Современный этап развития Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 10:43, контрольная работа

Описание

Современный этап развития Российской Федерации характеризуется тенденциями укрепления государственной власти, повышением роли государства в системе управления экономикой, усилением борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономической сфере. В этой связи объективно возрастает значение и роль финансового контроля в системе государственного управления, реформирования действующей системы финансового контроля в РФ и разработки научных основ организации системы общегосударственного финансового контроля.

Работа состоит из  1 файл

Место аудита в системе контроля.docx

— 37.82 Кб (Скачать документ)

 

 

Введение

 

Современный этап развития Российской Федерации  характеризуется тенденциями укрепления государственной власти, повышением роли государства в системе управления экономикой, усилением борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономической  сфере. В этой связи объективно возрастает значение и роль финансового контроля в системе государственного управления, реформирования действующей системы  финансового контроля в РФ и разработки научных основ организации системы  общегосударственного финансового  контроля. Финансовый контроль образует систему, в которую входят государственный  финансовый контроль (общегосударственный  и ведомственный), общественный контроль и аудит (независимый контроль). Все  элементы этой системы тесно связаны  и взаимодействуют между собой. Институт независимого аудита новая  в нашей стране форма организации  финансового контроля за финансово-хозяйственной  и коммерческой деятельностью организаций  и учреждений, осуществляемая на платной  основе. Аудит как таковой в  России появился не так давно около 10 лет назад. Очевидно, что за столь  короткий промежуток времени, российский аудит не мог сформироваться окончательно. Но уже сейчас с полным правом можно  утверждать, что аудит в России состоялся и получает все большее  развитие. Создана мощная, законодательно регламентируемая аудиторская система, с учетом международных образцов совершенствуется ее институциональная, в том числе нормативно-законодательная  база. Предметом исследования выступают  научно-теоретические работы посвященные  общим проблемам системы финансового  контроля, и его элементов, в частности  государственного финансового контроля и независимого аудита и перспектив взаимодействия этих элементов. Кроме  того, предметом настоящего исследования выступают основы законодательства России о финансовом контроле и аудите. Объектом данного исследования являются процессы и формы осуществления  финансового контроля в Российской Федерации. Кроме того, объектом исследования является нормативное регулирование основных элементов системы финансового контроля независимого аудита и государственного финансового контроля. Целью данной контрольной работы является полное и четкое раскрытие истории возникновения аудита, видов и методов контроля, целей и задач аудиторской деятельности. Также целью данной работы является определение роли независимого аудита и перспектив его взаимодействия с государственным финансовым контролем. Теоретическую и методологическую базу исследования составляют концептуальные положения, содержащиеся в работах отечественных ученых, а также в законодательных актах Российской Федерации и других нормативных материалов федеральных, региональных и местных органов управления.

 

 

  1. Генезис (история возникновения) аудита

 

Аудит (в разных переводах  это слово означает «он слышит», «слушающий») имеет достаточно большую историю.

В своей книге «Практический  аудит» Петр Иванович Камышанов, один из известных в нашей стране теоретиков и практиков аудита, пишет: «профессия аудитора известна с глубокой древности. Еще примерно в 200 г. до нашей эры квесторы (должностные лица, ведавшие финансовыми и судебными делами) Римской империи осуществляли контроль, за государственными бухгалтерами на местах. Отчеты квесторов направлялись в Рим и выслушивались экзаменаторами. Такая практика и дала термин «аудитор» от латинского «слушать»».

Кроме того, в Римской  империи была создана специальная  налоговая полиция, сотрудники которой  прибегали к пыткам женщин и детей  для получения сведений об укрываемых от обложения доходах и имуществе.

В книге по аудиту «Аудит Монтгомери» авторами высказано  мнение, что «Ряд форм внутреннего  контроля… описан в Библии, содержание которой, по общему мнению, охватывает период между 1800 г. до н. э., и 95 г. н. э., а логическое обоснование учреждения контроля, заключающееся в том, что если работникам представится случай украсть, то они могут воспользоваться, отражает тот же профессиональный скептицизм, который ожидают от аудиторов и сегодня. Конкретно Библия касается вопросов двойной охраны имущества, необходимости нанимать компетентных и честных работников, ограничения доступа и разделения обязанностей».

