Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 19:51, научная работа
Осуществляемый в России в настоящее время постепенный переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них – проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.
1 Анализ рынка безработицы 5
1.1 Анализ динамики безработицы в России 5
1.2 Анализ ситуации по безработицы в других странах 12
1.3 Занятость молодежи и женщин: проблемы, выходящие на первый план 16
1.4 Профессиональное обучение, переподготовка безработных 20
1.5 Социальная реабилитация безработных с высшем образованием 22
2 Пути снижения безработицы в Российской Федерации 24
2.1 Экономические последствия безработицы: оценка потерь 24
2.2 Факторы преодоления длительной безработицы 28
2.3 Российская система защиты от безработицы 29
Заключение 31
Список использованной литературы 32
Таблица 3
1.3. Занятость молодежи и женщин: проблемы,
выходящие на первый план
Проблема обеспечения занятости женщин в России является наиболее острой. Её решение требует совместных усилий органов государственной власти, женских общественных организаций, службы занятости, а также значительных финансовых вложений.
По данным 2011 года, в общей численности безработных по стране, мужчины составляют 3146 тыс. человек, женщины 2904 тыс. человек.
Сегодня, в ситуации крайней нестабильности, именно женщины составляют большинство «новых российских бедных», именно они в наибольшей степени подвергаются дискриминации в сфере занятости и на рынке труда и чаще, чем другие категории занятых, теряют свой социальный статус в сфере занятости.
Вот как выглядит среднестатистический портрет безработной женщины: старше сорока, служащая с высшим или средним специальным образованием, уволена в связи с высвобождением или по собственному желанию. У каждой третьей – несовершеннолетние дети. Каждая пятая была инженером или техником. Каждая шестая – в предпенсионном возрасте. Необходимость зарабатывать на жизнь, как основной приоритет поиска работы, у женщин выражен сильнее, чем у мужчин; существенно возросли претензии безработных женщин к размеру заработной платы; женщины начали отказываться от работы из-за отсутствия правовых и социальных гарантий, особенно в частном предпринимательстве. К старым нерешенным проблемам, таким, как низкий уровень квалификации и заработной платы, добавились новые – ухудшение структуры свободных рабочих мест и вакантных должностей.
Для снижения остроты проблемы занятости женщин определены приоритетные направления работы:
• повышение конкурентоспособности женщин на рынке труда через переобучение;
• формирование банка вакансий для женщин;
• создание дополнительных рабочих мест;
• создание условий для занятости на временных и общественных работах;
• реализация программ социальной адаптации.
Ещё один чётко определённый устойчивый сегмент рынка труда, характеризующийся стабильным ростом предложения рабочей силы – незанятая молодёжь.
Молодёжный рынок труда имеет свою специфику:
Во-первых, он характеризуется неустойчивостью спроса и предложения, обусловленной изменчивостью ориентацией молодёжи, её социально-профессиональной неопределённостью. Положение усугубляется обострением социальных проблем молодёжи, связанных с коренным изменением социокультурных и политических условий развития личности, что влечёт за собой возрастающие трудности самоопределения молодых людей, в том числе и в профессиональном плане.
Во-вторых, для молодёжного рынка труда специфична низкая конкурентоспособность по сравнению с другими возрастными группами. Молодёжь подвергается наибольшему риску потерять работу или не трудоустроиться. Возможности трудоустройства новой рабочей силы, вступающей на рынок труда впервые, сокращаются.
Ограничение спроса на рынке труда снижает возможности трудоустройства выпускников учебных заведений.
В-третьих, молодёжная занятость имеет явные и скрытые размеры. Продолжает увеличиваться группа молодёжи, которая нигде не работает и не учится.
В-четвёртых, молодёжный рынок труда характеризуется большой вариантностью. Существующая в настоящее время в России система профессионального образования не способна в полной мере удовлетворять потребности экономики в квалифицированных профессиональных кадрах. Она не имеет устойчивой связи с рынком труда и не оказывает управляющего воздействия на устранение дисбаланса спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.
Сегодня полученное однажды образование уже не обеспечивает конкурентоспособности граждан на рынке труда на всю оставшуюся жизнь. В особенности, в трудном положении оказываются выпускники, не имеющие опыта, поскольку работодатели заинтересованы в найме сформировавшихся специалистов, в результате чего многие обладатели дипломов приобретают статус безработного, либо трудятся не по специальности. Например, по данным 2011 года из всей численности выпускников признаны безработными: 15,7% лица с высшим образованием; 19,5% со средним профессиональным образованием; 21,3% с начальным профессиональным; 38,9% с полным общим; 2,7% с основным общим и 1,9% не имеют образования.
