п. для предметного обсуждения конкретных навыков и знаний. 

 Смешанное  собеседование. Данный подход  к построению оценочных мероприятий  основан на комплексном исследовании  профессиональных и личностных  данных претендента на вакантную  должность и может включать в себя любой (или даже все) из вышеперечисленных методов. К минусам данного вида интервью можно отнести высокую временную ресурсозатратность: требуется большое количество времени для общения с каждым кандидатом, время на обработку полученной в ходе общения информации и интерпретацию результатов. 

 Телефонное / видео интервью (превью). Первый  шаг к взаимодействию работодателя  с соискателем. На данном этапе  выясняется уровень общей заинтересованности  соискателя в рассмотрении предлагаемой  вакантной должности, отсев неподходящих по формальным признакам кандидатур. Иногда, такое интервью выделяют в самостоятельный инструмент подбора персонала и называют скринингом персонала. Между тем, видео интервью так же может быть формой общения соискателя с работодателей на этапе отбора претендентов в том случае, если речь идет об удаленном (региональном подборе). 

 Индивидуальное  собеседование. Интервью, которое  проводится с одним единственным  конкретным кандидатом. Здесь можно  выделить два варианта организации  данного мероприятия: интервью с точно обозначенным временем (к примеру: 11.10.2010 г., Понедельник, 11:00) и интервью с условно обозначенным временем (к примеру: 11.10.2010 г., Понедельник, с 11:00 до 18:00). 

 Массовое  собеседование. Интервью, проводимое  сотрудником или сотрудниками компании с несколькими соискателями одновременно. Чаще всего используется при массовом подборе персонала на низкоуровневые позиции (низко квалифицированный персонал) для сокращения времени на предварительные контакты с кандидатами и большему охвату целевой аудитории. 

Заключение 
 

 Кадровое  собеседование (интервью) является, по-видимому, наиболее универсальным  способом оценки персонала, и  может быть положено в основу  как его отбора, так и последующей  аттестации. Среда, в которой ведется  кадровое интервью, должна совпадать со средой, в которой человек будет работать, чтобы обеспечить его совместимость не с интервьюером, а с будущими коллегами.  

 Мало кто  решится как предложить, так и  принять на работу «за глаза», поэтому собеседование является жизненно важным для обеих сторон процессом, в рамках которого происходит взаимный обмен недостающей информацией. Кроме того, практически все считают собеседование наиболее справедливым методом отбора, особенно если интервьюеров несколько.  

 Собеседования могут происходить один на один или сразу с группой претендентов; претендента или группу могут интервьюировать одновременно несколько человек (линейный руководитель, прошедший специальное обучение по отбору претендентов и методам собеседований; психолог, который теперь есть в штате любой средней, а тем более крупной западной фирмы; менеджер по персоналу; представитель коллектива). Групповое интервью дает более объективную и справедливую оценку кандидатов, хотя и создает психологически сложные ситуации.  

 Беседа с  глазу на глаз психологически  более комфортна, раскованна, так  как здесь лучше контролируется  ситуация, ее легче организовать, но результаты могут оказаться  субъективными, а оценка ошибочной.  Например, внешняя привлекательность  в значительной мере влияет на положительное мнение собеседующих (стереотип «красивости», в равной мере принадлежащий как мужчинам, так и женщинам). Люди с привлекательными внешними данными чаще считаются более социально желательными. В 70% случаев прием на работу осуществляется именно на основе личной симпатии.  

 Другими ошибками  в интервью являются предъявление  неадекватых требований и воздействие  иррациональных факторов, например  настроения.  

 Считается,  что в ходе подготовки предварительного  собеседования необходимо выяснить следующие основные вопросы:  

1. Какие личные  качества кандидата (знания, опыт, установки) требуются для выполнения  той или иной работы.  

2. С помощью  каких вопросов, задаваемых всем  без исключения кандидатам, можно  извлечь необходимую информацию и сузить до предела круг последних.  

3. Кто должен  быть привлечен в качестве  интервьюеров — один человек  или несколько — и в какой  форме проводить собеседование.  Если предпочитается групповое  интервью, считающееся более надежным, встает вопрос о председателе комиссии. Он представляет кандидатам экспертов, объясняет порядок проведения собеседования, устраняет психологические барьеры и создает необходимую атмосферу, принимает окончательное решение в случае разногласий. 