Кроме того, основываясь  на публикациях в области истории  бухгалтерского учета, авторы «Аудита  Монтгомери» указывают на наличие  в Афинах в V веке до н. э. контроля доходов и расходов со стороны Народного Собрания, а также, что финансовая система «включала правительственных аудиторов, которые проверяли документы всех должностных лиц по истечении их полномочий». Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы). Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую предоставляли управляющие и подчиненные им бухгалтеры предприятия. Достаточно частые банкротства предприятий, обман со стороны администрации существенно повышали риск финансовых вложений. Акционеры хотели быть уверенными в том, что их не обманывают, что отчетность, представленная администрацией, полностью отражает действительное финансовое положение предприятия. Для проверки правильности финансовой информации и подтверждения финансовой отчетности приглашались специальные люди – аудиторы, которым, по мнению акционеров, можно было доверять. Главными требованиями, предъявляемыми к аудитору, были его безупречная честность и независимость. Знание бухгалтерского учета сначала не было главным, однако по мере усложнения бухгалтерского учета необходимым требованием становится и хорошая профессиональная подготовка аудитора.

Исторической  родиной аудита считается Великобритания. Самое древнее упоминание об аудите в англоязычных странах датируется 1130 годом (документ архива казначейства Англии и Шотландии). Лондонское Сити подвергалось аудиту по крайней мере уже в 1200-е годы, а в начале XIV столетия в числе выборных должностных лиц значились и аудиторы и начиная с тех пор в архивах множество документов, свидетельствующих о широком признании значения аудита и о регулярном осуществлении аудита отчетов муниципалитетов, частных землевладений и ремесленных гильдий. 24 марта 1324 г. король Эдуард II подписал указ «о назначении трех государственных аудиторов, которые должны испрашивать, проверять и «брать все счета, которые были введены и которые будут введены в провинциях: Оксфорде, Беркенхенде, Саутхемптоне, Уэльсе, Соммерсетшире и Дорсете, делать и обозначать все, что аудиторы со счетами делать должны».

С 1844 г. в Великобритании выходит серия законов о компаниях, согласно которым правления акционерных компаний обязаны не реже одного раза в год приглашать специального человека для проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами.

В России звание аудитора было введено Петром I. Должность аудитора совмещала в себе некоторые обязанности  делопроизводителя, секретаря и  прокурора.

В России предпринимались попытки создания в 1891 г. – Института присяжных бухгалтеров, 1909 г. – Института бухгалтеров, 1928 г. – Института государственных бухгалтеров-экспертов. Однако, все три попытки организации института аудита в России оказались неудачными.

Правовые  основы аудиторской деятельности как  независимого вневедомственного финансового  контроля в России были установлены Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263 «Об аудиторской деятельности в РФ».

Как в  названном Указе, так и во Временных правилах, утвержденных этим Указом, предусматривалось, что Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации действуют только до принятия Федеральным Собранием закона Российской Федерации, регулирующего аудиторскую деятельность, каковым и явился Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Мировой экономический кризис 1929–1933 гг. усилил потребность в услугах бухгалтеров-аудиторов. В это время резко ужесточились требования к качеству аудиторской проверки и ее обязательности, увеличилась рыночная потребность в услугах такого рода. После окончания кризиса практически все страны начали вводить обязательные требования к объему информации, содержащейся в годовых отчетах компаний, и обязательности публикации этих отчетов и заключений аудиторов в средствах массовой информации. Аудит стал мощным оружием против мошенничества.

До конца 40-х гг. аудит в основном заключался в проверке бухгалтерской документации, подтверждающей записанные денежные операции, и правильной группировке этих операций в финансовых отчетах. Это был так называемый подтверждающий аудит.

После 1949 г. независимые аудиторы стали больше внимания уделять вопросам внутреннего контроля в компаниях, полагая, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок незначительна и финансовые данные достаточно полны и точны. Аудиторские фирмы начали заниматься больше консультационной деятельностью, чем непосредственно аудиторскими проверками. Такой аудит получил название системно-ориентированного.