Рисунок 1 – Динамика безработных выпускников
Ежегодно из числа выпускников каждый четвёртый становится потенциальным кандидатом на переобучение, получение второй профессии.
Кроме того, часть молодых людей увольняется из-за неудовлетворенности профессией, характером труда уже в первый год работы после окончания учебного заведения.
В-пятых, на молодёжном рынке труда создалась чрезвычайно сложная ситуация с женской занятостью: традиционно среди выпускников учебных заведений, особенно вузов, женщины составляют значительную долю, при этом работодатели отдают явное предпочтение при приёме на работу мужчинам.
Проблема занятости молодёжи является далеко не новой. Традиционным решением данной проблемы является функционирование государственной молодёжной политики, однако современное её состояние не является удовлетворительным.
1.4. Профессиональное обучение, переподготовка безработных
Численность экономически активного населения Свердловской области на конец сентября по оценке органов государственной статистики составила 2400,4 тысячи человек. Из них заняты в экономике 2236,8 тысячи человек и 163,6 тысячи человек не имели занятия, но активно его искали и, в соответствии с методологией Международной организации труда, классифицировались как безработные,— сообщает территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области. По данным Свердловскстата, официально зарегистрированы в органах государственной службы занятости 86,3 тысячи безработных. Уровень общей безработицы в регионе составил 6,8%, зарегистрированной — 3,6% к численности экономически активного населения. С начала года в органы государственной службы занятости за содействием в трудоустройстве обратилось 299,7 тысячи человек, из них 199,6 тысячи не занятых трудовой деятельностью граждан, что в 1,6 раза больше уровня предыдущего года. Трудоустроено незанятых 68,6 тысячи человек, или на 18,4% меньше уровня предыдущего года. В органы службы занятости организациями и учреждениями была заявлена потребность в 256,3 тысячи работников, из них 81% — для замещения рабочих профессий. Заявки от негосударственного сектора экономики составили 88,7%. Большинство заявок поступило от организаций обрабатывающих производств (28,7%). На конец сентября 2009 года число вакансий, заявленных в службу занятости, составило 22,5 тысячи человек, что в 2,1 раза меньше числа заявок на конец сентября 2008 года. На 1 вакансию в службе занятости приходится 3,9 человека (в конце сентября 2008 г. - 0,7 человека). У большинства безработных (39,1%) продолжительность безработицы составляла от 1 до 4-х месяцев. Не имели работы более одного года (хроническая безработица) 1,6% безработных.
В числе зарегистрированных безработных женщины составляли 51,4%, молодежь в возрасте 16-29 лет — 35,5%. Лиц в возрасте 16-17 лет в составе безработных 0,9%, 18-24 лет — 22%, 25-29 лет — 13%, предпенсионного возраста - 5,9% от общего числа. В сельской местности проживали 21,6% безработных. Образовательный уровень зарегистрированных безработных остается высоким. Большинство (64,4%) имеют профессиональное образование, из них 14,5% — высшее, 20,7% — среднее профессиональное, 29,2% — начальное профессиональное образование и только 35,6% - без образования..
Рисунок 2 – Динамика безработных по профессиональному цензу
Одним из направлений активной политики государства по борьбе с безработицей является развитие программ профессиональной подготовки и переподготовки безработных. В некоторых регионах разработаны и начинают приводиться в действие программы по социальному партнёрству, которое предусматривает заключение договоров с работодателями о гарантии трудоустройства лиц успешно окончивших обучение или курсы по переподготовке, и благополучно прошедших стажировку на предприятии. Государственные органы в свою очередь, обязуются оплачивать часть заработка работника во время его обучения и приобретения необходимых навыков на предприятии. Центры занятости населения организуют различные курсы по подготовке кадров, которые финансируются засчет государства. Данная система имеет ряд недостатков: федеральные органы занятости пока ещё не имеют развитой учебно-курсовой сети, эффективных методик обучения, квалифицированных преподавателей, надёжной информации о качественных и количественных характеристиках спроса на рабочую силу на рынке труда. Расширение масштаба профессиональной подготовки и переподготовки позволяет сократить на некоторое время предложение рабочей силы на рынке труда и обеспечивает подготовку к работе в новых рыночных условиях.
Большим минусом является то, что подготовка происходит только с учётом спроса на определенные специальности в настоящий момент времени и не берётся во внимание их дальнейшая востребованность и конкурентоспособность на рынке труда. В экономически развитых регионах страны сейчас практикуется обучение основам предпринимательства и некоммерческого хозяйствования в перспективных областях экономической деятельности. Вовлекаются в эту сферу прежде всего те, кто длительное время ищет работу. Для этого в некоторых областях организованы специализированные бизнес-центры.