 В целом  собеседования позволяют оценить интеллект, профессионализм, эрудицию, сообразительность и т.п. И все же по субъективным причинам они — не очень надежный способ отбора кадров, поскольку, как уже говорилось, большинство решений принимается на основе личных симпатий или антипатий, а не объективных критериев, ибо принимают их, как правило, не те, с кем данному кандидату придется впоследствии работать. 

Список литературы 
 

 Аверченко  Л. К., Залесов Г. М., Мокшанцев  Р. И., Николаенко В. М. Психология  управления: Курс лекций. - Новосибирск: НГАЭиУ; М.: ИНФРА-М, 2003, 150 с. 

 Беляев М.К.  Управление персоналом на предприятии:  Учебное пособие. - Волгоград: ВолгГАСА, 2005. 

 Берн Э.  В. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений.  Психология человеческой судьбы. - СПб.: Лениздат, 2002, 296 с. 

 Бизюкова  И.В. Кадры управления: подбор  и оценка. - М., 2008. 

 Веснин В.Р.  Практический менеджмент персонала. - М., 2006. 

 Виханский  О.С. Менеджмент: человек, стратегия,  процесс. - М.: 2001. 

 Гончаров  В. В. В поисках совершенства управления. - М.: 2003. 

Дафт Р. Менеджмент. - СПб.: Питер, 2002. 

 Дуракова  И.Б. Управление персоналом: отбор  и наем. Исследование зарубежного  опыта. - Воронеж, 1998. 

 Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Пихало В.Т. Управление  персоналом. - М., 2008. 

 Егоршин А. П. Управление персоналом. - Н. Новгород: НИМБ, 2003, 607 с. 

 Зайцев Г.  Г. Управление персоналом: Учебное  пособие - СПб.: Северо-Запад, 1998, 346 с.  

 Занковский  А. Организационная психология. Учебное  пособие для вузов. Издание  второе. - М.: Флинта, 2002. 

 Кабушкин  Н.Н. Основы менеджмента. - М.: 2000, 64 с. 

 Кибанов А.  Я. Управление персоналом организации:  Учебник для ВУЗов. - М.: ИНФРА-М, 2003, 637 с. 

 Кибанов А.  Я., Дуракова И. Б. Управление  персоналом организации отбор  и оценка при найме, аттестация: Учебное пособие. - М.: «ЭКЗАМЕН», 2003, 334 с. 

 Кибанов А.Я.  и др. Сборник деловых игр по  дисциплине «Управление персоналом». - М., 2004. 

 Королевский  М.И. Поиск и отбор персонала. - М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2008, 254 с.  

 Коханов Е.Р.  Отбор персонала и введение в должность. - М.:2001, 243 с. 

 Кочеткова  А.И., Логвинов С.А. «Управление  персоналом фирмы». - М.: ФА, 2005. 

 Кочеткова  А. И. Психологические основы  современного управление персоналом. - М.: ЗЕРЦАЛО, 2003, 428 с. 

 Кричевский  Р. Л. Если Вы – руководитель. - М.: 2001, 196 с. 

 Магура М.Н.  Поиск и отбор персонала. - М.: 2000, 160 с. 

 Маслов Е.  В. Управление персоналом предприятия:  Учебное пособие / Под ред. Шеметова  П. В. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск:  НГАЭиУ, 2000, 312 с. 

 Мескон М., Альберт М., Хероури Х. Основы менеджмента. - М., 2003. 

 Мильор Г.  Как эффективно управлять. - М.: Экономика, 2002. 

 Мишурова  И.В. Управление персоналом: Учебное  пособие. - Ростов-н/Д.: РГЭА, 2004. 

 Питерс Т., Уотерман Р. В поисках эффективного  управления/ Пер. с англ. - М.: Прогресс, 2006. 

 Справочник  директора предприятия / Под ред.  Лапусты М. Г. 4-е изд., испр., измен.  и доп. - М.: ИНФРА-М, 2000, 784 с. 

 Тараненко  В.А. Управление персоналом, корпоративный  мониторинг, психодиагностика: Тесты  для отбора персонала. - К.: Ника - Центр, 2002, 236 с. 

Информация о работе Собеседование как ключевой метод отбора персонала