Третий  этап развития аудита – его ориентация на возможный риск при проведении проверок или при консультировании, предупреждение и избежание риска; аудит, при котором исходя из условий  бизнеса клиента проверка проводится выборочно, в основном там, где риск ошибки или мошенничества максимальный. Такой аудит получил название риско-ориентированного.

В начале 70-х гг. началась разработка аудиторских стандартов. В Англии аудиторами именуются любые специалисты в области контроля за достоверностью финансовой отчетности, в том числе и работающие в государственных органах. Во Франции в области независимого финансового контроля действуют две профессиональные организации: бухгалтеров-экспертов, которые занимаются непосредственно ведением бухгалтерского учета, составлением отчетности и оказанием консультационных услуг в этой области, и комиссаров (уполномоченных) по счетам, обеспечивающих контроль за достоверностью финансовой отчетности. В США проверку достоверности финансовой отчетности осуществляет дипломированный общественный бухгалтер.

Во всех развитых странах лицам, желающим приобрести профессию бухгалтера-аудитора, предстоят  долгие годы учебы и практической деятельности, а также многочисленные экзамены. Представители Палаты аудиторов, организации, объединяющей всех лиц  этой профессии, регулярно проверяют  их работу, и исключение из Палаты аудиторов  означает запрещение дальнейшей деятельности. Таким образом, аудиторская деятельность сопряжена с большой финансовой ответственностью, что обуславливает  достаточную жесткость при получении  статуса аудитора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Место аудита в системе контроля. Виды и методы контроля

 

Контроль  – важная функция управления. Это объективное явление в экономической жизни общества, а в сфере управления финансовыми средствами – неотъемлемая часть системы регулирования финансовыми отношениями.

  1. В зависимости от субъекта и характера деятельности финансовый контроль разделяется на государственный, ведомственный и вневедомственный;
  2. в зависимости от объекта – на внутренний и внешний;
  3. в зависимости от организации осуществления – на ревизионный (ревизия) и аудиторский (аудит);
  4. в зависимости от времени проведения на предварительный контроль – осуществляется до принятия управленческих решений и до совершения хозяйственных операций, носит профилактический характер. Объектами такого контроля являются: бизнес-планы, различные проектно-сметные документации, сметы документов на выдачу денежных средств, отпуск продукции. Цель данного контроля: предупреждение незаконных действий должностных лиц, экономически нецелесообразных хозяйственных операций; текущий (оперативный) контроль – организуется в процессе совершения различных хозяйственных операций; последующий – осуществляется после совершения хозяйственных операций. Субъекты последующего контроля: налоговые органы, таможенные органы, аудит.
  5. В зависимости от источников информации на документальный – предусматривает использование первичных документов для установления достоверности и законности совершения хозяйственных операций, совершения учетных регистров и отчетности; фактический – это установление количественного и качественного состояния проверяемого объекта путем обследования, осмотра, обмера, взвешивания, пересчета, лабораторного анализа и других способов проверки. Объектами фактического контроля являются: наличные деньги в кассе, основные средства, товарно-материальные ценности, готовая продукция, выполненные работы.

Государственный финансовый контроль регламентируется законами Российской Федерации и другими нормативными актами. В системе государственного финансового контроля имеются специальные контрольные органы: Счетная палата Российской Федерации, Департамент государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов Российской Федерации. В определенной мере функции государственного финансового контроля выполняют органы Министерства по налогам и сборам, а также Центральный банк России, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю, Государственный таможенный комитет России, а также контрольные органы министерств и ведомств.

Объектами государственного финансового контроля являются государственные органы и  структуры, промышленные и коммерческие предприятия с государственным  участием, предприятия, организации  и учреждения, финансируемые за счет бюджетных средств или получающие государственные субсидии, общественные неправительственные организации  и учреждения, предпринимательские  структуры и физические лица в  части уплаты налогов и осуществления  деятельности, регулируемой государством.

Информация о работе Современный этап развития Российской Федерации