Около 40% безработных, направленных на получение дополнительной специальности – выпускники учебных заведений.
1.5. Социальная реабилитация безработных с высшим образованием
В экономически развитых странах чем выше уровень образования человека, тем больше шансов получить желаемую и высокооплачиваемую работу. В России же люди с высшим образованием имеют незначительные шансы получить работу. Как свидетельствует статистика, подавляющее число лиц, ищущих работу-это люди с высшим образованием. Только по Курганской области ежегодно около 38% безработных имеют высшее образование. Большая часть ищет применение своим знаниям и способностям в других регионах, либо заграницей. Те, кто долгое время не могут найти работу, регистрируются в центрах занятости, как безработные. Для них ведётся поиск подходящей работы. Причём, из 36% безработных в России с высшим образованием, только 21% трудоустраиваются по специальности.
Остальные заняты в сферах деятельности не соответствующих их квалификации и образованию, на общественных работах (преимущественно женщины и молодёжь), либо направлены на переобучение и повышение квалификации.
23
2. ПУТИ СНИЖЕНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Экономические последствия безработицы: оценка потерь
Рассмотрим основные социально-экономические последствия безработицы, относительно человека и государства.
Для наглядности сведем в таблицу проявления безработицы как для человека (микроуровень), так и для государства (макроуровень).
Таблица 3 - Основные социально-экономические последствия безработицы
МИКРОУРОВЕНЬ
| МАКРОУРОВЕНЬ |
Чувство неуверенности в будущем | Сокращение излишней численности рабочей силы |
Потеря самоуважения в связи с потерей работы | Рост объемов скрытой безработицы |
Усиление депрессивных состояний
| Совершенствование профессиональной структуры рабочей силы |
Распад семей безработных
| Сокращение престижа квалифицированного труда |
Рост девиантного поведения | Увеличение мобильности рабочей силы. |
Падение материального достатка семей безработных граждан | Усиление социальной напряженности в обществе |
Потеря квалификации безработными
| Дифференциация доходов среди населения. Массовая бедность |
| Затраты на помощь безработным |
| Снижение налоговых поступлений |
| Падение валового национального продукта |
Таким образом, можно видеть, что безработица составляет серьезную личную и общественную проблему. Человек, оказавшийся безработным, страдает материально, теряет квалификацию, имеет психологические проблемы. Длительная безработица часто ведет к глубокой личной депрессии, чувству неполноценности, и, в конечном счете, к деградации личности человека.
На уровне государства проблемы безработицы проявляются, прежде всего, в снижении ВВП. Кроме того, безработица вызывает социальную напряженность в обществе, может усложнить криминогенную ситуацию в стране, способствовать росту преступности и тем самым снижению степени безопасности граждан.
Экономические потери от безработицы можно рассчитать следующим образом:
П =Ч х С х В , где:
П-потери от циклической безработицы;
Ч-число лиц с частичной занятостью и лиц в вынужденных отпусках;
С-средняя продолжительность циклической безработицы;
В-средняя месячная выработка одного работника, занятого в национальной экономике (либо в конкретной отрасли).
Аналогичным образом можно оценить экономические потери от структурной безработицы:
П=Ч х С х В, где:
П-потери от структурной безработицы;
Ч-число лиц, высвобожденных вследствие структурных изменений;
С-средняя продолжительность структурной безработицы;
В-средняя выработка одного работника, занятого в национальной экономике (либо в конкретной отрасли).
Наиболее сложной представляется оценка потерь, вызванных фрикционной безработицей:
П=Ч х С х В х К+АР, где:
П-потери от фрикционной безработицы;
Ч- число лиц, высвобожденных вследствие фрикционной безработицы;
С- средняя продолжительность фрикционной безработицы;
В - средняя выработка одного работника, занятого в национальной экономике (либо в конкретной отрасли);
К – коэффициент снижения выработки;
АР – административные расходы по увольнению, подбору, найму работников.
В совокупности потери от безработицы всех видов включают в себя расходы на содержание службы занятости, выплату пособий по безработице и оказание материальной помощи.
SП= П+ П+ П+Р, где:
SП – совокупные экономические потери;
Р-расходы Федеральной службы занятости за исключением затрат на создание новых рабочих мест, переподготовку и переобучение работников, содействие предпринимательству.
Реальная величина экономических потерь обусловлена темпами снижения объёмов производства и соответствующем ему уровнем безработицы:
У = х 100% , где
У-уровень безработицы в процентном отношении;
Ч-численность экономически активного населения.
Многие специалисты считают фрикционную и структурную безработицу неизбежной, и в сумме составляющей естественный уровень безработицы: